Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Третья схема трехсложной структуры



 

В третьем варианте ритмической структуры два заударных слога будут звучать как Ъ, но будут отличаться друг от друга долготой произнесения. Чем дальше от ударного слога, тем короче.

 

/ъъ

ٮ ٮ ٮ

ударн. первый заударн. второй заударн.

слог слог слог

 

Разница в произнесении второго заударного слога по качеству звучания зависит от того, в открытом или в закрытом слоге произносятся безударные а и о.

/ъъ /ъъ

ٮ ٮ ٮ ٮ ٮ ٮ

ударн. перв.зауд. вт.зауд. ударн. перв.зауд. вт.зауд.

слог слог откр. слог слог слог закр. слог

 

/ъ ъа/ъ ъа

фо рточка ко локол

Во логда мо лодость

по лочка ско ванность

де вочка пре данность

бе лочка и згородь

ко рочка жи молость

 

Рекомендации:

При освоении произношения данной ритмической структуры необходимо отбить хлопками ритм слов с одновременным произнесением схемы: та-та-та. Следить за тем, чтобы третий слог был самый короткий и слабый, но озвученный и не сброшенный с дыхания. Часто в первом заударном слоге слышится вместо звука Ъ ясный звук а, и слово фо ртЪчкЪ звучит как фо ртачка, слово зо лЪтЪ звучит как зо лата, а слово ко лЪкЪл как ко лакал. Следите за редукцией заударных, сокращайте их звучание, не разваливайте ритм трехсложных слов.

 

 

Произношение А и О в четырехсложных словах

 

В четырехсложных ритмических структурах слова могут иметь следующие ритмические варианты:

первый – три безударных, один ударный слог;

второй – два безударных, один ударный, один безударный слог;

третий – один безударный, один ударный, два безударных слога;

жимолость четвертый – один ударный, три безударных слога.

 

Первая схема ритмической структуры четырехсложных слов

ъъ ^ /

ٮ ٮ ٮ

второй предпредударн. предпредударн. предударн. ударн.

слог слог слог слог

 

В первом ритмическом варианте а и о произносятся следующим образом:

в предударном слоге – как короткий звук а = ^;

в предпредударном слоге – как средний между А и О =Ъ;

во втором предпредударном – как очень короткий беглый средний звук между А и О = Ъ.

 

ъ ъ ^ / ъ ъ ^ /

боготвори ть восстанови ть

водоворо т сопроводи ть

водопрово д поговори ть

коловоро т повороти ть

сковорода заговори ть

контрабанди ст растормоши ть

 

Рекомендации:

Отрабатывая первую ритмическую схему четырехсложных слов, необходимо следить за тем, чтобы два первых безударных слога – очень короткий и короткий – не потянули за собой по инерции такую же краткость третьего слога, который должен произноситься длиннее и звучать как а. Открыть гласный а в предударном слоге довольно сложно. Это надо специально отрабатывать многократным повторением с одновременным отбиванием ритма та‑ та‑ та‑ та.

Например: не вЪдЪвЪро т, а вЪдЪваро т (водоворот),

Не пЪгЪвЪри ть, а пЪгЪвари ть (поговорить).

 

Вторая схема четырехсложной ритмической структуры

ъ ^ / ъ

ٮ ٮ ٮ

предпредударн. предударн. ударн. заударн

слог слог слог слог

 

ъ ^ / ъа ъ ^ / ъа

молоти лка балала йка

морози лка канона да

колосса льно канаре йка

сковоро дка замара шка

скорова рка бараба шка

городи шко вагоне тка

золоти шко наркома нка

Рекомендации:

Отхлопать четырехсложный ритм, проговаривая слоговую структуру: та‑ та‑ та ‑ та. Следить за тем, чтобы хорошо открывался рот на гласный а в предударном слоге. Не снимать со звучания заударный гласный, не удлинять его, чтобы не слышалось мЪлати лка вместо мЪлати лкЪ (молотилка).

 

Третья схема четырехсложной ритмической структуры

^ / ъ ъ

ٮ ٮ ٮ

предударн. ударн. зауд. второй зауд.

слог слог слог слог

 

^ / ъ ъа ^ / ъ ъ

парабола пожаловать

татарочка порадовать

карелочка командовать

тарелочка помиловать

мазурочка позировать

заминочка копировать

 

Рекомендации:

Отрабатывая третью ритмическую схему, необходимо сначала отхлопать ее ритм, чтобы почувствовать краткость заударных слогов. Следить, чтобы энергия была сосредоточена в ударном слоге: та‑ та ‑ та‑ та. Очень часто заударные гласные сильно растягиваются, и слово звучит с сильным говором. Например, пара бола вместо правильного пара бЪлЪ. Старательно «подбирайте» заударные слоги. Отработайте ритмику четырехсложных слов, произносите слова, отбивая ритм.

 

Четвертая схема четырехсложной ритмической структуры

/ ъ ъ ъ ъ

ٮ ٮ ٮ ٮ

ударн. перв. зауд. вт.зауд. тр.зауд.

слог слог слог слог слог

 

Особенностью этой ритмической структуры является то, что все три заударные гласные произносятся редуцировано, как Ъ (ер), но отличаются друг от друга длительностью произношения: чем дальше от ударного, тем короче. Самым коротким будет третий заударный слог.

 

ъ ъ ъа

про волока

на волочка

сы воротка

су толока

жа воронок

па поротник

 

Рекомендации:

Отхлопать ритм данной структуры с одновременным произнесением ритмической схемы: та ‑ та‑ та‑ та. Следить, чтобы заударные были «подобраны» так, чтобы в них не звучал гласный а вместо среднего между А и Ы. Следить за тем, чтобы слово было озвучено до конца, не сбрасывать дыхание с последнего слога. Иначе будет слышаться усеченное слово на волочк вместо на вЪлЪчкЪ, су талака вместо су тЪлъкЪ.

Обращение к ритмическим структурам слова дает сильный толчок в работе над исправлением говоров. Через освоение ритмики происходит более активное формирование навыков верного литературного произношения. Орфоэпические правила быстрее входят в «плоть и кровь» диалектоносителей.

Полезным упражнением для закрепления навыков правильного ритмического оформления речи на первом этапе является использование изученных ритмических моделей в стихотворных текстах, которые самостоятельно сочиняются для индивидуального тренинга.

Двух- и трехсложные ритмические структуры русской речи совпадают с пятью классическими стихотворными размерами: двусложные – с хореем, ямбом; трехсложные – с дактилем, амфибрахием, анапестом. Поэтому чтение русской классической поэзии, безусловно, поможет устранить говорные отклонения и быстрее усвоить нормы русского литературного произношения.

 

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕКСТЫ

 

Стихотворные тексты, сочиненные студентами курса актеров драмы Петрозаводской государственной консерватории, предлагаются как примеры для индивидуальной работы над исправлением говоров.

 

Саша с Машей

Съели сахар,

Сашу с Машей

Съел комар!

 

Шорох, запах, голос,

Что-то шепчет колос,

Где-то сена ворох –

Это лета шорох.

 

Комар – богач

Большой ловкач.

Бобыль просил ночлег,

Хотел свершить побег.

 

Чемодан

 

У меня на кухне диван,

За диваном стоит чемодан.

В чемодане – игра «Магазин»,

А в нем продают сахарин.

А еще там есть батальон,

А за ним идет почтальон,

Письма несет, спешит

И про себя говорит:

работа, растяпа, баранка,

корова, собака, болванка,

дорога, колонна, пороша,

раззява, растяпа, калоша.

 

Завтракала курочка,

Милочка и дурочка.

Поклевала колосок,

Разбудила голосок.

 

Корова, Собака, Забота –

За ними – большая работа.

Дорога, а в поле картошка,

Болото, там зреет морошка.

 

На работу растяпа идет –

Аппетитно баранку жует.

 

Как поеду на охоту,

Прихвачу я шарабан,

Барабаны брать не буду,

Но зато возьму капкан.

Все капканы тараканы

обегают стороной,

И ни зайцы, ни бараны

не заходят в дом родной.

 

Никогда не быть растяпой

И не лезть в бульоны лапой,

Не мычать в тоске коровой

Оттого, что погреб новый.

 

Как-то я попал в водоворот,

И сломался у меня водопровод –

Получился вот такой коловорот...

 

Взял я булочку,

Положил на форточку –

Получилась корочка!

 

Там сидят карелочки,

Там сидят татарочки –

Прямо из тарелочки

Кушают бараночки.

 

Сопроводить, восстановить, растормошить –

Без говора мне нужно говорить,

А если с говором скажу: «водоворот», –

Всю жизнь придется мне чинить водопровод...

 

Водопровод

 

Водопровод – кричали люди,

Коловорот – кричал рыбак.

Восстановить – кричал раззява,

Боготворить – кричал чудак.

 

Водоворот, коловорот, водопровод –

Дружно идет на работу народ.

 

Марафон

 

Балалайка бежит впереди,

Канарейка бежит позади,

Замарашка тащится сзади,

Барабашка осталась в засаде.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.

3. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. Сборник упражнений. М., 2002.

4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. М., 1977.

5. Васильев Ю.А. Тренинг сценической дикции. СПб., 1997.

6. Васильева Г.И. Упражнения по дикции. Согласные звуки. М., ГИТИС, 1988.

7. Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. М., 1990.

8. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. Пособие для логопеда. М., 2001.

9. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. «Петербург XXI век», 1995.

10. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1997.

11.Лубенская К.А. Русское литературное произношение и ударение. СПбГАТИ, 1997.

12. Любимова Н.А., Братыкина А.Г., Вострова Т.А. Русское произношение. Звуки. Ударение. Ритмика. Учебное пособие. М., 1981.

13. Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера: I актерский курс. Л., ЛГИТМиК, 1989.

14. Русская диалектология / Под ред. В.В. Колесова. М., 1998.

15. Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8 т. Т. 2, 3. М., 1956.

16. Смирнова М.В. «2500 скороговорок». СПб., 2003. 17. Сценическая речь. Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 2-е изд., испр. и доп. М., ГИТИС, 2000.

18. Фимичева Т.В., Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. М., 1989.

19. Чарели Э.М. Учитесь говорить! Свердловск, 1991.

 

 


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

От а в т о р а

Ч а с т ь 1. Д и к ц и о н н ы й т р е н и н г

1. О с н о в н ы е в и д ы д и к ц и о н н ы х н е д о с т а т к о в

2. С п о с о б ы и с п р а в л е н и я д и к ц и о н н ы х н е д о с т а т к о в

а) а р т и к у л я ц и о н н а я г и м н а с т и к а

б) и с п р а в л е н и е с в и с т я щ их з в у к о в С–З–Ц

в) и с п р а в л е н и е ш и п я щ и х з в у к о в Ш–Ж–Щ–Ч

г) и с п р а в л е н ие с о н о р н ы х з в у к о в Л–Р

д) исправление переднеязычных звуков ТЬ–ДЬ

3. Тренировочные дикционные таблицы и скороговорки

Таблица 1 (П–Б)

Таблица 2 (В–Ф)

Таблица 3 (К–Г–X)

Таблица 4 (С–З–Ц)

Таблица 5 (Ш–Ж)

Таблица 6 (Щ–Ч)

Таблица 7 (М–Н–Л–Р)

Таблица 8 (Р–Рь)

Таблица 9 (Ть–Дь)

Часть 2. Исправление говоров

1. Г о в о р ы к а к р а з н о в и д н о с т ь р у с с к о г о н а ц и о н а л ь н о г о я з ы к а

2. Г о в о р н ы е о т к л о н е н и я от л и т е р а т у р н о го п р о и з н о ш е н и я

3. Р и т м и к а р у с с к ой р е ч и

4. С л о в е с н ое у д а р е н и е и е го р о ль в о р г а н и з а ц и и р и т м и ч е с к их с т р у к т у р

5. И с п р а в л е н и е г о в о р н о го п р о и з н о ш е н и я г л а с н ы х А и О

6. Тренировочные тексты

Литература

Содержание

 

 

Языком не расскажешь,

так и пальцем не растычешь, речь умом

красна,

а если язык шепеляв,

то и поговори скороговорочку

за скороговорочкой –

тридцать три корабля

лавировали, лавировали

да не вылавировали;

у нас на дворе-подворье

погода размокропогодилась;

сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не

по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать,

перевыколпаковать,

нужно колокол переколоколовать,

перевыколоколовать;

нужно все скороговорки

перескороговорить,

перевыскороговорить,

и тогда так заговоришь,

словно реченька зажурчишь.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. XVI. Любой опыт, несовместимый с организацией или структурой самости, может восприниматься как угроза, и чем больше таких восприятий, тем жестче организация структуры самости для самозащиты.
  2. А третья мамочка может воспользоваться этой ситуацией для развития творческих способностей девочки. Она воспримет это, как хорошую идею, и предложит разрисовать фломастерами джинсовые брючки.
  3. А-общий вид; б-принципиальная схема; 1-неоновая лампа; 2- шунтирующее сопротивление; 3-добавочное сопротивление; 4-корпус.
  4. Автоматическая схема переключения шин.
  5. Адаптивные организационные структуры
  6. Адхократические (органические) структуры
  7. Алгоритм линейной структуры и его блок-схема.
  8. Анализ динамики и структуры баланса предприятия
  9. Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности
  10. Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности.
  11. Анализ динамики и структуры оборотных активов
  12. Анализ динамики и структуры собственного капитала производится по таблице 8.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь