Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типология государства : формационный, цивилизационный и иные подходы.



Типология – это система знаний, которые используются для классификации государств на основе выделения их сущностных характеристик. Классификация может проводится по разным основаниям, при этом подтипом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология государств – не абстрактная, умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала, на выявлении объективных процессов и связей существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем (Л.А. Морозова).

Типология государств дает возможность исследовать исторический процесс развития государств и понять последовательность и закономерности перехода от одного типа государства к другому, изучить не только общие, но и частные особенности того или иного государства, спрогнозировать развитие государств.

Подходы в типологии государств: основных 2 (этой позиции придерживаются: Л.А.Морозова, Т.В.Власова)

1) Формационный – в основе лежит понятие «общественно- экономическая формация», т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Данный подход присущ марксистскому учению о государстве.

Согласно данному подходу выделяется 5 типов формаций. Каждой формации, кроме первобытнообщинной, соответствует свой тип государства. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер.

- первобытно- общинная

- рабовладельческая – рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного слоя, его экономическую основу составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов.

- феодальная – второй исторический тип государства, экономическую основу составляет феодальная собственность на землю. Основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Власть в руках феодалов

- капиталистическая – появилось в результатебуржуазных революций. Экономическую основу оставляли капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Основные классы – буржуазия и пролетариат.

- социалистическая – государство возникло в результате социалистической революции. Экономическая основа – общественная собственность на орудия и средства производства, Частноая собственность ликвидируется.

Достоинства формационной типологии:

- продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

- показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

 

Недостатки формационной типологии:

- во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

- недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

 

2) Цивилизационный подход. Основоположники (А.Д. Тойнби, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Сущность заключается в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы, которые в совокупности образуют понятие «культура», а в свою очредь родственные культуры образуют цивилизацию.

У.Ростоу – классифицировал государства по стадиям экономического развития. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

А. Тойнби – попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве критериев он называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и др. По эти критериям он выделил более 100 самостоятельных цивилизаций., затем сократил до двухдесятков. Он полагал,, что по типу цивилизации и можно выделить соответствующие типы государств, однако типологию по данному подходу он так и не разработал.

В юр. литературе отсутствует типология по цивилизационному подходу, однако выделяют этапы цивилизации:

- локальные цивилизации (шумерская, эгейская и др.)

- особенные цивилизации ( китайская, исламская, западноевропейская, восточноевропейская и др)

- всемирная цивилизация, охватывающая все человечество, основанная на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Кроме того выделяют:

а) социокультурное направление цивилизационной типологии:

- первичные цивилизации – играют ключевую роль в развитии социально- экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное функционирование общества (древнеегипетская, шумерская, японская и др)

- вторичные цивилизации – не составляют экономического базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно- религиозным комплексом (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др)

б) универсалистский вид цивилизационной типологии ( суть его в том, что развитие государственности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. Данный вид различает 2 основные цивилизации:

- традиционалистскую (аграрную) – характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную (государства: Др. Египет, Китаю, Др. Индия, Вавилон, средневековые Запад и Восток)

- техногенную – непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общественной и государственной жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения.

Достоинства цивилизационной типологии:

- определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

- в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационной типологии:

- недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

- выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

 

В типологии государств выделяют государства переходного периода. Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип. Его можно назвать самостоятельным по следующим критериям:

- переходное состояние занимает длительны период

- перех состояние предполагает не только смену власти, формы государства, но и изменение ценностей общества, связей, отношений и др.

- перех. государство - явление конкретно-историческое, обладающее национально – культурной ориентированностью и отражает накопленные конкретным народом духовные ценности.

Данный тип моет быть виделен как в формационном, так и в цивилизационном подходах

В литературе выделяют и иные классификации. Так например, классификация по отношению к религии:

- светские – государство не контролирует отношение своих граждан к религии, не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает ни одной из кнфессий помощи, религиозные организации не выполняют юридических функций по просьбе государства. (Россия, Германия, государства СНГ и др.)

-клерикальные – государства, где та или иная религия имеет статус государственной, церковь получает от государства помощь, церковь вправе учавствовать в политической жизни страны, церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, церковь осуществляет контроль в области образования и др. ( Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Япони)

-теократические – государственная власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют источник законодательства, глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем (Ватикан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия)

-атеистичские – религиозные организации и преследуются властями, церковь лишена собственности, религиозные организации запрещены либо находятся под жестким контролем, священнослужители и верующие репрессируются, свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма ( Албания 1976г.)

 


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Теория государства и права
  2. I. Принятие нормативных актов органами государства.
  3. Автор научного труда о происхождении семьи, частной собственности и государства
  4. Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
  5. Англо-ирландская война. Создание Ирландского государства
  6. Б1.Б.7 «Основы правового демократического государства и гражданского общества»
  7. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
  8. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
  9. В каких случаях в специальный трудовой стаж включаются иные периоды, помимо соответствующей работы?
  10. В конечном итоге появление государства обусловлено изменением в экономике и развитием производства.
  11. В структуру механизма государства включаются:
  12. В чем проявляется взаимосвязь права и государства?


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 4236; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь