Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Волевой акт и структура волевого акта



Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие волевого акта, имеющего определенную структуру и содержание. Важнейшие звенья волевого акта — принятие решения и исполнение — нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.

Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:
1) наличие цели действия и ее осознание;
2) наличие нескольких мотивов и также их осознание с выстраиванием определенных приоритетов между мотивами по их интенсивности, значимости. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов;
3) «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений. Она становится тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равны они между собой по своей силе и значимости. Принимая «хроническую форму», борьба мотивов может порождать личностное качество нерешительности; в ситуативном выражении она провоцирует переживание внутреннего конфликта;
4) принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения — это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения (в этом случае говорят о «победе над собой»), либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
5) реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, часто приобретающим стрессовый характер.

Отечественный классик психологии А. Н. Леонтьев выявляет важную составляющую волевого акта. Он считает, что волевое действие есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными. Это означает, что в борьбе мотивов у достаточно зрелой личности чаще всего побеждают социальные мотивы, беря верх над биологическими. Так, человек может заставить себя съесть обед (биологическое действие), если он будет знать, что его жена будет довольна этим действием (социальный мотив — отношения с женой). Данный эффект А. Н. Леонтьев называет «приматом открыто социальной мотивации». То же самое верно и по отношению к «идеальным по форме» мотивам, которые берут верх над наглядными и объектно-предметными мотивами, согласно А. Н. Леонтьеву.

Р азвитие волевой регуляции осуществляется по следующим направлениям:

1. Выработка способности осуществлять контроль над собственным поведением.

2. Формирование волевых качеств.

3. Сознательное следование все более отдаленным целям, для достижения которых требуются значительные волевые усилия на протяжении длительного времени.

Волевая регуляция поведения совершенствуется в зависимости от уровня интеллектуального и личностного развития, особенно становления мотивационной сферы.

Особую роль в формировании волевых процессов выполняет игровая и учебная деятельность.

Так, предметные игры формирует произвольность действий, сюжетно-ролевые – волевые качества личности, учебная деятельность способствует развитию произвольной регуляции познавательных процессов.

ВОПРОС 37

Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.

Долгие годы ученые противопоставляли эмоции и процессы, связанные с познанием окружающей действительности, считая эмоции явлением, доставшимся нам в наследство от далеких животных предков. На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не только субъективный компонент, т. е. отражение состояния человека, но и познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющие определенное значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций – с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Из своего опыта мы знаем, насколько богат репертуар человеческих эмоций. Он включает целую палитру различных эмоциональных явлений. Можно сказать, что человек – наиболее эмоциональное из живых существ, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний.

Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» – сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. По потребностям отличают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т. д.), от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями.

По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительными чертами аффекта являются ситуативность, обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.

Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности – к чувствам.

Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции могут слабо проявляться во внешнем поведении, если человек умело скрывает свои эмоции, то вообще трудно догадаться, что он испытывает.

Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер. Это всегда чувство к чему-то, к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.

Настроения – это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени.

Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. В настоящее время основное экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного компонента эмоций: мимики, пантомимики, интонации и т. д.

Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – выразительные движения лица; пантомимике – выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» – выражение эмоций в интонации и тембре голоса).

Ряд эмоциональных состояний четко дифференцирован как с точки зрения внешних объективных признаков, так и по качеству субъективных переживаний. Общие характеристики эмоций легли в основу создания ряда шкал эмоциональных состояний.

Однако тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Можно сказать, что эмоции – наиболее психологические из всех выделяемых процессов.

Нет единого мнения среди ученых, занимающихся проблемой эмоций, относительно вопроса об их роли в осуществлении процессов жизнедеятельности. Еще во времена античной философии высказывались мнения как о нарушающем, дезорганизующем влиянии эмоций на поведение, так и о том, что они представляют собой важнейшее стимулирующее и мобилизующее воздействие.

На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.

Без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми, поэтому одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций. Выражая свои эмоции, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде всего к другим людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Психологические исследования показали, что большую часть информации в процессе общения человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального (словесного) компонента человек передает небольшой процент информации, основная же нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.

Долгое время выразительные движения рассматривались лишь как внешнее сопровождение переживания, где само движение выступало как нечто сопроводительное эмоциональным переживаниям.

Один из самых ранних подходов к пониманию роли выразительных движений был предложен У. Джемсом и К. Ланге, сформулировавшими так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, что эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями и, по сути, сводятся к ним. По их мнению, выражение эмоций – это чисто рефлекторная реакция, вызывающая изменения в организме, и лишь последующее их осознание и составляет саму эмоцию. Они свели эмоции исключительно к периферическим реакциям и в связи с этим превратили сознательные процессы центрального характера во вторичный, следующий за эмоцией, но не включенный в нее и ее не определяющий акт.

Однако выразительные движения – это компонент эмоций, внешняя форма их существования или проявления. Выразительное движение и эмоциональное переживание образуют единство, взаимопроникая друг в друга. Поэтому выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.

Важный шаг в понимании природы выражения эмоций сделал Ч. Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их изучению. Исследования Ч. Дарвина, систематизированные в работе «Выражение эмоций у человека и животных», привели его к убеждению, что многие проявления эмоций в жестах и мимике – результат эволюционного процесса. Он обнаружил, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, очень сходны и произошли от аналогичных двигательных актов наших предков – обезьян.

Современные исследователи согласны с Ч. Дарвиным в том, что мимика возникла в эволюционном процессе и выполняет важную адаптивную функцию.

Почти с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых эмоциональных выражений у слепых и зрячих детей подтвердило факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях.

Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур.

Аффект

Аффект — наиболее мощный, бурный вид эмоционального возбуждения, крайний вид эмоции, полностью или почти полностью подчиняющий поведение человека. Аффект обычно очень интенсивен и довольно кратковременен. Примеры аффекта:
- сильный гнев или ярость,
- подавляющий ужас,
- бурная радость,
- глубокое горе,
- бесконечное отчаяние.
Аффект полностью захватывает сознание человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Аффект очень опасное состояние, потому что неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, полностью снижается критичность. Человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает, не понимать состояния, в котором находится.
В состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.
Но бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах.
Аффект влияет на функционирование всех психических процессов. Резко (обычно) изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта.
В состоянии аффекта не работает привычная система целеполагания, человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления и человек становится как бы непонятен сам себе.
В очень сильном состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, а потом - в более спокойной ситуации - не может вспомнить того, что с ним было. А если и может, то вспоминает, что происходило с ним - как во сне.
Обычно сильный аффект заканчивается " провалом" в расслабленность.

Эмоции

Эмоции - по сравнению с аффектом - менее интенсивные, но зато значительно более разнообразные эмоциональные переживания. Аффект всегда есть реакция на обстоятельства. Эмоции могут быть вызваны теми или иными воспоминаниями.
Когда говорят про какого-то человека, что он эмоционален, то этим самым имеют в виду, что человек часто проявляет свои эмоции: громко смеется или плачет, под влиянием эмоций может сделать какой-то сильный жест или поступок. Одним словом, он ведет себя совсем не так, как человек безэмоциональный.
Здесь важно понимать (об этом уже говорилось выше), что эмоции во многом носят внешний, активный характер. Человек может быть очень чувствительным, ранимым, постоянно испытывать множество чувств, но при этом уметь хорошо скрывать свои эмоции. Такого человека мало кто назовет эмоциональным, скорее чувствительным.

Чувства

Про них достаточно уже написано. Стоит напомнить, что чувства - в сравнении с эмоциями, а тем более аффектом, носят характер внутреннего переживания (внутренней эмоции).
Еще одно интересное отличие чувства от эмоции - эмоции как бы стандартны, а чувства могут быть смутными. Эмоции теснее связаны с поведением, поэтому по поведенческим особенностям легче отделить одну эмоцию от другой. С чувствами значительно сложнее. Спонтанное изменение соматического состояния может привести к псевдо-чувству.
Бывают к тому же смешанные чувства. И это обстоятельство может породить большое количество психологических проблем невротического характера. Вплоть до фобий, например.
Чувства опираются не только на реальный мир, но и на вымышленный мир, мир сложных конструктов. Так, оказывается, что можно любить не реальную девушку, а изображение девушки или литературный персонаж. Можно не любить картинные галереи сами по себе, но любить себя в картинной галерее.
Чувства активно и более тонко по сравнению с эмоциями участвуют в установлении и поддержании социальных контактов. При любом более-менее продолжительном контакте одного человека интересуют чувства, которые испытывает к нему другой человек. Одно дело - чувство уважения, доверия, заинтересованности, симпатии. Другое дело - чувство презрения, недоверия, антипатии. При этом, что характерно, чувства очень часто обладают взаимностью. Если кто-то к кому-то проявляет чувство симпатии, то или тот другой человек со временем начинает отвечать симпатией, или первый человек со временем охладевает.
Таким образом, чувства выступают в роде некоторых таких валентных связей между людьми в социальных отношениях разного уровня.
Чувства более очевидно связаны с чертами характера человека. Так, если человек постоянно испытывает чувство радости при получении новых знаний, то про него можно сказать, что он любопытный. Если человек часто испытывает чувство зависти - завистливым. Выделяют даже моральные (нравственные) чувства: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. Существуют аморальные чувства: жадность, эгоизм, жестокость и т. д.

Интеллектуальные чувства

Большую группу чувств составляют интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только
сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют,
усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на
содержательность и точность полученных знаний.
Примеры интеллектуальных чувств: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства. Во время работы большинство ученых внешне (эмоционально) спокойны, но это не значит, что у них в это время нет никаких эмоциональных переживаний. Интеллектуальные чувства - довольно тонкие и своеобразные - ярко показывают, что существует теснейшая связь между интеллектуальными и эмоциональными процессами. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства

Эстетические чувства во много тоже носят интеллектуальный характер. Найти прекрасное - в том числе это означает и найти какую-то взаимосвязь, скрытую гармонию, решить загадку, заложенную автором.
Вместе с тем эстетические чувства представляют собой проявление потребности в выработке эмоционального отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.
В эстетических чувствах переплетается и чисто эстетическое, и моральное, и интеллектуальное. Эстетические чувства настолько сильны, что человечество " тратит" на искусство огромные ресурсы: и временные, и финансовые, и иные. Даже самому опустившемуся человеку не чуждо чувство прекрасного.

Эмоциональное состояние

Если эмоция сама по себе довольно скоротечна, то эмоциональное состояние более длительно. Часто эмоциональное состояние является следствием невозможности для эмоции найти должную разрядку. Например, если человек испытал " укол тревоги", но не смог разобраться в том, что же его именно беспокоит, что же именно он способен сделать, то тревога как эмоция может перейти в тревогу как состояние. Часто эмоциональное состояние является " хвостом", " отголоском" породившей эмоции. Если человек испытал сильную радость (эмоцию), то затем довольно длительное время (до нескольких дней) у него может быть приподнятое радостное настроение (состояние).

Страсть

Страсть тоже некоторые авторы относят к самостоятельному эмоциональному переживанию. По своему характеру страсть - это что-то вроде аффекта, только более растянутое во времени переживание. С. Л. Рубинштейн: " Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели" (Рубинштейн С.Л., 1998).

Настроение

Настроение общий эмоциональный окрас поведения человека. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Основная суть настроения - обобщенная (валовая, если можно так сказать) оценка текущей ситуации. Если ситуация удовлетворительная, то исчезает настороженность, поведение становится более спонтанным - то есть какое-то время можно действовать так, как хочется, а не так, как надо. Это и есть хорошее настроение. Если ситуация неудовлетворительная, появляется и не исчезает настороженность, поведение становится направленным на ликвидацию угроз, явных и потенциальных, жить приходится так, как надо. Это и есть плохое настроение.
Настроение довольно инертно. Особенно это касается перехода из плохого настроения в хорошее. Как известно, испортить настроение значительно легче, чем поднять его. Даже если действие угрожающих факторов уже давно сведено на нет, инстинктивно человек продолжает еще какое-то время " быть начеку".
Положительные эмоции во время хорошего настроения - фактически есть плата за успешное преодоление проблемной ситуации (" ты успешно решил проблему - поэтому ты молодец" ). Отрицательные эмоции во время плохого настроения - дополнительная мотивация к тому, чтобы человек быстрее справился с проблемной ситуацией.
Так это задумано природой. Человек, конечно, как существо разумное научился манипулировать своим настроением. Наркотики, азартные игры и другие аддикции позволяют на время забыть про проблемы, снизить тревожность, создать на время иллюзию того, что все нормально, и тем самым поднять настроение. Помогает и погружение в атмосферу коллективного веселья. Когда все вокруг веселятся - это признак того, что все идет нормально. Плохо только то, что забытая проблема не есть решенная проблема. И манипулирование своим настроением есть на самом деле раскачивание маятника настроения. Чем веселее сегодня, тем грустнее завтра.

НЕ НАШЕЛ ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ!!!!!!!!!!!!!!!

ВОПРОС 38

ПОЛОВИНУ ВОПРОСВ НЕ НАШЕЛ!!

Высшие чувства

Моральные чувства. Это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самому. Они неразрывно связаны с нормами поведения, приемлемыми в определенном обществе, с оценкой соответствия этим нормам действий, поступков, намерений человека. Источником таких чувств является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, их совместная борьба за достижение общественной цели.

Высокими моральными чувствами людей является, прежде всего, чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание - осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.

Оно включает в себя и формируется на основании:

  1. Знание родного языка, истории своей страны и национальной культуры;
  2. Осознание места своей страны, ее культуры, истории среди других народов;
  3. Ментальности.

Ментальность охватывает особенности национального мировосприятия, мировоззрения, психологии, национального характера.

Положительными чертами ментальности являются: чувствительность, лиризм, что проявляется как в народном творчестве, так и в обрядности; миролюбие, кротость, мягкость характера, доброжелательность, любовь к земле, к красоте.

Чувство любви к Родине связано с любовью к людям, с чувством гуманности. Чувство гуманности обусловлено нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, со переживаниями и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма руководствуется личность при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.

Чувство чести. Это высокие нравственные чувства, которые характеризуются отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь - это признание обществом достижений личности.

Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому он принадлежит. С честью связано представление о достоинстве.

Чувство достоинства проявляется в общественном признании прав человека на уважение со стороны окружающих, на независимость, в осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его как личность.

Оценка человеком собственных поступков, добрых и недобрых, своей деятельности, своего отношения к другим называется его совестью. Эта оценка является не только умственной, но и эмоциональной. Она переживается, осознается человеком и считается внутренним регулятором его поведения, проявлением морального сознания. Сила и действенность влияния совести на личность зависит от прочности моральных убеждений человека.

Интеллектуальные чувства. Эти чувства появляются в процессе переживаний, которые связаны с умственной, познавательной деятельностью человека. Таковы чувства любви к знаниям, чувства нового, удивления, сомнения, уверенности, неуверенности. Названные чувства связаны с моральными чувствами человека, но вместе с тем они специфичны, источниками их является обучение, конструктивная, творческая производственная деятельность.

Эстетические чувства. К эстетическим чувствам относятся чувство красоты, прекрасного, которые порождаются явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельности. Эстетические чувства отражают прекрасное в самой объективной действительности. В них проявляется отношение личности к предметам и явлениям, вызванное активным желанием овладеть конкретными эстетическими объектами или же тем или иным видом творческой деятельности.

Эстетические чувства формируются и реализуются в любой деятельности человека, поскольку каждая деятельность включает в себя элементы прекрасного. Эстетические чувства являются важным фактором формирования нравственного лица человека.

Одним из сложных чувств, которое сочетает в себе эстетические, моральные, интеллектуальные стороны, есть чувство смешного, комического. Чувство комического возникает как переживание личностью несоответствия между формой и содержанием в действиях и поступках людей. Раскрытие личностью этого несоответствия и переживания, отношение ее к ней - это основные моменты, характеризующие чувство комического.

Чувство комического может проявляться в различных формах. Так, объединенное с чувством симпатии, доброжелательным отношением, сочувствием к тем, с кого мы смеемся, оно превращается в чувство юмора. Пропитанное ненавистью к другим людям, гневом, это чувство становится сатирическое. Смех является мощным средством борьбы с тем негативным, что случается в жизни людей.

Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и называются высшими чувствами в связи с тем, что они объединяют все богатство эмоциональных отношений человека в социальном окружении.

В определении чувств " высшими" отмечается обобщенность стабильность их. Вместе с тем следует подчеркнуть условности понятия " высокие чувства", поскольку к ним относят не только позитивные, моральные, но и негативные чувства (скупость, эгоизм, зависть и т.п.). За неимением точного классификационного критерия моральные, интеллектуальные и эстетические чувства довольно трудно различать в психологическом плане. Чувство юмора, будучи эстетическим, одновременно может быть и интеллектуальным (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей среде), и моральным чувством.

В основе, простейших эмоций лежат сложные безусловные рефлексы, процессы, происходящие в подкорке. Но ее деятельность контролируется работой коры больших полушарий мозга, которая, по словам И. П. Павлова, «держит в своем ведении все явления, происходящие в теле».
Большую роль здесь играет вторая сигнальная система. Именно слово, мысль, сознательное отношение к жизни, к тому или иному явлению, вызывающему нежелательные эмоции, дают человеку силу подавлять их, вообще управлять чувствами. Внешнее выражение эмоций тоже имеет рефлекторный характер.
Физиологической основой более сложных чувств являются системы условных рефлексов, временных связей в коре больших полушарий. Большое значение для возникновения чувств имеют динамические стереотипы. Павлов писал: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной...»
«Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового».
Павлов считал, что причиной неприятных цереживаний являются столкновения, «сшибки», как он говорил, процессов возбуждения и торможения. «Если я, например, чем-нибудь занят, — писал Павлов, — меня направляет известный раздражительный процесс, и если в это время мне скажут «сделай то-то», мне делается неприятно. Это ведь значит, что сильный раздражительный процесс, который меня занимал, мне надо затормозить и перейти потом к другому. Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, то есть требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т. д.»
Значительную роль в эмоциональной жизни играет и деятельность подкорки, в частности так называемый зрительный бугор. Оттуда идут возбуждения, которые контролируются корой больших полушарий. Если этот контроль и торможение со стороны коры ослабевают (вследствие заболевания или по другим причинам), то человеком по всякому поводу овладевает состояние аффекта, которое он не в силах сдерживать.
Немалое значение имеет для эмоций и симпатическая нервная система. Опытами установлено, что у человека (или животного), находящегося в состоянии повышенного возбуждения (при страхе, сильном раздражении, гневе и т. п.), из надпочечников выделяется особое вещество — адреналин. Под его действием в кровь поступает больше сахара. Все это усиливает работу мышц, необходимую дла активного поведения в моменты возбуждения.
Поскольку в подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой, которая руководит работой внутренних органов, то эмоциональные состояния вызывают изменения и в деятельности этих органов.
Эксперименты над животными показали, что раздражение электрическим током одного (совершенно определенного) участка мозга вызывает чувство раздражения, другого — чувство страха, третьего — наслаждения. Таким образом, можно управлять эмоциями животных, посылая в те или иные участки их мозга электрический ток.

Теории чувств. Общая черта

Теории чувств формируются в течение всей истории развития психологии и физиологии. Трудно ответить на вопрос о том, какая из их является традиционной, так как все верны. Потому более полным утверждением будет то, что они дополняют друг дружку. Разглядим тщательно главные положения каждой из их.

Теория чувств Вильгельма Вундта рассматривает более детально их структуру. Ученый сумел выделить такие проявления, как наслаждение либо неудовольствие, успокоение либо возбуждение. Не считая этого, в рамках данного направления сильно много внимания уделялось напряжении либо разрядке. В целом, психолог выделял, что главные предпосылки их возникновения — физиологические.

Теория Джемса-Ланге — сосудодвигательный модель. Она разъясняет, почему появляется этот психологический процесс. Ведущая роль отводится соматовегетативных компонента. Итак, неважно какая эмоция — чувства, которые возникают в процессе конфигураций во наружных движениях, также самопроизвольной (секреторной, сосудистой и сердечной) деятельности. Итак, предпосылкой появления являются периферические конфигурации.

Эти ранешние теории чувств были подвергнуты критике физиологами посреди XIX века при помощи ряда тестов. Так, Ч. Шеррингтон перерезал спинной мозг в шейном отделе, также блуждающие нервишки. В итоге было показано, что животное на эмоциогенных воздействие реагировало потому что до этого. Итак, отделение от центральной НС висцеральной не оказывает никакого воздействия.

У.Кеннон, южноамериканский психофизиолог и физиолог, показал, что в момент возникновения чувственного возбуждения происходит сразу выброс гормона адреналина. Конкретно он может обеспечить мобилизацию всего организма для активного деяния. В этот момент начинает усиливаться сердцебиение, происходит расширение зрачков и нарушение процессов пищеварения, увеличивается сахар.

В предстоящем появились био теории чувств.

Одной из самых фаворитных является концепция П. Анохина. В ее рамках разъясняется возникновение отрицательных и положительных чувств тем, что происходит рассогласование либо совпадение ожидаемого результата и реального положения вещей.

В рамках био теорий находится концепция активации эмоций. В ее базу положены значение роли внутренней структуры мозга. Сенсорный раздражитель поступает от периферии к центру, где он подвергается оценке. Дело в том, что в таламусе заложены эталоны и чувственные оценки хоть какого поведения. Имеется «ответ» передается в орган реализации, от которого будет передано сообщение, как себя вести: ликовать либо печалиться, удивляться либо злиться, и т.д..

Психические теории чувств представлены последующими.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь