Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Студия как форма социального воспитания. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Основанием для студийного варианта социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования являются также установленные в процессе исследования три группы фактов (фиксация термина в нормативных документах, широкая эксплуатация понятия в практике учреждений дополнительного образования детей, использование слово «студия» как научной категории в диссертационных исследованиях и учебных текстах по педагогике). В нормативных документах студией первоначально (2000 г.) обозначали и вид внешкольного учреждения, и тип детско-подросткового внешкольного объединения, затем (2006 г.) только тип объединения. Студия как вариант социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей нашла отражение в диссертационных исследованиях (Б. Р. Лившиц, В. И. Козловский, О. П.Медведева, В. П.Остривной, Е. Ю. Пономарева, Н. Е. Самсонова), работах С. В. Кульневича, В. Н.Иванченко, Т. В. Ильиной. Как показывают данные статистики Минобразования и науки РФ, студия сохранилась и как вид учреждения и является самым распространенным типом детско-подростковых объединений художественной направленности. Студия –это форма детско-взрослого общения, модель социального воспитания.
Военно-служебная форма социального воспитания. Внешкольное воспитание возникло в середине XIX — начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Изначально построенное на добровольности внешкольное воспитание несло в себе потенциал продуктивного сочетания стремления взрослых дифференцировать трансляцию социального опыта и устремленности детей к самореализации в различных сферах бытия. Эта тенденция по существу не была утрачена и с 1918 года, когда внешкольные учреждения стали государственными. Благодаря созданной в ХХ веке мощной системе внешкольного воспитания у школьников СССР имелись возможности выбора различного рода занятий. Однако перемены начала 90-х годов привели к изменениям не только названия воспитательных организаций данного типа (место учреждений внешкольного воспитания заняли учреждения дополнительного образования детей), но и к серьезным противоречиям в понимании статуса их в отечественной системе социального воспитания.
В процессе становления системы во внешкольных учреждениях сформировался широкий спектр разнообразных детских объединений (военно-служебные, художественно-творческие, общественно-политические, научно-исследовательские, клубно-досуговые). В тоже время, развитие системы внешкольной воспитания, а затем и дополнительного образования детей происходило в значительной мере стихийно. Поэтому, отсутствие ориентиров для типологии профилей детских объединений и учреждений дополнительного образования детей затрудняло решение вопроса об оптимальном наборе объединений в многопрофильном учреждении, в микрорайоне крупного города, малом городе, в сельском районе. Кроме того, классификация вариантов профилей и программ дополнительного образования, детских объединений востребована как необходимый элемент управления системой в соответствии с индивидуальными запросами воспитанника. Другими словами научно-обоснованная классификация может выступить механизмом, обеспечивающим сочетание личных и общественных интересов в процессе социального воспитания.
Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» — «культура» — «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (С.М. Юсфин).
Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, А.В. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.Б. Фомина) дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей — обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества. В данном случае под конвенцией понимается сопряжение интересов общества и индивида в процессе социального воспитания, социальное действие индивидов конструирующих интерсубъективный мир. Если каждый индивид создает свой субъективный мир и свое социокультурное пространство, то в ситуации социальной интеграции эти плюралистичные миры и пространства должны пересекаться.
Личная составляющая конвенции предполагает: конструирование собственного варианта жизни в соответствии с необходимостью реализации в ней одной из пяти социокультурных функций, освоение образа жизни социальной группы реализующей эту функцию, интеграция в соответствующую социокультурную общность.
Культура предстает как обобщенный эталон, рамки человечности, в социокультурном качестве (культура определенной социальной группы), в виде организационной культуры (культуры отдельной социальной организации), как персональная культура бытия человека — образ жизни. Все названные проявления культуры имеют место в социальном воспитании.
Рассмотрим поподробнее социальную составляющую конвенции, которая связана с пониманием стратификации общества. Одним из первых проблему социального неравенства сформулировал древнегреческий философ Платон, разделивший граждан идеального общества на три группы (правители-философы, воины, ремесленники), наиболее признанной является концепция социальной стратификации П.А. Сорокина. О. Шпенглер выделяет три основополагающих группы — крестьянство и два пра-сословия: знать и духовенство. Современное звучание этой проблемы связано с:
— трактовкой социальной группы как социального отношения (Ю.Л. Качанов, Н.А. Шматко);
— наделением каждой социальной группы определенной общественной функцией, а ее представителей специфическим образом жизни (Й. Хейзинга и О. Шпенглер);
— изучением устойчивых, существующих как рамки для социального поведения, глубинных общественных структур, становление которых обусловлено материальными условиями возникновения и развития государств, исследованием исторически сложившихся структур, определяющих социальные отношения и взаимодействия социальных групп как внешний по отношению к ним фактор (С.Г. Кирдина).
36.Вариативные и инвариантные характеристики соц воспитания. Инвариантные (обязательные для всех органов, учреждений, организаций, включенных в межведомственную систему социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области):
- воспитание гражданина и патриота России
- формирование здорового и безопасного образа жизни
- социально-педагогическая поддержка детей и молодежи
Вариативные (выбираются в дополнение к инвариантным направлениям каждым конкретным органом, учреждением, организацией, исходя из задач и сложившихся традиций деятельности):
- туристско-краеведческое воспитание
- трудовое воспитание
- художественно-эстетическое воспитание
- духовно-нравственное воспитание
- научно-познавательное воспитание
- экологическое воспитание
- экономическое воспитание
- правовое воспитание
- профориентация
Базовыми для осуществления выделенных направлений воспитания являются следующие виды деятельности:
- спортивно-оздоровительная деятельность
- туристско-краеведческая
- художественное творчество
- социальное творчество
- познавательная деятельность
- проблемно-ценностное общение
- игровая деятельность
- досугово-развлекательная деятельность
- трудовая (производственная) деятельность
- техническое творчество Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы