Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Власть как социальное явление и средство социального управления.
Государство - единая организация, суверенной политической публичной власти, которая правовыми средствами с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории. Государство существует за счет налогов, собираемых с населения. Из этого определения следует, что сущностью государства является власть. Власть - свойство, позволяющее её носителю отдавать обязательные для исполнения приказы и распоряжения. Власть пр.с. эффективное средство соц. управления. Без него невозможна общественная жизнь высокоорганизованных животных, в т.ч. и человека. Поэтому в человеческих сообществах всегда присутствуют властные отношения. Но с возникновением государства эти отношения претерпевают существенные изменения. В догосударственный период господствовала первобытная непосредственная демократия, а власть вождей и старейшин опиралась на их личный авторитет. С возникновением государства власть начала отделяться от населения, формируются органы управления и принуждения, которые действуют на профессиональной основе, постепенно формируется понятие « Суверенитет». Суверенитет - это независимость государства во внешних отношениях и верховенство во внутренних. Кроме того, постоянно происходит разделение общественных отношений на 2 сферы: публичную и частную. Публичная сфера- такие отношения. Которые затрагивают интересы общества в целом и в них непосредственно участвует государство как представитель интересов большинства. Поэтому государство по своей сути- организация именно публичной власти. Современная публичная гос власть с 1 стороны опирается на гос репрессию, но кроме того гос власть д.б. легальной и легитимной. Легальность- подчинение требованиям закона; легитимность- законность, законопреемственность а глазах населения и всего мирового сообщества. Легитимность определяется источником суверенитета гос власти, в качестве которой может выступать традиция. Религиозная санкция, харизма вождя. Но при демократическом режиме источником власти явл воля народв. По этому поводу в ст.3 КРФ готовится: 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
4. Основные теории происхождения государстваСуществует множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, Рене Вормс и др. Материалистическую теорию(Марксистская теории) В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. Суть её наиболее отражена в работе Ф. Энгельса « О происхождении семьи, частной собственности и государства» Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовой борьбой. Государство – это результат изменения социально – экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает стредством угнетения людей, поддержания господства одного класса другим. Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1276; Нарушение авторского права страницы