Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Соотношение общечеловеческих и
Классовых начал в праве.
Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором общественных отношений. Обязательность права обеспечивается возможностью государственного принуждения; правовые положения становятся общеобязательным правилом поведения для тех, кому они адресованы. Эти основные характеристики права и составляют его сущность. Сущность любого явления – есть главное, основное, определяющее в этом явлении. Совокупность внутренних характерных черт и свойств права, без которых явление теряет свою особенность и своеобразие. Таким образом, сущность права – это главная внутренняя относительно устойчивая внутренняя особенность права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Проблемы сущности права имеет несколько теоретических аспектов. Один из аспектов проблемы сущности права заключается в попытке выделить в праве главный основополагающий компонент. Каков он? Нормативность, общеобязательность, принудительность или что-то иное? Марксистская концепция права определяла классово-волевой аспект. Маркс и Энгельс рассматривали право как возведенную в закон волю господствующего класса, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Классово-волевое понимание было затем распространено на понимание сущности советского права. Классовые интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса, выражались через волю господствующего класса в виде законов. Сторонники этого подхода определяли или называли сущности права. Что же понимается под волей? Воля в психологическом смысле – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления (принятие решений, борьба мотивов и т.д.). Воля в социологическом смысле – это веление, желание, превращенное в веление. В этом смысле воля является компонентом власти, под которой понимается способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких либо средств (авторитет, насилие, принуждение и т.д.). В 30е-50е годы прошлого столетия эта теория легла в основу правовой системы социализма сталинского типа. Сталин и его окружение считали, что именно они формируют и выражают волю господствующего класса, превращая ее в свое веление и закрепляя, например, в таких законах, как закон об упрощенном уголовном судопроизводстве, принятом в 1934-37 годах. Таким образом юридическая наука в это время приняла как догму классово-волевой подход к сущности права. В юридической науке выделяется также и общесоциальный подход. В рамках этого подхода, право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Право здесь используется как средство закрепления обеспечения прав человека, экономической свободы, демократии и т.д. Кроме названных подходов, выделяют такие подходы, которые разводят право, как явление общественной жизни, и закон, как форму выражения права. Право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права. Например, несмотря на обилие законов, нормативных предписаний исполнительной власти, в фашистской Германии, в Советском государстве при Сталине нельзя говорить о правовом характере этих законов. Здесь право и закон не совпадают. Однако существуют и законы, соответствующие правовым критериям, когда право и закон совпадают. Что же считать критерием для разграничения? Ответа на этот вопрос до сих пор не найдено. Например, в качестве критерия для разграничения правовых и не правовых законов в конце XIX – начале XX века предлагалось считать общую волю, волю всего общества, нации, народности. Следовало считать правовыми законы, которые адекватно отражают эту волю. Другие законы следовало относить к разряду не правовых. Противники такого критерия задаются вопросом: кто и каким образом может определить, содержится в том или ином законе общая воля или нет? Французский ученый Лион Дюги в работе «общество, личность и государство», изданной в Санкт-Петербурге в 1901 году, полагал, что закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. И если закон есть выражение индивидуальной воли депутатов, то он не может быть обязательным для других воль. Он может быть обязательным только как формулирование нормы права или как применение его.
Содержание права.
Различают конкретно историческое содержание права и логическое содержание права, под которым понимают самое главное, самое общее, что можно выделить в праве и что качественно отличает право от других регуляторов. Конкретно историческое содержание права является разнообразным, обслуживает общество в их тысячелетнем развитии. Марксистская теория попыталась выделить в этом многообразии то содержание, которое было ориентировано на обеспечение определенных общественно-экономических формаций. Она создала типологию права. Различают рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое право. Говоря о логическом содержании права, следует иметь ввиду, что как бы по смыслу ни отличались правила поведения, в каких бы областях они ни действовали, всегда речь идет об одном: о применении равного масштаба или меры к неравным людям. Содержание права – это равный масштаб меры поведения который устанавливает право. Например, праву абсолютно безразлично семейное, имущественное положение конкретного работника, когда оно закрепляет за определенной группой одинаковую пенсию. Формальное равенство перед правом – вот что содержит каждая применяемая норма. А если норма содержит какие-то привилегии льготы для той или иной категории работников, то они опять же являются равными для тех, кто обозначен, как адресат этой нормы: например, инвалиды, многодетные матери и так далее. Рассматривая теоретические содержание права как применение равного масштаба как применение равного масштаба к неравным людям, следует учитывать и обратную ситуацию, когда происходит применение неравного масштаба к неравным людям. Тогда речь идет о различных льготах привилегиях: жилищных, медицинских и так далее. Такое содержание права может быть обоснованным и привилегии права могут иметь законный характер. Например, некоторые льготы устанавливаются для работников с вредными условиями труда и так далее. Но такие привилегии могут быть и незаконными. Тогда имеет место произвол, захват чиновниками специального медицинского обслуживания, жилья, дач и так далее. Например, бывшие депутаты, не избранные в Государственную Думу на последующий срок, до сих пор не освобождают служебные квартиры. Наконец, теоретически, могут возникнуть ситуации, когда неравный масштаб применяется к неравным людям, то есть, исчезает одинаковый масштаб и его адресат – равные люди. В этой ситуации исчезает право и наступает то, что в коммунистической утопи и определялось как «отмирание права». Попытки реализовать этот принцип в сельскохозяйственных коммунах прошлого столетия, когда в трудовой деятельности распределение шло по потребностям, привели к краху этого направления хозяйственной деятельности. Содержание права может быть четко определено по принципу «запрещено все, что не разрешено». Такое содержание характерно для норм, действующих в системе управления, определяет отношение власти и подчинения, и все это присуще административному праву. Иной принцип «разрешено все, что не запрещено» действует в имущественной сфере, обуславливая автономию (самостоятельность) договаривающихся сторон. Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне является его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание определено социально-экономическими, политическими и иными потребностями, и субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а наоборот, произвольно опровергается всей существующей практикой.
Функции права.
Сущность и социальное назначение права конкретизируется в его функциях. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей и позволяют дать обобщающую характеристику работы юридических норм. Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют социальные и собственно юридические функции права. Первые показывают, на какие сферы общественной жизни осуществляется юридическое воздействие, а вторые – каким образом это воздействие осуществляется. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества: экономику, политику, духовные отношения, и, значит, выполняет общесоциальные функции: 1. Экономическую, так как право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и так далее. 2. Политическую, поскольку право регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и так далее. 3. Воспитательную, так как право оказывает специфическое педагогическое воздействие. 4. Коммуникативную, поскольку право выступает способом связи между субъектом и объектом управления. К собственно юридическим функциям относятся регулятивная функция права и охранительная функция права. Регулятивная функция права – это направление правового воздействия, выражающаяся в установлении определенных правил поведения. В ее рамках выделяют регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функцию права. Первая осуществляется путем установления запретов, предписаний воздерживаться от посягательств на определенные общественные отношения, вести себя пассивно. Таким образом, происходи закрепление определенного состояния общественных отношений. Вторая осуществляется при помощи предписаний, обязывающих совершать определенные активные действия для обеспечения развития соответствующих общественных отношений. Она выражается в установлении юридических обязанностей. Охранительная функция – это направление правового воздействия, направленного на охрану общественных отношений, урегулированных правом. Объектом регулирования здесь являются общественные отношения, в которых участвует правонарушитель. Естественно, государство не заинтересовано стимулировать противоправное поведение и поэтому стремится устранить из существующей системы общественных отношений. В связи с этим на правонарушителя возлагается обязанность претерпевать определенные лишения за содеянное. Важнейшим средством охранительно воздействия права на общественные отношения является государственное принуждение.
Принципы права.
Право строится, функционирует на основе определенных принципов. Принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства всех органов государственной власти. Руководствуясь этими принципами государство обеспечивает социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан и гарантирует выполнение ими своих политических обязанностей. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются «стержнем» всей системы права того или иного государства. Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах), которые содержаться в Конституциях, преамбулах законов, кодексах. Принципы права можно подразделять на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые. Общеправовые принципы – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора общественных отношений. Эти принципы распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права. К числу основных принципов права относят: принцип социальной свободы, принцип социальной справедливости, принцип ответственности за вину, принцип законности и другие принципы. Отраслевые принципы права действуют в рамках одной отрасли права (например, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип единобрачия). Межотраслевые принципы действуют в рамках одной или нескольких отраслей права: например, принцип материальной ответственности, презумпция невиновности и так далее.
Ценность права.
Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория «ценность права». Ценность права – это способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных потребностей общества и отдельных его членов. Ценность права выражается в том, что: 1. право – это средство организации управления обществом. Оно придает действиям людей согласованность. Реализация правовых норм приводит к упорядоченности общественных отношений. 2. право – это действенное средство защиты существующего общественного строя, правовые нормы устанавливают меры ответственности за общественно опасные и вредные для общества деяния. 3. право – это также средство обновления общества. Оно развивает те общественные отношения, в которых общество заинтересованно. 4. право – выразитель справедливости. По своему назначению оно противостоит несправедливости, что подчеркивают многие правовые понятия. 5. право определяет меру свободы личности в общества. Право и свободы личности не отделимы друг от друга поскольку право, определяя масштаб, границы свободы и помогает все это осознать. Обобщая все сказанное, можно говорить о том, что право является средством утверждения нравственных начал в общественной жизни, средством воспитания населения, формирования прогрессивной культуры.
Право и экономика.
В настоящее время под экономикой следует понимать определенную социальную сферу – деолектическое сочетание социальных отношений, социальной деятельности, связанных с производством, обменом, распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В марксистской теории соотношения права экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса (экономической структуры общества, складывающейся независимо от воли и сознания людей) и надстройки (идеологических отношений, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием). Экономика, как явление базисного порядка, имеет определяющее значение по отношению к праву как части надстройки. Базис общества обуславливает необходимость правового регулирования в целом. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, но они и не упрощали его. Поскольку они учитывали влияние на право других факторов, других частей надстройки, и подчеркивали, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете. Теория марксизма указывает лишь на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. И Энгельс в одном из писем к Шмидту писал о том, что право может как способствовать развитию экономики, так и тормозить его. Разработанные Марксом и Энгельсом положения о закономерностях связей экономики и права, как считают многие ученые, принципе, достоверны. Однако, в дальнейшем, обратное влияние права на экономику было очень сильно преувеличено в теории и практики социалистического строительства. Все это обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое план свой экономической деятельности объявляла юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировала как юридические требования. В настоящее время баланс между правом и экономикой, государственно-правовым явлением в экономике определяется через идею социального государства. Большое значение правовое регулирование экономики имеет в период перехода к рынку, поэтому оно особенно важно для России. Термин «политика» в переводе с греческого означает «город-государство» и впервые появился в Древней Греции. В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сходятся, реализуются интересы больших социальных групп, классов, народов, национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика как явление возникает вместе с социальной дифференциацией общества и с расслоением этого общества на большие социальные группы, которые обладают особыми интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе – там индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины. Не регулируемая политическая борьба может взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека. В связи с этим возникает потребность в особой форме организации общественной власти и особой нормативной системы регуляции, что должно сохранить целостность общества. Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство – это «главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества. Если все другие субъекты политической жизни (политические партии, профсоюзы, отдельные политики) отражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех участников политики. Государство представляет собой наиболее мощный и наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов и поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти или приближение к ней. Право имеет политическую природу ибо уже по своей форме выступает нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных структур. Право может служить формой выражения и осуществления политики, пока сама эта политика строится на исходных началах справедливости. Как только государство начинает использовать законодательную власть в интересах какого-либо социального слоя и проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников утрачивается и государство создает бессодержательный внеправовой закон.
ТИПЫ ПРАВА, ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ И ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ.
Понятие типа права. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы