Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Науки теории государства и права
2.1. Предмет науки теории государства и права. Предмет науки – это то, что изучает наука, это круг тех явлений действительности, исследованием которых она занимается. Каждая наука имеет свойпредмет. Свой предмет имеет и теория государства и права. Что же является предметом науки теории государства и права? На первый взгляд может показаться, что ответить на этот вопрос довольно просто. Так как наука называется теорией государства и права, то и предметом ее исследований являются государство и право. Однако необходимо иметь в виду, что государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и другими юридическими науками, а также некоторыми неюридическими науками (например, социологией, политологией, историей). Поэтому государство и право не могут быть предметом сразу нескольких наук, поскольку у каждой науки свой предмет. Государство и право – это не предмет науки теории государства и права, а объект исследования различных и, прежде всего, юридических наук. Что же касается предмета науки теории государства и права, то им, по утвердившемуся среди российских ученых мнению, являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства, права и других государственно-правовых явлений вообще. Исследуя их, наука теория государства и права выясняет, что такое государство, право, другие государственно-правовые явления, когда и в силу каких причин они возникают, как развиваются, как функционируют и какую роль играют в общественной жизни. Предмет науки теории государства и права, как и предметы других наук, имеет определенное строение, т. е. структуру. В качестве главного структурного элемента предмета теории государства и права могут быть выделены наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования собственно государства и собственно права. Исследуя эти закономерности, наука теория государства и права выясняет, что такое государство и право, как они возникают и развиваются, каковы их сущность, структура, функции, формы внешнего выражения. Это вопросы, которые составляют основу предмета науки теории государства и права. В качестве другого структурного элемента предмета науки теории государства и права следует выделить наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования других государственно-правовых явлений. К ним относятся такие явления, как государственная власть, государственное управление, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок и многие другие. Эти явления тесно связаны с государством и правом, но обладают по отношению к ним определенной самостоятельностью. Исследуя данные явления, теория государства и права выясняет, что они собой представляют, как возникают, развиваются и функционируют, каким образом связаны с государством и правом. Наконец, в предмете науки теории государства и права может быть выделен еще один структурный элемент. Это наиболее общие связи государства и права с различными социальными явлениями и личностью. Теория государства и права, хотя и акцентирует внимание, прежде всего, на наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, тем не менее, исследует также наиболее общие связи государства и права с экономикой, политикой, идеологией, культурой, религией, моралью, обычаями, другими социальными явлениями, а также с личностью. Таким образом, в предмете науки теории государства и права можно четко выделить три структурных элемента (компонента). Это: 1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования собственно государства и собственно права; 2) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования других государственно-правовых явлений; 3) наиболее общие связи государства и права с различными социальными явлениями и личностью. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение предмету науки теории государства и права: это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права, других государственно-правовых явлений, а также наиболее общие связи государства и права с различными социальными явлениями и личностью. 2.2. Структура науки теории государства и права. Вопрос о структуре науки – это вопрос о ее внутреннем строении и тех элементах, относительно обособленных частях, которые составляют науку. Структуру науки теории государства и права целесообразнее всего рассматривать с различных позиций. Это позволит получить о ней и составляющих ее элементах более глубокие и полные представления. Во-первых, поскольку теория государства и права относится к фундаментальным наукам, ее структуру можно рассмотреть с позиции структуры любой фундаментальной науки. В этом случае в структуре науки теории государства и права могут быть выделены такие элементы, как законы, категории, частные теории, научные факты и научные гипотезы. Законы– это открытые наукой необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи и взаимозависимости каких-либо явлений и процессов действительности. Теория государства и права, изучая наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права, других государственно-правовых явлений, а также наиболее общие связи государства и права с различными социальными явлениями и личностью, открывает необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи и взаимозависимости, существующие между изучаемыми ею явлениями и процессами действительности и формулирует их в виде определенных законов. Категории– это основные научные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности. В теории государства и права они аккумулируют в себе полученные о государственно-правовых явлениях знания и выступают как отправные, исходные положения науки теории государства и права. Частные теориивыступают в качестве относительно обособленных частей единой науки теории государства и права, в которых получают свое развитие отдельные ее категории. В структуре теории государства и права можно выделить такие частные теории, как теорию правосознания, теорию правовых отношений, теорию законности, теорию юридической ответственности и т. д. Научные фактыпредставляют собой достоверные знания о тех или иных фактах реальной действительности. Причем это не сами факты реальной действительности, а именно знания об этих фактах, достоверные, доказанные знания. Государство, право, другие государственно-правовые явления – это определенные факты реальной действительности, а достоверные знания об этих фактах, полученные наукой теорией государства и права, суть уже научные факты. Научные гипотезыв отличие от научных фактов – это не достоверные, а лишь предположительные, вероятностные знания о тех или иных фактах действительности (например, о причинах возникновения государства и права). По мере развития науки гипотезы либо опровергаются, либо доказываются и превращаются в достоверные знания, т. е. научные факты. Во-вторых, структуру науки теории государства и права можно рассмотреть с позиции предмета этой науки, т. е. изучаемых ею явлений. При таком подходе в структуре теории государства и права могут быть выделены теория государства и теория права. Теория государства и права как единая наука о государстве и праве изучает хотя и взаимосвязанные, но все же разнопорядковые явления. Как уже отмечалось, государство представляет собой определенную политическую организацию, а право – систему норм, правил поведения. Поэтому в предмете теории государства и права достаточно четко просматриваются вопросы государства и вопросы права, что и позволяет выделять теорию государства и теорию права. Вместе с тем выделение теории государства и теории права не следует абсолютизировать, поскольку в предмете теории государства и права имеется ряд вопросов, которые нельзя однозначно отнести либо к теории государства, либо к теории права (например, вопрос о правовом государстве). В-третьих, структуру науки теории государства и права можно охарактеризовать также с позиции основных научных направлений, которые сформировались в рамках данной науки. В этой связи в структуре теории государства и права можно выделить позитивную теорию государства и права, философию государства и права, социологию государства и права и сравнительное государствоведение и правоведение. Позитивная теория государства и права(по-другому – догма государства и права) составляет основу теории государства и права и охватывает круг вопросов, связанных с изучением государства и права в чистом, так сказать, виде. К этому направлению относятся такие, например, вопросы, как структура государства и права, классификация различных государственно-правовых явлений, содержание тех или иных видов государственно-правовой деятельности и т. д. Философия государства и праваявляется одним из ведущих направлений современной отечественной теории государства и права и охватывает круг вопросов, связанных с исследованием государства и права через призму философских идей, принципов и категорий. К ним можно отнести такие вопросы, как закономерности возникновения и развития государства и права, сущность, ценность государства и права, их связи с другими социальными явлениями и т. д. Говоря об этом направлении в теории государства и права, следует отметить, что на сегодняшний день наибольшее развитие получила философия права, в то время как философия государства находится еще в стадии становления. Социология государства и праватоже является достаточно важным направлением в современной отечественной теории государства и права, хотя развита в несколько меньшей степени, чем философия государства и права. Исследование государственно-правовых вопросов на основе идей и категорий науки социологии – вот круг проблем, охватываемых данным направлением. Это проблемы совершенствования государственного механизма, законодательства, правотворческой и правоприменительной практики, проблемы эффективности функционирования различных государственно-правовых институтов, проблемы борьбы с преступностью и другими правонарушениями и т. д. Сравнительное государствоведение и правоведение как одно из направлений современной отечественной теории государства и права находится в стадии становления и еще не получило достаточно глубокого развития. Этим направлением охватываются вопросы, связанные с сопоставлением различных государственно-правовых систем, институтов, процессов и т. д. В результате такого сопоставления устанавливается сходство и различие сравниваемых явлений, их качественное состояние, достоинства одних и недостатки других. В структуре науки теории государства и права в настоящее время формируются и некоторые другие направления, поскольку эта наука на месте не стоит, а находится в постоянном развитии. Например, уже сейчас можно говорить о появлении такого нового направления, как юридическая антропология, изучающая правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней. Выделяя в структуре науки теории государства и права в качестве ее составных частей различные научные направления, необходимо вместе с тем иметь в виду, что многие современные исследователи рассматривают некоторые из них (например, философию права, социологию права, сравнительное правоведение) не столько в качестве направлений науки теории государства и права, сколько в качестве самостоятельных наук, имеющих свой предмет. Однако сторонникам данной точки зрения до сих пор не удалось четко разграничить предметы этих наук с предметом теории государства и права. Кроме того, выделение философии права, социологии права и сравнительного правоведения в качестве самостоятельных наук, думается, серьезно обедняет науку теорию государства и права. Будучи наукой о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, она вполне способна охватить и философские, и социологические вопросы государства и права, а также вопросы сравнительного государствоведения и правоведения, выступая в качестве комплексной науки, в составе которой сформировались и успешно развиваются самые различные направления, связанные с изучением государства, права и других государственно-правовых явлений. 2.3. Функции науки теории государства и права. Функции науки – это определенные ее направления, показывающие и раскрывающие роль и назначение науки в общественной жизни и общественной практике. В научной и учебной литературе по теории государства и права нет единства мнений относительно количества и наименования функций, выполняемых наукой теорией государства и права. Называются такие, например, функции, как гносеологическая, онтологическая, практико-организационная, идеологическая, воспитательная, прогностическая, методологическая, эвристическая и некоторые другие. Не вдаваясь в анализ существующих по данному вопросу мнений, выделим как наиболее значимые для характеристики науки теории государства и права следующие ее функции: гносеологическую, практическую, идеологическую, воспитательную, прогностическую и методологическую. Гносеологическая (познавательная) функция проявляется в том, что теория государства и права, как и всякая наука, осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право, другие государственно-правовые явления, выясняет их сущность, закономерности возникновения, развития и функционирования, связи с иными социальными явлениями и личностью, получает о них всю необходимую информацию, объясняет их с научных позиций. Практическая функция состоит в том, что теория государства и права, как всякая наука, обслуживает практику. Она вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, юридической практики. Идеологическая функция теории государства и права проявляется в том, что эта наука аккумулирует различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве, вырабатывает идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений. Воспитательная функция выражается в том, что наука теория государства и права формирует в сознании людей определенные представления о государстве и праве и вырабатывает соответствующее к ним отношение. В то же время воспитательную функцию науки теории государства и права нередко рассматривают в качестве составной части ее идеологической функции. Суть прогностической функции состоит в том, что наука теория государства и права, выявляя закономерности государственно-правовых явлений, определяет тенденции их развития, прогнозирует их будущее как на ближайшее время, так и на долгосрочную перспективу. Наконец, методологическая функция теории государства и права выражается в том, что эта наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех других юридических наук. Во-первых, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, формируя при этом основные подходы к познанию государственно-правовых явлений. В этом плане теория государства и права является для других юридических наук своего рода философией государства и права. Во-вторых, будучи наиболее общей наукой в системе юридических наук, она вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия (категории), положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых, отправных при исследовании своих предметов.
Методология науки Теории государства и права 3.1. Понятие методологии и метода науки теории государства и права. Вопрос о понятии методологии науки теории государства и права и юридической науки в целом относится к числу достаточно дискуссионных. В частности, одни исследователи под методологией юридической науки понимают учение о методах познания; другие – учение о методах, способах познания закономерностей права и их использования в практической деятельности; третьи – совокупность методов познания; четвертые – совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов (способов) исследования государственно-правовых явлений; пятые – учение о методах познания, а также сами методы познания. Встречаются и другие мнения. На наш взгляд, под методологией любой науки, в том числе и науки теории государства и права, следует понимать учение о методе науки. Термин«методология» происходит от греческих слов «methodos» (метод, способ, путь к чему-либо) и «logos» (наука, учение) и дословно означает учение о методе науки. Вследствие этого методологию науки теории государства и права можно определить как учение о методе науки теории государства и права. Но что следует понимать под методом науки? В научной литературе не сложилось единообразного понимания метода науки, однако чаще всего под методом науки понимают методы, способы, средства и приемы, которые применяются в той или иной науке при исследовании ее предмета. В этой связи метод науки сводится обычно к научным методам, которые используются наукой при исследовании своего предмета. Отсюда и методологию науки нередко определяют как совокупность методов, применяемых наукой при исследовании своего предмета. На наш взгляд, метод науки не следует сводить к научным методам, которые используются в науке при исследовании ее предмета. Метод науки – понятие более емкое, чем совокупность применяемых наукой методов. Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучает наука, то метод науки говорит о том, как она исследует свой предмет. А исследование наукой своего предмета не сводится к использованию только тех или иных методов познания. Исследуя свой предмет, наука всегда отталкивается от тех или иных философских положений, которые составляют ее мировоззренческую основу и принципы познания. Вследствие этого в составе метода науки, в том числе и метода науки теории государства и права, представляется возможным выделить как минимум три элемента: философско-мировоззренческие основания науки, принципы научного познания и методы научного исследования. Рассмотрим кратко каждый из этих элементов уже применительно к методу науки теории государства и права. 3.2. Философско-мировоззренческие основания науки теории государства и права. Любая конкретная наука при исследовании своего предмета всегда опирается на те или иные философские положения, и теория государства и права не является в этом плане исключением. Философия как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления создает определенную мировоззренческую основу как для естественных, так и для гуманитарных наук. Вместе с тем в мире не существует единой философской науки, а значит, не существует и единого для всех мировоззрения. Философия представлена множеством учений, теорий, школ, которые по-разному трактуют закономерности развития природы, общества и мышления, в связи с чем представители конкретных наук, в том числе и юридических, в своих научных изысканиях опираются обычно не на какую-то единую философскую теорию, а на те философские учения, которые считают для себя наиболее предпочтительными и выражающими их взгляд на мир. В этой связи в науке различных стран, как правило, господствует методологический плюрализм, который позволяет ученым опираться в своих научных исследованиях на ту философскую основу, которой они отдают предпочтение. Вместе с тем в отдельных странах может господствовать и методологический монизм, согласно которому ученые обязаны опираться только на строго определенную философскую основу. Для отечественной юридической науки первоначально характерен был методологический плюрализм, поскольку российская юридическая наука могла опираться на любое философское учение. Особенно это было характерно для юридической науки второй половины XIX – начала XX вв. Затем, в советский период, на смену методологическому плюрализму пришел методологический монизм. Юридическая наука советского периода, как и вся советская наука, должна была опираться исключительно на марксистско-ленинскую философию – философию диалектического и исторического материализма, поскольку никакая другая философия не признавалась в качестве методологической основы конкретных естественных и гуманитарных наук. Начавшаяся в нашей стране в середине 80-х гг. прошлого столетия так называемая перестройка, а затем и наступивший постсоветский период раскрепостили советскую науку. В Конституции РФ 1993 г. был закреплен принцип идеологического плюрализма (ст. 13), согласно которому в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В отечественной науке вновь восторжествовал методологический плюрализм, поскольку признание идеологического многообразия одновременно означает и признание свободы философско-мировоззренческих подходов в научном исследовании. Вместе с тем отдельные ученые-юристы в нашей стране по-прежнему призывают к методологическому монизму в юридической науке и в науке теории государства и права, полагая, что только диалектико-материалистический подход способен дать объективно-истинные знания. Думается, что в русле содержания ст. 13 Конституции РФ в науке теории государства и права, равно как и в любой другой отечественной науке, должен господствовать методологический плюрализм, как это имеет место в западной науке. Вследствие этого любой ученый-юрист в своих научных исследованиях может исходить из той философско-мировоззренческой позиции, которую он считает для себя наиболее приемлемой. 3.3. Принципы научного познания государственно-правовых явлений. Принципы научного познания – это те исходные, отправные начала, от которых отталкивается наука при исследовании своего предмета. Принципы научного познания самым тесным образом связаны с философско-мировоззренческими основаниями науки, поскольку каждая философская теория вырабатывает свою систему мировоззрения и принципы, на которые это мировоззрение опирается. В настоящее время в отечественной науке теории государства и права к числу основополагающих принципов научного познания государственно-правовых явлений чаще всего относят такие принципы, как принцип плюрализма, принцип познаваемости окружающего мира, принцип объективности, принцип полноты и всесторонности и принцип историзма. Принцип плюрализма говорит о том, что ученые не должны быть связаны какими-то строго определенными философско-мировоззренческими подходами при исследовании государственно-правовых явлений. Если, например, советская наука требовала при исследовании государственно-правовых и иных явлений действительности опираться только на марксистско-ленинскую философию, то современная российская наука может использовать различные философско-мировоззренческие подходы при исследовании как государственно-правовых, так и иных явлений действительности. Кроме того, принцип плюрализма требует учитывать взгляды различных исследователей на те или иные явления действительности, независимо от того, на каких философских идеях они основаны. Принцип познаваемости окружающего мира говорит о способности науки познавать окружающий мир и его закономерности, проникать в сущность явлений и процессов действительности. Так, например, философия диалектического материализма исходит из того, что никаких гносеологических препятствий в познании объективного мира не существует, есть трудности только практического порядка. И тот факт, что какие-то явления до сих пор не познаны или познаны не в полном объеме, является вопросом времени. Принцип объективности требует изучать государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности, ничего к ним не прибавляя и ничего от них не убавляя. Наука не должна приписывать тем или иным явлениям действительности таких качеств, которых у них объективно не существует, равно как и не должна умалчивать о тех качествах, которые у них имеются. Принцип полноты и всесторонности говорит о том, что все явления действительности, включая государственно-правовые явления, должны исследоваться наиболее полно, с различных сторон, различных позиций, в их взаимосвязи друг с другом, ибо только такой подход способен не допустить неполноты и односторонности в научном познании. Наконец, в соответствии с принципом историзма различные явления действительности, прежде всего, общественные явления, должныизучаться как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях. 3.4. Методы научного исследования государственно-правовых явлений. Теория государства и права при исследовании своего предмета использует самые разнообразные методы, которые вырабатываются различными науками, в том числе и самой теорией государства и права. Вопрос о том, какие это методы и как они классифицируются, не имеет однозначного решения ни в научной литературе, ни учебниках по теории государства и права. На наш взгляд, все методы исследования государственно-правовых явлений, которые используются наукой теорией государства и права, следует разделить на четыре группы: философско-мировоззренческие, общенаучные, частнонаучные и собственно юридические. Философско-мировоззренческиеметоды составляют методологическую основу науки теории государства и права. Эти методы являются отправными при исследовании государственно-правовых явлений и пронизывают весь процесс научного познания. История юридической науки показывает, что к философско-мировоззренческим методам могут относиться самые различные направления материалистической или идеалистической философии (метафизика, диалектика, позитивизм, феноменология, герменевтика и т. д.). Философско-мировоззренческие методы говорят о том, на каких идеологических постулатах и основополагающих принципах базируются те или иные научные исследования, добывая знания о государстве и праве. Например, советская теория государства и права при исследовании государственно-правовых явлений, опираясь строго на марксистско-ленинскую философию, базировалась на марксистско-ленинской идеологии и таких принципах, как принцип материалистического подхода, принцип диалектического подхода, принцип объективности и принцип партийности (классового подхода). Современная отечественная теория государства и права, в отличие от своей советской предшественницы, не связана путами какой-либо философии и может использовать любые философско-мировоззренческие методы, что вытекает из смысла ст. 13 Конституции РФ. Вследствие этого методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т. е. многообразием философских и идеологических подходов. Вместе с тем многие российские ученые-юристы отдают предпочтение диалектико-материалистическому методу познания, считая его наиболее надежным методом в достижении научной истины. Общенаучные методы – это методы, которые используются во всех конкретных науках, однако в отличие от философско-мировоззренческих методов они охватывают не все, а лишь отдельные стадии научного познания и связаны с решением только определенных познавательных задач. К общенаучным относятся, в частности, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования, сравнения, системный, структурно-функциональный и многие другие. Некоторые исследователи к общенаучным относят такие методы, как исторический, логический, системный и функциональный[1]. Частнонаучные методы – это методы, которые разрабатываются различными частными, специальными науками и широко используются теорией государства и права при исследовании своего предмета. Эти методы имеют в основном прикладное значение. К ним относятся математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и некоторые другие методы. Собственно юридические методы – это методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права, а также другими юридическими науками. Их нередко включают в состав частнонаучных методов, поскольку теория государства и права относится к частным наукам. Однако в связи с тем, что эти методы вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук, их целесообразно выделить в самостоятельную группу. Некоторые исследователи называют их частными методами. К собственно юридическим принято относить такие методы, как формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы