Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ НА ПЕСОЧНОМ ПОЛЕ
Добрые дела совершаются не собственным старанием, а смиренномудрием перед Богом. Иоанн Лествичник На песочном поле мы можем наблюдать отражение картины мира человека, составляющего песочную композицию. Его чувственные, мыслительные, деловые стратегии. Стратегии можно утвердить и отменить, создав новые, которые более совпадут с актуальными потребностями в данном периоде. Часто голос подсознания участвует в выборе реакций или действий. Более значимыми программами являются непрожитые желания родителей, агитация правительства, героические подвиги литературных героев, школьные предметы. Начинается борьба между внутренним запросом и внешними обстоятельствами. Иногда даже невозможно понять, что главное, а что попутное. На поле очень хорошо видно, что сейчас важно, и как бы ни прятал это главное человек в свои глубинные недра, эталоном будет то, что прорицают мудрецы. И никакое социальное достижение не сравнится с достижением души. Девушка Л. спросила: «А можно сделать остров? » И принялась очень активно заполнять песочное поле, предварительно переместив песок в одну сторону, открыв голубое океаническое дно. Больше она не произнесла ни слова, пока не завершила работу. Когда мы сказали ей, что верхняя часть — ментальная, она фыркнула: «Какой у меня примитивный ум, как у животных». Но я обратила внимание на остров в океане. Что она туда выселила? Ведь именно эту единственную фразу произнесла она: «А можно сделать остров? » Внизу поля выставлены маленькие черепашки. Мы заметили, что этих малышек берут, как символ зарождения чего-то нового. За черепашками «присматривает мудрая лягушка». Голубая дорога из океана чувств ведет к костру, около которого сидят юноша и девушка. (Фотографии на с. 88-89.)
На поле в центре разместились малышки-черепашки, и одна спешит к источнику, чтобы ее не склевали хищные птицы. В этой насыщенной работе мы обратили внимание молодого человека на зарытый в песок сундук. С одной стороны около сундука валялись два кувшинчика, символы женщины, с другой стороны в сегодняшнем дне стоял саркофаг. Юноша сказал, что это кораблекрушение и выброшенные на берег сокровища. Мы показали, что в работе есть и другие закрытые зоны. Будущее на картине выстроено открыто и красиво, а прошлое распределено на зоны и изолировано от всех и от автора в том числе. Молодой человек попытался перестроить работу, но это ему не удавалось. В конце концов, он решил, что пусть так все и остается. Мы согласились, что лучше оставить все, как есть. Это самое разумное, потому что если начать перестраивать работу, то нужно будет изменить все, убрать перегородки, переместить сегодняшний день, разобраться с кораблекрушением, вытащить из углов свои чувства, в общем, начать новую жизнь.
Глядя на эту работу, было о чем поговорить. Но главное, что притягивает взор, - это дисбаланс между заполненностью поля и пустотой сегодняшнего дня.
В этой композиции видно, что вся жизнь сосредоточена в верхней ментальной части. Нижняя часть поля пустая.
Автору этой композиции хочется открыть себя со всех сторон, это видно по размещенным в разных частях поля (в ментальной, эмоциональной и действенной) окнам и дверям, и по кораблику, который, по словам клиентки, перемещается от берега к берегу, - «когда мысль носится и туда и сюда, собирай ее воедино».
Эта женщина сказала, что ей одиноко в жизни. И если мы посмотрим на ее поле, то увидим, что в поле нет ни одного человека, ни одной зверушки. Только остров с камнями и идол в будущем.
Эмоции окружены двойным кольцом, а вся жизнь расставлена по углам.
В работе на с. 93 центр отгорожен от всего забором и спрятан под зонтиком. Автор спряталась и от себя, и от других. По всей вероятности, именно по этой причине будущее остается пустым. Когда клиентка убрала зонтик и заборы, автоматически заполнилось будущее. Песочное поле — тестовый срез того, что в сегодняшнем дне имеет определенное воздействие. Оно проявляет систему ценностей. Показывает барьеры и препятствия. Поле демонстрирует путь дальнейшего продвижения по жизненному пространству. Песок помогает осознать в настоящем моменте утрату божественного начала и проявления напряженных участков. «Предмет наших духовных поисков находится прямо здесь и сейчас, но из-за наших внутренних барьеров мы большую часть времени не можем его видеть. Некоторые из наших барьеров связаны с нашими привязанностями, а также с негибкостью и страхом, которые эти привязанности порождают. Поскольку мы неспособны радоваться настоящему моменту, мы не можем полностью соединиться со своим жизненно важным источником творчества, любви и вдохновения» (Кристина Гроф). Наши непонятые состояния удерживают нас вдали от наших настоящих целей, от человеческого, космического и божественного.
КОМПОЗИЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
В творческих студиях изучают композиции, придавая им смысл гармонии и психологического воздействия. На песочном поле фигурки в соединении с ландшафтом образуют единое целое и дают дополнительную информацию о внутреннем состоянии через композиционное соединение. В работе, организованной прямолинейно, проявляются такие же прямолинейные «правильные» мотивы, которые вошли в рефлекторную программу. Нарушение программы вызывает нарушение спокойного восприятия мира. От раздражения до невроза. В таком случае одно раздражение влечет за собой другое. Сюда же относятся квадратные композиции. Прямые и квадратные композиции при первом рассмотрении кажутся правильными и устойчивыми. Однако при более внимательном рассмотрении и контакте можно заметить, что людям с такой композицией трудно общаться, потому что всякое новое влечет нарушение устойчивости у такого человека. Всякое расхождение с его стереотипами он будет воспринимать, как личную обиду. Таким людям свойственны ригидность, негибкость мышления, а их эмоциональное реагирование будет соответствовать какому-то однонаправленному проявлению. Поведение также подчинено общепринятым или лично утвержденным нормам. Такие люди тверды в своих намерениях и несгибаемы в принятии решения. Конечно, общение с ними затруднено, и даже, может быть, невыносимо. Чаще всего такие люди демонстрируют непонимание ситуации, ими владеют навязчивые идеи, необоснованные страхи. Над ними довлеют родительские правила: «Веди себя хорошо», «Будь послушным», «Ты хорошая девочка». Все, что нарушает эти правила, отправляется в недоступные недра бессознательного. Вытеснивто, что нарушаетспо-койную картину мира, человек успокаивается, а внутренний голос старательно заглушается. Человек игнорирует предостерегающие знаки, не допускает осознания происходящего, не слышит своих чувств и дожидается взрыва. Сдерживаемое раздражение, несоответствие ожидаемых чувств внешним проявлениям эмоций порождает болезни, усталость, снижение жизненной активности. Замкнутая в круг композиция дает ее автору иллюзию гармонии, а самом деле это замкнутое пространство, которое закрывает остальной мир и не дает человеку развиваться, замыкая его в себя, как в тюрьму. Многие ритуальные народные игры организованы так, что «человек должен вырваться из круга или не попасть в него. Вот композиция, в которой очаг души огорожен кругами: первый круг людей, расположенных вокруг очага, второй круг — деревья, третий круг организован предметами, четвертый круг — вода вокруг острова. В иллюзорном, гармонически очерченном мире человек может не заметить, как очутился в состоянии крайнего физического истощения и психического срыва. В песочном поле композиция — диагональное рассечение пространства, что является показателем душевного раскола. Дорога, река, берег, граничащий с сушей, означают, что в человеке два разделенных пространства. Он не может попасть ни в то, ни в другое. Либо мечется между ними, не в силах их объединить. Такая композиция всегда конфликтная. Диагональ — путь из угла в угол, из проблемы в проблему.
Чаще всего человек, завершая сеанс, выравнивает пространство, создавая из него единое целое. Ящик для песочной терапии — прямоугольный, провоцирующий своей формой к изменениям. В психологической расшифровке прямоугольная фигура — знак человека, стремящегося переменить свое сегодняшнее положение дел, свое состояние, свои отношения. В этой провокационной форме песочного ящика проявляется на поле то, что мешает свободному развитию. А изменение есть наше естественное состояние, органическое, связанное с физиологией. Мы все время меняемся. Растем. Взрослеем. Надеваем новые одежды. Узнаем новых людей, страны, события. Наше сознание развивается, расширяется память. Накопленная информация меняет картину мира. Человек, оставаясь пластичным, легко ориентируется в происходящих переменах. Ведь меняются даже законы и каноны. И если возникает нечто, что мы не в силах осознать, это может стать препятствием к дальнейшему развитию и достижениям. Так что если фигурки расставлены вдоль стенок ящика и образуют прямоугольную композицию, это говорит о том, что человек хочет что-то исправить, но не понимает, как это сделать. Треугольный рисунок композиции представляет нам человека целеустремленного, способного достичь своей цели. Треугольник может быть образован из трех предметов одного цвета среди других. Общая линия из фигурок может составлять треугольную форму. Треугольник, как выпущенная стрела, направлен в одну точку, туда, где обозначена его цель. Композиционный треугольник может указать на значимое место в композиции. Это может быть актуальной проблемой или целью. Естественно, что решение проблемы тоже может быть целью. Осуществление такой цели откроет путь для решения действительной жизненной задачи. Композиция хаоса проявляется у человека в период депрессий, переходных периодов. Хаос может быть организован расположением фигурок. Фигурки могут быть просто брошены в поле или навалены кучей. В одной работе фигурки были расставлены правильными рядами, но цветовой хаос не соответствовал выстроенному порядку и выдавал желание человека быть менее ограниченным и более свободным. Композиция спирали обнаруживает на поле объемное восприятие мира. Принятие мира во всех или многих его проявлениях (с. 101).
Пластичные линии говорят о человеке общительном, психологически мягком, добром, контактном. Композиция песочной картины дает общее впечатление о внутреннем состоянии человека. Все, что в данный момент находится в душе, выносится на поверхность песочного поля. Поле может быть ровным. Следы на поле могут производить впечатление ран и шрамов. Дороги и реки показывают, куда завели проблемы. Горы показывают, как трудно и напряженно человек достигает своих целей. Мы заметили, что открытые пространства соответствуют людям открытым, общительным, контактным. Люди, обремененные проблемами, организуют свое поле так, чтобы были изолированные места, закрытые изгородями, или создают окруженные водой острова. Вландшаф-те, как в зеркале, отражаются психические процессы, которые принимают вполне определенные значения. Язык поля, закодированный в линиях пейзажа, способствует открытию новых областей исследования, полных неожиданностей, превосходящих самые смелые ожидания своих создателей.
РИТМ ПЕСОЧНОГО СЮЖЕТА
На песочном поле часто отражается внутренний ритм автора песочного мира. Это может быть равновесие, повторение точного количества фигур или симметричное расположение их. И тогда по фигурке, которая выпадает из ритма, можно определить, где самое большое напряжение, чтб беспокоит автора такой композиции. Хаос фигурок на песочном поле говорит о том, что энергия данного человека неуправляема и может привести к непредсказуемым результатам. Прямолинейные композиции показывают, что человек недостаточно пластичен и, если что-то не соответствует его планам и представлениям, он может выйти из себя, разозлиться или расплакаться, что для решения его задач вовсе необязательно, гораздо эффективнее оставаться в ресурсном состоянии и находить новые способы достижения результата. Некоторые сюжеты концентрируются в каком-то месте, оставляя пустые пространства. Композиция кажется перекошенной. Скорее всего, некоторые качества этого клиента окажутся гипертрофированными, а некоторые — неразвитыми, зачаточными. Перегруженное фигурками поле может сообщать о щедрости человека и жизненной активности, но может указывать на то, что «за деревьями леса не видно». Особенно, если в сюжете множество растений и деревьев, что свидетельствует о проблемах, имеющихся у человека во взаимоотношениях с обществом. Скрытые барьеры могут быть выстроены из милых цветочков и трав. Конечно, изгороди, камни, кубики, насыпи являются очевидными препятствиями. А реки, линии, травы, дороги, мосты могут незаметно перекрыть взгляд, путь, свет. На картине песочного поля можно заметить, что фигурки могут создать общее движение в каком-то направлении. Например, центростремительное, или замкнутое в круг, или направленное в угол, или в будущее (слева направо) или в прошлое (справа налево). Направление может быть от эмоций к действию, или от мечты к реализации. Если движение направлено снизу вверх, это значит, что человек сначала делает, а потом думает, что же он такое сделал и зачем. Если направление движения реки, дороги, фигурок или всей композиции — сверху вниз, хо человек сначала планирует, продумывает, только потом действует.
Движение, направленное справа налево, то есть из будущего в прошлое, говорит о том, что у человека в прошлом — нерешенные проблемы или неудачи или трагические события, в которых он застрял. Атак как подсознание независимо от человека старается решить прошлые проблемы, это отнимает много энергии, не дает человеку осуществлять его планы и мешает дальнейшему развитию. В таком случае следует остановиться, разобраться, что случилось в прошлом, решить проблемы и продвигаться дальше с новыми задачами и силами. Зеркальная композиция прошлого и будущего может сообщить нам о том, что будущее будет таким же, как прошлое. И тогда, ориентируясь на свое прошлое, человек может планировать свое будущее более осмысленно, а не хаотично двигаться в будущее. Если повторение кажется клиенту застоем, он может внести в свою картину мира что-нибудь новое. Композиционно все фигурки и дороги могут быть направлены к центру. Это означает, что человеку хочется осознать и понять все, что он выставил на песочном поле. Все силы направлены на осуществление задуманной идеи или актуальной цели. Фигурки, размещенные по углам, означают задвинутые в угол проблемы. Здесь у психотерапевта большой соблазн вытащить поскорее фигурки из углов и найти им другое место. Не спешите. Возможно, для человека важнее, чтобы его фигурка стояла в углу, а не на всеобщем обозрении. Узнайте точно, что хочет решать клиент, а не то, что кажется вам несовершенным. Психолог выполняет тот запрос или ту задачу, которую поставил клиент. Одинокая фигурка в песочном поле может означать внутриутробное состояние, желание вселенского покоя или смерти, начало нового пути или завершение предыдущего. Ответы можно найти не в композиции фигурок, а в пустоте поля. Незаполненные пространства могу сигнализировать, что здесь скрыты основные события или трудновыполнимые действия, неуспех, нежелание двигаться, непонятое и неосознанное. Пустые пространства вовсе не означают, что в них ничего нет, в них есть то, чего человек не хочет видеть. Ритм песочного сюжета подтверждает порядок в душе, мыслях, действиях человека или указывает на беспорядок. Сбились с ритма — значит, его нужно восстановить. В некоторых случаях внешний ритм может завладеть человеком так, что он перестанет слышать и ощущать себя через эти ритмы. В таком случае на поле мы не увидим самого автора, он будет отсутствовать или будет замещен абстрактной фигуркой. РАВНОВЕСИЕ
Композиционное равновесие показывает, что человек стремится к выравниванию ситуации, к уравновешиванию взаимоотношений и чувств. Равновесные композиции говорят о человеке гармоничном, целенаправленном, общительном. Его мироощущение направлено как внутрь себя, так и во внешний мир, к людям. Его пространство наполнено содержанием и множественными смыслами. Активная жизненная позиция, стремление к пониманию и осознанию происходящих вокруг него процессов позволяют ему быстро налаживать контакт и находить взаимопонимание с разными людьми. Абсолютно уравновешенные композиции песочного пространства могут предшествовать конфликту или кризису. Если в композиции полный покой и гармония, то это похоже на совершенство. Однако, чтобы постороннему человеку, событию или новому знанию проникнуть в равновесную композицию, придется что-то подвинуть, нарушить, изменить. Нетрудно догадаться, что, разрушая совершенство, можно получить неадекватную реакцию. Защищая свое равновесие и довольство, человек рискует потерять контакт с кем-то или не заметить чего-то лучшего, отвергнуть новые приятные или полезные знакомства. Равновесные композиции показывают, что человек может ограничить свое общение минимумом контактов, чтобы сохранить свой покой. События в его жизни — часто повторяющиеся и однообразные. Друзья его — старинные и проверенные. Такой покой может быть затишьем перед бурей. Сбалансированные композиции могут указывать на то, что человек кроме своего конфликта ничего не видит, не слышит, не замечает. Когда картина на песочном поле представляет собой равновесную композицию, то она сообщает нам о двойственности внутреннего состояния. С одной стороны, — это стремление к гармонии, с другой — человек может ограничивать себя, чтобы не нарушать свой порядок. Неравновесные композиции также информируют о внутреннем состоянии человека. Фигурки, расставленные на какой-то одной части поля говорят о том, что человек несбалансирован. Что его бросает из крайности в крайность и раскачивает, как корабль среди волн.
В композиции может быть перегружен участок поля, символизирующий прошлое или будущее, верх песочного пространства или низ. Если фигурки выставлены в верхней части, это говорит о человеке, который много мечтает и мало делает. У такого человека отсутствует опора на реальность. Такой человек жаждет что-нибудь делать, но ему все время что-то мешает или отвлекает. Если все герои сосредоточены внизу песочного поля, то такой человек делает много, но не думает, что получится. В результате многоделания он не имеет удовольствия и признания, потому что чаще всего дела его импульсивны, елки и суетны. Фигурки, расставленные в середине песочного поля, которая символизирует эмоциональную сферу, говорят о том, что человек вкладывает много эмоций в свои дела. Более того, в работе он ищет эмоциональных впечатлений, а не реального результата. Вот пример такой работы.
Посередине песочного поля протекает река, на берегах которой расставлены мультяшные фигурки. Эта женщина действительно эмоциональна и может работать только с одной категорией людей, а именно—с людьми беспомощными, не состоявшимися в социальном плане. Работая, она получает эмоциональное удовлетворение от новых встреч, новых ощущений, впечатлений. Хотя она постоянно говорит о бизнесе, в результат своих встреч она не включает получение Материальной прибыли. Не понимая, почему она не достигает материального успеха, она продолжает получать удовольствие от общения. Именно такая программа складывается на песочном поле. Увидев со стороны, что заключено в ее кодировке бизнес-процесса, она соглашается с тем, что происходит в ее реальной жизни, и спрашивает, что ей делать. Психолог отвечает, что это — ее подсознание, ее собственное поле, и она может делать в нем все, что считает нужным. Клиентка начинает менять композицию на песочном поле.
Равновесие в композиции показывает стремление человека к внутренней уравновешенности. Неравновесие выявляет утраченный покой. Внутренняя неравновесная композиция влечет внешнее стремление к беспокойству, к неуравновешенным состояниям. Хотя человек думает, что кто-то выводит его из себя, кто-то рядом несовершенен и не устраивает его. В такой ситуации человек глубоко внутри сам себя не устраивает. И он будет тянуться к таким людям, которые изначально ему не нравятся. При этом, оставаясь недовольным другими, будет недоволен собой. В таких случаях поле показывает, что другие люди не виноваты в том, что у этого человека такой дисбаланс. Приведя поле в соответствие, можно выровнять человеческие взаимоотношения. И позволить человеку получать удовольствие от своей жизни. ЗОЛОТО НА СИНЕМ
Сочетание неба и солнца, — эти два цвета сами по себе оказывают благотворительное воздействие. Погружаясь в песок, руки оказываются в голубом и желтом цвете. Один цвет холодный, другой — теплый. Их сочетание дает космическое ощущение гармонии и торжество содружества. Одно сменяется другим. Из хаоса возникает порядок и наоборот. Из тьмы выходит свет, из земли — дерево. Солнце, вода и земля приносят плоды совместными усилиями. Эти великие компоненты зашифрованы в песочном поле. Солнце, вода и земля уничтожают и поглощают все живое, и они же всему дают рождение. Мы — заложники великой формулы жизни. Цветовое впечатление от композиции также дает дополнительную информацию о психологическом и физическом состоянии человека на данном этапе. Композиции могут быть блеклыми, серыми и могут быть насыщенными, цветными. О цветовых взаимоотношениях можно прочитать в исследованиях Макса Люшера. Можно посмотреть на цветовой круг, которым пользуются художники, обратиться к исследованиям цвета Гете. Конечно, люди выбирают цвет в соответствии со своим состоянием. Если много оранжевого цвета — значит, у человека низкое давление. На подсознании он поддерживает себя цветом. Красно-зеленые тона показывают активный контраст. Разноплановый человек выберет все цвета радуги. Белый цвет включает в себя все цвета и со всеми сочетается. Хаотические цвета говорят о таком же состоянии в душе. Гармоничное сочетание раскрывает гармоничные возможности человека. Если какой-то цвет выбивается из общего соответствия, можно получить дополнительную информацию, осознав, почему цвет находится в противодействии с общим тоном. Отсутствие цвета, серость также сообщает о соответствующем состоянии человека в данное время. На картине может отсутствовать какой-то один цвет, то есть человек его игнорирует, и это тоже дополняет информацию о состоянии человека. Возможно, человек какой-то цвет вообще не любит и относится к нему с пренебрежением или отрицанием. Посмотрите, что он отрицает, исключая цвет из своего сознания. В подсознании это цвет, конечно, будет присутствовать. Показательным примером является работа женщины, которая, обратив внимание на оранжевые цветы, спросила: «Неужели кто-то берет такое дикое сочетание цвета? » И через некоторое время взяла то, что она отвергала, и отвергнутым оказалось то, чего ей хотелось: «чего-то весеннего, веселого». Цветная радость ожидания. До этого цветовая гамма ее композиции была коричнево-серой со спрятанным в «тон-нельке» ярко-красным колокольчиком. Цветовые предпочтения человека глубоко исследованы и описаны в работах Макса Люшера, к которым мы вас и отсылаем. Владея цветовой кодировкой психосостояний, можно видеть, чтб в данный момент беспокоит человека. Символике цвета особенно сильное значение придавалось в эпоху Возрождения. По цвету можно было определить принадлежность к сословию, к профессии, душевное состояние, например, черные траурные одежды говорили о том, что у человека горе. Одежду зеленого цвета полагалось носить во время ожидания ребенка, комната для новорожденного также готовилась в зеленых тонах. Сочетание голубых, красных и золотых цветов свидетельствовало о святости. Одежду пурпурного цвета могли надевать только приближенные к богам императоры. В нашу унифицированную эпоху, когда люди стараются не проявляться в одежде, предпочитая бесцветный вариант (серо-бело-черно-коричневые тона преобладают, и это считается классикой), цвет все равно прорывается, и по этому прорыву можно увидеть настроение человека. На песочном поле может быть выставлена фигурка, предпочтенная не по форме, а по цвету. Человек так и скажет: «Хочется чего-то яркого, красного» или наоборот: «Синего, спокойного». «Почему-то хочется зелени», — начнет размышлять другой. «Эти подсолнухи притягивают меня желтым цветом», — заявит третий. И это будет означать, что человеку нужен не цвет, а то, что за ним скрывается. Тепло, радость, покой, уверенность, энергия, активность, умиротворение или что-то новое, неизведанное. Спросите об этом у клиента. Или объясните ему, что с ним происходит, потому что в наш век занятости и скоростей человек может не успеть осознать свои ощущения, свое состояние противоречия. Песочное поле дает так много информации, что можно в ней захлебнуться, перенасытить себя и клиента. Важно почувствовать главное и работать именно с этим. Сделав один шаг к изменению существующего положения вещей, человек начинает автоматически менять и другое, что примыкало к негативу, стопору или заболеванию. Выйдя из тормозивших его состояний, человек испытывает облегчение. Поворотные пункты способствуют изменению всех сфер восприятия и возрождают движение, — как внутреннее, так и внешнее. В этой работе присутствуют в основном зеленый и коричневый цвета. Коричневый цвет сообщает о том, что человек истощен на физическом уровне (в соответствии с семантикой цвета М. Люше-ga). Зеленый цвет говорит о непреклонности человека и его упрям-ртве по отношению к ситуации. Работа называется «Эдем». Еще одна работа с такими же тональными отношениями. Зеленый и коричневый цвета показывают, что человек уже истощен своим упрямством, но продолжает двигаться в неверном направлении, мучая и разрушая себя. В этих двух работах, выполненных молодыми людьми, посредством цвета и насыщенности поля фигурками можно наблюдать энергию, творчество и активную жизненную позицию.
Каждый цвет несет в себе семантику состояний на данном этапе. Активный человек, выставляющий на поле яркие красные, желтые цвета, будет активно преобразовывать поле. Работа в коричневых тонах говорит о физическом истощении человека. Выясните, каким способом он обычно восстанавливается, и дайте свои рекомендации. Хаотический подбор цветов взывает о преображениях. Синие картины могут свидетельствовать о желании человека успокоиться или о том, что он погружен в мир прошлого или мечты, то есть оторван от реальности. Белые тона показывают, что человек ждет признания и одобрения в обществе. Нюансов много. Цвет может быть ведущим в получении информации о состоянии человека. Необходимо узнать, что для человека значит цвет. Очень часто человек сообщает ту же информацию, что сказал бы ему психотерапевт. Поэтому надо понимать, что услышанное человеком изнутри важнее сказанного извне. И первое слово, и последнее всегда за клиентом. Цветные работы и бесцветные имеют значение в определении внутреннего состояния. Это также дает возможность заглянуть за ширму человеческой психики. Маска, которую человек использует в общении, может прирасти так, что он уже не замечает, где он сам, а где его роль. Маска может болеть. Если грубо снять маску можно повредить кожу, к которой она приросла. Цвет, как уже говорилось, может показать, в каком направлении действовать. Какого цвета не хватает человеку, чтобы быть естественным? Можно не сдирать маски, а просто дать нужный цвет, который эту маску растворит. Это не метафора, а психологический прием, способствующий восстановлению человека. Какого цвета вам не хватает? Предложение наполниться нужным цветом может оказаться более эффективным, чем обучение новому способу поведения или фармацевтические вливания. Цветовая гамма поля определяет слабые и сильные позиции человека. Цвет, как и слово, восстанавливает целостное состояние человека.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОГОНЬ
Наши эмоции порождаются нами с молниеносной быстротой, как только появляется объект, на который они направлены. Антонен Арто Средняя часть песочного поля рассматривается как эмоциональное состояние души. Чаще всего расчищается от песка именно средняя часть песочного поля, чтобы почувствовать свои эмоции, а не просто увидеть события. Расчистив песок до голубого дна, создав символ воды, человек ставит в воду, то, что в ней должно жить: рыбы, морские животные, кораллы, водоросли — все это символы любви. Реки, озера и моря, корабли и рыбы, выставленные на поле, подтверждают, что любовь присуща каждому, и каждый в ней нуждается. У некоторых авторов рыбы выброшены на берег, корабли у причалов, а то и направлены вдругую сторону, противтечения или упираются в бортик песочного ящика. Говорит ли такое размещение фигурок о том, что любовь куда-то задвинута? Спросите об этом у авторов песочной композиции, и вы услышите, что так оно и есть. Чувства любви (не только к противоположному полу, а любви, как состояния совершенства и божественного начала) спрятаны, отодвинуты или находятся не в своей стихии. Это воздействует на человека не самым лучшим образом. Однако чувства свои он запрятал сам. В таком положении не дождаться от других проявления любви и внимания, пока не разберешься со своими чувствами. Пока не вытащишь их на свет божий, пока не начнешь их проявлять и дарить людям, так и будешь в бесполезном ожидании. Можно ли запереть ветер? Так же бесполезно запирать, задвигать свои чувства, отказываться от них. Они все равно проявятся, если не в естественном, то в искаженном варианте. Самое лучшее состояние — быть адекватным своим эмоциям. В ответ мы получаем только то, что имеем внутри. Если ты сидишь и ждешь, что тебе подарят от всей души букет цветов, и не можешь дождаться, вспомни — сколько раз ты дарила что-нибудь, а сколько раз ты улыбнулась или фыркнула в ответ на чьи-то слова. А сколько хороших слов ты произнес в поддержку другого? Чего же ты ждешь? Сколько раз лучился твой взгляд? Ты что, можешь это сосчитать? А как поживают твои брови? Обрати на них внимание, может, они нахмурились и не знают, как расправиться и разгладиться. Когда и что случилось с тобой такое, что ты потерял аппетит к жизни, вкус к счастью? Песочное поле подскажет тебе, где произошел разлад с самим собой, а психотерапевт поможет разобраться, что к чему, а что ни к чему. Если в песочной реке появились хищные рыбы, акулы, мурены, то они уж точно являются показателем страха к проявлению своих чувств или страха быть поглощенным. Несоответствие внутренних переживаний их внешним проявлениям часто может быть основной причиной комплексов, зажимов, различных неумений, обид и в результате болезней. Постепенно позволяя себе (предварительное разрешение на выражение чувств вы можете взять у психолога) проявлять все чувства, вы станете адекватным самим себе, перестанете притворяться и просчитывать проявления своих реакций. Вы сможете показать обратную связь, то есть реакцию на слова и события такую, какая у вас есть в настоящий момент. Научившись проявлять свои чувства, вы станете спокойнее за себя и за других и с удивлением заметите, что чувства вам подчиняются, доставляют удовольствие, и вам не надо с ними сражаться, запрещать их или дозировать. Замечено, что если вы сдерживаете какое-то одно чувство, например, обиду, слезы, раздражение, вы автоматически, даже если не хотите, теряете другие чувства, такие как радость, подвижность, смелость, самостоятельность. Кто-то или что-то берет над вами верх и управляет вами изнутри. Возможно, это всего лишь устаревшая программа, которую вы забыли пересмотреть в соответствии со своим возрастом или опытом. Эмоциональный опыт спонтанен и непредсказуем. Настоящие эмоции испытываешь только тогда, когда переполняешься ими. И проживаешь их в полной мере, каждой клеточкой, каждым атомом, каждой частицей. Так было в детстве. Когда от смеха мы валились на пол, от злости топали ногами, от радости прыгали по всей комнате, от слез теряли силы, от переполнения чувствами всех обнимали, от веселого настроения бежали, раскинув руки-крылья. Если нас отлучили от проявления эмоций и накопления чувств, то придется учиться этому заново. Потому что нет такой силы, чтоб вырвать из сердца любовь. Эмоциональный огонь души проявляется на песочном поле водными пространствами. Их бывает много — целые океаны. Они могут быть поверхностными. Море может оказаться нарисованным на песке. Часто на поле выставляется костер. Это говорит о недостатке эмоционального тепла или о неумении это тепло проявлять. Эмоции остаются и перегорают внутри. Неумение проявлять чувства приводит человека к кризису. Часто в детстве детям запрещают злиться и плакать, говоря, что нехорошо так себя вести. А каждый человек хочет быть хорошим. Вот и начинает шлифовать программу бесчувствия, поставленную родителями. Они знают как нельзя — им это сказали, а как можно — не показали. Нельзя, и все. А как пережить нахлынувшие эмоции? Остановить! Прервать! Остановили. А чем жить? Бесчувствием? Вот и получается конфликт. Хочу чувствовать, но хочу быть хорошим, без чувств, ровным и спокойным. Обратите внимание с какими людьми интереснее: с наблюдателями или с активно проявляющимися. Выбор есть. Что вас устраивает, то вы себе и выбираете. Конечно, лучше остаться в прежней привычной программе, пока вам в ней комфортно. Если вы чувствуете, что она вас не устраивает, выбросите старую программу, как одежду, из которой вы выросли. ИЗЛОЖЕНИЕ НА ПРОЖИТУЮ ТЕМУ
Он рассказал чудесные вещи о Добре и Зле, Истине и Жизни. Антонен Арто Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы