Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структуры, образованные от украинских автокефалистов



«Рафаиловцы». Рафаил (Прокопьев), теперь взял фамилию Мотовилов. Был полковником ГРУ, стал практиковать оккультизм, создал «духовный центр» на ул. Радио, получает от целительства большие доходы. У них около 30 епископов. Сам носит патриаршее облачение и называет себя «Святейший митрополит Московский».

В 1993 г. стал последователем Лазаря Васильева, бывшего священника Московской епархии, который объявил себя «божественным судебным исполнителем». Прокопьев начал свою карьеру у него, потом перешел в юрисдикцию Филарета (Денисенко). В 1997 г. в составе УПЦ КП в Ногинске возглавил церемонию «коронации императора Николая Третьего». Филарет изгнал Прокопьева из своей патриархии. В 1995 г. в Россию приехал епископ УАПЦ Иоанн (Мовзалевский), рукоположил нескольких епископов, которые образовали «Истинно православную Церковь». К ним примкнул Прокопьев, приняв монашество с именем Рафаил. Эту структуру поддержали некоторые запрещенные клирики Грузинской Церкви. Они рукоположили Прокопьева в «епископа Волоколамского». В 1999 г. Прокопьев разорвал с этой «истинно православной Церковью». Зарегистрировал свою структуру РосПЦ.

См. о нем к книге игумена Анатолия (Берестова) «Православные колдуны – кто они? ».

Структура РосПЦ существует за счет многочисленных оккультных целительских центров. Эта деятельность приносит значительный доход. У них есть свои иконы. Например, «Воскрешающая Русь». Прокопьев везде говорит, что он монархист, что он за великую сильную Россию. Отношения с властью у них складываются хорошо.

Денежниково – село в Раменском районе Подмосковья, огромный центр РосПЦ. Под его «омофор» пришли совершенно маргинальные личности, люди совершенно не церковные.

Услуги: заряжение святой воды, прорваться к вершинам экстрасенсорного мастерства.

Приходящим он говорит, что он православный митрополит. Люди считают, что они приходят в храм канонической Церкви.

В 2003 г. Прокопьев выпустил книгу «Стяжатели духа святаго». Объявил себя продолжателем дела преп. Серафима. Обосновывает каноничность своей хиротонии. Количество архиереев увеличивается на 10 каждый год. Каждый считающий себя архиереем принимается в сущем сане.

Игумен Иннокентий (Павлов) – секретарь их синода.

В 1990-е г. к нему присоединился Кириак (Мирциди) из Грузинской Церкви.

«Архиепископ» Никодим (Колесов) – бывший благочинный Данилова монастыря. В 2004 г. состоялся первый объединительный съезд. Туда вошел лидер «секачевской» линии катакомбников Епифаний. Присутствовали 120 человек, которые считали себя епископами и клириками. На следующем соборе Прокопьеву был присвоен титул митрополита Московского.

На своем соборе официально объявили ИНН печатью антихриста. Хотя все их структуры зарегистрированы как некоммерческие организации и имеют ИНН.

Привлекают клириков, имеющих конфликт с архиереем. Прот. Димитрий (Старостин) стал у них епископом Евгением, сохраняя семью. По статистике Минюста эта структура имеет около 10 зарегистрированных приходов.

«Апостольская православная Церковь» или «Церковь Возрождения»

Структура Глеба Якунина. У истоков стояли лжеепископы, рукоположенные украинскими авто­кефалистами. Многие – выходцы из маргинальных сообществ. Викентий.

См. книгу В. Анисимова «К истории автокефального раскола».

Стали хиротонисать архиеерев «для забитых сел».

Идея – продолжение обновленческого движения. У истоков стоял церковный авантюрист Александр Сергеев, он же Михальченков, он же Занадзе, который сменил не менее 5 юрисдикций. Последнее его место – официальный представитель Румынского Патриархата в Москве.

Глеб Якунин сейчас является идеологом этой структуры. «Православный талибан» - поэма, посвященная обличению Московского Патриархата. Они ввели женатый епископат. Яков Кротов присоединился к этой структуре, получил рукоположение во священника, потом ушел, возмутившись архиереями женатыми по 5 раз. В 2001 г. совершили канонизацию протоиерея Александра Меня как убиенного мученика. В Москве образовано два «гей-прихода».

К этой структуре принадлежит киевский лжеархиерей Сергий (Журавлев), имеющий 5 детей.

Отдельно существует «Апостольская православная Церковь Сибири и Дальнего Востока».

Нет зарегистрированных приходов, собираются на частных квартирах.

Лже-катакомбники

Были непоминающие, вполне православные люди.

Большинство современных катакомбников считают себя наследниками Андрея Ухтомского. Большую известность приобрел Амвросий Сиверс (на самом деле Смирнов), который объявил себя архиереем. Его якобы рукоположил 90-летний катакомбный архиерей, который сразу умер. Он стал использовать «архивы Новоселова». По версии Сиверса, он является единственным наследником иерархии Андрея Ухтомского. Вестник «Русское православие». Используют свастику, проповедует национал-социализм. Есть икона Гитлера. Говорит, что его благословил на служение владыка Марк Берлинский. Признают только 1 и 2 Вселенские соборы. Последний его последователь Дмитрий Руцкой (Анафемат) анафематствовал Амвросия, и тот анафематствовал Дмитрия.

Последний непоминающий, не признавший патриарха Алексия, епископ Петр (Ладыгин) умер в 1957 г., и их иерархия прекратилась.

Гурий (Павлов). Епифаний (Чернов) считал себя преемником катакомбников.

По оценкам справочника, лже-катакомбники имеют до 150 священников и до 300 общин в России.

Церковь иконы Божией Матери «Державная»

Структура официально зарегистрирована Минюстом. Вениамин Бреславский – шизофреник, длительно время лечился. Составил несколько десятков томов «откровений Божией Матери». Легально издают свой журнал. Меняют названия. Газета «Новая святая Русь», «Рыцари веры», «Милосердие Богородицы», «Дева Русь». По их версии, имеют преемство от секачевской иерархии. Ближайший сподвижник Бреславского – Петр Большаков. Всегда называют себя Православной Церковью. Активнее всех собирают средства на улицах, в метро – это их основной источник дохода.

Старообрядчество

Несколько лет существует комиссия по старообрядным приходам. Ее возглавляет митр. Иларион (Алфеев). Там работает прот. Иоанн Миролюбов. Единственная серьезная философская работа написана М.О.Шаховым – «Старообрядческое мировоззрение» (2001). См. статьи ПЭ – «Беспоповцы», «Беглопоповцы», «Белокриницкая иерархия», «Единоверие».

В 1923 г. появилась Новозыбковская иерархия, глава которой – выпускник МДАиС Калинин. В 2002 г. он объявил себя Патриархом.

Беспоповские согласия. Самое крупное - федосеевцы (поморцы).

В Рогожской слободе существует центр федосеевцев и белокриницкой иерархии.

Основные идеи. Патриарх Никон – грекофил, исказил древнерусский обряд, который связан с содержанием таинства. Основные упреки:

1) Изменение в Символе веры (был сделан новый перевод).

2) Изменение написания имени Христа – «Иисус» вместо «Исус».

3) Поливательное крещение.

4) Перемена формы сложения перстов (замена на троеперстие).

5) Молитва Духу Святому изменена: «Душе истины» вместо «Душе истинный».

6) Введение латинского креста

7) Изменение пения «аллилуйа» - четверение.

8) Слова молитвы Иисусовой

9) Слова в чине крещения – калька с греческого

«Щит веры» (памятник 17 века) перечисляет 131 вид изменений, которые ввел Никон.

Сейчас старообрядцы не имеют крупных интеллектуалов, серьезных исследователей, которые могли бы полемизировать с канонической Церковью.

Посмотреть книгу Шахова «Старообрядческое мировоззрение». Статьи ПЭ. Учебник «История религии».

2.03.2010

Первое направление старообрядчества – «беглопоповцы». Беглые священники, перешедшие из «никонианской» Церкви. Безоговорочно признавались священники, которые получили хиротонию до реформ и не приняли реформы. Протопоп Аввакум и его пустозерские соузники. Они уходили все дальше от центра России. Многие районы старой веры притягивали беглецов. Одним из самых ранних направлений бегства был Юг России, притоки Дона. Активно селились на реке Хопер. Здесь в 1676 г. начал свою проповедь против реформ иеромонах Савеллий. Русский царь для них – антихрист, они предпочитали служить турецкому султану. Поэтому желание властей избавиться от таких подданных. На Дон переселился игумен Досифей, который привлек большое число последователей. Он постриг известную монахиню Морозову. Здесь основывались пустыни и скиты. Восстание казаков, после поражения уходят в Турцию. Отряд Ивана Некрасова насчитывал несколько тысяч казаков. Еще один древний центр – Стародубье в Брянской области. Также на Ветке в Гомельской области.

Возник вопрос, как принимать священников, рукоположенных в никоновской Церкви. Предложили принимать через миропомазание с отречением от ересей, но потом решили, что миропомазание делает простецом. Последователи Феодосия стали считать истинными только тех беглых священников, которые были помазаны его миром («исправлены»). По указу Екатерины были сожжены поселения на Ветке. Это привело к укреплению Стародубья. После второй «выгонки» появились старообрядцы на Алтае и в Забайкалье. Еще один центр – река Керженец в Нижегородской области. Здесь с начала поселились беглопоповцы. Иеромонах Дионисий Шуйский. У них постоянно возникали между собой споры. Были сторонники и противники учения Аввакума. По повелению Петра начались преследования. В 1720 г. был казнен лидер этого повеления диакон Александр. Было сожжено 94 скита, все должны были покинуть эти места. Письменная полемика среди старообрядцев: братья Денисовы (поморцы) спорили с беглопоповцами. Керженцы были вынуждены переселиться на Урал и в Сибирь. В 1760-е гг. возник центр между Саратовом и Самарой, на р. Иргиз, недалеко от г. Вольска получили ок. 10 тыс. десятин земли. В 1771 г. в Москве была мощная чума. Беглопоповцам было выделено Рогожское кладбище (теперь РПСЦ, Белокриницкое согласие). Беспоповский (федосеевский) центр - Преображенское кладбище. Эти храмы быстро наполнялись старыми иконами и книгами. Литургию служить в Москве им было запрещено. Использовали запасные дары из отдаленных скитов. Потом стали раз в год служить литургию и заготовлять дары. В XIX – нач. XX в. законодательство стало более благоприятным для старообрядцев. Они могли содержать при своих часовнях беглых попов. Они должны были вести метрические книги. Эти правила считались секретными. Лужковцы решились держаться своего тайного священства. Они расселились в Гуслицах в Московской области. Запрещали брать паспорта, подписывать официальные бумаги. Носили древние кафтаны. На Рогожском кладбище в начале 19 века было 12 священников. По их преданию, Платов подарил им походную Церковь, которую они стали раскладывать в алтарях своих часовен и служить литургии. В 1-й половине 19 в. вокруг Рогожки постоянно жили 1500 человек. Николай I издал суровые законы к старообрядцам. Рост числа единоверческих общин.

В 1846 г. был найден заштатный архиерей Сербской Церкви Амвросий, обремененный детьми. Было основано Белокриницкое согласие (РПСЦ). Не все приняли белокриницкую иерархию. Возникло тульское согласие во главе со священником Павлом из Тулы. Он активно принимал беглых попов через помазание.

В начале 20 века был издан указ о веротерпимости, что дало большой толчок к развитию беглопоповщины. Одним из лидеров был Н.А.Бугров. Он подготовил проведение первого съезда беглопоповцев в мае 1908 г. в Вольске. Доклад о поиске епископа. Нужно искать архиерея и принимать его через помазание и покаяние. Второй съезд – в мае 1909 г. Был учрежден устав старообрядческого братства. Третий съезд – в мае 1910 г. Присустствовали государственные чиновники. Издавали журнал «Церковь». 4-й съезд прошел в мае 1912. Основная тема – поиск архиерея.

Архиепископ Андрей (Ухтомский) поддержал эту идею, он был приглашен на совет старообрядцев и начал с ними переговоры. О нем вышла книга Зеленогорского (Гринберга). Основной труд вл. Андрея – «История моего старообрядчества», несколько томов, написанных им в ссылке в Ашхабаде. Андрей описывает ситуацию 1925 г. Он был приглашен к беглопоповцам и сам себя помазал миром, которое ему дали беглопоповцы. Архиеп. Андрей не признавал священноначалие, даже патриарха Тихона. Он рукополагал архиереев без согласия патриарха, они составили особую «андреевскую иерархию». Андрей был расстрелян в 1937 г. Он был канонизирован РПЦЗ в 1981 г.

В 1923 г. старообрядцы нашли архиерея из числа обновленцев – Николай Позднев, из белых священников, еп. Балашовский, викарий Саратовской епархии. Принял обновленчество, был поставлен ими в епископа Саратовского. В состоянии запрета он удаляется в старообрядчество. После длительных переговоров старообрядческий священник принял его через миропомазание. Теперь считается, что внедрение Николая было делом ГПУ. В 1924 г. был созван «Освященный собор», который принял архиепископа Николая, как главу церкви. Было объявлено, что он крещен трех-погружательно и миропомазан. Стали называться «Древлеправославной церковью». Николай рукоположил старообрядческого архимандрита Пансофия в архиерея. Возникла иерархия – новозыбковское согласие. Сейчас их центр находится в Москве, храм на м. Павелецкая. В 1933 г. начались репрессии в отношении беглопоповцев. Но хиротонии продолжались и в годы войны. Нынешний предстоятель Древлеправославной церкви – Александр (Спиридон) Калинин. У них почти нет образованных священников.

В 1848 г. в белокриницкой иерархии было уже 2 своих архиерея. Амвросий был арестован австрийскими властями по просьбе Николая I. Начался диалог РПЦ с белокриницкими старообрядцами, но он сворачивается под давлением старообрядцев-мирян. Исторически два центра – в Москве и в Белокринице (в Румынии). К концу 19 века на территории России имелось 14 епископских кафедр и более 200 старообрядческих священников.

1883 г. Закон о старообрядцах при А. III. Новые ограничения. Требование не употреблять церковных облачений вне часовен. Не открывать новые и не распечатывать старые старообрядческие монастыри и скиты. Начались новые преследования старообрядцев за ношение своей одежды вне храмов. Старообрядческим архиереям было запрещено именоваться архиепископами и митрополитами.

В 1905 г. Указ об укреплении начал веротерпимости. Старообрядцы получили возможность созывать соборы. До сих пор 17 апреля у них праздничный день в честь распечатания храма в Рогожской слободе.

1905 – 1917 г. наиболее благоприятное время для старообрядцев. Началось издание журналов. Строительство монастырей. К старообрядцам принадлежали видные представители купечества. На Рогожском кладбище был организован старообрядческий учительский институт. Подготовка кадров для полемики с православными. Съезды старообрядческих начетчиков (знатоков устава). «Старообрядческий вестник» в 1906 г. начал выходить открыто в Н.Н. под названием «Старообрядец». Старообрядцы поддержали февральскую революцию, они с 17 века желали уничтожить монархию. С радостью поддержали отречение Государя. После октябрьской революции в большинстве выступили на стороне белого движения. До 1925 г. специальной борьбы со старообрядчеством не велось. В 1923 г. архиепископ Мелетий и епископ Геронтий выпустили документ о признании власти как попущенной Богом. В 1925, 1926, 1928 гг. проводились «Освященные соборы». Позже началась борьба с кулачеством, а старо­обрядцы оказывались кулаками. Они подверглись депортации, их осталось на порядок меньше. В 1929 г. были ликвидированы все артели, начались репрессии против священников, все архиереи оказались в заключении. Возрождение началось в 1944 г. В годы застоя старообрядцы участвовали в экуменических конференциях. В 1988 г. епископ Алипий Гусев по разрешению властей был возведен в сан митрополита.

Единоверие.

В конце 18 в. к митрополиту Платону явились московские старообрядцы с просьбой принять их в Церковь с сохранением старых обрядов. Император Павел издал указ о единоверии и утвердил правила единоверия. Старообрядцы выдвинули 16 условий. При Николае I начался массовый прием старообрядцев в единоверие. Возникло 3 храма на Преображенском кладбище, там же возник единоверческий Никольский монастырь. К концу жизни Николая I имелось около 900 единоверческих храмов.

Сщмч. еп. Симон (Шлеев) был первым архиеем, рукоположенных для единоверцем. На съезде единоверцев председательствовал митр. Антоний (Храповицкий). В 1923 г. был рукоположен единоверческий епископ Павел (Волков), выпускник МДА. Еп. Вассиан (Веретенников) был рукоположен митр. Сергием в 1926 г. После этого хиротоний единоверческих епископов больше не было. После этого управление единоверческими приходами было передано местным архиереям. Еп. Андрей Ухтомский считал себя и своих ставленников единоверцами. В 1932 г. закрыт Никольский единоверческий собор в Москве. Было канонизировано несколько единоверческих священников – новомучеников.

Постановление Священного Синода 1923 г. об отмене клятв. Соборно это было установлено в 1971 г. при митр. Никодиме (Ротове).

Крупный единоверческий приход имеется в РПЦЗ, есть единоверческий архиерей. В ОВЦС создан постоянно действующий секретариат по контактам с единоверием – прот. Иоанн Миролюбов, бывший поморский наставник.

Беспоповцы.

Самое крупное согласие – поморское. См. статью ПЭ т. 16 «Древлеправославная поморская церковь» (автор Агеева). Беспоповцы считают, что с приходом Никона пришло царство антихриста и благодать Христова покинула Церковь, поэтому не может быть никаких хиротоний. Вероучение поморцев формировалось в полемике с беглопоповцами и федосеевцами. Главное различие между поморцами и федосеевцами – в вопросе о браке. Федосеевцы считают, что благодати нет и брака быть не может. М. О. Шахов перешел к федосеевцам.

Поморцев сейчас около 400 тыс. Рижская гребенщиковская община в Латвии. Брак может быть благословляем наставником. Вопрос о «титле». Поморцы пишут «Иисус Христос Царь Славы», а федосеевцы – «И.Н.Ц.И.».

Окончательное размежевание – в 18 веке.

Особенно многочисленны поморцы в регионе Белого моря, также в странах Балтии и Польше. Присоединение федосеевцев. После указа 1905 г. жизнь поморских общин активизировалась. На первом соборе участвовало 553 делегата. Издавался журнал «Щит веры».

В 2009 г. состоялся первый всеобщий съезд поморцев в Москве «о соблюдении христианских правил жизни».

Федосеевцы названы так по имени Феодосия Васильева. Центром является Преображенская община. Возглавляется собором наставников. Федосеевцы очень сильно пострадали в годы гонений. Нельзя пользоваться посудой, из которой ели «мирщеные» (не-федосеевцы). Есть «немолящиеся» - женатые федосеевцы. Запрет на кофе, чай. До революции был запрет на приобретение продуктов у «мирщеных», нельзя было употреблять фабричный сахар, чеснок, шоколад. Ритуально нечистой считается телятина и зайчатина. Есть обряд «отмаливания» нечистой пищи.

Марта 2010 г.

Доклад митрополита Никодима (Ротова) на Поместном Соборе в июне 1971 г. в Лавре. (За месяц до собора он защитил магистерскую диссертацию о папе Иоанне XXIII.) Дает исторический обзор. Подобная реакция на реформы Никона и на отмену постановлений Стоглавого собора была закономерна. Рассматривает подготовку отмены клятв, начиная с 18 века. Постановление 1929 г. Богослужебные книги, изданные при первых пяти российских патриархах, признаем православными.

Синод 1998 г. осуждал резкие нападки на старообрядцев.

М.  О.  Шахов. 6-я глава. «Проблемы современного старо­обрядчества». Время гонений сменилось временем искушений. Обилие информации. В старообрядческих домах не принято иметь телевизор, интернет.

Есть несколько исследователей, выступающих с позиций старообрядчества.

Шахов, Знатнов (историк). Считать нынешнее общество никонианским неправильно. Нужно вырабатывать новый взгляд на взаимоотношения со светским обществом.

Сами федосеевцы относятся к Шахову достаточно критично.

Буддизм

Литература

1) БУДДИЗМ, ДАЛАЙ-ЛАМА (ПЭ)

2) «История религий в России» (учебник)

3) К.Смоляр

4) «Энциклопедия религий»

Проф. Е.С.Сафронова в РАГС специализируется по истории буддизма. См. статьи в журнале РАГС.

5) Кучер, Кислюк. Религиоведение.

6) Кураев (см. kuraev.ru) – сравнение буддизма с христианством. «Если Бог есть любовь».

7) Буддистские сайты. savetibet.ru

Наиболее активны т.н. «новые буддисты», которые пришли с Запада.

Основные регионы распространения буддизма в России: Калмыкия, Бурятия, Тува. Православные в Калмыкии – люди второго сорта.

Примерно 218 буддистских общин в России, более половины – за пределами этих трех регионов. Большинство находятся вне всяких школ. Характерен экуменизм, пытаются смешивать буддизм и христианство.

 

Дата рождения Будды спорная. Две датировки – 644 или 566.

Петербургский профессор Евгений Торчинов занимался буддизмом и в результате стал буддистом.

Согласно буддийским воззрениям, Будда перерождался 550 раз. Есть описания его прошлых жизней – от царя до крысы. 6 раз был слоном.

В 550-й раз он родился с личным именем Сиддхартха Гаутама. В науке принимается датировка его жизни 566 – 486 г. до н.э.

См. «История религий» прот. А. Меня.

Сообщается, что он вышел из чрева матери через бедро, сразу пошел и сказал, что «я буду великим». (Хотя в буддизме нет «я»). Женился, родил сына. Уходит из дворца. Длительное время пытается искать истину с учениками. Занимается медитацией как брахман. В 35 лет достиг просветления на пути из Дели в Калькутту под священным деревом. Начал проповедь, к концу жизни у него было ок. 12 тыс. учеников. Его жизнь была практически безпроблемной. Кончина достаточно будничная – отравление. Считается, что он перешел в Нирвану. Тело было кремировано. Считается, что из пламени вылетел зуб Будды, его поймал один ученик и зуб теперь хранится в особом храме на о. Шри-Ланка. Прах был разделен между учениками. Известно 5 «ступ» – захоронений Будды. Самая большая – в Куала-Лумпуре (Малайзия).

 

Б. ничего не говорил о Боге, себя богом не считал.Учение Будды – 4 благородных истины.

1) Истина о страдании (дукха). Все вокруг является страданием.

2) Истина о причине страданий – это наши влечения, желания. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от влечений. Закон кармы – бесконечная причинно-следственная связь явлений. Сансара – бесконечный, безначальный круговорот перерождений.

3) Истина о прекращении страданий. Сансара прекращается в нирване, личность распадается. Нир (санскр.) – гаснуть, затухать. Буддисты говорят, что угасают эффекты, страсти, но какая-то форма жизни существует.

4) Истина о восьмеричном пути. Состоит из трех ступеней.

Первый этап – мудрость. Правильное воззрение (знание будд. учения).

Второй этап – нравственность. Правильная речь, правильное поведение. Не­на­силие: нельзя причинять вреда живым существам, особенно в южном буддизме. Отказ от дурной речи, отказ от воровства, от прелюбодеяния, от употребления дурманящих веществ.

Мантры – аналог нецензурной брани, словесное выражение полового акта.

257 монашеских обета (в южном буддизме).

Вторая ступень – правильный образ жизни. Воздерживаться от торговли живыми существами, рабами. Не заниматься обманом.

Третий этап – правильное сосредоточение (йог).

Правильное памятование – контроль над процессами сознания. Человек проговаривает, что с ним происходит в жизни.

Правильное сосредоточение – саматха, близко к нирване. Затухают физические процессы, человек полностью погружается в созерцание, становится архатом, может сделать шаг в нирвану. Далай-лама – это Боддхисатва, он сам в любой момент может уйти в нирвану, но не делает этого ради ближних.

Анатмавада – отсутствие индивидуального «я». Человек – случайная совокупность психофизических элементов (скандх).

Серьезные работы о буддийской философии – В.К.Шохин.

Сангха – буддийская община, обычно монашеская. Есть организация «Буддийская саннгха России».

Монашеская жизнь регламентируется сводом правил – виная. Есть разные ее редакции в северном и южном буддизме. В южном буддизме больше правил.

Для «монахов» в Монголии и Бурятии обычное дело иметь семью.

Основные правила: бедность (в норме – игла, четки, бритва и цедилка для воды, никакой сменной одежды).

В южном буддизме есть женское монашество.

Направления буддизма.

Южный буддизм – тхеравада, «учение старцев» (также хинаяна – малая колесница). Северный буддизм – махаяна (большая колесница).

Южный буддизм ближе к тому, что проповедовал сам Будда. Северный буддизм – результат смешения с язычеством и другими учениями.

В тхераваде важнейшую роль играет личность архата – это монах, навсегда покинувший мир, ушедший в Нирвану. В южном буддизме спасение открыто только монахам. Здесь строго соблюдаются обеты винаи. Тхеравада получила развитие в странах, зависевших от Индии. В самой Индии возобладал индуизм, буддизм так практически не представлен. Тхеравадины никогда не стремились к активной миссии, не допускали мирян к участию в жизни общины.

В махаяне идеалом был не архат, а боддхисатва – человек в состоянии просветления. В текстах махаяны Будда превращается в сверх-реальность, объект поклонения, он почти обожествляется. Махаяна открыта для всех, спасению возможно при помощи боддхисатвы. Формула боддхисатвы: «да стану я Буддой на благо всех живых существ». Далай-лама считается боддхисатвой.

Есть направление ваджраяна, мантраяна или «тантрический буддизм». Иногда оценивается как одно из направлений махаяны, но современное религиоведение рассматривает его как отдельное третье направление. Концепция ваджраяны рассматривает возможность достижения просветления здесь, в этой жизни.

В тибетском буддизме в VIII веке возникли школы. Гелуг-па, сакья-па, карма-па, кагью-па. Они очень популярны на Западе. Школа гелуг, которая представлена в России, возникла в XIV веке, но восходит к школе VIII века.

В Тибете происходит соединение буддизма и местной шаманистской религии бон. Главное отличие ваджраяны («алмазная колесница») – идея немедлен­ного просветления. Здесь важную роль играет роль наставника – гуру. Этот путь быстрый, но самый рискованный. При изучении текстов тантрического буддизма убеждаешься, что человек полностью отдает себя в руки потусторонних сил. Практика повторения мантр, имеющих эзотерический смысл. Мантр насчитывается около 2500. Специальные жесты – мудры. Мантра означает «освобождение ума». Как считают буддисты, она достигает границ вселенной. Мантру можно написать на бумаге и положить в специальную молитвенную колесницу. Мантра – не молитва, это ритуальная фраза. Буддисты периодически собираются на «затворничества», где занимаются медитациями, читают мантры и т.д. Мандала – круг медитации, который включается в квадрат, его нужно наблюдать часами, произнося мантры и производя мудры. Практика визуализации – человек представляет себе божественных существ и проч. Согласно учению ваджраяны, божества таким образом вселяются в сознание адепта.

Нет представления о едином Боге. Но есть представление о небесной иерархии. Один Ади-будда, пять дьяни-будд, множество боддхисатв. Почитание страшных богов – воздушных духов, женского и мужского начала. Они изображаются пожирающими людей. Особенность ваджраяны – институт живых богов. Это «перерожденцы». Боддхисатвы, умирая, не уходят в нирвану, а перерождаются. Сейчас уже 14-е перерождение – Далай-лама. Также есть панчен-лама, который занимается воспитанием нового далай-ламы. У нас в России есть один перерожденец, в Калмыкии – Ринпоче, он сподвижник Кирсана Илюмжинова. В Калмыкию был направлен представитель Далай-ламы.

Р.П.Ц. признает лидером всех буддистов России Аюшеева (пандидо-хамба-лама Дамба Бадмаевич Аюшеев), Бурятия.

Калмыкия – это единственный европейский регион, где буддизм фактически является государственной религией. Буддизм сюда начинает проникать с XIV века. Калмыки – кочевой народ, проникший на Запад. Тибет придает этому огромное значение.

До революции буддизм был под жестким контролем, число лам отслеживалось. С подачи государства возникла должность бандидо-хамба-лама. Екатерина II признала буддизм в Бурятии дозволенной религией, запретила их крестить. Император утверждал в должности руководителя буддистов. Из всех многочисленных должностей буддистов были оставлены бандидо-хамба-лама (как бы патриарх), хамба-лама (как бы епископ) и настоятель дацана (как бы архимандрит). Так возник традиционный российский буддизм.

К началу XX века в России насчитывалось около 20 тыс. лам – это сравнимо с числом православного духовенства. Было около 150 постоянных дацанов – монастырей, также были передвижные дацаны.

Советская власть пыталась расколоть, создать обновленчество в буддизме, потом в 20-х гг. приступили к репрессиям. Появились массово женатые ламы. Исполнителем решений антирелигиозной комиссии был Тучков. Буддистам на съездах давали инструкции – принимать женатых лам и т.д. Благодаря большевикам объединились буддисты Бурятии и Калмыкии. К началу войны легально действующих дацанов в России не осталось. Калмыки активно помогали немцам, тогда Сталин выселил калмыков на Восток, уничтожил их автономию. Калмыкия была восстановлена при Хрущеве.

В 1944 г. в Бурятии возникла структура ЦДУБ.

Небольшая Тувинская республика вошла в состав СССР. Там была уже сформированная буддистская иерархия, связанная с далай-ламой.

В конце 1920-х гг. в Бурятии было 7300 лам. Потом началась нацио­нали­зация, дацаны перестали существовать. Авторитетные лидеры буддистов уничтожались. Б. Дондорон умер в лагере.

ЦДУБ был переименован в «Традиционная буддистская сангха России». С ними дружит Р.П.Ц. в лице ОВЦС.

Основная тенденция в современном российском буддизме – укрепление ориентации на Тибет, на Далай-ламу.

Далай-лама XIV проживает в Индии, в г. Дхарамсала – это район, подчиненный Далай-ламе. Нынешнего далай-ламу нашли в 1930-х гг. В 1959 г. его изгнали из Тибета. Сейчас существуют два мальчика панчен-ламы – один китайский, другой тибетский (живет в Дхарамсале). Тибет и Далай-лама – рычаг США для давления на Китай.

20.04.2010

См. ПЭ т. 14 «ДАЛАЙ-ЛАМА».

Буддизм южный – тхеравада. Родина буддизма – Индия, но она давно перестала быть буддийской страной, сейчас менее 1% населения. В основном, это Гималаи. Там проживают беженцы из Тибета. Город Харамсала, где находится резиденция Далай-ламы, это мировой центр буддизма. Проводят там периоды затвора, коллективные медитации.

Индонезия, 2% населения (4 млн.) – буддисты.

Классические страны тхеравады – Лаос и Мьянма.

Лаос – 80% населения. Множество монастырей. Более 10 тыс. монахов.

Мьянма (Бирма) – 80% населения (более 46 млн. человек).

Камбоджа – 90% населения.

Таиланд – 95% населения (55 млн.). С 18 века – государственная религия. 32 тыс. монастырей. Ок. 60% мужчин принимают временное монашество на период дождей.

Шри-Ланка – 70% населения.

Северный – махаяна.

Китай. В настоящее время два панчен-ламы. Один – индийский, другой – китайский, назначенный правительством.

Вьетнам – 55% населения, и 3–4% — тхеравадины.

Южная Корея – ок. 50%.

Япония. Буддистские проповедники из Кореи появились в 6 веке. Японский буддизм очень своеобразен. В наст. время большинство японцев (90%) считают себя буддистами, но не очень вникают в суть религии.

 

Основные школы, распространенные в России - Кагью-па, Сакья-па, Гелуг-па. Основатель школа Гелуг – Падма Дзонхава. Отличало стремление к строгому целибату для монашества.

Буддизм в Монголии – с XIII века.

Находят перевоплощение далай-ламы среди тибетских мальчиков.

В настоящее время в Монголии стремительно возрождается буддизм. Но традиция полного монашества еще не распространена.

 

Традиционная буддистская сангха России, возглавляется Д.Б. Аюшеевым. Он не спрашивает указаний в Тибете. С буддистами, ориентированными на Далай-ламу, у нас отношения не складываются. Китай требует, чтобы Россия его не принимала.

В 1930-е г. предпринимались попытки создания буддистского обнов­ленчества. Официально буддизм прекратил сущ-вование в СССР в 1940 г. – не осталось ни одного ламы, ни одного монастыря.

Е.С.Сафронова провела исследование буддистских центров за пределами традиционных ареалов. В этих центрах распространена практика ретритов: буддистский лидер из-за рубежа приезжает в Россию и проводит медитации.

Бурятия. Буддизм очень тесно связан с шаманизмом. Хотя лидер бурятских буддистов Аюшеев говорит, что это нужно преодолевать. Особенностью бурятских буддистов являются женатые монахи и женатые ламы. Далай-лама критикует их. Аюшеев говорит: «я 25-й хамба-лама, прямой продолжатель екатерининских традиций в буддизме».

Раскол. Альтернатиный лидер – Ниможаб Алюхинов.

Аюшеев имеет очень мощную поддержку в администрации президента.

Аюшеев возглавляет сейчас до 30 дацанов – центров буддизма. Настоящего будд. монашества там нет.

Тува. В результате переворотов были устранены про-российские камби-ламы. Сейчас молодой камби-лама Джамбел Лодой. Называют себя младшими братьями калмыков, ориентируются на Далай-ламу.

Сейчас в Москве построен целый буддистских комплекс на Поклонной горе. Это заслуга главного тувинца России (С. Шойгу).

По заявлению камби-ламы, 90% тувинцев считают себя буддистами.

Калмыкия. Когда рухнула советская власть, Далай-лама сразу направил усилия на Калмыкию. Калмыки – единственный европейский буддистский народ. В 1991 г. Далай-лама объявил, что лидером калмыков должен стать мальчик … Ринпоче (это титул), перерожденец буддистского святого. Он гражданин США, женатый, снявший монашеские обеты, сейчас ему 37 лет. Чтобы его поддержать, был направлен престарелый монах, который фактически является лидером. Фактически в Калмыкии буддизм – это государственная религия. Кирсан Илюмжинов: «Калмыкия – земля духа». Калмыки – особый, избранный народ, имеющий особую мудрость, способен объединить все религии. В народе – «калмыцкий монотеистический буддизм», это влияние Православия.

В целом по России ок. 200 будд. центров, из них 30 находятся в Москве и СПб. В основном, это американский и европейский буддизм, который не имеет прямой связи с Тибетом. Это упрощенный, «комфортабельный» буддизм.

Основной школой буддизма в России является школа гелуг-па. Это тантрический буддизм, очень много оккультных практик.

На Западе буддизм получил новую трактовку. Три направления буддизма как бы сливаются – брать все лучшее из трех школ. По заключению большинства экспертов, интеллектуализм преобладает над традицией. Возникают отдельные школы вокруг отдельных гуру.

Свт. Николай Японский: «буддизм — самая глубокая из языческих религий». Преп. Иустин (Попович): «буддизм — наиболее точная из нехристианских религий».

В буддизме нет понятия единого Бога-Творца. Далай-лама едет по миру и говорит, что Бога нет. Сщмч. Андроник (Никольский) говорит, что «буддизм есть религия безбожия». Мир для буддистов безначален и безконечен.

В истории России и СССР не зарегистрированы конфликты между христианами и буддистами.

27.04.2010

Секуляризм

Литература достаточно обширная. Работы митр. Илариона (Алфеева). «Православное свидетельство в современном мире» (2006). Статьи В.К.Шохина на Богослов.ру. «Христианство как религия политкорректности» (2009). Прот. Вс. Чаплин (см. religare.ru). «Лоскутки».

Очевидность двойного стандарта. Христианство в Европе – третьесортная религия. Представитель ПАСЕ в одном предложении восхищался отделением Церкви от гос-ва и возрастанием роли иудейских религиозных организаций.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь