Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интерперсональный ролевой конфликт



Морено описывает возможность того, как благодаря актуализации взаимно дополняющих ролей устанавливается целительная интеракция между людьми с расстроенной психикой, в то время как ролевой конфликт у лиц, эквилибрирующих в дивергентных ролях, может поставить под угрозу их психическое равновесие.

Поясним эту точку зрения Морено на двух примерах. Сначала приведем пример интерперсональной ролевой конвергенции, или ролевого дополнения.

Пример : После смерти жены муж, по профессии садовник, испытывает глубокую депрессию. Кроме того, из-за возрастающей апатии у него возникают финансовые затруднения. В конечном итоге у него развиваются стойкие психосоматические симптомы, которые, как ему кажется, делают его положение еще более бесперспективным. Изменение его состояния произошло благодаря появлению на его работе юной неквалифицированной работницы. Из-за плохого отношения к родителям она не упускала случая, чтобы поступить наперекор им, и однажды в приступе ярости ушла из дома, перебралась в другой город и подыскала себе работу, про которую знала наверняка, что родители не позволили бы ей заниматься ею. Роли одинокого страдальца и жаждущей человеческого понимания упрямицы дополняют друг друга и позволяют им обоим достичь психического равновесия, необходимого для актуализации соответствующих им ролей садовника и бесшабашно веселой любительницы природы. Эти роли также дополняют друг друга и служат прочным фундаментом для последовавшего затем брака.

Пример : Следующий интерперсональный конфликт развертывается между двумя партнерами, которые до его возникновения являлись психически уравновешенными и добившимися успеха на профессиональном поприще людьми: она в качестве известной певицы, он — юриста. Обоих связывают узы любви. Они состоят в браке. Из-за того, что мужа направляют работать в другой город, певица бросает свою работу и в будущем собирается петь только для друзей и близких. Но уже вскоре она чувствует, что ей чего-то не хватает, и хочет вернуться к работе. Однако новое местожительство не предоставляет соответствующих ее масштабу возможностей. Поэтому сначала она дает случайные гастроли в хорошо знакомых ей концертных залах в других городах и добивается еще большего, чем когда-либо, успеха, что создает ей теперь еще и внутреннюю мотивацию вновь начать жить своим искусством. Актуализируя жизненно важную для нее роль профессиональной певицы, она актуализирует тем самым роль, которая наиболее дивергирует с главными жизненными ролями ее мужа, из-за чего между ними возникает интерперсональный ролевой конфликт. Ситуацию усложняет еще и ребенок, вызывающий у своей матери вдобавок и интерролевой конфликт, то есть конфликт между ролью матери и ролью певицы. Начинающаяся теперь интеракция партнеров в незнакомых доныне ролях фрустрированного и недовольного человека, с его стороны, и терзаемой внутренними противоречиями и раздраженной примадонны, с ее стороны, приводят в действие circulus vitiosus, который наносит все больший ущерб обоим партнерам. Супруг превращается в депрессивного ипохондрика и наводит тоску на жену, стоит ей только появиться дома. Поэтому она почти целиком переключается на своего ребенка, которого ее муж все более начинает воспринимать как соперника.

С течением времени его состояние становится для него настолько невыносимым, что он обращается за психиатрической и психотерапевтической помощью к врачу. Отвечая на анамнестические вопросы врача, ему приходит в голову мысль об эндогенной депрессии его дяди. Теперь он чувствует себя окончательно приговоренным и хочет, «поскольку все бессмысленно», отказаться от запланированной психотерапии еще до ее начала. Само собой разумеется, терапевт оставляет это решение на его усмотрение, однако рекомендует ему в любом случае поразмыслить о том, не выражается ли как раз в этой тенденции к отступлению его личная проблема, которая, возможно, и лежит в основе его семейных неурядиц. Немного интроспекции не повредит. Измученный муж все же решается на терапию, однако первое время теперь уже в узаконенной роли больного кажется еще более интровертированным и центрированным на своем «Я», тем самым усиливая экстраверсию жены. Она часто берет ребенка и его няню в свои поездки, чтобы уберечь его от депрессивного влияния отца. В конце концов она подает на развод.

Психодрамотерапия столь острого интерперсонального конфликта, упроченного всем ходом развития и прежними переживаниями успеха обоих партнеров, не способна устранить его сразу же. Тем не менее лежащая в ее основе теория ролей позволяет подойти к нему соответствующим образом. Его патогенность может быть сглажена, например, благодаря тому, что в ясиходраматической игре в значимых ролях своего визави оба партнера или по крайней мере тот из них, кто больше страдает, впервые эмоционально воспринимает ситуацию с позиции другого и со временем начинает больше понимать его поведение. В результате психодраматического действия с постоянным обменом дивергентными ролями иногда впервые воспринимается и постигается сила кластерного эффекта.

Конфликт, который прежде вменялся в личную вину партнера, может теперь оцениваться более объективно и, быть может, впервые обсуждаться адекватным образом. В этом состоит прогностически благоприятная предпосылка для его интеграции. Благодаря достигнутому в психодраме эмоциональному и рациональному осмыслению этой неличной ролевой проблематики, как правило, можно устранить неправомерные представления, вызванные болезненными переживаниями и заболеванием, а также воспрепятствовать актуализации партнером роли больного, который в этом смысле подвергается еще большей опасности. Игры-фантазии и инсценировки проекций будущего могут вызывать мысли, выражающие, а нередко и приводящие к креативному преодолению конфликта и к интеграции ролей. Так, например, супругу в роли своей жены, изображенной в ситуации, относящейся к будущему, приходит мысль, которая никогда не пришла бы ей в голову и которая никогда не возникала у него в роли фрустрированного, страдающего и привязанного к своему маленькому городку супруга: он изображает жену в роли великой оперной певицы, выступающей в одном из самых больших городов страны. Она окружена толпой поклонников и, похоже, окончательно рассталась со своим мужем. Однажды, покидая в одиночестве театр, она восклицает: «Ах, как здесь хорошо! Как жаль, что Отто остался сидеть в своем маленьком гнездышке, а ведь его старый товарищ по учебе очень влиятельный человек в этом городе. Он ничем бы не рисковал, переехав сюда. Для него открылись бы только новые перспективы! Но Отто уже ничем не поможешь! » Здесь ведущий психодрамы прерывает игру, обращаясь к протагонисту с вопросом: «Так можно помочь Отто или нельзя? » И Отто совершенно удивленно отвечает: «Про Карла я давно уже и не думал... наверное, мне и в самом деле стоит его как-нибудь навестить и обговорить с ним мою профессиональную ситуацию».

В целом такие игры имеют особое значение, пока еще ролевой конфликт, актуализируя вторичные конфликтные роли, такие, как роль фрустрированного и роль раздраженной, не оттеснил еще больше в латентное состояние гармоничные роли партнера и не вызвал их непоправимую атрофию.

Не каждый интерперсональный ролевой конфликт может быть разрешен средствами психодрамы. Если он приводит к разрыву отношений между партнерами, то благодаря психодраматической помощи, как правило, он происходит с большим взаимным пониманием и без ненужного ущемления самооценки партнеров. Само собой разумеется, интерперсональный ролевой конфликт очень часто становится предметом психодраматической супружеской терапии. Интерперсональные ролевые конфликты оказываются особенно сложными, когда у одного или у обоих партнеров в дивергентных ролях присутствует еще и явная ролевая ригидность. Психодрамотерапевтический подход к ролям ориентирован на конкретную форму проявления и на непосредственное разрешение конфликта; он связан, так сказать, с объективной сферой конфликта. Затрагивает ли этот подход непосредственно индивидуальную структуру личности конфликтующих партнеров — под углом зрения теории ролей — ответ на этот вопрос вытекает из предположения, что личность человека несет на себе отпечаток исполняемых им ролей.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. V. РАЗВИТИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ, ТЕАТРА ИМПРОВИЗАЦИИ И ПСИХО ДРАМЫ ИЗ ИГРЫ
  2. Бердяев Н.А. «Философия свободного духа» (Конфликт философии с теологией и наукой)
  3. Беспроигрышный метод для конфликтов между детьми
  4. Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации.
  5. Внутренние конфликты. Конфликты с внешней средой
  6. ВОПРОС 1. СТУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАК СОВОКУПНОСТИ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА
  7. ВОПРОС 11. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА
  8. ВОПРОС 14. АВТОРИТАРИЗМ - РЕЖИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА.
  9. ВОПРОС 16. ПОЛИАРХИЯ - РЕЖИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА.
  10. ВОПРОС 20. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТИТУТА КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА
  11. ВОПРОС 36. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭЛИТ КАК АКТОРОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ
  12. ВОПРОС 38. ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ - АКТОРОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь