Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 5 МУЗЫКА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА



Музыка, используемая в занятиях, является той канвой, от качества которой во многом зависит эффективность и привле­кательность аэробики для занимающихся. При проведении занятий широко используется современная музыка, на кото­рую «накладываются» соответствующие ей по стилю движе­ния танцевального характера. Это предопределяет необходи­мость соответствующей подготовки тренера. От умения трене­ра проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержани­ем, привлекать внимание занимающихся к выразительным, точным и красивым движениям в какой-то мере зависит эф­фективность занятий.

Занятия с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на орга­низм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Музыка может быть ис­пользована и как фактор обучения, т.к. движения легче запо­минаются.

Следует отметить, что в некоторых оздоровительных заня­тиях музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений (атлети­ческая гимнастика, калланетика, стретчинг). В других — му­зыка используется как лидер, т.е. задает ритм, характер и уп­равляет темпом движений (аэробика, ритмическая гимнасти­ка, шейпинг, фитнес и др.).

Наиболее простое строение музыкального произведения, в котором отдельные куски равно­мерны, называется " квадратным". Каждый такт музыкальной фразы состоит из 8 долей (счётов), если считать по восьмым долям (на каждый счёт) или из 4 долей, если считать по чет­вертям (через счёт). Таким образом, музыкальная фраза фонограммы для занятий имеет 4 такта по 8 счётов каждый, то есть длится 32 счёта (при под­счёте " на каждый счёт" или по восьмым долям) или 16 счётов (при подсчёте " через счёт" или по четвертям).

Как правило (и это ещё один момент адапта­ции музыкального произведения к сопровожде­нию занятий аэробикой) первая нота (счёт) в каж­дом такте является ударной. Соответственно, ударными являются также 3, 5 и 7 счёты. Именно на эти счёты приходятся основные команды пре­подавателя, и именно под эти счёты идёт движение (шаг) так называемой " ведущей" ноги.

Команды инструктора по аэробике делятся на вербальные и визуальные. Все они произносятся в определённое время и под определённый счёт. Ниже приведены некоторые из команд препода­вателя, подача которых должна как можно точнее совпадать с определённым счётом, что обеспечи­вает их эффективность и чёткость проведения за­нятия.

1. Команда к началу выполнения определён­ного шага (а также к началу выполнения соедине­ния или комбинации) - подаётся к началу музы­кальной фразы, состоит из:

- просчёта последнего такта музыкальной фра­зы — " 4-3-2-1" (с одновременной визуальной де­монстрацией подсчёта)

- названия шага - показа (и/или названия) на­правления движения.

К примеру, раскладка по счёту команды для выполнения комбинации, первым элементом ко­торой является приставной шаг (" степ-тач" ) с пра­вой ноги, выглядит следующим образом:

Другие команды преподавателя можно пода­вать в более свободной манере и независимо от счёта.

2. Обратный счёт не является обязательным ат­рибутом, можно вести счёт и в стандартном виде: " 5-6-7-8! "

3. Подача команды-подсчёта " через раз" может со временем (приобретение опыта, обучение груп­пы) меняться на подсчет, на каждый счёт в конце последнего такта, то есть

 

4. Команда к началу выполнения всей комби­нации с правой (левой) ноги — подаётся к началу музыкальной фразы, состоит из:

- просчёта последнего такта музыкальной фра­зы — " 4-3-2-1-" (с одновременной визуальной де­монстрацией подсчёта)

- команды - " С правой (с левой), с начала! "

5. Команда к выполнению повторений движе­ний в одном такте — подаётся одновременно с вы­полнением повторений, состоит из:

- команды " Один-один-два! " - визуальной де­монстрации количества повторений.

Что касается темпа музыкальных фонограмм, то в оздоровительной аэробике приняты следую­щие параметры темпа (основная часть занятия по­сле разминки):

— классическая (базовая) аэробика: до 160 му­зыкальных акцентов в минуту, " нижний предел" может составлять 140 музыкальных акцентов в минуту (молодой возраст); что касается клиентов старшего возраста, неподготовленных и имеющих отклонения в состоянии здоровья, то здесь вряд ли можно работать при темпе выше 130-140 муз. акц. в мин. а " нижний предел" определяет сам инстру­ктор, исходя из конкретных параметров, и он мо­жет оказаться не более и 110;

— степ-аэробика: 120-130 муз. акц. в мин; воз­можна работа и при темпе до 140, но при условии, что в этом случае не страдает техника движений, последнее возможно только при работе с контин­гентом молодого возраста;

— силовая аэробика, возможен различный темп в пределах указанного выше в зависимости от вида используемого оборудования, уровня под­готовленности контингента и других уже указанных параметров;

танцевальная аэробика и другие " профильные" виды: темп также различен в зависимости от танце­вального направления или другого направления;

В разминке темп музыкальной фонограммы, как правило, ниже и составляет 120-130 муз. акц. в мин. В заключительной части занятия темп-свободный.

Преподаватель может варьировать темпом му­зыкальной фонограммы, даже не меняя её. Можно работать в темпе, в 2 раза превышающем имею­щийся и можно аналогично при необходимости снижать темп.

Среди многих показателей, определяющих квалификацию специалиста, в первую очередь необходимо выделить музы­кально-двигательные умения, используемые при проведении занятий.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какова роль музыкального сопровождения при занятиях различными видами оздоровительной гимнастики?

2. Расскажите о наиболее простом строении музыкального произведения?

3. Какая связь между и частью урока?

4. Какое различие темпа музыкальной фонограммы в различных видах оздоровительной гимнастики?

5. Перечислите и расскажите о разновидностях команд инструктора?

Рекомендуемая литература.

1. Вейдер, С. Фитнес-путеводитель для начинающих / С.Вейдер.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-320с.

2. Горцев, Г. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг / Г. Горцев. – М.: Вече, 2001, 67с.

3. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: учеб.- метод. Пособие / Е.С. Крючек.-М.: Терра-Спорт, Олимпия пресс, 2001.-64с.

4. Орлов, Л.П. Художественная гимнастика / Л.П. Орлов. - М.: Физкультура и спорт, 1965. – 208с.Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости / Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 1970.- С. 32.

5. Семёнов, Л. Советы тренерам: Сборник упражнений и методических рекомендаций / Л. Семенов.-М.: Физкультура и спорт, 1964. – 136с.

6. Смоленский, В.А. Гимнастика в трех измерениях: Учеб. пособие / В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. – М: Академия, 1979. – 123с.

7. Укран, М.Н. Спортивная гимнастика / М.Н. Укран. - М.: Физкультура и спорт, 1971. – 304с.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1443; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь