Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие о языке и его функции
Наиболее общими и необходимыми условиями продуктивной психической деятельности личности является язык и речь, общение и внимание С одной стороны, они пронизывают все психическую жизнь человека и обеспечивают возможность активного удовлетворения ее познавательных и общественных потребностей, а с другой - являются средствами реализации внутреннего мира и м возможностей личности. Язык - чисто человеческий способ общения в духовном и практической жизни человека и представляет собой систему знаков для передачи, приема и использования информации Язык возник в процессе становления самого человека как общественного существа, в процессе совместной трудовой деятельности людей Предпосылками возникновения языка были способности издавать звуки и осуществлять движения, которые выступали способом общения, средством удовлетворения потребности обмениваться мнениями, узнавать свойства предметов и объявления. Язык - общественное явление, важнейшее средство устройства человеческих отношений С ее помощью люди способны объясниться, осуществляют обмен мнениями, приобретают знания, передают их потомкам, могут орган низуваты совместной деятельности во всех сферах человеческой практики. Комплексы звуков речи, обозначавшие определенные объекты, приобретали определенного значения, становились общим для людей средством обмена мнениями Язык является системой знаков социального происхождения, образовалась и сформировалась на протяжении исторического развития деятельности человека Слово как единица языка имеет два аспекта - внешний, звуковой (фонетический) и внутренний, содержательный (семантический) Оба они являются продуктом длительного общественно-исторического развития Единство этих двух аспектов (но не тождество) образует слово Внешняя фонетическая форма слова - это условный знак предмета или явления, не передает прямо и непосредственно его свойств Слово совмещает функции знака и значения Последнее исторически развивалось, сужался, обобщалось, предоставлялось новым объектам Вследствие этого возникла многозначность слов, также являющийся продуктом историко ичного развития языковви. Главные составляющие языковой системы - его словарный состав и грамматический строй Словарный состав - это совокупность слов каждой отдельной языка Его специфика характеризует уровень развития речи: чем богаче и разнообразнее словарь, тем богаче и разнообразнее язык Практическое применение языка включает активный словарь, т.е. слова, которыми человек пользуется для выражения своих мыслей, общаясь с другими людьми, и пассивный - слова, которые она понимает, когда слышит или читает, но редко предприняло. Объем и характер активного и пассивного словарей человека зависят от его образования, профессии, степени овладения речью, характера и содержания деятельности Словарный состав сам по себе еще не составляет языка Для того чтобы с помощью слов человек мог обмениваться мнениями, нужна грамматика, которая определяет правила изменения слов, сочетание их в предложения Это забей езпечуе грамматический строй языковви. Слова, что есть в предложении, необходимо не только понимать, но и соответственно согласовать, чтобы точно передать содержание мысли Грамматика языка формирует правила изменения слов (морфология) и правила сочетания их в предложения (синтаксис) и этим дает возможность выражать понятия и суждения, составлять представление о предметах и?? явлениях, их различные ных признаки и отношения. Слово как единица языка является носителем информации, оно всегда соотносится с обозначаемого им определенными объектами и явлениями действительности Фиксация в слове объективной действительности и общественно-исторического опыта в в различных формах их проявления определяет сигнификативних (означувальну) функцию каки. Грамматический строй речи - функция, обусловленная потребностями общения и развитием выражения содержания предмета в форме информационных структур Она - возможность формулировать мысли и передавать содержание сообщений Эння. Описанные ранее главные элементы и функции языка становятся средством общения, средством обмена мнениями при условии, когда происходит речи между людьми Язык и речь - понятия не тождественные Речь - это акт употребления человеком языка для общения зависимости от возраста, характера деятельности, среды обитания человека и его речь приобретает определенных особенностей, несмотря на то, что люди говорят на одном языке Так, у одного человека речи образное, яркое, выразительное, убедительное, а во второй - наоборот: ограниченное, бедное, сухое, малопонятное Это уже свидетельствует о различиях во владении языком Каждому человеку присущи свой индивидуальный стиль речи, различия в артикуляции звуков, интонации, логической выразительности Итак, каждый человек говорит по-своему, хотя и пользуется общем вс сих мовою. Речь не существует и не может существовать вне любом языке С другой стороны, сам язык остается живой только при условии, когда активно используется людьми Язык развивается и совершенствуется при м речевого общения Речь и является формой актуального существования каждого языковови. Вещание толкуется и как речевая деятельность, поскольку с его помощью можно, например, обеспечить общение, решать мнемонические или умственные задачи В таких случаях речь может приобретать формы речевого акта, является составным элементом другой целенаправленной деятельности, например трудовой или учебної. Язык - это средство или орудие общения между людьми Язы́ к и мышле́ ние — два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщённое познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщён познавательный и социально-исторический опыт человечества» («Философский энциклопедический словарь», 1983). Процессы мышления проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, — практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. «Орудием мышления является язык, а также другие системы знаков (как абстрактных, например математических, так и конкретно-образных, например язык искусства)» (там же). Язык — это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык — это явление по своей первичной природе физическое, материальное. Выяснение степени и конкретного характера связи между языком и мышлением составляет одну из центральных проблем теоретического языкознания и философии языка с самого начала их развития. В решении этой проблемы обнаруживаются глубокие расхождения — от прямого отождествления языка и мышления (Ф. Э. Д. Шлейермахер, И. Г. Гаман) или их чрезмерного сближения с преувеличением роли языка (В. фон Гумбольдт, Л. Леви-Брюль, бихевиоризм, неогумбольдтианство, неопозитивизм) до отрицания непосредственной связи между ними (Ф. Э. Бенеке) или, чаще, игнорирования мышления в методике лингвистического исследования (лингвистический формализм, дескриптивизм). Диалектический материализм рассматривает взаимоотношение языка и мышления как диалектическое единство. Язык является непосредственной материальной опорой мышления только в его словесно-логическом виде. Как процесс общения между членами общества языковая деятельность лишь в незначительной части случаев (например, при мышлении вслух в расчёте на восприятие слушателей) совпадает с процессом мышления, обычно же, когда язык выступает именно как «непосредственная действительность мысли» (К. Маркс), выражается, как правило, уже сформированная мысль (в т. ч. и как результат практически-действенного или наглядно-образного мышления). Словесно-логический вид мышления обеспечивается двумя специфическими особенностями языка: естественно не мотивированным, условным характером исторически установившейся связи слов как знаковых единиц с обозначаемыми сущностями и членением речевого потока на относительно ограниченные по объёму, формально размежёванные и внутренне организованные отрезки — предложения. Слова, в отличие от наглядных психических образов предметов и явлений, не обнаруживают, за исключением звукоподражаний, никаких сходств с естественными, чувственно воспринимаемыми особенностями обозначаемых объектов, что позволяет создавать на основе слов и ассоциировать с ними не только обобщённые представления о предметах, но и понятия любой степени обобщённости и абстрактности. Предложения, исторически восходящие к элементарным высказываниям, обусловили выделение в потоке мышления отдельных относительно отграниченных друг от друга единиц, условно подводимых в логике и психологии под различные виды суждений и умозаключений. Однако прямого соответствия между единицами мышления и соотносительными с ними единицами языка нет: в одном и том же языке одна мысль или её компоненты — понятия и представления — могут быть оформлены разными предложениями, словами или словосочетаниями, а одни и те же слова могут быть использованы для оформления разных понятий и представлений. Кроме того, служебные, указательные и т. п. слова вообще не могут обозначать понятий или представлений, а, например, побудительные, вопросительные и подобные предложения рассчитаны только на выражение волеизъявлений и субъективного отношения говорящих к каким-либо фактам. Многовековой процесс оформления и выражения мыслей посредством языка обусловил развитие в грамматическом строе языков ряда формальных категорий, частично соотносительных с некоторыми общими категориями мышления, например подлежащее, сказуемое, дополнение и определение приближённо соответствуют смысловым категориям субъекта, предиката (в разных их пониманиях), объекта и атрибута; формальные категории имени существительного, глагола, прилагательного, числительного и грамматические категории числа приближённо соответствуют смысловым категориям предмета или явления, процесса (в т. ч. действия или состояния), качества и количества; формальные категории союзов, предлогов, падежей и грамматических времёнприближённо соответствуют смысловым категориям связи, отношения, времени и т. д. Категории, имеющие своё основание в одних и тех же свойствах действительности, формировались в мышлении и языке неодинаково: общие категории мышления — прямой результат развития самого мышления, а формальные категории языка — результат не контролируемого мышлением длительного процесса стихийного обобщения языковых форм, использовавшихся для образования и выражения мыслей. Вместе с тем в грамматическом строе языков развиваются обязательные для определённых частей речи и конструкций предложения формальные категории, не имеющие никакого соответствия категориям мышления или соответствующие каким-либо факультативным его категориям. Например, категории грамматического рода, определённости / неопределённости, вида глагола возникают в результате обусловленного системным характером языка распространения на все слова определённой части речи формальных признаков, свойственных в истории языка лишь отдельным словам и не всегда актуальных для мышления. Другие категории, как, например, категория модальности, отражают субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, третьи, как, например, категория лица, обозначают типичные условия устного языкового общения и характеризуют язык не со стороны его мыслительной, а со стороны коммуникативной функции. Грамматическая семантика таких категорий (рода, вида и т. п.) говорящими не осознаётся и в конкретное содержание мысли практически не включается. Если между семантикой грамматической категории и требующим выражения конкретным содержанием оформляемой мысли возникает противоречие (например, при несоответствии грамматического подлежащего субъекту мысли), в языке изыскиваются другие средства для адекватной передачи соответствующего компонента содержания (например, интонация). Поэтому свойственные различным языкам семантические особенности грамматических категорий никогда не вносят существенных межъязыковых различий в содержание оформляемых при их помощи мыслей об одних и тех же объективных сущностях. В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. На начальных этапах развития общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения, вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два первоначальных его вида — практически-действенный и наглядно-образный — новым, качественно высшим видом словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли. В целом же по мере исторического развития мышления во всех его видах постепенно усиливается его воздействие на язык, сказывающееся главным образом в расширении значений слов, в количественном росте лексического и фразеологического состава языка, отражающем обогащение понятийного аппарата мышления, и в уточнении и дифференциации синтаксических средств выражения смысловых отношений. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики. Мышление человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться независимо от конкретного человека, по законам не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Физиологические основы речи На протяжении тысячелетий эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.
Взаимосвязь организма с внешней средой происходит благодаря сигнальной системе - совокупности процессов в нервной системе, осуществляют восприятие, анализ информации и реакцию - ответ организма. Первая сигнальная система - это система, которая через рецепторы воспринимает непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира - предметы или явления.
Различают оперативную (сенсорную), кратковременную и долговременную (вторичную) память. По качественным характеристикам память делят на логически-смысловую и чувственно-образную. Как и все функции организма, память можно развивать, тренировать и укреплять. Развитие памяти осуществляется путем постоянной тренировки. Язык причиной совершенствования такой сложной формы психики, как эмоции - особые реакции организма человека на внешние и внутренние раздражители, одна из форм отражения объективной действительности, в которой преобладает субъективный характер психических процессов. Благодаря им психика человека отличается сложностью и разнообразием. Все эмоции (эмоциональные реакции) разделяют на позитивные (радость, удовольствие, восхищение), и отрицательные (гнев, ужас, отвращение и т.д.). Эти реакции не контролируются сознанием, поэтому их трудно сдержать, и необходимо это делать в определенных ситуациях. Эмоциональные состояния - переживания более или менее продолжительные. К ним относят возбуждение, угнетение, страх, тревогу. Состояние является переменным психическим явлением. Необходимо предотвращать развитие негативных эмоций. Это достигается воспитанием сдержанности и свободы (сознательным управлением эмоциями и действиями). ВОПРОС 33 Воображе́ ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением. Функции воображения · представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи; · регулирование эмоциональных состояний; · произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; · формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами; · планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации. · Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое. · Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. · Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от: · 1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание; · 2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор; · 3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках. · Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках. · Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. · Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно. · Приемы творческого воображения: · 1) агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета; · 2) аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие; · 3) акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается; · 4) преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию. ВОПРОС 34 Особенностью воображения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока еще неосуществленного, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого. В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпланетных и звездных перелетах, строят в своем воображении необходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще несозданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, которые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неиссякаемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой социальной основе, об уничтожении на земле навечно нищеты, имущественного неравенства, всяких форм эксплуатации человека человеком и т. д. Образы, которым отдается человек в своих мечтах, имеют следующие особенности:
Эти особенности делают мечты важным средством пробуждения инициативы, поддержания энергии человека в самых трудных условиях жизненной борьбы, могучим стимулом к деятельности на благо. Строя в своих мечтах картины будущего, человек лучше и определеннее представляет себе жизненные перспективы, мечты помогают ему определить и конкретизировать цели своей жизни. И этому не мешает то, что пока еще эти мечты не реализуются сразу и немедленно, что для их осуществления человечество должно пройти еще долгий и трудный путь. Если эти мечты вытекают из интересов общества и основаны на научном предвидении, они рано или поздно найдут применение в практической жизни и так или иначе будут осуществлены. От положительных видов мечты следует отличать оторванные от жизни грезы, а также пустые, беспочвенные мечтания, даже отдаленно не имеющие связи с реальной действительностью, насущными задачами, властно выдвигаемыми жизнью перед работниками науки, искусства, техники, политическими деятелями. Такие беспочвенные грезы и бесплодные мечтания лишь расслабляют энергию человека, делают его пассивным членом общества, уводят в сторону от действительности. Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества (см. Надсознательное). С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на ЭВМ (эвристическое программирование). Вместе с тем передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам творчества, которые не могут быть формализованы. Зависимость от них научно-технического прогресса (открытий, изобретений и т. д.) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества (см., например, Мозговая атака). Обусловленность творчества той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними. Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества (см. Надсознательное). С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на ЭВМ (эвристическое программирование). Вместе с тем передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам творчества, которые не могут быть формализованы. Зависимость от них научно-технического прогресса (открытий, изобретений и т. д.) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества (см., например, Мозговая атака). Обусловленность творчества той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними. Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления. Представления, как было отмечено, отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью. Однако эти особенности представлений могут быть развиты. Основным условием развития способности к ясным и отчетливым представлениям является систематическое упражнение этой способности. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений. К. С. Станиславский обратил внимание на то, что удача или неудача работы актера над образом зависит от его способности владеть представлениями, связанными с исполняемой в пьесе ролью. Чтобы успешно изобразить роль, актер должен войти в систему представлений, которые связаны с характером изображаемого лица, он должен в течение всего того времени, пока находится на сцене, держать себя в круге именно этих, а не каких-либо других представлений. Все его поведение на сцене — и мимика лица, и походка, и другие движения — должно исходить не из привычных для него самого (как конкретной личности) представлений, а из представлений о том, как все это сделал бы изображаемый им персонаж пьесы. Опытный актер в течение всего акта удерживает требуемые представления при помощи волевого сосредоточения внимания, к которому он приучил себя. Важную роль в развитии воображения играют следующие приемы: а) всемерное увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений. В любой области практической деятельности малый запас представлений приводит к бедности воображения. Наоборот, богатство представлений открывает широкие возможности для плодотворной деятельности воображения; Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 2159; Нарушение авторского права страницы