Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства. В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. «...» сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно без расхождений между словом и делом, доброжелательно. Используемые формы, методы и средства учебно - воспитательной работы соответствуют поставленным целям и задачам исследования. Приоритетные методы обучения и воспитания: v эвристические (проблемно-поисковые); v информационно-рецептивные (объяснительно- иллюстративные); v исследовательские; v практические. Методы обучения и воспитания имеют следующие преимущества: · включение школьников в процесс конструирования урока в соавторстве с учителем; · использование результативных форм совместной творческой работы: · «мозгового штурма», театрализации, интеллектуальных командных игр, · ролевых игр, групповой исследовательской работы; · оценивание не только степени достижения поставленных целей, но и интереса учащихся, их инициативности, сотрудничества, которые положительно влияют на формирование личностных качеств обучающихся. Применяемые формы организации учебной деятельности позволяют стимулировать познавательную активность учащихся на уроках и во внеурочное время, корректировать их эмоциональное отношение к проблемам духовно-нравственного совершенствования, к процессу обучения и воспитания в целом. Организация учебно-воспитательного процесса разнообразна: уроки, внеклассные занятия, беседы, игры нравственного и духовно- нравственного содержания, тематические вечера, акты милосердия, родительские собрания на духовно-нравственные темы, лектории для родителей, вечера вопросов и ответов, выпуск информационных материалов для педагогов, обучающихся и родителей, проведение индивидуальных консультаций, совместных коллективных творческих дел родителей и детей. (Приложение № 4) Наблюдения показывают, что современные школьники, в большинстве случаев, отвергают стандартные схемы уроков. В силу этого всегда привлекал поиск наиболее рациональных путей и методов преподавания, где бы сочетались глубокий научный уровень обучения и эмоционально- личностное отношение к предмету, поэтому выбраны эмпирический и интегративный подходы к проведению уроков и внеклассных занятий, предполагающие философское осмысление материала, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, приближение к пониманию окружающего мира и самих себя. Два примера из практики. Урок в 4 классе по теме «Что говорит о человеке православная культура». Цели урока: · усвоение всеми учащимися программного минимума фактических сведений о структуре книг Нового завета и о Библии в целом. · формирование умения обобщать путём сравнения; упражнение в постановке и решении проблем; оперирование понятиями; рассуждение по аналогии, · развитие основных психологических характеристик личности обучающихся. Для достижения данных целей педагогическое решение предполагает: выработку специфических (в соответствии с особенностями предмета) навыков и умений обучающихся на основе активизации образно ассоциативного восприятия учебной информации. На уроке с целью развития навыков общения с объектами православной культуры использовано следующее оборудование: иконы евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна; фотографию Туринской плащаницы и музыкальное сопровождение - произведение С.В. Рахманинова «Весенние воды». Учащиеся знакомятся с новыми понятиями: Евангелие, канон, апокриф. Евангелие мы понимаем как доброе известие или приятную и радостную весть. Так называются первые четыре книги Нового завета, которые повествуют о жизни и учении Сына Божия, Господа Иисуса Христа, обо всем, что он сделал для устремления к праведной жизни. Я использую отрывок из стихотворения Анны Ахматовой как отражение сути урока: В каждом древе распятый Господь, В каждом колосе Тело Христово, И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть. На протяжении урока оптимально сочетаю фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы, задаю всем одинаковую последовательность умственных операций, вовлекаю в них всех учащихся: - Как вы понимаете эпиграф урока? Как он связан с темой урока? Почему музыка С.В.Рахманинова «Весенние воды» прозвучала на данном уроке? Организуем диалог по ситуациям на основании рассказов учеников о евангелистах: Матфее, Луке, Марке, Иоанне Богослове. Через диалоги на этом уроке знакомим обучающихся с ценностями христианской морали, основанной на понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами Правды, Истины, Красоты. Учащиеся выполняют творческое задание, разделив их на три группы. Для первой группы: В чем заключается подвиг евангелистов? Для второй группы: Каково значение трудов евангелистов? Для третьей группы: Чему учит жизненный пример евангелистов? Рассматриваю выполнение творческих заданий как рефлексию, помогающую на данном уроке определить уровни понимания смысла содержания темы, интереса к изучаемому, проявления умения анализировать и обобщать, ставить и разрешать проблемы. В этом же классе незадолго до урока по теме «Книги Нового завета. Содержание Евангелия» было проведено внеклассное занятие в форме «круглого стола» на тему «Как прекрасен этот мир! ». Было необходимо научить детей видеть вокруг себя прекрасное, уметь различать нравственные качества человека, почувствовать потребность в духовной красоте. Для оборудования занятия взяты репродукции картин художников на библейские темы и о русской природе, которые разложены в произвольном порядке по одной - две перед каждым обучающимся; рисунки детей на тему «Мир вокруг меня», расположенные на специальном стенде; музыкальное произведение П.И.Чайковского «Детский альбом», которое звучит на протяжении всего занятия. Особое значение имеет начало занятия. Обращаюсь к детям: - Здравствуйте, вижу у вас хорошее настроение, у меня тоже, значит, мы доставим радость друг другу. - Вы согласны мне помочь? Кто готов, откройте мне свои ладони, а кто не готов – покажите одну ладонь (я касаюсь каждой ладошки). Обхожу детей. - У тебя ладони тёплые, ты уже готов мне помочь. А у тебя ещё холодные, надеюсь, вскоре они потеплеют. Предлагаю положить ладони на репродукцию картины природы. В это время обращаюсь ко всем: - Художники — искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Вспомните стихи русских поэтов, которые помогут нам понять прелесть осени, очарование зимы, нежность весны, неповторимость лета, изображённых на картинах русских художников. Каждый по-своему чем-то хорош: Поганка и рыжик, лягушка и ёж! Нет ни цветка, ни зверька, ни куста, Где бы не встретилась нам красота. Для получения обратной связи выясняю восприятие каждым школьником картины. Спрашиваю: - Что ощущают ваши ладошки? Положите их, пожалуйста, на сюжетную картину. Вы прикоснулись к прекрасному духовному миру, отражающему содержание великой книги — Библии. Далее кратко и образно пересказываю предложенные детям сюжеты, советую вглядеться в содержание картин. Интересен, на мой взгляд, итог занятия. Прошу: -Покажите мне теперь свои ладони. Они у вас у всех потеплели, потому что вы соприкоснулись с настоящей красотой. -Подумайте, пожалуйста, дома над тем, что такое настоящая красота. Это нам очень пригодится на уроке православной культуры. Такое органичное соединение урочной и внеурочной деятельности позволяет решить главную задачу исследования: создание эмоционально-положительной атмосферы творчества и доброжелательности для восприятия объектов православной культуры через деятельное общение и активизацию мыслительной деятельности обучающихся. Преобладающие виды деятельности в моей практике: ü раскрытие на уроках духовно-нравственного аспекта изучаемых религиозных и исторических документов; ü стимуляция собственных размышлений и личностно-нравственных оценок учащихся; ü осмысление личностных характеристик выдающихся религиозных деятелей, святых, а также понятий как одной из форм отражения мира с помощью слова; ü формирование эстетических вкусов через использование в урочной и внеурочной работе репродукций картин, иллюстраций известных художников, через просмотр кино- и видеофильмов, прослушивание звукозаписей, использование «Ларца мудрости» (другого дополнительного материала, представленного мной); ü активное изучение русских народных традиций. Во внеурочной деятельности опираюсь на следующие направления воспитательной программы школы: «Я и моё я» (круглые столы, разговоры по душам, праздники добрых дел); «Я и моя семья» (совместные спортивные мероприятия, вечера откровения, семейные вечера); «Я и школа» (предметные недели, игры на развитие внимания и памяти, православные праздники, выставки декоративно-прикладного творчества, встречи с духовным наставником школы); «Я и мир» (занятия в кружках, встреча с интересными людьми). Главное, чтобы образом будущего для учащихся стали образованность, целеустремленность, любознательность, умение получать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло; ответственность за судьбу Родины, общества, семьи; бережное отношение к историческому и духовному наследию России; торжество любви, доброты и милосердия, уважения и сострадания.
Результативность опыта Диагностическое изучение уровня воспитанности учащихся 3-4-х классов школы за последние 3 года показало, что, если в 2009 году был значительным низкий уровень (42, 7%), то в 2010 году - уровень выше среднего и средний (77, 3% обучающихся). У детей данной выборки наблюдаются принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, включенность в широкую социальную систему контактов, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций. Диагностика уровня обученности учащихся показала, что половина обучающихся 2011 году (в отличие от 42% 2009 года) проявляет повышенный интерес к объектам православной культуры. Они хорошо владеют понятиями, ознакомлены с историей православия, умеют соотносить свои действия и поступки с каноническими примерами. Основным результатом гуманистического воспитания я считаю положительный личностный рост ребенка. Здесь я опираюсь на мнение доктора педагогических наук В. А. Караковского, считающего, что в современном обществе ценностями признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Знания, Труд, Культура, Духовность. В своем исследовании я использовала диагностическое тестирование для учащихся 5 классов под редакцией Н.Л.Селивановой, В.М. Лизинского. Данное исследование проводилось в начале 2011-2012 учебного года. Наблюдения показали: - у детей преобладает ситуативно-позитивное отношение к Отечеству, которое показывает, что школьник переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего; - преобладает ситуативно-позитивное отношение к семье, которое показывает, что семья для них представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («А как же иначе? »). Заботу родителей воспринимают как само собой разумеющееся. Предполагают, что семья, которую каждый создаст в будущем, станет не слишком похожа на ту, в которой живут сейчас; - преобладает ситуативно-позитивное отношение к человеку как таковому – ценность человека может быть осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей, как например, психические больные, попрошайки, бомжи представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. У них преобладает ситуативно-позитивное отношение к знаниям – ребенок может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго изучать книги, чтобы найти значение непонятного термина или факта; - преобладает и ситуативно-позитивное отношение к культуре, которое показывает, что они признают объективную ценность этических норм поведения, но отнюдь не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни: находят оправдание эпизодическому проявлению с их стороны хамства и нецензурной брани. Однако только престижная работа вызывает уважение подростков. Хотя, если все окружающие заняты чем-то непрестижным, например, уборкой территории, то могут и поучаствовать «за компанию». Данное диагностическое исследование выявило, что показатели личностного роста обучающихся выражаются в постоянно растущих качественных характеристиках: § желание следовать подвигу небесных покровителей; § стремление сохранять и развивать православные традиции; § миротворчество и неприятие насилия; § гражданственность; § уважение семьи, гордость за свой род, свою фамилию; § гуманность; § забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни; § любовь к природе; § стремление к творчеству. В целях изучения детского коллектива – школьного класса – использована апробированная методика А.Н. Луконина. Данная методика позволяет выявить особенности детского коллектива, определить, насколько школьники удовлетворены им, насколько они считают его сплоченным, крепким и единым по духу. Выборочный анализ результатов позволил сделать следующие выводы: 58, 4% учащихся определили степень развития своего классного коллектива, по А.Н.Луконину, как четвертую. Здесь живут и действуют по принципу: один за всех и все за одного. У большинства учащихся проявляется чувство гордости за свой коллектив, 39% учащиеся определили для себя степень развития классного коллектива, согласно этой же методике, как первую. Вроде бы все вместе, а в то же время - каждый сам по себе. Нет желания находить общие интересы, общий язык. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании. Стабильность результатов своей работы в будущем зависит от изменений, которые произойдут в политической и социально- культурной жизни общества, что может существенно повлиять на состояние семейного и школьного воспитания. Но нет никаких сомнений в том, что пристальное внимание к совершенствованию духовно-нравственного воспитания всегда будет главным и определяющим стержнем педагогической деятельности. Надеюсь, во-первых, у ребят в будущем восторжествуют целеустремленность, образованность, умение добывать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло. Во-вторых, они проникнутся ответственностью за судьбу Родины и семьи, всегда будут бережно относиться к историческому и духовному богатству России на основе любви, доброты, милосердия и сострадания. Библиографический список 1. Бородина, А.В. Основы Православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М. Издательский дом. Покров, 2003 – 15с. 2. Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития. М.: Педагогика, 1928 - 161с. 3. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 39-46. 4. Дидур Е. А. " Основы религиозных культур и светской этики": региональный опыт//Народное образование. – 2011. - №8. - с.174-180 5. Егоров О. Г. Идеи православной культуры в контексте школьного образования // Народное образование. - 2011. - №6. - С.250-255. 6. ЛысенковаС.Н. Когда легко учиться/ Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 Москвы /С.Н. Лысенкова; Предисловие И.Д.Зверева - М. Педагогика, 1981 – 144с. 7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Официальные документы в образовании. № 21/2000- 5с. 8. Щетинин, М. М. Практикум по педагогической технологии, Педагогическое общество России, 1999 – 145с. 9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии, 2001. 10. Щуркова Н.Е.. Педагогическое общество России, М., 1998- 250с.
Приложения к опыту
1. Приложение 1 –Типологизация дифференцированных и разноуровневых заданий для уроков и внеурочных занятий по основам православной культуры 5-6 класс (по рекомендациям Белгородского Центра духовно-нравственного просвещения). 2. Приложение 2 – Урок православной культуры (4 класс) на тему: «Сотворение мира и человека. Грехопадение». 3. Приложение 3 –Классный час (5 класс) на тему «Мир вашему дому». 4. Приложение 4 – Собрание для родителей. 5. Приложение 5 – Анкеты для родителей.
Приложение № 1 Типологизация дифференцированных и разноуровневых заданий для уроков и внеурочных занятий по основам православной культуры 5-6 класс (по рекомендациям Белгородского Центра духовно-нравственного просвещения) 1) Краткий вопрос типа «Как называется…? », «Перечислите…», «Укажите…», «Дайте определение…», «Что означает…? ». Примеры заданий. 1. Как называется главная часть православного храма? 2. Перечислите крупные православные монастыри – Лавры Русской Православной Церкви. 3. Перечислите основные типы православной молитвы. 4. Назовите имя первого русского патриарха после восстановления патриаршества в России в начале XX века. 5. Укажите буквальный перевод Имени Иисуса Христа? 6. Что означает выражение «сорок сороков? ». 2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения. Примеры заданий. 1. Продолжите предложение: «В начале сотворил Бог…». 2. Вставьте пропущенные слова: «храм Покрова на…», «собор Василия…», «Святые Благоверные Борис и …», «Троице -Сергиева и Киево- Печерская…», «Владимирская…Божией Матери», «русский иконописец Преподобный Андрей…». 3. Уточните датировку: «Софийский Собор в Киеве – это памятник древнерусского православного зодчества…-…веков». 4. Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста: «Не произноси ложного … на ближнего твоего». 3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений). Примеры заданий. 1. Перескажите евангельскую притчу о блудном сыне и дайте православную нравственную оценку поведению ее персонажей. 2. О чем повествует историческое предание о посещении Древней Руси Святым Апостолом Андреем Первозванным? 3. Кого с точки зрения нравственной культуры Русской Православной Церкви называют Святыми людьми? 4. Что обозначает цветовая символика облачений православных священнослужителей. 5. Как соотносятся содержания понятий «культ» и «культура»? 4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение или без такого указания. Примеры заданий. 1. Сравните вероучительные нормы в разных религиозных традициях – православном христианстве, исламе, иудаизме по следующим признакам
Приложение № 1 (составьте таблицу): 1)признание Ветхого Завета; 2) признание Нового Завета; 3) признание Иисуса Христа Сыном Божьим. 2. Сопоставьте отношение к взаимодействию Церкви и государства, принятое в православном христианстве и в учении Римско-католической _______церкви. 3. Сопоставьте отношение к роли и значению православного мировоззрения и культуры в русском обществе, которое выражали славянофилы и западники. 4. Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жесткость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие. 5. Укажите характерные особенности 2-3-х иконографических типов Богородичных икон (Оранта, Одигитрия, Умиление). 5). Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов. Примеры заданий. 1. В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие православные праздники (выберите правильные ответы): Рождество Христово; Троица; Память Святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских; Покровов Пресвятой Богородицы, Пасха - Светлое Христово Воскресение. 2. Подчеркните слова, которые относятся к нравственной культуре православия: притвор, прилог, благотворительность, апологет, апостол, скиния. 3. Из предложенного перечня выделите 1) великие православные праздники; 2) двунадесятые преходящие праздники: Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Крещение Господне. 4. Выберите названия, понятия, которые относятся исключительно к православной культурной традиции: Собор Святой Софии в Константинополе, минарет, Собор Парижской Богоматери, ступа, икона, учение о статусе Папы Римского, Патриарх, Симфония государства и Церкви. 6) Задания на объединение аналитического и синтетического характера. Примеры заданий. 1. Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть-гордость-раскол. 2. Объясните, почему православный христиане называют Христа Спасителем? 3. Приведите обоснования утверждений: 1) православие является традиционной религией в России; 2) православие является культурообразующей религией в России; 3) традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от нетрадиционных религий.
Приложение № 1 4. Согласны ли вы с утверждением: христианство сформировало мировоззренческие условия для проявления науки, которых не было в эпоху язычества? Если да, то объясните, в чем заключаются эти условия. 7) Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач. Примеры заданий. 1. Дайте буквальный перевод слова «Православие» и объясните смысл его составных частей. 2. Продолжите предложение: «Бог есть…» и объясните смысл этого выражения. 3. Назовите соборы, расположенные на Соборной площади Московского Кремля, укажите даты их постройки (век) и выделите архитектурные особенности каждого. 4. Сопоставьте представления о загробной жизни в язычестве, православном христианстве, мусульманстве, выделите принципиальные отличия и объясните их позиций различия представлений о человеке и божестве в этих религиях.
Приложение №2 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы