Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Основные признаки правового государства.



Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ия закона праву. Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходящему, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история: мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от карающей десницы суда.

Европейские ученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ом действует ϲ ʙ ᴏ бода, основанная на законах, повествовал, что классический тип политических ϲ ʙ ᴏ бод, достойных подражания, сложился в Англии более 700 лет назад

Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, ɥ ᴛ ᴏ бы ϲ ʙ ᴏ бодное проявление собственного произвола было совместимо со ϲ ʙ ᴏ бодой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. Стоит сказать, для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие ϲ ʙ ᴏ бодной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. По϶ ᴛ ᴏ му система права, т.е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной ϲ ʙ ᴏ боды.

Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832 г.). Стоит заметить, что он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с ϶ ᴛ ᴏ го времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

верховенство закона во всех сферах жизни общества;

деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

взаимная ответственность личности и государства;

реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

выработка высокой политико-правовой грамотности;

появление действенной способности противостоять произволу;

разграничение партийных и государственных функций;

торжество политико-правового плюрализма;

выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие " правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

Правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;

оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

располагает специальным государственным механизмом;

обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

существует благодаря налогам и другим сборам;

обладает государственным суверенитетом

Государство полицейское- термин, указывающий тип государства и характеризующий политический режим в таком государстве. Как правило, полицейское государство - реализация одной из парадигм " сильного государства". В истории политической мысли идею г.п. в форме " замкнутого торгового государства" высказывал И.Г.Фихте. Зачастую этот политический режим формируется в переходные или катаклизмные периоды в истории стран (во время или после войн, в качестве негативной реакции на реформирование общества и т. п.), связанные с системными качественными изменениями социального организма. Выступая разновидностью авторитарного режима, п. г. призвано выполнять, по мысли его сторонников, защитно-охранительные функции, оберегая традиционную для данной страны общественную структуру. При такой организации государства запретительным, силовым, централизованным методам управления отдается явное предпочтение, а активность " сил порядка" подчеркнуто демонстрируется правящими элитами. Ядро государственной системы образуют силовые органы и структуры, а само государство приобретает расширенные функции (в т. ч. хозяйственную, воспитательную и т. п.) В г. п. заложена тенденция к подробной регламентации и регуляции всех общественных отношений. В его основе лежит идея достижения " благополучия всех", для чего власти и нужны неограниченные полномочия. Непременным спутником такого государственного управления оказывается поэтому расширение государственного формализма и бюрократизма. Социальная цель подобного режима - достижение и поддержание определенного единообразия поведения людей с помощью т. н. Полицейских мер - строгого контроля за местопребыванием, передвижением населения, введения института прописки, массовым нарушением тайны переписки, ведением досье на неугодных лиц и пр. Подобная модель государства была реализована, например, в ХIХ в. в Пруссии и зиждется на неистребимой иллюзии массового сознания, что только государство может быть гарантом и носителем социального порядка и прогресса.

 

Источники:

1. Теория государства и права. Лекционный курс (http: //xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/)

2. Мелехин А.В. Теория государства и права (http: //www.be5.biz/pravo/tmav/toc.htm)

 

Теории происхождения права

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему. Множественность теорий право понимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально – психологическими особенностями.

Существуют след. основные теории права:

1) теория естественного права – право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.).Основные идеи: разделяется право и закон; право отождествляется с моралью; источник прав человека содержится в самой человеческой природе (права даются либо от природы, либо от Бога).

2) Историческая – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.).

Основные идеи: право – историческое явление; право – это правовые обычаи.

3) Нормативизм – право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.). Основные идеи: исходным явл. представление о праве как о системе норм; право это сфера должного, а не сущего;

4) Марксистская теория права – право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.).

Основные идеи: право как классовое явление; право – это нормы, уст-мые и охраняемые гос-м.

5) Психологическая школа права – право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.).

Основные идеи: психика людей – мораль, право, о; понятие и сущность права выводятся из психолог-х закономерностей (правовые эмоции людей); правовые переживания делятся на 2 вида – позитивные (исх. от а) и интуитивные (личные, автономные)

6) Социологическая юриспруденция – право есть реализация законов, юр-кие действия (Эрлих, Муромцев, паунд и др.). Основные идеи: разделяют право и закон; право – это юр. действия, практика, применение законов – «теория живого права»; формируют «живое право» – только судьи вв процессе.

7) Теория солидаризма в праве – человек - существо общественное, он не может жить обособленно; общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов. ( Л. Дюги ). наличие неизменной нормы принципа) солидарности: «поступай солидарно». Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, что наносит ущерб солидарности, а делать лишь то, что содействует солидарности. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественной жизни. Он является основой правопорядка и государственной организации.

Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юр-го мировоззрения общества. Все эти учения не раз уже были востребованы практикой.

Источники: Матузов, Малько – учебник ТГП

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1766; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь