Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура гражданского общества



Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идет о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками - многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса.

 

18. Исторические предпосылки права. Основные концепции происхождения и сущности права.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это " вечно" протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая - право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.).

наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв.

Историческая - право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.)

Нормативистская - право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.)

была сформулирована в XX в.

Материалистическая - право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)

возникла в XIX - XX вв.

Психологическая - право есть правовые эмоции личности (Патражицкий, Росс, Рейснер и др.)

логически завершенную форму получила в XX в.

Социологическая - право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.)

была сформирована в наиболее законченном виде в XX в.

 

 

19. Понятие и признаки права.

П раво – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Признаки права:
• Сознательно-волевой характер. Право – проявление воли и сознания людей, в нем выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций.
• Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нравственностью, обычаями. Нормативность в правовой сфере – это не просто формирование типичного правила, а нечто большее – гарантия осуществления субъективного права.
• Формальная определенность – обличение права в официальные формы выражения (закон).
• Обеспеченность государством.
• Системность.

 

20. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов
Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой — естественная норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.
3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

 

 

21. Право и мораль: проблема демаркации.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.

Единство – М и П являются разновидностью соц норм, имеют единый объект регулирования, исходят от общества, универсальны, одни и те же задачи: упорядочение и совершенствование общественной жизни (регулируют общественные отношения).

Различие:

1)по способу установления – П создается гос-вом сверху, М – человеком и обществом.

2)по форме выражения – П существует в правовых актах, М – в сознании чел.

3)по способу обеспечения – П обеспечивается гос-вом, М – совестью человека.

4)по сферам действия

5)по характеру и способам влияния на сознание людей ( П – невыполнение правовых норм карается законом, М – общественное порицание, совесть).

Противоречия: М - изменить трудно, П – может идти в разрез с моралью.

 

22 При́ нципы пра́ ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Виды Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства. К числу этих принципов, в частности, относятся следующие: верховенства права, законности, равенства всех перед законом (равноправия), взаимной ответственности личности и государства, ответственности при наличии вины М ежотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия). Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского праваявляется принцип полного возмещения убытков (англ.)русск., принципом уголовного права — принцип индивидуализации наказания. Принципы права в сравнении с правовыми нормами: характеризуются наибольшей стабильностью, обладают большей юридической силой, выполняют правотворческую функцию, регулируют возникшие пробелы в правоотношениях.С учетом вышесказанного можно сказать, что принципы права являются основой действующей системы правовых норм и позволяют поддерживать правопорядок даже без существующих юридических норм. Виды принципов права: В зависимости от сферы реализации: общие (принцип справедливости), межотраслевые, отраслевые, институциональные или отдельных правовых институтов. В зависимости от способов изложения: прямо или косвенно закрепленные в конкретном нормативно-правовом акте. По характеру содержания: общесоциальные, специальноюридические (присуще только праву).

 

 

23. Важнейшие типы правопонимания

ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ — базирующийся на особенностях методологии правопознания философско-юридический (методологический) подход обоснования общего понятия права, закономерностей его происхождения, сущности, форм (источников) выражения, взаимоотношений с государством.

В реальном своем проявлении право выступает в форме: 1) идей, представлений о праве 2) юридических предписаний, исходящих от государства и 3) действий или отношений, имеющих правовую природу; 4) психических ощущений.

Выделяют следующие основные типы правопонимания:

1) естественно-правовое;

2) нормативное;

3) социологическое;

4) психологическое.

В истории правовой мысли эти направления развивались обособленно, в оппозиции друг к другу. Кроме того, каждое из этих крупных научных направлений имеет свое собственное подразделение, обусловленное особенностями подходов в рамках этого общего направления.

 

Юридический позитивизм

Юридический позитивизм возникает в начале XIX в., ког­да буржуазия достаточно упрочила свои экономические и по­литические позиции, в период относительно мирного разви­тия капитализма, свободной конкуренции. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости со­зданного ею строя, в могуществе се государства и права. Буржуазия видит в своем нраве фактор стабилизации, поряд­ка, эффективное орудие против нарастающего рабочего дви­жения.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рас­сматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории_юридического позитивизма право — факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право про­исходит от власти. Право — приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только право-творческой функции государства, независимой от экономи­ческих и классовых отношений.

Юридический позитивизм связан с философским пози­тивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является ос­новой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономики и классовых отношений. Свою задачу они видят в описании права, в формально-логическом исследовании его догмы. Формально-догматический описательный метод при­знается в качестве основного метода исследования. В рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства. Идеи позитивизма присущи современной буржу­азной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направ­лений современного позитивизма является нормативизм.


Поделиться:



Популярное:

  1. B. отрасль производства, обеспечивающая жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.
  2. S: Что такое секуляризация общества?
  3. Акционерные общества, их виды и особенности.
  4. Б. О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выг.х дворянского общества
  5. Б1.Б.7 «Основы правового демократического государства и гражданского общества»
  6. В разделе о намеренно созданных сообществах мы раскроем несколько здравых принципов для установки солнечных батарей, ветряных мельниц и гидроустановок.
  7. В чем состоит и в чем должна состоять роль научной культуры в жизни общества
  8. Вещное право как подотрасль гражданского права
  9. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества
  10. Виды гражданского судопроизводства.
  11. Виды гражданского судопроизводства.
  12. ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь