Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос №2.Особенности соц-полит. строя Древнерусского государства.



Вопрос №2.Особенности соц-полит. строя Древнерусского государства.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина Х в.) -время первых киевских князей. Второй (вторая половина Х - первая половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI - начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.Все свободное население Киевской Руси носило название " люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, - " полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась " смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг " купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм. Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от " классических" западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы." Русская Правда". Традиция связывает составление " Русской Правды" с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссыпка на древность. Хотя " Русская Правда" приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей " Русской Правды" (" Древнейшая Правда" или " Правда Ярослава" ), " Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х - начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. " Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название " Правды Ярославичей" (в отличие от первой части кодекса - " Правды Ярослава" ). Смысл дополнений - защитить имущество феодала и его вотчину. Из " Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий - огнищанин (от слова " огнище" - дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы. " Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.

Вопрос №42: Образование советского государства. Первые дикреты советской власти.

25 октября 1917 г. в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В составе 670 большевики, 100 левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры резко осудили действия большевиков и потребовали от съезда начать переговоры с временным правительством об образовании нового кабинета министров. Не получив одобрения эти фракции покинули заседание. На съезде были приняты декреты о мире, о земле и о власти. Декрет о мире провозгласил выход России из войны. Съезд обратился ко всем воюющим правительствам и народам с предложением всеобщего демократического мира. В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа, в которых излагались представления крестьян об аграрной реформе. Положения: 1. Отмена помещичьей собственности на землю без всякого выкупа; 2. Переход помещичье монастырских и удельных земель в распоряжение волостных земельных комитетов Советов крестьянских депутатов; 3. Отмена частной собственности на землю; 4. Национализация земли; 5. Образование показательных хозяйств; 6. Передача крестьянам помещичьего конфискованного инвентаря и скота; 7. Отмена наемного труда; 8. Право пользования землею получают все граждане, желающие обрабатывать ее своим трудом; 9. Уравнительное землепользование, т.е. распределение по трудовой или потребительской норме; 10. Создание общенародного земельного фонда из конфискованных земель. Эти положения были составной частью эсеровской аграрной программы. К лету 1918 г. крестьяне получили 17, 2 млн десятин земли, около 3 млн ранее безземельных крестьян наделены землей. Крестьяне освобождены лот ежегодных арендных платежей и выплаты задолженностей земельному банку. Весной 1918 г. все центральные губернии были охвачены голодом. В мае ВЦИК издает декреты об установлении продовольственной диктатуры: 1. Все излишки зерна сверх необходимого для засева полей и личного потребления сдавались государству по твердым ценам; 2. Наркомату продовольствия предоставлено право применять чрезвычайные меры; 3. Создание продотрядов. Июнь 1918 г. – издан декрет об организации комитетов бедноты: 1. Создание комбедов (волостных и сельских комитетов бедноты); 2. Частичное раскулачивание (изъятие у кулаков земли и инвентаря); 3. Большевизация Советов крестьянских депутатов; 4. Помощь продотрядам в изъятии хлеба. К концу 1918 г. кулаки – 5%, середняки – 60%, бедняки – 35%. Создано 1500 сельс. хозяйств (артели, коммуны)

Декрет о власти провозглашал повсеместный переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Высший орган госуд.власти – Всероссийский съезд Советов, который избирал состав Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) во главе со Свердловым. Высшая исполнительная власть – Совет народных Комиссаров во главе с Лениным. При обсуждении и принятии каждого декрета подчеркивалось, что они носят временный характер до созыва Учредительного собрания. 29 окт. – декрет о установлении 8-часового рабочего дня. 2 ноября 1917 г. принята “Декларация прав народов России”, в которой были сформулированы важнейшие положения, определявшие национальную политику советской власти: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населяющих территорию России. 10 нояб. – ликвидация сословного деления общества. 18 дек. Мужчины и женщины уравнены в правах. 23 янв. 1918 г. – декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 29 окт. 1918 г. – создание Российского коммунистического Союза Молодежи (РКСМ), который получил статус “помощника и резерва Коммунистической партии”. В декабре 1917 г. при СНК создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) для “борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией” во главе с Дзержинским. Придя к власти, большевики заявили, что Советы являются более приемлемой в сложившихся условиях формой народовластия. Но так как идея Учредительного собрания была очень популярна в народе, да к тому же все партии уже выставили свои списки для выборов, большевики не рискнули их отменить. Большевики получили 23%, эсеры – 40%(причем в списках преобладали правые), что явно не устраивало большевиков. 28 нояб. 1917 г. Ленин подписал декрет о запрете конституционно-демократической партии и аресте ее лидеров, были арестованы и некоторые лидеры правых эсеров. 3 января 1918 г. ВЦИК принял написанную Лениным “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, который расценивался как основа для последующего социалистического переустройства общества. 5 янв., в день открытия Учредительного собрания, в Петрограде прошла демонстрация в его защиту, организованная меньшевиками и эсерами, которая была расстреляна латышскими стрелками. Учредительное собрание открылось и проходило в напряженной атмосфере противостояния, зал был наводнен вооруженными матросами. Свердлов предложил принять “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, узаконив тем самым существование советской власти и ее первые декреты, но Учредительное собрание отказалось утверждать этот документ. Утром 6 янв. большевики и левые эсеры покинули зал заседаний. Поздно ночью начальник охраны прервал заседание и предложил покинуть помещение. ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

10 янв. 1918 г. в Таврическом дворце открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Через три дня к ним присоединился съезд Советов крестьянских депутатов, тем самым завершилось объединение Советов в единую государственную систему. Съезд принял “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, Россия было провозглашена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. III съезд Советов принял “Основной закон о социализации земли”, утверждавший принципы уравнительного землепользования. Сложным оставался вопрос о войне. 7 нояб. 1917 г. народный комиссар по иностранным делам Троцкий обратился к правительствам всех воюющих держав с предложением о заключении всеобщего демократического мира. Согласие начать переговоры дала только Германия. По логике большевистских принципов пора было начинать революционную войну. Однако, став главой государства, Ленин настоятельно потребовал немедленного заключения сепаратного мира с Германией, так как в условиях развала армии и кризиса экономики немецкое наступление грозило неминуемой катастрофой для страны, а значит, и для советской власти. В оппозицию к Ленину стала группа большевиков (левые коммунисты) во главе с Бухариным, которые выступали за продолжение революционной войны. Они считали, что германские и европейские рабочие немедленно их поддержат. Троцкий выдвинул несколько иную формулу: “Ни мира, ни войны, армию распустить”. Он расчитывал на то, что Германия не в силах провести крупных наступательных операций на Восточном фронте, даже в том случае, если русской армии будет дан приказ о демобилизации. 10 Февраля Троцкий декларировал на переговорах: “Мы выходим из войны, но вынуждены отказаться от подписания мирного договора”. 18 февраля Германия начала наступление, заняв за следующие 6 дней Минск, Полоцк, Оршу, Таллин и др. города. Реально германцам противостояли несколько отрядов в 40 – 50 чел. матросов, красногвардейцев и добровольцев из числа солдат. Но это было явно недостаточно для противодействия незначительным силам германцев. Фронт окончательно рухнул. Ленин добился принятия германского ультиматума и резолюции ЦК большевиков в пользу подписания мира с немцами и их союзниками. Решение о “похабном” мире бельшевики приняли 23 февраля 1918 г. Ультиматум содержал колоссальные территориальные и материальгные требования. Все они были приняты. 3 марта мир был подписан в Бресте и вскоре ратифицирован очередным съездом Советов. Ленин укрепил свое положение во властных структурах партии и нового государства. Его влияние упрочилось. “Крестьянская армия”, которую он опасался, перестала существовать. Левые эсеры перешли в оппозицию, покинули правительство, но сохранили мандаты в Советах. Обострению отношений между большевиками и левыми эсерами способствовала проводимая большевиками антикрестьянская политика (занижение цен на хлеб, принудительная монополия на торговлю хлебом, карательные акции большевистских продотрядов, расстреливавших крестьян за утайки и обрекавшие волости на голодную смерть). Столкновение большевиков и эсеров стало неизбежным. В качестве предлога они использовали июльские события 1918 г. (правые эсеры попытались свергнуть большевиков, а они объявили и левых эсеров мятежниками). В июле 1918 г. большевики сумели отстранить от власти всех серьезных конкурентов и однопартийная диктатура обрела законный вид. Реальная власть сосредоточилась в руках большевистских партийных комитетов, которые подменили Советы при решении любых вопросов. Эти партийные решения не всегда проводились через Советы.

Вопрос №2.Особенности соц-полит. строя Древнерусского государства.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина Х в.) -время первых киевских князей. Второй (вторая половина Х - первая половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI - начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.Все свободное население Киевской Руси носило название " люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, - " полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась " смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг " купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм. Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от " классических" западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы." Русская Правда". Традиция связывает составление " Русской Правды" с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссыпка на древность. Хотя " Русская Правда" приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей " Русской Правды" (" Древнейшая Правда" или " Правда Ярослава" ), " Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х - начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. " Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название " Правды Ярославичей" (в отличие от первой части кодекса - " Правды Ярослава" ). Смысл дополнений - защитить имущество феодала и его вотчину. Из " Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий - огнищанин (от слова " огнище" - дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы. " Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Принятие нормативных актов органами государства.
  2. Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении тех, нического устройства или сооружения во время его работы.
  3. В12.Понятие и классификация органов государства.
  4. В12.Понятие и классификация органов государства.
  5. В6. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
  6. В6. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
  7. Внешние функции государства.
  8. Внешние функции государства.
  9. Внутренние функции государства.
  10. Внутренние функции государства. Их виды и характеристика в различных типах государства.
  11. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Основные признаки правового государства.
  12. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА. ЭПОХА РАННЕЙ РЕСПУБЛИКИ


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь