Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Длительность работы над опытом.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Раздел I Информация об опыте Условия возникновения опыта Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной и средней школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. По нашим наблюдениям, большинство родителей заботится в первую очередь о сугубо материальных проблемах, которые отодвинули на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, нравственность, утратили свою приоритетность, потеряли этическую значимость. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: 67% родителей имеют слабый уровень знаний о традициях, национальных ценностях, особых формах культурно-исторической, социальной и духовной жизни своего поселка, области, края; 72% считают, что проблемы кризиса духовно-нравственного развития общества в целом и детей в частности нет вовсе; 53% уверенны, что решения задач духовно-нравственного развития и воспитания детей должно полностью лечь на плечи образовательных учреждений. Дети испытывают трудности в рассказах о своей семье, семейных традициях; имеют не четкие представления о символике Российской Федерации; демонстрируют низкий уровень знаний об истории и культуре своего народа; нравственными идеалами являются герои мультфильмов (Черепашки-Ниндзя, Том и Джерри, Шрек и т.п.); наблюдаются, пусть и единичные случаи, негативных проявления к больному человеку, человеку другой национальности.
Актуальность опыта. Тема исследования актуальна для современной школы, так как произошли кардинальные изменения в политической и социально-культурной жизни россиян, не прекратился поток информации, разрушающей психику и провоцирующей социальные, семейные и межна-циональные конфликты, пропагандирующие насилие. Воспринимаем свою работу как необходимый диалог о насущных духовных и нравственных проблемах. Они вечны, так как включают в себя смысл человеческой жизни, определяющей отношение людей друг к другу, к миру, к общечеловеческим ценностям. Их решение определяет поведенческую направленность личности и формирование её духовно-нравственной позиции. Сможем ли мы победить малодушие, цинизм, жестокость, безнравственность и бездуховность, порождённые временем? Достанет ли нам сил воспитывать патриотов, граждан России, которых отличает трудолюбие, любовь и уважение к ближнему, милосердие, добропорядочность, душевность? Митрополит Филарет говорил: «Процветает душа – процветает государство, процветает вера – преуспевает просвещение». Опыт общения с детьми позволяет сделать вывод о том, что массовый приток народа в Храмы скорее свидетельствует не о вере, а об отсутствии опоры в жизни - вдруг ушедшей из-под ног почвы, и связи с этим возникшим горячим желанием обрести уверенность. Традиционные внутрисемейные духовные рычаги почти не действуют. С таким духовно- нравственным настроем живут сейчас семьи, из которых к нам педагогам приходят дети с такими же устоями и взглядами на жизнь. Не случайно уже в течение нескольких лет по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна в образовательных учреждениях Белгородской области преподается курс православной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и вся ее сфера глубоко связана с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально - гуманитарного знания. Являясь историческим ядром традиционной российской культуры, она тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Это обуславливает познавательную значимость предмета для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.
В процессе исследования были выявлены следующие противоречия: · между негативным отношением отдельных учащихся к религии и необходимостью преподавания основ православной культуры; · между недостаточной подготовленностью педагога к обучению основам данного предмета и глубоким содержанием программы курса; · между привычным поведением школьников и необходимостью следовать лучшим православным народным традициям. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании и определении путей усиления духовно-нравственного воздействия на личность каждого обучающегося через содержание уроков и внеклассных занятий по православной культуре». Длительность работы над опытом. Работа над опытом велась в течение трёх лет, начиная с 2009 года, и включала в себя различные периоды: I этап – проектно-мобилизационный (2009 год) – выявление противоречий и проблем, формулирование темы опыта, изучение теоретических аспектов проблемы; II этап – экспериментально-поисковый (2010 год) – поисковая работа, определение путей решения выявленных противоречий, оперативная рефлексия процесса и промежуточных результатов, корректировка методов и приёмов организации работы с учащимися; III этап – преобразовательный (2011 год) – становление опыта, анализ результатов; IV этап – рефлексивно-обобщающий (2012год) – обмен опытом работы, определение дальнейших перспектив развития опыта. Диагностика на заключительных этапах доказала успешность выбранного подхода для решения обозначенной проблемы. Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». В то же время, опыт тесно взаимосвязан с воспитательной системой школы социально-культурного развития личности обучающихся в соответствии с Программой работы школьного ученического самоуправления и ведется по 8 направлениям: «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Знания», «Культура», «Земля», «Мир». Проанализировав образовательную ситуацию в школе, особенности социума, потребности, желания учащихся класса, их родителей и, конечно, сегодняшней жизни, были сформированы цель и идеи воспитания. Теоретическая база опыта В своей деятельности опираемся на научные исследования и теоретические положения Л.С. Выготского: «… перед воспитанием стоит здесь цель выработки неопределенного количества умений, но известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке» и «…в обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания»; М. Щетинина: «…если с человека снять гнев страха и множества запретов, которые не вытекают из здравого смысла, если взамен цепенящего «нельзя» поставить всемогущее «можно», то какой мощный взлет творчества последует за этим! »; С.Н. Лысенковой: «Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель»; Н.Е. Щурковой: «…воспитание как приобщение и приучение к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни, и ответственности за свой свободный выбор», «конечный результат – формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни»; А.В. Бородиной: «Необходимо каждому педагогу обратить внимание на формирование целостного восприятия мира, на воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека, культуры мышления и культуры чувств», а также опираюсь на труды известных философов Н.О. Лаосского и В.В. Зеньковского. Новизна опыта состоит в раскрытии путей интеграции урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Технология опыта Результативность опыта Диагностическое изучение уровня воспитанности учащихся 3-4-х классов школы за последние 3 года показало, что, если в 2009 году был значительным низкий уровень (42, 7%), то в 2010 году - уровень выше среднего и средний (77, 3% обучающихся). У детей данной выборки наблюдаются принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, включенность в широкую социальную систему контактов, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций. Диагностика уровня обученности учащихся показала, что половина обучающихся 2011 году (в отличие от 42% 2009 года) проявляет повышенный интерес к объектам православной культуры. Они хорошо владеют понятиями, ознакомлены с историей православия, умеют соотносить свои действия и поступки с каноническими примерами. Основным результатом гуманистического воспитания я считаю положительный личностный рост ребенка. Здесь я опираюсь на мнение доктора педагогических наук В. А. Караковского, считающего, что в современном обществе ценностями признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Знания, Труд, Культура, Духовность. В своем исследовании я использовала диагностическое тестирование для учащихся 5 классов под редакцией Н.Л.Селивановой, В.М. Лизинского. Данное исследование проводилось в начале 2011-2012 учебного года. Наблюдения показали: - у детей преобладает ситуативно-позитивное отношение к Отечеству, которое показывает, что школьник переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего; - преобладает ситуативно-позитивное отношение к семье, которое показывает, что семья для них представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («А как же иначе? »). Заботу родителей воспринимают как само собой разумеющееся. Предполагают, что семья, которую каждый создаст в будущем, станет не слишком похожа на ту, в которой живут сейчас; - преобладает ситуативно-позитивное отношение к человеку как таковому – ценность человека может быть осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей, как например, психические больные, попрошайки, бомжи представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. У них преобладает ситуативно-позитивное отношение к знаниям – ребенок может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго изучать книги, чтобы найти значение непонятного термина или факта; - преобладает и ситуативно-позитивное отношение к культуре, которое показывает, что они признают объективную ценность этических норм поведения, но отнюдь не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни: находят оправдание эпизодическому проявлению с их стороны хамства и нецензурной брани. Однако только престижная работа вызывает уважение подростков. Хотя, если все окружающие заняты чем-то непрестижным, например, уборкой территории, то могут и поучаствовать «за компанию». Данное диагностическое исследование выявило, что показатели личностного роста обучающихся выражаются в постоянно растущих качественных характеристиках: § желание следовать подвигу небесных покровителей; § стремление сохранять и развивать православные традиции; § миротворчество и неприятие насилия; § гражданственность; § уважение семьи, гордость за свой род, свою фамилию; § гуманность; § забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни; § любовь к природе; § стремление к творчеству. В целях изучения детского коллектива – школьного класса – использована апробированная методика А.Н. Луконина. Данная методика позволяет выявить особенности детского коллектива, определить, насколько школьники удовлетворены им, насколько они считают его сплоченным, крепким и единым по духу. Выборочный анализ результатов позволил сделать следующие выводы: 58, 4% учащихся определили степень развития своего классного коллектива, по А.Н.Луконину, как четвертую. Здесь живут и действуют по принципу: один за всех и все за одного. У большинства учащихся проявляется чувство гордости за свой коллектив, 39% учащиеся определили для себя степень развития классного коллектива, согласно этой же методике, как первую. Вроде бы все вместе, а в то же время - каждый сам по себе. Нет желания находить общие интересы, общий язык. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании. Стабильность результатов своей работы в будущем зависит от изменений, которые произойдут в политической и социально- культурной жизни общества, что может существенно повлиять на состояние семейного и школьного воспитания. Но нет никаких сомнений в том, что пристальное внимание к совершенствованию духовно-нравственного воспитания всегда будет главным и определяющим стержнем педагогической деятельности. Надеюсь, во-первых, у ребят в будущем восторжествуют целеустремленность, образованность, умение добывать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло. Во-вторых, они проникнутся ответственностью за судьбу Родины и семьи, всегда будут бережно относиться к историческому и духовному богатству России на основе любви, доброты, милосердия и сострадания. Библиографический список 1. Бородина, А.В. Основы Православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М. Издательский дом. Покров, 2003 – 15с. 2. Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития. М.: Педагогика, 1928 - 161с. 3. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 39-46. 4. Дидур Е. А. " Основы религиозных культур и светской этики": региональный опыт//Народное образование. – 2011. - №8. - с.174-180 5. Егоров О. Г. Идеи православной культуры в контексте школьного образования // Народное образование. - 2011. - №6. - С.250-255. 6. ЛысенковаС.Н. Когда легко учиться/ Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 Москвы /С.Н. Лысенкова; Предисловие И.Д.Зверева - М. Педагогика, 1981 – 144с. 7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Официальные документы в образовании. № 21/2000- 5с. 8. Щетинин, М. М. Практикум по педагогической технологии, Педагогическое общество России, 1999 – 145с. 9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии, 2001. 10. Щуркова Н.Е.. Педагогическое общество России, М., 1998- 250с.
Приложения к опыту
1. Приложение 1 –Типологизация дифференцированных и разноуровневых заданий для уроков и внеурочных занятий по основам православной культуры 5-6 класс (по рекомендациям Белгородского Центра духовно-нравственного просвещения). 2. Приложение 2 – Урок православной культуры (4 класс) на тему: «Сотворение мира и человека. Грехопадение». 3. Приложение 3 –Классный час (5 класс) на тему «Мир вашему дому». 4. Приложение 4 – Собрание для родителей. 5. Приложение 5 – Анкеты для родителей.
Приложение № 1 Типологизация дифференцированных и разноуровневых заданий для уроков и внеурочных занятий по основам православной культуры 5-6 класс (по рекомендациям Белгородского Центра духовно-нравственного просвещения) 1) Краткий вопрос типа «Как называется…? », «Перечислите…», «Укажите…», «Дайте определение…», «Что означает…? ». Примеры заданий. 1. Как называется главная часть православного храма? 2. Перечислите крупные православные монастыри – Лавры Русской Православной Церкви. 3. Перечислите основные типы православной молитвы. 4. Назовите имя первого русского патриарха после восстановления патриаршества в России в начале XX века. 5. Укажите буквальный перевод Имени Иисуса Христа? 6. Что означает выражение «сорок сороков? ». 2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения. Примеры заданий. 1. Продолжите предложение: «В начале сотворил Бог…». 2. Вставьте пропущенные слова: «храм Покрова на…», «собор Василия…», «Святые Благоверные Борис и …», «Троице -Сергиева и Киево- Печерская…», «Владимирская…Божией Матери», «русский иконописец Преподобный Андрей…». 3. Уточните датировку: «Софийский Собор в Киеве – это памятник древнерусского православного зодчества…-…веков». 4. Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста: «Не произноси ложного … на ближнего твоего». 3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений). Примеры заданий. 1. Перескажите евангельскую притчу о блудном сыне и дайте православную нравственную оценку поведению ее персонажей. 2. О чем повествует историческое предание о посещении Древней Руси Святым Апостолом Андреем Первозванным? 3. Кого с точки зрения нравственной культуры Русской Православной Церкви называют Святыми людьми? 4. Что обозначает цветовая символика облачений православных священнослужителей. 5. Как соотносятся содержания понятий «культ» и «культура»? 4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение или без такого указания. Примеры заданий. 1. Сравните вероучительные нормы в разных религиозных традициях – православном христианстве, исламе, иудаизме по следующим признакам
Приложение № 1 (составьте таблицу): 1)признание Ветхого Завета; 2) признание Нового Завета; 3) признание Иисуса Христа Сыном Божьим. 2. Сопоставьте отношение к взаимодействию Церкви и государства, принятое в православном христианстве и в учении Римско-католической _______церкви. 3. Сопоставьте отношение к роли и значению православного мировоззрения и культуры в русском обществе, которое выражали славянофилы и западники. 4. Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жесткость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие. 5. Укажите характерные особенности 2-3-х иконографических типов Богородичных икон (Оранта, Одигитрия, Умиление). 5). Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов. Примеры заданий. 1. В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие православные праздники (выберите правильные ответы): Рождество Христово; Троица; Память Святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских; Покровов Пресвятой Богородицы, Пасха - Светлое Христово Воскресение. 2. Подчеркните слова, которые относятся к нравственной культуре православия: притвор, прилог, благотворительность, апологет, апостол, скиния. 3. Из предложенного перечня выделите 1) великие православные праздники; 2) двунадесятые преходящие праздники: Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Крещение Господне. 4. Выберите названия, понятия, которые относятся исключительно к православной культурной традиции: Собор Святой Софии в Константинополе, минарет, Собор Парижской Богоматери, ступа, икона, учение о статусе Папы Римского, Патриарх, Симфония государства и Церкви. 6) Задания на объединение аналитического и синтетического характера. Примеры заданий. 1. Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть-гордость-раскол. 2. Объясните, почему православный христиане называют Христа Спасителем? 3. Приведите обоснования утверждений: 1) православие является традиционной религией в России; 2) православие является культурообразующей религией в России; 3) традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от нетрадиционных религий.
Приложение № 1 4. Согласны ли вы с утверждением: христианство сформировало мировоззренческие условия для проявления науки, которых не было в эпоху язычества? Если да, то объясните, в чем заключаются эти условия. 7) Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач. Примеры заданий. 1. Дайте буквальный перевод слова «Православие» и объясните смысл его составных частей. 2. Продолжите предложение: «Бог есть…» и объясните смысл этого выражения. 3. Назовите соборы, расположенные на Соборной площади Московского Кремля, укажите даты их постройки (век) и выделите архитектурные особенности каждого. 4. Сопоставьте представления о загробной жизни в язычестве, православном христианстве, мусульманстве, выделите принципиальные отличия и объясните их позиций различия представлений о человеке и божестве в этих религиях.
Приложение №2 Классный час (5 класс) Тема. Мир вашему дому. Цель: -познакомить учащихся с региональной символикой Белгородской области; воспитывать патриотизм, стремление к мирному сосуществованию с другими государствами, самоуважение и гордость за поселок, область и страну в целом. Оборудование: картины природы, вид планеты из космоса, пейзаж, цветок и птенец крупным планом, городские, региональные и российскиесимволы (герб, флаг) из пластика, государственный гимн (музыка, текст на пластике), на доске – ряды цветовой символики, эпиграф. Ход мероприятия На доске: Прирос к лугам и берегам… Тянусь к листве, Ласкаюсь рожью, - И края в мире нет дороже, Где привелось родиться нам! В. Михалев Исполняется гимн России. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас разговор не совсем обычный. Наша встреча посвящена знакомству с региональными символами Белгородской области: гербом и флагом. Обращение к ним не случайно. Надеюсь, сегодняшняя беседа поможет вам полнее разобраться в окружающем мире, может быть, что-то определить для себя в будущем, а что-то уже в настоящем. В наш скоростной век человек может при желании побывать в самых дальних странах света, объектах всю землю и даже (как это делают космонавты) полюбоваться планетой со стороны, из глубин Вселенной и все- таки все для него начинается с той малой родины, с той отчей земли, где он родился. Все экзотическая красота чужедальних стран так и останется для путешественника яркой декорацией, если хотя бы в уголке души не хранится щемящее чувство сыновней любви к родному уголку огромной планеты: шелесту колосьев на ветру, пению жаворонка в небе, веселой радуге над рекой…(обращение к панораме). Тема нашего разговора – «Мир вашему дому». Что такое дом? (место, где живешь, семья, город, страна, планета). Как связаны региональные символы и тема беседы? (Символ – знак, несущий определенную смысловую нагрузку. Флаг и герб – символы дома). Обратимся к истории происхождения региональных символов (по проспекту). Каково же значение цветовой символики (на доске)? Как вы понимаете значение этих слов (слава, честь). Какие значения непонятны? (если есть вопросы, объясняется смысл слов). Орел и лев – символы? (да, свобода, сила, гордость и т.д.). Приложение № 3 Почему печаль и покой? (битвы, природные катастрофы, гибель людей, знаний, природы, покой-мир). Из всего ряда символических значений выпадает одно слово. Какое? Верховенство. Почему? Почему оно появилось? (ответы могут быть разными). Когда появилась геральдика и в связи с чем? Почему в российской символике 9город, область, государство) нет оружия, необходимого по канонам геральдики? (наша страна творец, а не завоеватель, ружье на городском гербе – символ труда (охоты) а не битвы и завоевания. Еще былинные богатыри занимались защитой земли русской, а не захватом чужих земель. (Силы их от родной земли). Как связаны богатыри и тема нашей беседы? (герб+флаг – земля-дом- мир-защита=мир вашему дому) обращение к эпиграфу. Как связано с темой беседы изучение региональных, городских, российских символов? Для чего необходимо знакомство с ними (каждый часть дома, он может этим гордиться, но и дом славится своими детьми (или они могут обесславить его). Что напоминает расстановка парт? (цветок или солнышко)? Почему они так поставлены? Классный час – открытый в центре – администрация и учителя, от центра- лучами- парты с учащимися. Ответ: в центре, как в ядре, - мудрость и опыт, лучи – свет, исходящий в будущее. Без прошлого нет будущего, но и без будущего прошлое не будет иметь смысла. Процесс возрождения, который не мыслим без мира, любви, добра и уважения. Чьему дому мир? (вашему – понятие обобщающее). Итак, подводят итог сегодняшней беседе, хотелось бы отметить, что все вы – наше будущее. Будущее огромной, великой страны. Оно не возможно без мира. А мир – это покой, любовь, доверие, свобода и взаимоуважение. Желаю вам всегда хранить их в душе, чтобы вами могли гордиться и вы сами, и наш город, и наша страна, а региональные символы Белгородской области известны, уважаемы далеко за ее пределами.
Приложение № 4 Собрание родителей Анкетирование учащихся Учащимся предлагается набор прилагательных. Для ответа на поставленные вопросы они выбирают те прилагательные, которые больше подходят. Добрый, красивый, злой, умный, талантливый, жадный, плаксивый, великодушный, умеющий прощать, грубый, несправедливый, крикливый, сдержанный, спокойный, непоседливый, говорливый, ответственный, беспечный, врун, обидчивый, жертвенный, соглашающийся, мстительный, добродушный, черствый. 1. Дома я_________________________________________________________________; 2. В классе я_________________________________________________________________; 3. С друзьями я_________________________________________________________________. Тест для учащихся Учащимся предлагается начало рассказа. Они должны его продолжить. Эта история произошла в маленьком городке. Она повергла многих горожан в шок. Но спустя некоторое время страсти поутихли, события того дня перестали волновать жителей.
Приложение № 5 Анкетирование родителей Родителям предлагается сформулировать нравственные законы своей семьи. Уважаемые папы и мамы! С точки зрения морали, назовите «можно» и «нельзя» для вашего ребенка. К примеру, в нашем доме нельзя: лгать, ябедничать и т.д. Ситуация 1 Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, которую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машину дал на время друг. Ситуация 2 Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызвать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой. Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рассказать обо всем родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся». Ситуация 3 Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто собирался прогулять, пришел в школу и рассказал учителю о прогуле остальных. Ребята были наказаны, получили неудовлетворительную отметку по поведению. Родители тоже наказали участников прогула. Приложение № 3 Ситуация 4 Мальчишка лет 13-14 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем непросто. Мальчик невозмутимо идет домой. Проходящие мимо люди недоуменно смотрят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует. Ситуация 5 Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получат от дедушки и бабушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т.д. Ситуация 6 Произошло это в ноябре, глубокой осенью. Девушка возвращалась от подруги, с которой они вместе готовились к контрольной по математике. Она шла по мостику через речку, когда услышала детский крик. Какое-то время девушка не обращала на него внимания: мало ли почему кричит ребенок? Но Приложение № 5 что-то ее встревожило… Крик то исчезал, то появлялся, но все реже и реже. Девушка глянула внимательно в сторону реки и в одно мгновение поняла: кто-то тонет. Еще она поняла, что времени на раздумья нет. Девушка бросилась в воду, вода была ледяная. Сколько пробыла она в воде, никто так толком и не узнал. Мальчик, которому она бросилась на помощь, был спасен. А вот девушка… с того самого времени она лежала неподвижно в своей кровати у окна. Врачи объяснили, что всему виной переохлаждение. Жизнь ее становилась все труднее, но с некоторых пор на своем подоконнике она находила то букетик цветов, то конфету, то открытку – не к празднику, просто так. «Кто бы это мог быть? »- терялась она в догадках. Сочинения учащихся Учащимся предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях добрые воспоминания. «Дерево дружбы и любви» Каждый ученик оформляет свое «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей. «Деревья» выставляются в помещении, где проходит форум. Полезная информация Послушание – одна из черт характера, которую надо прививать с детства. Подчинение установленным законам общества, соблюдение нравственных нор – все эти Понтия должны быть естественными в жизни ребенка. Дети должны научиться быть дисциплинированными, привыкнуть слушать, уважать старших и придерживаться определенных правил общения в коллективе. Основной метод развития нравственности, который могут использовать родители, - беседы. На них с помощью жизненных примеров, басен, пословиц, притч надо объяснять необходимые для формирования ребенка нравственные принципы, нормы поведения в обществе. Литература по подготовке к собранию 1. Мой мир и я. Учебное пособие. М., 2007. 2. Сонин В. А. Психологический практикум. М., 2004. 3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М., 2009. (По материалам исследований известного психолога и педагога Н.И. Дереклеевой)
Раздел I Информация об опыте Условия возникновения опыта Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной и средней школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. По нашим наблюдениям, большинство родителей заботится в первую очередь о сугубо материальных проблемах, которые отодвинули на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, нравственность, утратили свою приоритетность, потеряли этическую значимость. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: 67% родителей имеют слабый уровень знаний о традициях, национальных ценностях, особых формах культурно-исторической, социальной и духовной жизни своего поселка, области, края; 72% считают, что проблемы кризиса духовно-нравственного развития общества в целом и детей в частности нет вовсе; 53% уверенны, что решения задач духовно-нравственного развития и воспитания детей должно полностью лечь на плечи образовательных учреждений. Дети испытывают трудности в рассказах о своей семье, семейных традициях; имеют не четкие представления о символике Российской Федерации; демонстрируют низкий уровень знаний об истории и культуре своего народа; нравственными идеалами являются герои мультфильмов (Черепашки-Ниндзя, Том и Джерри, Шрек и т.п.); наблюдаются, пусть и единичные случаи, негативных проявления к больному человеку, человеку другой национальности.
Актуальность опыта. Тема исследования актуальна для современной школы, так как произошли кардинальные изменения в политической и социально-культурной жизни россиян, не прекратился поток информации, разрушающей психику и провоцирующей социальные, семейные и межна-циональные конфликты, пропагандирующие насилие. Воспринимаем свою работу как необходимый диалог о насущных духовных и нравственных проблемах. Они вечны, так как включают в себя смысл человеческой жизни, определяющей отношение людей друг к другу, к миру, к общечеловеческим ценностям. Их решение определяет поведенческую направленность личности и формирование её духовно-нравственной позиции. Сможем ли мы победить малодушие, цинизм, жестокость, безнравственность и бездуховность, порождённые временем? Достанет ли нам сил воспитывать патриотов, граждан России, которых отличает трудолюбие, любовь и уважение к ближнему, милосердие, добропорядочность, душевность? Митрополит Филарет говорил: «Процветает душа – процветает государство, процветает вера – преуспевает просвещение». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1866; Нарушение авторского права страницы