Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 2. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Основные признаки правового государства
Правовое государство – это такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Выделяют следующие этапы развития учения о правовом государстве: ·период античной истории – велся поиск справедливой рациональной организации жизни общества, подчеркивалось большое значение закона, его верховенство и незыблемость. Представители: Аристотель, Платон ·разработка концепции правового государства на основе естественно-правовой теории – разработка принципа разделения властей, правовой закон определялся как средство сохранения и расширения свободы людей, свобода характеризовалась как свобода следовать своему желанию во всех не запрещенных законом случаях. Представители: Ш. Монтескье, Дж. Локк, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Дидро ·разработка концепции правового государства на основе учения И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант понимал правовое государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, право тесно связывалось с моралью, источником права служил категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». И. Кант создал теоретическую модель правового государства. Г. Гегель отождествлял государство и право, определяя правовое государство как царство реализованной свободы, главная цель государства – социальная и правовая направленность его деятельности, полезность для общества ·развитие учения о правовом государстве в ХХ веке. Представители: Г. Еллинек, Г. Кельзен, Г. Харт, Дж. Роулс, Л. Фуллер Признаки правового государства: ·разделение властей – относительно самостоятельное функционирование ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которой служит противовесом для других; таким образом власть не принадлежит в полном объеме ни одному из государственных органов ·верховенство права над государством – принимаемые законы имеют правовой характер, основаны на естественных правах человека и не противоречат им, государственная власть функционирует строго на основе закона, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов ·гарантированность прав и свобод личности – государство не только признает, но и гарантирует полный набор прав и свобод личности, признаваемых в качестве неотчуждаемых, принадлежащих человеку от рождения ·взаимная ответственность личности и государства – в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами с комплексом взаимных прав и обязанностей. Согласно Конституции в обязанности государства входит обеспечение правовой защиты личности, в обязанности личности – следование требованиям законов, уплата законно установленных налогов и пр. ·равенство перед законом и равная правовая защищенность – государство гарантирует равенство прав и свобод личности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений и пр. Вопрос 3. «Теории происхождения права» 1. Основные теории права В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенционное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве. Существующие в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстрируют сказанное. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному. Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Поэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес. А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время. Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства. Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека. Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Логически завершенную форму и распространение эта концепция получила в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон. Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев. Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека. Основными положениями теории естественного права являются» право и закон - не одно и то же; » законы (писаное, " позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами; » право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер» право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость) » фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности» не всегда законы соответствуют естественному праву; » права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя. Достоинствами теории естественного права являются: ~ прогрессивность; ~ признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод; ~ допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости). ~ обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др. К основным недостаткам теории естественного права относятся: прямое отождествление права и морали; противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей; преувеличение роли неписаного права; различное понимание людьми идей справедливости. отрицание роли государства в правотворческом процессе. Историческая школа права Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что: » право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам); » основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи; » официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев. К достоинствам теории права можно отнести те факты, что: ~ обычай действительно предшествовал появлению права; ~ принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности; ~ теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права. Главным недостатком теории является ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом. Теория нормативистского права. Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед. По мнению Кельзена, право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации. Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Суть нормативистской теории составляют следующие положения: » право является пирамидой норм; » во главе данной пирамиды стоит " суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция); » каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы; » сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы; » право " живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного); » право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть " в чистом виде". К достоинствам теории можно отнести следующие: ~ признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы; ~ идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему; ~ признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между " естественным" и " позитивным" правом. ~ такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др. Недостатки теории: главный - повышенное внимание к формальной стороне права. игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т.п.), игнорирование естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства. Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности. Социологическая теория права. Социологический подход к праву как средство обеспечения динамизма общественной жизни. Социологический подход сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. Эта школа имеет широкое распространение в Англии. Суть социологической теории составляют следующие положения: » право и закон нетождественны между собой; » закон - писаное право; » право - реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение). Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка. Недостаток теории состоит: в фактическом отождествлении права и правопорядка. скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его. вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Разновидностью социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству. Заслуживает также внимания очень популярная на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от времени между отдельными родовыми группами случались конфликты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут уничтожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возникло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а затем были оформлены государством в форме законов, предусматривающих санкции за их нарушение. Реалистическая школа. Одним из социологического направления является реалистическая теория права (Рудольф Иеринг). Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой). Отрицательные стороны правового реализма: — отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах; — решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти; — опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц. Психологическая теория права. Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др. По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей. Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Интуитивные переживания (интуитивное право) выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Оно выступает критерием оценки позитивного права. В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание. Суть данной теории можно отнести следующие: » причины появления права коренятся в психике людей; » субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо; » юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо; » право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством); » истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям. Достоинствами данной теории являются следующие: ~ признание психологического элемента в возникновении и функционировании права; ~ учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений. ~ интуитивное право имеет много общего с правосознанием. Основные недостатки теории: односторонний характер, отрыв от объективной реальности, недостаточный учет других факторов (кроме психологических); объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регулятору поведения человека. Марксистская теория права ю Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в. Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924). В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей. Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством. Суть марксистской теории права составляют следующие положения: » в основе теории лежит классовый подход; » право - возведенная в закон воля правящего класса; » право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников; » право устанавливается и охраняется государством. Положительные стороны теории: ~ подведение экономического базиса под вопрос изучения права; ~ трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права; ~ показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; ~ обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. Основные недостатки теории: преувеличение роли классовых антагонизмов, недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе); отсутствие общечеловеческих критериев; игнорирование культурных факторов, ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы