Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иудейско-христианский диалог. Оценка результатов



Диалог стал актуальным после 2-й мировой войны. Протестанты начали диалог с иудаизмом. На II Ватиканском соборе была принята декларация Nostra aetate, где была декларирована возможность спасения иудеев в своей религии. Позже были исключены богослужебные тексты, осуждающие иудеев – распинателей Христа. Иоанн Павел II с детства симпатизировал евреям. В 1985 г. был выпущен документ «Пояснения для правильного представления…» Необходимость переосмысления идеологических положе­ний. Близость основных идей Иисуса фарисейскому учению. Неприятие иудеями Иисуса Христа было рассмотрено как положительное явление.

В 1998 г. выпущен документ «Мы помним». Сожаление и глубокое раскаяние за то, что многие христиане гнали евреев. Была признана связь христианского анти-иудаизма с гитлеровским антисемитизмом. Иудеи называют этот документ революционным. Нельзя говорить о замещении Ветхого Израиля Новым. Посещая синагогу, Иоанн Павел II сказал раввинам, что «вы наши учителя и старшие братья».

Декларация Dominus Iesus в 2002 г., инициатором которой был кардинал Йозеф Ратцингер. О евреях ни слова. Но говорится, что Спасителем является только Господь Иисус Христос. Группа американских католических деятелей написала письмо – раскаяние, они не поддерживают эту декларацию.

В 1999 г. папская Комиссия по диалогу выпустила документ «…».

Диалог в рамках ВСЦ развивался очень активно. Первая же резолюция 1948 г. резко осуждала антисемитизм. Ассамблея 1961 г. сняла с иудеев коллективную ответственность за распятие Христа. 1982 г. «Экуменический подход к иудео-христианскому диалогу». Иудаизм должен оцениваться через его собственные категории.

 

С 1979 г. были проведены 4 академических встречи православных и иудеев.

Встреча 1993 г. в Афинах, выступал прот. Виталий Боровой.

Современное состояние иудаизма в России

Две основные религиозные организации иудеев – Конгресс еврейских рел. общин и организаций ( КЕРООР ) и Федерация еврейских общин России ( ФЕОР ).

В годы II Мировой Войны российские еврейские общины очень активизи­ро­вались, был создан еврейский антифашистский комитет. В 1920-е гг. евреи фактические контролировали НКВД, это было причиной сталинских чисток. Евреи хотели создать свое государство на территории СССР, требовали Крым. Государство Израиль было образовано исключительно благодаря позиции Сталина. В начале 1970-х гг. новый всплеск еврейской религиоз­ности. Массовый выезд евреев из СССР в Израиль. В конце 1980-х в СССР начинают приезжать хасидские эмиссары, Берл Лазар. Демокра­ти­ческие власти начали оказывать поддержку возрождающемуся еврейству.

 

Папа Римский: иудаизм остается живой религией, Христос пришел только для язычников.

Однако такие уступки иудаизму не дали плода, адекватного отклика со стороны раввинов.

 

Диалог св. Иустина Философа с Трифоном иудеев (раввин Тарфон). Раввин в конце говорит: «я чрезвычайно доволен нашей встречей».

В христианстве не может быть антисемитизма, ненависти к иудаизму и евреям. Р.П.Ц. считает иудаизм одной из традиционных российских религий. Диалог будет способствовать гражданскому миру, налаживанию добрых отношений иудеев и христиан.

 

Справочник «Современная религиозная жизнь в России» (2004).

Большинство евреев в нашей стране – это талмудические, ашкеназийские евреи. ФЕОР.

Но есть еще и горские евреи (Кавказ, Средняя Азия). Это ортодоксы.

Есть еще грузинские евреи. В наше время их около 15 тыс.

Бухарские евреи.

Ортодоксы называют иудействующих русских «молокане».

 

Конгрес Еврейских Религиозных Общин и Организаций России. КЕРООР. Главный раввин России Адольф Шаевич (избран еще в 1980-е). Структура образована после войны под руководством Совета по делам религий. Общаются с представителями Р.П.Ц., отношения с ними вполне деловые.

 

Изначально община хасидов входила в состав КЕРООР. Но в 1995 г. община Берл Лазара вышла из состава КЕРООР из-за общения с общиной реформистов. В конце 1990-х для Конгресса наступили тяжелые времена. Еврейский конгресс финансировал Гусинский, поэтому на него обрушился гнев власти. В мае 2000 г. состоялся Всероссийский конгресс раввинов (большинство имели американское гражданство), где главным раввином был избран Берл Лазар. До сих пор наша пресса представляет дело, как будто Берл Лазар исторически был главой иудаизма в России. Здесь явное американское влияние. В Израиле хасиды воспринимаются как секта, а в Америке они имеют свою штаб-квартиру.

КЕРООР теперь жалуется на то, что после 2000 г. перестали поступать спонсорские средства.

Раввинов перекупали олигархи. За короткий срок большинство общин оказались в составе ФЕОР.

Многие не вполне религиозные евреи предпочитают все-таки КЕРООР. Там не требуют соблюдения всех предписаний.

 

Существует отдельная организация ОРОСИР, Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ортодоксы и реформисты). Возглавляет ее Зиновий Коган, формально он является заместителем Шаевича в КЕРООР.

Существует раввинский суд.

Термин «ортодоксальный иудаизм» стал заменяться на «традиционный», а «реформистский» - на «современный».

Шаевич утверждает, что в России традиционно не было другого иудаизма, кроме ортодоксального.

С 1999 г. Шаевич не приглашается на официальные государственные мероприятия.

Российский Еврейский Конгресс (РЕК) создавался КЕРООРом как общест­венная организация, чтобы привлечь нерелигиозных евреев.

 

Московская хоральная синагога (у метро Китай-город), здесь впервые использовался хор.

Власти Москвы неплохо относятся к Шаевичу, у них есть некоторые зарубежные спонсоры.

Первая устойчивая реформистская община возникла в 1985 г. Сейчас ОРОСИР – 15 общин. Есть общинный центр в Москве, который посещают до 150 чел. Общее количество иудеев ОРОСИР в России – ок. 3 тыс.

Реформисты в состав молитвенного кворума допускают женщин, нет жесткого деления на мужскую и женскую половину.

На мероприятиях Р.П.Ц., в основном, присутствует Зиновий Коган.

 

Члены ФЕОР все свои имена переделали на еврейский лад. Главная их синагога находится в Марьиной Роще. На рубеже 1990-х в Россию приехал из США молодой Берл Лазар. В 1999 г. ФЕОР прошла регистрацию. Отличается тесными контактами с администрацией президента.

Хаббад Любавич. Община впервые появилась в местечке Любавич на территории Белоруссии.

2000 г. – резкий рост количества общин ФЕОР. Берл Лазар постоянно призывает поддерживать Единую Россию. Использует связи хасидов в Америке.

Хасиды возглавляют общины, а простые иудеи, в основном, ортодоксы.

По требованию Конгресса был закрыт целый ряд патриотических организаций по обвинению в антисемитизме.

Каббала

Мистическое течение в иудаизме. Соединило зороастризм, талмудизм и др. учения.

Моисей (Моше) Лионский. Жил в Испании в XIII веке. Предпочитал выдавать свой текст за текст II века мудреца Симон-бен-Иохай. Каббалисты настаивают на II веке.

Для евреев каббала – это западная система. Есть предписания, что ей не может заниматься женщина, молодой человек.

Каббала претендует на то, чтобы являться устным тайным знанием. Каббалисты претендуют, что эти знания всегда были в иудейской религии. Для кабаллистического учения свойственен пантеизм. Свет, который есть Бог, в результате катастрофы оказался разлит в мире, рассеян в душах евреев. Его необходимо вернуть Богу. Бог приходит к определенности в 10-ти сефиротах.

Большое значение в каббале имеет магия цифр.

Новой вехой в развитии каббалы является деятельность Исхака Лурии (1534–1572). Он продолжил развитие каббалы. Лурианская каббала сегодня является основной. Лурия жил в городе Сфат, это мировой центр каббалы. Здесь находятся могилы Лурии и многих почитаемых каббалистов, здесь совершаются определенные ритуалы, считается, что возможно общение с их душами, подпитка их энергиями.

Доктрина тикунии – сокращения. Бог сокращается.

Когда последние частицы света вернутся к Богу, наступит конец мира.

Практическая каббала связана с различными ритуалами, манипуляциями цифрами и буквами. Бог не может не ответить каббалисту.

С.С. Аверинцев подчеркивает, что хасидизм есть внедрение каббалы в ашкеназийский контекст еврейства. Яков Бёме, Вл. Соловьев, Бердяев увлекались каббалой. До революции было много литературы о каббале. В настоящее время религиоведческих публикаций о каббале почти нет.

Появляются работы бывших хасидов – каббалистов.

До хасидизма каббала была достоянием узкого круга. Хасиды хотят внедрить ее в народный контекст. Ашкеназийские хасиды (13 век) в Германии. Это начало развития хасидизма. Время гонений на мировое еврейство. Мистика мученичества. Впервые появляется призыв к смирению, к аскетизму, к простоте, отказу от излишеств. Посты по понедельникам и четвергам.

Хасидизм в современном виде возникает в 18 веке. Баал-шен-тов («обладатель доброго имени», см. ПЭ) обрел магические способности. Предсказывал будущее. Испытал мистическое озарение. Развивал лурианское учение. После его смерти вышла книга его ученика. Главной является личность цадика. Цадик – это праведник, наставник народа, он жертвует собой ради людей. Основная тема хасидизма – приблизить приход Мошиаха. Проповедовал страстную, эмоциональную молитву. Хасиды во время молитвы активно движатся, раскачиваются, чтобы привлечь к себе шехиню.

По статистике, каббалистические сайты имеют очень большую популярность, вторую после порносайтов.

Считается, что Баал-шен-тов знал Бога, умел им манипулировать. Главное в молитве – это внутренее состояние, выйти из себя, соединиться с шехиной.

В конце 18 века традиционный каббализм начинает активную борьбу с хасидами.

Хабад. Тания или Собрание бесед. Основы вероучения хасидизма.

Пантеизм. Бог не имеет личности и разлит в мире. Хабад – «разум, понимание, знание». У каждого еврея две души – божественная и животная. Важно, чтобы победила божественная душа. Люди делятся на цадиков (божеств. душа), шаимов (злодеи) и бейнани (средние). Возвращение света к Богу – Шува. Тания соединяет Талмуд и каббалу. Популяризация каббалы.

Династия хасидов, Шнеерсоны. Йозеф Исхак Шнеерсон. Хасиды считают его Мошиахом, который не проявил себя.

Шехина – женская сторона божества, которая отделилась от Бога. Иудеи приближают возвращение шехины. Необходимо освобождаться от не-евреев, не имеющих в себе божественного света.

Основная цель – установление абсолютной свободы человеческой воли. Нравственный релятивизм. Используют половую жизнь для «духовного озарения».

Российские хабадники считают, что необходимо соблюдать Мицвот – правила, предписания иудаизма. Хасиды, как правило, не работают. Сутками занимаются медитациями.

Шнеерсон. «Жизнь, полная смысла». Раскрывается учение Хабада для простых евреев.

В хасидизме нет принципиального различия между святостью и грехом. Греховное – начальная стадия святого.

Центр хасидизма находится в США. Но в США хасиды Хабада – это одна из групп иудеев. Только в России во главе всей иудейской общины стоят хабадники.

ФЕОР активно борется с организациями миссионерского плана типа «Евреи за Иисуса». Их работа свернута. Любой факт проповеди среди иудеев пресекается как антисемитизм. ФЕОР ставит себе в заслугу, что никто в России не пытается обращать евреев в христианство. Организовано несколько школ в Москве с иудейским компонентом за государственный счет.

Ислам

В настоящее время насчитывает 1 млрд 150 млн человек. Живут компактно. В 35 странах проживают более 75% мусульман, в этих странах мусульманское население более 90%. В 28 странах ислам – официальная религия, законы шариата.

Мухаммед. Когда мусульмане произносят имя М., обяз-но добавляют «Мир ему». М. воспринимается почти как Бог. Молитва, обращенная к М. может вызвать его дух. С этим поклонением пытались бороться вакхабиты в С.Ар.

М. род. в 570 г., ум. 632 г. Единственный источник о нем – Коран. Это сборник проповедей М. Священное Предание – Сунна, высказывания, не вошедшие в Коран.

Незадолго до рождения М. эфиопский царь (христиане-монофизиты) предпринял поход на Аравию и чуть было не взял их столицу: встали слоны. Арабы были язычниками. Ислам стал продолжением языческих арабских культов. М. рано остался без отца. До 8 лет воспитывался у деда – хранителя Каабы (храм, где находились 365 идолов). Заботу о мальчике взял дядя. Племя курайшитов занималось караванной торговлей. В 25 лет женился, супругой стала работодательница-вдова Хадиджа. У них родилось 6 или 7 детей, но мальчики скоро умирали. Известна дочь его по имени Фатима, выжили 4 девочки. Мухаммед занялся духовным поиском. Он жил в традиционном арабском обществе, где было представлено и христианство, и иудаизм. В Мекке был главный раввин, возможно, он принимал участие в составлении Корана. М. много путешествовал с караванами, общался с христианами и иудеями, видел социальное неравенство. Страдал эпилепсией. Но сумел стать авторитетным человеком. В 610 г. начинает видеть видения. Мусульмане говорят, что это видения архангела Джабриила. В пещере Хирам (? ). Эти явления сопровождались насилием, «архангел» душил Мухаммеда. Пророк сомневался, думал, не шайтан ли это. Проблему решила Хадиджа, она разделась и дух исчез, был сделан вывод, что это светлый дух. М. закутывался в свой зеленый плащ, к-рый стал символом ислама. Позднее М. научился сам вызывать эти видения.

М. Элиаде описывает шаманов, которые впадают в транс. Человек себе не принадлежит, а действует в руках духа. В такой транс впадал Мухаммед.

М. жил довольно скромно. 9 жен Мухаммеда были вдовы, только младшая жена – Айша, стала женой М. в 9 лет, этот возраст стал каноническим для ислама.

Свое место он определяет как последнего пророка. М. начал проповедь о едином Боге (Аллах – так называлось одно из божеств арабов). Первая община М. – это его родственники, также были рабы, вольноотпущенники. М. забрался на священный холм и начал проповедовать. Жители Мекки достаточно враждебно приняли его проповедь. М. вынужден Мекку покинуть и поселиться в г. Медина (350 км. к северу). Медина стала первым городом, принявшим проповедь М. Переселение — Хиджра, от года Хиджры отсчитывается мусульманский календарь.

В Медине была обустроена первая мечеть. Был составлен вооруженный отряд из 300 мусульман. Начали под руководством Мухаммеда нападать на караваны. Наносили удар врагам – мекканцам, одновременно обогащались. Священная война окончилась поражением мекканцев. Все идолы были уничтожены, за исключением Каабы – священного камня метеоритного происхождения (мусульмане верит, что он был послан Аллахом). Умер в Медине 8 июня 632 г. Он был крепкого телосложения, среднего роста. Могилу пророка вырыли и похоронили в день смерти. В комнате своей младшей жены, Айши. Скоро возле него похоронили двух его ближайших соратников. Рядом с могилами оставлена свободная площадка, считается, что там будет похоронен Иса.

См. статьи Р. Силантьева об исламе на bogoslov.ru.

Но Иса Корана не есть Иисус Христос.

В год кончины М. ислам окончательно утвердился на Арав. полуострове. Он создал организацию, основой которой является вера в единого Бога. Считается, что М. может являться, возможен диалог с ним.

Основные принципы ислама

Аль-коран – чтение вслух. Арабский язык Корана является единственно возможным, нет никаких официальных переводов Корана. В 1-й половине 20 века И. Крачковский перевел на русский язык, но это считается лишь изложением смысла.

Инициатором составления Корана считается халиф Умар (Омар). Мухаммед был неграмотным, только говорил. Это были записи изречений Мухаммеда. Работа была закончена при халифе Османе. Новый текст стал считаться каноническим, в дальнейшем изменений не вносилось. Один из древнейших списков хранится в Каабе – 7 в. Текст разделен на 114 сур, ок. 2000 аятов. Принцип разположения сур – по длине, от больших к меньшим. Каждая сура начинается словами «Во имя Аллаха…». По смыслу нет особенной логики.

В Коране найдено 225 противоречий в 40 сурах. Одно из них относится к «людям Книги», т.е. христианам и иудеям. Некоторые аяты считаются официально упраздненными. Существует проблема «шайтанских» аятов. Мусульманские богословы усматривают преимущество Корана в том, что он написан ясным арабским языком.

Аналогом Свящ. Предания является Сунна. Она возникает в 9 в., была составлена мусульм. богословами. Не все мусульмане признают Сунну. Существует предание, что Джебриил явился М. в виде бедного бедуина. Джебриил одобрил учение М.

Верующий мусульманин покоряется воле Аллаха, исполняет его требования.

Пять основ веры (Акида)

1) Вера в Аллаха как единственного Бога, формула принятия ислама: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его». Произнесение формулы три раза на арабском языке в присутствии 2-х свидетелей делает человека мусульманином.

Аллах имеет 99 священных имен, но представления о Боге-Любви в исламе нет. Аллах может кого угодно сбить с пути спасения. Аллах нематериален. Но передвигается в пространстве, может спускаться до 7 неба. Имеет зрение, слух, руки.

Существование ангелов (светоносные существа) и джинов (огонь). Ангелы предопределены к добру. Существуют 4 архангела. Израил – архангел смерти. Каждого человека сопровождают два ангела. Задачи архангелов – кланяться Аллаху, толкать людей на путь добродетели.

Джины – огненные существа, подобны людям, они предшествовали существованию человека. Они едят и пьют, вступают в брак. Джины живут очень долго, тысячи лет. Группируются на свалках, в туалетах, в бане, на ярмарках. Не выносят звука муэдзина. Некоторые джины обращены в ислам. Джин, которой отделился от милости Аллаха, называется шайтан. Главный шайтан – Иблис, он отказался поклонится человеку как творению. Иблис стремится к тому, чтобы люди стали многобожниками.

Религия строгой справедливости.

2) Вера в предвечность Корана. Коран сотворен Аллахом, никакой редакции не было.

3) Вера в пророка Мухаммеда, как последнего и высшего пророка, «печать пророков». «Я завершил вашу религию». Когда называется имя М., надо добавить «Да благословит его Аллах».

Мухаммед призывал обратиться к вере древних пророков. Но говорил вещи, уже знакомые язычникам. Фактически, что делал Мухаммед – была реформа в арабской религии.

Вера в загробное воздаяние, рай и ад, судный день. Подробное описание ада содержится в Коране. Огненные сандалии, цепи, черви. Чувственный рай: явства, вечно юные мальчики, реки из вина и молока, гурии. Насчет мусульманских женщин Коран не дает ответа.

Страшный суд будет длиться 40 дней.

Понятие греха в исламе иное – чрезмерное удовлетворение плотских желаний. Из алкогольных продуктов запрещены только продукты брожения, водку пить можно.

Столпы культовой практики:

1) Шохада: «нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его».

2) Ритуальная молитва, намаз. 5-кратная молитва. Совершается дома, иногда в мечети. Определенные движения рук, поклоны, омовение. Молитву совершают, сняв обувь. Занимает от 5 до 20 минут. Четки из 99 бусин, по количеству имен Аллаха и Мухаммеда.

3) Пост – саул или ураза. Воздержание от пищи, питья, половой близости в течении дня. Нельзя глотать пыль, капли дождя. Ночью возможно умеренное вкушение пищи. Пост длится один месяц в году. Постятся все, с 12 лет. В дни поста добавляется 6 молитва. По окончании поста – праздник Ураза-байрам.

4) Милостыня – обязательный налог. 2.5% от имущества и прибыли. Эти средства выделяются в общую казну, которая распределяется среди бедных, идет на образовательные и медицинские цели. Садата – добровольная милостыня «на благое дело».

5) Хадж, совершается при возможности. Если человек не может совершить хадж, он может послать заместителя. Паломничество совершается в определенный месяц. Богомолец совершается поклонение в священной мечети в Мекке. Человек, который совершил хадж, называется Хаджа.

В середине Каабы – три столба, которые поддерживают кровлю. Висит свиток Корана, как бы в воздухе.

Часто добавляют 6-й столп: джихад, священная война. Ведется против врагов Аллаха. Не-мусульманин должен платить налог.

Из иудаизма взяты ритуальные запреты, в т.ч. на свинину.

Запрет на изображения Бога, человека, других живых существ.

Запрет на азартные игры. Запрещение на ростовщичество.

Обрезание – соблюдается не так строго, как у евреев. Совершается в 7 лет, ребенок забирается от матери. В наше время приурочивается к 1 сентября, когда мальчик идет в школу.

 

10.11.2009

Шариат является и религиозным и государственным правом. Система шариата складывалась в средние века. Существуют пять типов шариатского права, пять школ:

1) Ханифитский масхаб – считается наиболее терпимой; характеризуется осторожностью толкований; большая часть российских мусульман;

2) Маликитский – сформирован в Медине;

3) Шафиитский; имеет сторонников в Палестине, на Юге Аравии;

4) Ханбалитский – наиболее строгая и нетерпимая школа; все вакхабиты являются ханбалитами. Саудовская Аравия, ряд регионов Ирака и Сирии

У шиитов существуют две правовые школы:

1) зейдитская;

2) сафанитская;

Особенностью шиитского права является то, что оно основано на особых сборниках хадисов, созданных Али. Эти школы различаются между собой в деталях, но принципиальной разницы нет.

Коран и Сунна являются источником мусульманского права. Еще один источник – Ниджма, согласные решение мусульманского общества, прецедент. Решение авторитетных лиц придает этим решениям силу закона.

Христианин всегда имеет подчиненное положение.

Отступник от ислама должен быть убит. Все его имущество отнимается.

Если преступник переходит в ислам, то с него снимается ответственность за все преступления.

В ханбалитских территориях преследуются представители всех прочих религий, кроме ислама.

Шииты возникли как сторонники Али, т.е. зятя Мухаммеда.

Али был единственным зятем М. от его дочери – Фатимы. От этого брака было два сына – Хасан и Хусейн. Али проиграл конфликт с Муавией, но была договоренность, что после халифом станет Хусейн. Хусейн вступил с конфликтом Муавии – Изидом. Хусейн был убит. Хасан и Хусейн были похоронены в арабском городе Кербел. Их память является священной для шиитов. В день смерти Хусейна вывешиваются красные флаги. У вакхабитов есть выражение: «убей шиита и попадешь в рай».

12 имамов, последний – Мухаммед, «скрытый имам».

Шииты преобладают в Азербайджане. У нашей Церкви складываются очень хорошие отношения с шиитами. Существует богословский диалог с мусульманскими богословами Ирана.

В истории ислама – множество различных сект. Друзы. Ассасины – французские убийцы, секта отделившаяся от шиитов.

Известно, что мусульмане сразу после смерти М. начинают победоносные войны против Византии. Был оккупирован Египет, Александрия. Большую роль играли монофизиты, которые открывали ворота мусульманам. Мусульмане обложили христиан большими налогами. Мусульмане дошли до Европы, завоевали Испанию.

 

Ислам в России

Учебное пособие «История религий в России» (коллектив авторов РАГС). Есть 2-е издание в 2005 г. под ред. О.Ю.Васильевой. Здесь про-исламское изложение, факты все изложены, но интерпретация не всегда объективная.

В таких государствах, как Хазарский каганат и Волжская Булгария, жили мусульмане. В 8 веке в столице Хазарии Итиле была построена мечеть. Волжская Булгария (10-13 вв.) была мусульманским государством.

После того, как монголы разрушили Булгарию, ислам на некоторое время уходит, но потом сами монголо-татары принимают ислам. Ислам становится государственной религией Золотой Орды. Сарай становится крупнейшим центром ислама, здесь более 30 мечетей. В конце 14 века – распад Орды на разные ханства. Казанское ханство (по 1552 г. – взятие Казани Иваном Грозным). Татары ежегодно совершали набеги, совершали жестокости по отношению к христианам. После 1552 г. перестали строиться мечети.

Еще в 15 веке Василий II выделил татарам место в Рязанской области – это касимовские татары.

В 18 веке отношение к мусульманам меняется. Петр I отказывается от политики, направленной на крещение татар. Петр отменил указ, согласно котором владение вотчинами для князей-мусульман было невозможно. Екатерина II в 1773 г. провозгласила веротерпимость, разрешила строительство мечетей. После Кучук-кайнарджийского мира Россия признала верховенство турецкого султана над мусульманами России. Татарские и башкирские мурзы получили права дворянства. Они могли владеть крепостными – христианами. По мысли правительства, нужно было сделать мусульман полностью лояльными российской власти. Решили контролировать управление мусульманскими общинами. Централизация управления мусульманами – аналог церковной иерархии. В 1782 г. организация Оренбургского мусульманского духовного собрания. Выделены государственные деньги. При Николае I был образован департамен духовных дел иностранного исповедания при МВД (существовал до 1917 г.), который фактически воспитывал российских мусульман. Также было образовано Таврическое духовное управление (муфтият). На Кавказе было организовано шиитское духовное управление. В 1905 г. указ о веротерпимости гарантирован мусульманам политические и гражданские права. Большую озабоченность вызывала активизация мусульман. Согласно переписи 1897 г., мусульман в России было почти 14 млн., включая Среднюю Азию. К 1917 г. их было ок. 20 млн.

Полигамных исламских семей был немного. В привилегированном положении были дворяне – чингизиды. Мусульмане служили в российской армии, в охране государя. Они приносили присягу на Коране, их приводил к присяге мулла. Существовали специальные воинские инструкции, чтобы обеспечивались права мусульман в армии.

Выстраивается иерархия по образцу православной. Назначались и смещались муллы по решению гражданских чиновников. Они получали казеное содержание, имели многие льготы.

В 1912 г. в России насчитывалось 24 тыс. приходов и 26 тыс. мечетей. 45 тыс. мусульманских духовных лиц. «Указной мулла» - человек, получивший указ быть муллой. Строго говоря, в исламе нет духовенства. Мулла возглавляет общую молитву. Эта структура сохранилась в Центральном духовном управлении мусульман России, которое возглавляет Талгат Таджуддин. Задача Совета муфтиев – сближение с мусульманами-арабами.

Шейх-уль-ислам – аналог муфтия у шиитов.

Муфтиям подчинялись имамы, хатыбы и муллы.

На протяжении 200 лет был воспитан «российский ислам». Были разорваны их связи с зарубежными мусульманами. Вакхабиты проникают в Россию только в начале 1990-х гг. через Чечню.

На территории Северного Кавказа мусульмане появились позже. В 11-12 в. – на Юге Дагестана, в 14 в. – среди аварцев, только в 16 в. исламизируется Чечня и Ингушентия (вайнахи).

Али Полосин – советник главного муфтия России.

Вакхабизм

www.i-r-p.ru Институт религии и политики возглавляет А.А.Игнатенко, известный исламовед. Книга «Inter-террор в России». Впервые показана подлинная суть вакхабизма – «религия ненависти».

Сами мусульмане часто говорят, что вакхабиты – это не мусульмане.

Ханбалитский масхад. Основатель – Ахмат-ибн-Ханбал (780–855 гг). Самая суровая и жесткая школа ислама. Сущность учения – выступал против роскоши и развращенности халифского двора, против проникновения язычества. Пользовался большой популярностью. Изначально это было религиозно-политическое течение, потом догматическо-правовая школа. Считал возможным выступать против халифа, если он нарушает исламские традиции.

Вакхабиты часто называют себя ханбалитами, также единобожниками, салафитами, просто «мусульманами».

Ханбал высказал главный постулат, что к многобожникам можно приравнять мусульман, которые не соблюдают ислам в полной мере (лицемеры). Ханбалиты взяли на себя право судить, кто является чистым мусульманином. Каферы – язычники. Ханбалиты зачисляют в этот разряд христиан и иудеев.

Ширх – грех многобожия, термин, который разработали ханбалитские богословы. Пять разновидностей:

1) признание некоторого сокр. знания за пророками, астрологами;

2) признание за кем-либо посреднической миссии в день Страшного суда; «не придай Аллаху сотоварища».

3) поклонение какому-либо авторитету, кроме Аллаха; поклонение шейху, могиле святых, камням;

4) признание амулетов;

5) произнесение клятв именами Мухамеда и других пророков.

Вакхабиты, придя к власти в Саудовской Аравии, сравняли с землей постройки вокруг могилы Мухаммеда. Власти во время хаджа смотрят, чтобы не было проявлений многобожия.

Продолжение – в трудах известного богослова ибн-Таймийа (1263-1328). Обличал новшества в исламе. Противопоставлял Сунну и эти новшества. Выступал против культа пророка Мухаммеда, против паломничества к могиле пророка.

Мухаммад ибн-Абд-аль-Ваххаб. Есть его псевдоним – М.С. Тамими. Его основная книга - «Книга единобожия». Издавалась в России неоднократно. В последние годы внесена в список запрещенной литературы. Это основной текст для вакхабитов.

Современный вакхабизм (таухиды – единобожники) является официальной идеологией Саудовской Аравии. Впервые в 1990 г. в Узбекистане проявились вакхабиты, которые захватили мечеть.

Все вакхабитские книги построены по одной схеме. Вакхабитский постулат. Ссылка на Коран или Сунну. Решение мусульманских богословов – фетва.

Неверными признаются иудеи и христиане. Цитируется хадис о христианском погребении.

Неверными объявляются мусульмане, совершившие малейшее отступление от единобожия. Участие в выборах, в гос. управлении - ширх.

Хадис Мухаммеда: «убейте того, кто поменяет свою религию». Человек рождается мусульманином, значит если он им не стал, то он вероотступник.

Истинным мусульманином человека делает активная вражда по отношению к каферам. Джихад – шестой столп веры. Вакхабит либо готовится к джихаду, либо ведет джихад.

Открытые вакхабиты имееют специфическую внешность – длинная борода, усы бреют, укороченные брюки. Не носят нижнего белья.

Убийство неверных производится системно и организованно. Только участие в джихаде отличает хорошего мусульманина от скверного. Шахиды – выдумка идеологов вакхабизма. С человека, погибшего на войне с неверными, снимаются все грехи. Это единственный путь в рай – война с лицемерами.

Ячейки вакхабитов не имеют централизованного органа управления. Вакхабизм – это идеология. Кто принимает эту идеологию – начинает вести джихад. Ячейка возглавляется улемом и амиром – военный и духовный руководитель.

Особый акцент делают на обращении русских в ислам, т.к. у русских в исламе нет корней. Таковы были пленные солдаты, обращенные в вакхабизм. Они совершили теракты в воинских частях.

С точки зрения вакхабита допустимы только арабские имена. При принятии вакхабизма меняют имя. Сначала идет имя по сыну (абу Асан), потом фамилия по географическому признаку (аль Руси).

Аль-Каеда – сетевая организация, не имеет единого центра.

 

26.01.2010

Новый ресурс – religio.rags.ru.

Р.А.Силантьев:

«История исламского сообщества в России».

Энциклопедия «Ислам».

Мусульмане называют цифру в 20 млн. (Путин назвал эту цифру в 2003 г., когда Россия вступала в организацию Исламская Конференция). Согласно переписи, 14, 5 млн. человек назвали себя мусульманами. Цифра в 20 млн. получается, если считать всех этнических мусульман плюс приезжих.

Исторически в России крупнейшими мусульманскими народами являются татары (5.5 млн), башкиры (1.6 млн), чеченцы (1 млн), ингуши. Численность чеченцев и ингушей растет очень быстро.

Кряшены, нагайбаки – татары по происхождению, но крещеные.

Кабардинцы, исповедующие православие, моздокские – 10 тыс.

Осетины-иронцы исповедуют православие.

По объективным подсчетам, число мусульман, принадлежащих исламской культуре, составляет от 10 до 15 млн. человек.

Большая часть российских мусульман – сунниты. Ханифитский и шафиитский масхабы, считаются более мягкими. Ханифиты – ок. 65%, шафииты – ок. 30%. Ханбалиты – все без исключения вакхабиты, люди, не имеющие корней в исламе.

Суфизм наиболее распространен в Чечне и Ингушетии, а также в Дагестане. Привержены своим шейхам. Руководствуются не шариатом, а указаниями шейха и обычным правом.

Традиционный российский ислам представлен Талгатом Татжуддином. Его авторитет очень высок.

В Дагестане вакхабизм был объявлен учением запрещенным. Но за счет уничтожения традиционных исламских лидеров происходит вакхабизация молодежи.

3885 зарегистрировано исламских объединений и общин (не все имеют свои мечети).

Для сравнения: православных ок. 12 тыс.

Ок. 40 самостоятельных духовных управлений – муфтиятов. Совет муфтиев является координационным советом, но не управляющим.

ЦДУМ – преемник исторической организации, Духовного управления мусульман Европейской части России и Сибири. Талгат Таджуддин – башкир по национальности. Центр находится в Уфе.

Совет муфтиев России (СМР). Равиль Гайнутдин, предал своего бывшего учителя Таджуддина.

Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Исмаил Бердиев, муфтий Карачаево-Черкессии.

Ситуация в российской умме начала рушиться с 1991 г.

Абдул-вахед Ниязов (Медведев) – человек, не имеющий корней в исламе. Решил возглавить всех российских мусульман. Создал исламский культурный центр в Москве. Возглавляет общественное крыло Совета муфтиев.

Главный вдохновитель раскола мусульман – Нафик Аширов. Создал независимое духовное управление, которое контролировало часть поволжских мусульман.

В 1994 г. выделился ДУМ Центрально-европейского региона России (Поволжье, Татария) во главе с Равилем Гайнутдином, который сразу ориентировался на арабский ислам. В медресе обучались террористическому делу.

В 1995 г. возник Исламский комитет России. Это идеологический экстремизм. Гейдар Джемаль – харизматик, шизофреник со справкой. Его влияние было очень сильно, даже среди православных интеллектуалов.

Совет муфтиев образован в 1996 г. Туда вошли московский муфтият, муфтияты Поволжья и др. Конфликт был перенесен на сибирский ислам.

В 1998 г. конфликт мусульман Дагестана.

До 1999 г. власти не обращали внимание на вакхабизацию.

После этого на словах лидеры СМР стали открещиваться от вакхабизма.

Патрия «Рейфах», которую возглавлял Ниязов, вошла в «Единство», потом их оттуда с позором выгнали.

В 1999 г. закрыты ряд мечетей, готовивших теракты.

Проект «Русский ислам». См. state-religion.ru. Предлагалась на государственные деньги исламизация России якобы в противовес экстремистской форме ислама.

«Салафиты» - мусульмане, которые борятся за чистоту ислама.

В 2003 г. Путин заявил о вступлении России в организацию «Исламская конференция», куда входят только страны с подавляющим мусульманским большинством. Этим вступлением Россия обязалась защищать ислам от любой формы дискриминации.

Мусульманский интернет.

islam.ru – суфии-тарикатисты, независимые мусульманские деятели.

muslim.ru.

«Русский ислам» как обращение русских в ислам. Не более 100 человек на всю Россию. Олег Мустафа Стародубцев, вакхабит в Карелии. Организация «Русские мусульмане», в рамках Совета Муфтиев (Тарас Черниенко). По их словам, 2500 человек.

Под давлением администрации президента мусульмане начали объединяться.

Исламское образование.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Оценка физического развития
  2. PEST-анализ макросреды предприятия. Матрица профиля среды, взвешенная оценка, определение весовых коэффициентов. Матрицы возможностей и матрицы угроз.
  3. V. Себестоимость продукции судостроения и судоремонта и оценка эффективности производства
  4. VIII. Общая оценка урока, выводы и предложения по совершенствованию работы
  5. А. Жизненный цикл продукта и его основные стадии. Оценка конкурентоспособности продукта
  6. Акриловые материалы холодного отверждения. Классификация эластичных базисных материалов. Сравнительная оценка полимерных материалов для искусственных зубов с материалами другой химической природы.
  7. Акт о внедрении результатов выпускной квалификационной бакалаврской работы
  8. Анализ и оценка рентабельности
  9. Анализ издержек обращения и финансовых результатов в торговле
  10. Анализ результатов игровой терапии
  11. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРЕГОВОРОВ
  12. Анализ результатов психологического изучения детей с ОВЗ


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.127 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь