Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История развития религиоведения



Содержание курса.

Источники: Bogoslov.ru. Персоналии: Яблоков, Мирча Элиаде. Аннотации статей, научных изданий. Журналы «Религиоведение», «Религия и право», «Религия, Церковь, общество» (РАГС). Материалы семинаров в рамках богословской комиссии. Семинары в Институте Философии РАН. Проф. М.О. Шахов (обосновал порочность методологического а-теизма).

Мы говорим, что ученый совершенно не обязан исключать Бога из своего исследования. Никто не может отвергать «гипотезу», что Бог воздействует на мир, хотя, в отличие от богословия, в рамках религиоведения мы не можем этого постулировать.

Религиоведение изучает не Бога (как богословие), а людей, общество, их религиозность. У нас есть тенденция смешивать богословие и религио­ведение.

Шахов   М.  О. «Реализм как основа обще-научного знания» (Вопросы Философии – bogoslov.ru). «Об иррациональном безбожии и ‘рациональных’ атеистах».

В.  К. Шохин. д.ф.н. руководитель сектора религиоведения ИФ РАН.

П. П. Гайденко (Кураев постоянно ссылается на нее).

Учебник «Религиоведение» под ред. проф. А.  В.  Солдатова (СПб, 2003).

Красников  А.  Н. Автореферат диссертации. Учебник «методологические проблемы религиоведения». Е. С. Албакян. Издательство «Академический проект». Энциклопедич. словарь «Религиоведение».

Хрестоматия «Религиоведение» (М., 2000).

 

иером. Варлаам (Горохов). Диссертация о Мирча Элиаде.

В России – более 80 кафедр религиоведения, теологические факультеты. Но во главе кафедр, как правило, стоят люди, учившиеся научному атеизму.

Общество исследователей религии (www.rosoir.ru).

Cекция религиоведения на конференции ПСТГУ.

Центр военно-религиоведческих исследований (Мозговой, Бурьянов).

Центр изучения религий в РГГУ.

Специальность ВАК 07.00.09 «Религиоведение. История культуры» — советы в МГУ, РАГС, РГГУ.

Институт религии и политики (www.i-r-p.ru) – возглавляет А.  А. Игнатенко. Изучение исламского экстремизма.

Православная энциклопедия. Буддизм, ваджраяна.

Первоисточники. Коран. Кицур Шулхан Арух.

Р. А. Силантьев (исламовед). История исламского сообщества в России (до 2005 г.). Ислам в России (энциклопедия). События исламского сообщества в России 2007 и 2008 г. (bogoslov.ru).

Старообрядчество.

Шахов. Старообрядческое мировоззрение (М., 2001). Статьи ПЭ. Беспоповцы, Белокриницкое согласие.

Католичество.

Взять учебник «История религий в России» (РАГС, под ред. Васильевой).

Псевдоправославные движения – более 10. РПАЦ (Лурье). Рафаил Прокофьев.

Государственная вероисповедная политика в странах Европы (2 курс).

Толерантизм. Секуляризм. Еп. Иларион (Алфеев). Православное свидетельство в современном мире. М., 2006 г.

Шохин. АиО 2008 г. №3. bogoslov.ru. Христианство как религия полит­корректности в современной Европе…

И.  В.  Бонкин. Сайт state-religion.ru о государственно-религиозных отно­ше­ниях. Правовая защита традиционных ценностей.

15.09.2009

Классические учебники.

1) Яблоков «Основы религиоведения». МГУ, 2005.

2) «История религий» в 2-х тт. МГУ, 2005.

3) Яблоков. «Философия религии» (РАГС).

В. И. Гараджа (социология религии).

СПбГУ, 2007. под ред. Шахновича. «Религиоведение. Учебное пособие»

Ростов-на-Дону, проф. Солдатов. «Религиоведение».

Основная проблема для А. Н. Красникова – «православное религиоведение», «подмена религиоведения теологией». Другая крайность – атеистическое религиоведение, под флагом религиоведения проповедуют атеизм. «Атеистический университет». «Общество исследователей религии» www.rusoir.ru – М.И. Одинцов, защищает секты, религиозные меньшинства.

Другие авторы. Угринович, Кемелев «Философия религии». Л.Н. Митрохин. Забияко.

Конференция в РАГС, 2003. Проблема размежевания теологии и религио­ве­дения. Фр. Гр. Овсиенко (специалист по католическому богословию, ум. в 2007). «Религиоведение и теология…».

О. Ю. Васильева.

22.09.2009

Религиоведческие центры и кафедры.

Сектор философии и религии ИФ РАН. Кафедра в МГУ (Яблоков).

Центр изучения религий РГГУ (Н.В. Шабуров).

Кафедра государственно-церковных отношений РАГС (О.Ю.Васильева).

Центр истории религии и Церкви Института Российской Истории РАН (В. М. Лавров). д.ист.н. Н. Н. Лисовой. Е. В. Белякова.

Кафедра культурологии и религиоведения в Поморском университете в Архангельске.

Институт философии, теологии и истории св. Фомы (католический).

ПСТГУ.

ББИ им. ап. Андрея. Серия «Диалог»: христиане-мусульмане и т.д.

Центр философии религии и культуры (В. К. Шохин).

Группа в Институте всеобщей истории.

Группа в Институте США и Канаде.

См. словарь «религиоведение».

Негосударственные центры.

Московский центр Карнеги.

Институт свободы совести. Журнал «Религия и право».

Институт религии и права (Ряховский).

Российское общество исследователей религии (www.rosoir.ru), М.И.Одинцов.

Центр военно-религиозных исследований (майор в отставке Сергей Мозговой).

Современное российское религиоведение.

Религиоведение и богословие.

Выступление митр. Филарета (семинар «Наука и богословие: от конфронтации к диалогу», ИФ РАН 2005 г.). Чистый сциентизм давно ушел в прошлое. Фраза Лапласа «Я не нуждаюсь в этой гипотезе». Сциентизм старался заменить собой религию, превращаясь в квази-религию. Светское религиоведение не свободно от квази-религиозных взглядов. Но есть и религиозная позиция, которая говорит, что любая наука есть зло. В 20 веке было понято, что все относительно, что нет абсолютных постулатов и всегда нужны постулаты, принимаемые на веру. Вражда науки и богословия было основано на властных амбициях. Богословие упорядочивает данные религиозного опыта, используя методы логики и разума, те же, которые используются и в науке. Подлинное богословие – всегда опытное. Неверен стереотип, что еретики – всегда рационалисты, а их православные оппоненты всегда отвергали рациональное. Богословие в не меньшей мере использует сиды человеческого разума, чем наука. Религию нужно отнести к области знания, но вненаучного. Вненаучное знание – не всегда псевдонаучное.

Богословие не может быть сведено к науке, хотя научные методы применяются. Очень важно проводить мосты между наукой и религией. Очень ценны работы верующих ученых – Борис Раушенбах, Шохин. Наука и богословие должны друг друга дополнять. Существуют общие темы – происхождение мира и т.д.

Выводы: 1. Наука и богословие не являются антагонистами, если ясно осознают сферу своей компетенции. 2. … 3. Как у науки, у богословского знания свой язык, который нужно изучать, чтобы понять, о чем говорит богословие.

 

В настоящее время наиболее распространенным подходом является «методологический агностицим», а точнее – «методологический а-теизм». Утверждение, что нет воздействия Бога на мир, принимается на веру. Такой метод аналогичен позитивизму, который был преодолен в науке (Шахов цитирует Карла Поппера). Любой анализ совершается на основе некоторых предпосылок.

Шахов ссылается на сугубо научные, рациональные методы, которые свв. отцы использовали в полемике с еретиками.

Выводы Шахова. 1. Религиозное знание о мире может отражать реальное положение о мире, т.е. быть истинным. Значит, оно должно учитываться. 2. Неопределенность границ между наукой и не-наукой должна предостерегать от априорного объявления религии знанием не научным.

Точки зрения о демаркации между религиоведением и богословием.

1. Существует богословская концепция религии.

2. Психологическая концепция религии (Джеймс). Мистический, индиви­дуальный религиозный опыт.

3. Психоаналитическая концепция (З. Фрейд).

4. Социо-фрейдистская концепция (Юнг). Религия – архетип сознания.

5. Натуралистическая концепция. Религия порождена страхом перед силами природы. Вариант: антропологическая концепция (Тейлор).

6. Социологическая концепция (Дюркгейм и М. Вебер). Религия – социокультурный феномен, отвергается любое влияние на человека.

Классификации религий.

1. Историческая классификация: фетишизм, политеизм, мировые религии.

2. Традиционные и нетрадиционные религии.

 

Социология говорит о функциях религии. Социально-компенсаторная. Коммуникативно-интегра­тор­ная функция. Мировоззренчески-регуляторная функция.

Религиоведение не может говорить, какая религия истинна. Но она может сравнивать учения резличных религий, выяснять, какое более логично, последовательно.

В рамках католического богословия развивается «теология религии» или «теологическое религиоведение». См. работы Фр. Гр. Овсиенко. Говорит, что ислам и иудаизм не имеют собственного богословия.

Иудаизм

Есть различные точки зрения на иудаизм.

1. Что это органическое продолжение ветхозаветной религии.

2. Традиционный взгляд, что христианство есть замещение ветхозаветной религии, остался достоянием только православной Церкви. Католики считают, что миссия Христа была лишь присоединить народы земли к народу Божию. Протестанты считают, что нужно ждать Мошиаха.

«Иудаизация христианства» (А. И. Осипов).

Иудаизм есть уклонение от ветхозаветной религии. Иудаизм формируется как неприятие Иисуса Христа. Отличительной чертой иудаизма является национальный характер: если ты еврей, ты иудей. Геры – люди, принявшие иудаизм, не будучи по крови евреем. Дети от брака гера с иудейкой считаются иудеями.

Численность иудеев невелика – около 17-18 млн. человек. Но их влияние очень велико. «Россия – единственная в мире страна победившего хасидизма». В США – ок. 6 млн. евреев, значит. число в Канаде, Южной Африке, Аргентине, Франции. Процент иудеев к населению мира уменьшился примерно в 5 раз, но не уменьшилось их влияние.

Основой иудаизма является Танах – Тора, пророки и писания. Современный вид Танах приобрел в 5 в. по Р.Х. Для иудеев текст Танаха имеет священный характер, но не является руководством к жизни. Обращаются к Талмуду и к Шулхан-Арух.

С т.зр. Талмуда не было первородного греха. Зло и эгоизм были первоначально присущи человеческой природе.

Холокост – иудейский термин, жертва Богу от израильского народа.

Иудаизм проводит различие между человеком (евреем) и не-человеком. Происхождение евреев иное, чем не-евреев. Адам вступил в отношения с некой Лилит – он нее произошли все не-евреи.

Иудаизм оправдывает убийство и самоубийство ради высших целей. Это называется жертвоприношение Исаака.

История Иосифа. Полосы жизни, дуалистический фатализм. Темный и светлый периоды года.

Существовали 12 колен, но все пропали, кроме колена Левиина и Иудина. Существует легенда о сказочной стране, где живут остальные 10 колен, и при пришествии Мошиаха они вернутся.

Заповеди особым образом осмысливаются. «Если человек пришел убить тебя, убей его первого». Оправдывается война.

Антисемитизм – любая критика евреев. См. Кураев. «Как делают антисемитом? »

Пророк Илья обличал евреев за нарушения. Сейчас при обрезании мальчика ставится стул для пророка Ильи.

Книга Иона показывает, насколько иудаизм терпим к другим народам. Отвергаются попытки воспринимать книгу Ионы как прообразовательную.

Мих. 6: 8. Так человек остается евреем.

ООН – все народы мира заседают под еврейским лозунгом.

Пророк Иезекииль о воскресении мертвых. Восстанут прежде те, кто похоронен в Иерусалиме.

13.10.2009

Формирование раввинистического иудаизма – ок. 80 г. (после разрушения храма в 70 г.). Множество праздников связано с воспоминанием о разрушенном храме. Есть Институт храма, где восстановлен внешний вид храма и священнослужителей.

Потомки фарисеев (танаи) начинают создавать тексты-толкования на священное Писание – период I-II вв. Среди виднейших представителей танаев – Гамалиил второй, внук Гамалиила первого. С его именем связано создание Мишны. «Век восстановления». Новый центр учености – г. Ямни (Явни). Авторитет этого места после разрушения храма значительно возрос. Верховный суд заменил Синедрион. Была создана Академия в Ямни. Авторитет судебного органа вырос настолько, что он руководил жизнью евреев и в рассеянии. 95 г. Гамалиил отправляется в Рим, чтобы утвердить контроль над общиной. Его задачей было победить раскол в иудаизме. Он предложил узаконить единую молитву, которую каждый еврей должен произносить три раза в день. «Шмоне эсрель» («слушай, Израль») — 18 благословений и проклятие изменникам (преимущественно это меним — евреи, принявшие христианство). Гамалиил иногда общался с не-иудеями. Один раз пришел в суд, который возглавлял христианин, и цитировал там Евангелие от Матфея.

Важнейшая заслуга Гамалиила – установление праздника Песах. Центр празд­нества был перенесен в дома. Молитвы должны были увековечить память о храме.

Гамалиил умер после восстания Бар-кохбы (132-135 г.). Бар-кохбу при­зна­вали в качестве Мошиаха, при нем повсеместно вырезались христиане. В ходе подавления восстания императором Адрианом было убито около 1 млн. евреев.

Первосвященник Елеазар попытался восстановить жертвоприношение, кото­рое было в храме.

Начинается работа танаев над комментариями к Торе. Эти комментарии вытесняют саму Тору. См. статья «Иешива» // ПЭ т. 21 – история еврейского образования. Первым основателем Иешивы в Ямни был Иоханан бен Закан.

Иудейские мудрецы много сделали, чтобы толковать текст Торы.

Параллельно существовал еврейский центр в Месопотамии, но приоритет принадлежал палестинским иешивам и синедриону.

Мишна – древнейшая часть Талмуда, в которой изложен устный закон. Включает в себя Галаху, Агаду и Мидраш. До этого считалось, что запись устного закона противоречит духу еврейского народа. Завершилась эта работа в нач. 3 в. Оконч. редакция – раввином Иегудой Га-насси.

Седер – 6 трактов.

Мишна не является сводом законов в современном понимании. Здесь также содержатся дискуссии между танаями по различным вопросам.

Галаха – сборник норм иудаизма.

Считается, что Тора содержит 613 заповедей – 365 запретов и остальное – предписания.

К 4 веку Мишна стала вторым по значению после Библии священным текстом. Раввины говорят, что Тора – это вода, Мишна – это вино, а Гемара – ароматизированное вино. Тора читается в синагоге, но не как руководство к жизни.

Агада – это различные предания, споры, рассказы из жизни раввинов.

Гемара – толкование на Мишну.

Составляются два Талмуда, параллельная работа в Иерусалиме и в Вавилоне. Вавилонский Талмуд оказался более распространенным, более популярным.

Император Ираклий подверг репрессиям палестинских евреев.

Раввины до 425 г. посвящались через руковозложение. Но император Феодосий запретил эту практику под страхом смертной казни.

Таким образом, раввины – только специалисты в области закона, но не священнослужители.

В эпоху амараев работали 2 тыс. раввинов-амараев.

Агада содержит значительное количество легенд, сказок, прибауток.

До 5 века составлялись мидраши – попытки толкования непосредственно на текст Торы.

После восстания Бар-кохбы в истории евреев заканчивается период эллинизации. Отказ от Септуагинты, греч. языка. Новая волна евреев прибывает в рассение.

Положение евреев в визант. эпоху ухудшалось, в этом были виноваты сами евреи.

Император Юлиан первоначально приказал восстановить храм, но два раза вся строительная площадка была охвачена огнем.

Последний патриарх Гамалиил VI лишился своего звания по приказу императора Феодосия за то, что массово обращались в иудаизм рабы из христиан.

В Месопотамии иудаизм претерпел значительное влиние зороастризма. 520 г. была попытка создания еврейского государства в Месопотамии. Экзелархи возглавляли евреев Месопотамии до 620 г.

Кодификация вавилонского Талмуда заканчивается в нач. 6 в.

Период гаонов – до середины 11 в., до начала Крестовых походов.

От начала Крестовых походов до 1492 г. (изгнания евреев из Испании) центром еврейской жизни становится Испания.

«Иегуда Галилей» // ПЭ.

Тосафоты – аналитические комментарии к Талмуду.

Талмуд полностью на русский язык не переведен. Но часть Талмуда в сокращении была издана в начале 20 века.

14 век – расцвет ашкеназийских (европейских) иешив. Большинство евреев в России – пришли к нам из Европы. Из Месопотамии евреи переселились в Испанию, оттуда в Европу (Польско-литовское государство).

Уже в 16 веке евреи начинают движение обратно в Палестину. Центром еврейской учености становится г. Сфат на севере Палестине. Здесь жил основатель каббализма Исаак Лурия. Почитатели каббалы приезжают сюда подпитаться энергией от могил каббалистов. Считается, что с 16 века иудаизм впитал в себя каббалу, но среди иудеев есть ограничения на занятия каббалой. Раввин Иосиф Каро.

Параллельным центром еврейства была Речь Посполитая. Раввин Илья Бензалман. Жестко боролся в нарождающимся хасидизмом. Дискутировался вопрос о создании семинарий для раввинов по образцу христианских, но она не получила поддержки самих раввинов.

В настоящее время центр хасидизма в Америке.

Содержание Талмуда

Мир сотворен единым Богом. Желание Бога — чтобы все евреи следовали Торе, исполняли все предписания Закона. Мессия освободит евреев от гнета иноземцев, изгонит из св. Земли «назарян» (христиан).

Очень много антропоморфных сюжетов о Боге. День Бога расписан по часам. Бог 3 часа в день играет с левиафанами. Раввины могут спорить с Богом. Представление о гендерном дуализме в Боге. Шехина – часть божества, имеющая женскую природу. После грехопадения шехина отошла от человека. Богом сотворены ангелы добрые и злые – влияние зороастризма. В учении об ангелах явные черты язычества. Есть ангел смерти, который держит над человеком косу с ядом. Если умер человек, надо вылить всю воду. Легенда об Адаме и Лилит, от которой произошли не-евреи.

Когда человек спит, на него сходят духи скверны, поэтому утром надо обязательно омыться.

613 заповедей, в т.ч. 248 предписывающих – столько человек имеет частей тела, 365 запрещающих – столько нервных волокон. Для каббалы характерна магия чисел. Предпочтение правой стороне над левой. Одеваться нужно только начиная с правой стороны. Талмуд запрещает ходить босиком. Комплекс представлений о пище: запрещена свинина, рыба без чешуи.

По еврейской хронологии дата сотворения мира - 3671 г. до Р.Х. Новый год в сентябре-октябре. Обычай кашим – грехи прошлого года надо бросить в воду. Бараний рог используется в синагоге, отгоняет злых духов, привлекает шехину.

Душа евреев состоит из 5 уровней. Шафар пробуждает у евреев все 5 уровней души.

Книга жизни и книга смерти. Бог записывает в книгу смерти тех, кому нужно умереть в этом году. Один день поста в году – йомкикур (пост длится 25 часов, нельзя есть и пить, надо избегать комфорта). Рекомендуется просить прощения у окружающих. Клятвы и обеты могут смываться. Праздник суккот (кущей) — евреи строят шалаши и живут в них. Праздник «Радость Торы» — все танцуют и поют.

Год делится на две половины – сначала счастье евреев нарастает, потом уменьшается.

Синагога – это малое святилище. Первые синагоги начали строиться еще в эпоху Александра Македонского. Мужчины молятся отдельно от женщин. На месте святилища помещается шкаф (ковчег), куда кладется список Торы. Кантор (хазан) читает Писание со специального возвышения. Сойфер – синагогальный писец. Считается, что каждый еврей должен переписать список Торы, но его заказывают сойферу. Шамаш заботится о сохранности имущества синагоги и следит за порядком. Габай – администратор.

Раввин – знаток Писания, устной Торы – Талмуда. Слова раввинов – слова Бога.

На 8 день рождения мальчика совершается обрезание. Могель обрезает крайнюю плоть (в древности делалось заточенными ногтями). При этом ставится стул для пророка Ильи.

Голова всегда должна быть покрыта головным убором – либо кипа (ермолка), либо шляпа. Мужчинам предписывается иметь бороду и пейсы (волосы на висках). Поверх одежды в синагоге одевается специальное богатое облачение – талит.

Женщины имеют подчиненное место в обществе, на них налагается множество унизительных ограничений. Отношение к измене для мужчин достаточно снисходительное.

Полноценная молитва возможна только в составе группы мужчин – миньяна. Женщины в миньян не допускаются.

После смерти человека соблюдается траур в течении года (дети – меньше). В одежде делают дыру напротив сердца.

Есть представления о возможности перевоплощения душ. Самое неприятное – в теле не-еврея.

Течения иудаизма

Ортодоксы (большинство), либералы (в Америке), реформисты (на Западе), хасиды (центр – Америка, в России – большинство евр. общин).

Реформистское движение возникло как стремление уйти от исполнения всех заповедей.

Либеральное движение возникло в середине 20 века. Допускают женский раввинат, однополые браки. Ортодоксы не считают их евреями.

Каббала

Мистическое течение в иудаизме. Соединило зороастризм, талмудизм и др. учения.

Моисей (Моше) Лионский. Жил в Испании в XIII веке. Предпочитал выдавать свой текст за текст II века мудреца Симон-бен-Иохай. Каббалисты настаивают на II веке.

Для евреев каббала – это западная система. Есть предписания, что ей не может заниматься женщина, молодой человек.

Каббала претендует на то, чтобы являться устным тайным знанием. Каббалисты претендуют, что эти знания всегда были в иудейской религии. Для кабаллистического учения свойственен пантеизм. Свет, который есть Бог, в результате катастрофы оказался разлит в мире, рассеян в душах евреев. Его необходимо вернуть Богу. Бог приходит к определенности в 10-ти сефиротах.

Большое значение в каббале имеет магия цифр.

Новой вехой в развитии каббалы является деятельность Исхака Лурии (1534–1572). Он продолжил развитие каббалы. Лурианская каббала сегодня является основной. Лурия жил в городе Сфат, это мировой центр каббалы. Здесь находятся могилы Лурии и многих почитаемых каббалистов, здесь совершаются определенные ритуалы, считается, что возможно общение с их душами, подпитка их энергиями.

Доктрина тикунии – сокращения. Бог сокращается.

Когда последние частицы света вернутся к Богу, наступит конец мира.

Практическая каббала связана с различными ритуалами, манипуляциями цифрами и буквами. Бог не может не ответить каббалисту.

С.С. Аверинцев подчеркивает, что хасидизм есть внедрение каббалы в ашкеназийский контекст еврейства. Яков Бёме, Вл. Соловьев, Бердяев увлекались каббалой. До революции было много литературы о каббале. В настоящее время религиоведческих публикаций о каббале почти нет.

Появляются работы бывших хасидов – каббалистов.

До хасидизма каббала была достоянием узкого круга. Хасиды хотят внедрить ее в народный контекст. Ашкеназийские хасиды (13 век) в Германии. Это начало развития хасидизма. Время гонений на мировое еврейство. Мистика мученичества. Впервые появляется призыв к смирению, к аскетизму, к простоте, отказу от излишеств. Посты по понедельникам и четвергам.

Хасидизм в современном виде возникает в 18 веке. Баал-шен-тов («обладатель доброго имени», см. ПЭ) обрел магические способности. Предсказывал будущее. Испытал мистическое озарение. Развивал лурианское учение. После его смерти вышла книга его ученика. Главной является личность цадика. Цадик – это праведник, наставник народа, он жертвует собой ради людей. Основная тема хасидизма – приблизить приход Мошиаха. Проповедовал страстную, эмоциональную молитву. Хасиды во время молитвы активно движатся, раскачиваются, чтобы привлечь к себе шехиню.

По статистике, каббалистические сайты имеют очень большую популярность, вторую после порносайтов.

Считается, что Баал-шен-тов знал Бога, умел им манипулировать. Главное в молитве – это внутренее состояние, выйти из себя, соединиться с шехиной.

В конце 18 века традиционный каббализм начинает активную борьбу с хасидами.

Хабад. Тания или Собрание бесед. Основы вероучения хасидизма.

Пантеизм. Бог не имеет личности и разлит в мире. Хабад – «разум, понимание, знание». У каждого еврея две души – божественная и животная. Важно, чтобы победила божественная душа. Люди делятся на цадиков (божеств. душа), шаимов (злодеи) и бейнани (средние). Возвращение света к Богу – Шува. Тания соединяет Талмуд и каббалу. Популяризация каббалы.

Династия хасидов, Шнеерсоны. Йозеф Исхак Шнеерсон. Хасиды считают его Мошиахом, который не проявил себя.

Шехина – женская сторона божества, которая отделилась от Бога. Иудеи приближают возвращение шехины. Необходимо освобождаться от не-евреев, не имеющих в себе божественного света.

Основная цель – установление абсолютной свободы человеческой воли. Нравственный релятивизм. Используют половую жизнь для «духовного озарения».

Российские хабадники считают, что необходимо соблюдать Мицвот – правила, предписания иудаизма. Хасиды, как правило, не работают. Сутками занимаются медитациями.

Шнеерсон. «Жизнь, полная смысла». Раскрывается учение Хабада для простых евреев.

В хасидизме нет принципиального различия между святостью и грехом. Греховное – начальная стадия святого.

Центр хасидизма находится в США. Но в США хасиды Хабада – это одна из групп иудеев. Только в России во главе всей иудейской общины стоят хабадники.

ФЕОР активно борется с организациями миссионерского плана типа «Евреи за Иисуса». Их работа свернута. Любой факт проповеди среди иудеев пресекается как антисемитизм. ФЕОР ставит себе в заслугу, что никто в России не пытается обращать евреев в христианство. Организовано несколько школ в Москве с иудейским компонентом за государственный счет.

Ислам

В настоящее время насчитывает 1 млрд 150 млн человек. Живут компактно. В 35 странах проживают более 75% мусульман, в этих странах мусульманское население более 90%. В 28 странах ислам – официальная религия, законы шариата.

Мухаммед. Когда мусульмане произносят имя М., обяз-но добавляют «Мир ему». М. воспринимается почти как Бог. Молитва, обращенная к М. может вызвать его дух. С этим поклонением пытались бороться вакхабиты в С.Ар.

М. род. в 570 г., ум. 632 г. Единственный источник о нем – Коран. Это сборник проповедей М. Священное Предание – Сунна, высказывания, не вошедшие в Коран.

Незадолго до рождения М. эфиопский царь (христиане-монофизиты) предпринял поход на Аравию и чуть было не взял их столицу: встали слоны. Арабы были язычниками. Ислам стал продолжением языческих арабских культов. М. рано остался без отца. До 8 лет воспитывался у деда – хранителя Каабы (храм, где находились 365 идолов). Заботу о мальчике взял дядя. Племя курайшитов занималось караванной торговлей. В 25 лет женился, супругой стала работодательница-вдова Хадиджа. У них родилось 6 или 7 детей, но мальчики скоро умирали. Известна дочь его по имени Фатима, выжили 4 девочки. Мухаммед занялся духовным поиском. Он жил в традиционном арабском обществе, где было представлено и христианство, и иудаизм. В Мекке был главный раввин, возможно, он принимал участие в составлении Корана. М. много путешествовал с караванами, общался с христианами и иудеями, видел социальное неравенство. Страдал эпилепсией. Но сумел стать авторитетным человеком. В 610 г. начинает видеть видения. Мусульмане говорят, что это видения архангела Джабриила. В пещере Хирам (? ). Эти явления сопровождались насилием, «архангел» душил Мухаммеда. Пророк сомневался, думал, не шайтан ли это. Проблему решила Хадиджа, она разделась и дух исчез, был сделан вывод, что это светлый дух. М. закутывался в свой зеленый плащ, к-рый стал символом ислама. Позднее М. научился сам вызывать эти видения.

М. Элиаде описывает шаманов, которые впадают в транс. Человек себе не принадлежит, а действует в руках духа. В такой транс впадал Мухаммед.

М. жил довольно скромно. 9 жен Мухаммеда были вдовы, только младшая жена – Айша, стала женой М. в 9 лет, этот возраст стал каноническим для ислама.

Свое место он определяет как последнего пророка. М. начал проповедь о едином Боге (Аллах – так называлось одно из божеств арабов). Первая община М. – это его родственники, также были рабы, вольноотпущенники. М. забрался на священный холм и начал проповедовать. Жители Мекки достаточно враждебно приняли его проповедь. М. вынужден Мекку покинуть и поселиться в г. Медина (350 км. к северу). Медина стала первым городом, принявшим проповедь М. Переселение — Хиджра, от года Хиджры отсчитывается мусульманский календарь.

В Медине была обустроена первая мечеть. Был составлен вооруженный отряд из 300 мусульман. Начали под руководством Мухаммеда нападать на караваны. Наносили удар врагам – мекканцам, одновременно обогащались. Священная война окончилась поражением мекканцев. Все идолы были уничтожены, за исключением Каабы – священного камня метеоритного происхождения (мусульмане верит, что он был послан Аллахом). Умер в Медине 8 июня 632 г. Он был крепкого телосложения, среднего роста. Могилу пророка вырыли и похоронили в день смерти. В комнате своей младшей жены, Айши. Скоро возле него похоронили двух его ближайших соратников. Рядом с могилами оставлена свободная площадка, считается, что там будет похоронен Иса.

См. статьи Р. Силантьева об исламе на bogoslov.ru.

Но Иса Корана не есть Иисус Христос.

В год кончины М. ислам окончательно утвердился на Арав. полуострове. Он создал организацию, основой которой является вера в единого Бога. Считается, что М. может являться, возможен диалог с ним.

Основные принципы ислама

Аль-коран – чтение вслух. Арабский язык Корана является единственно возможным, нет никаких официальных переводов Корана. В 1-й половине 20 века И. Крачковский перевел на русский язык, но это считается лишь изложением смысла.

Инициатором составления Корана считается халиф Умар (Омар). Мухаммед был неграмотным, только говорил. Это были записи изречений Мухаммеда. Работа была закончена при халифе Османе. Новый текст стал считаться каноническим, в дальнейшем изменений не вносилось. Один из древнейших списков хранится в Каабе – 7 в. Текст разделен на 114 сур, ок. 2000 аятов. Принцип разположения сур – по длине, от больших к меньшим. Каждая сура начинается словами «Во имя Аллаха…». По смыслу нет особенной логики.

В Коране найдено 225 противоречий в 40 сурах. Одно из них относится к «людям Книги», т.е. христианам и иудеям. Некоторые аяты считаются официально упраздненными. Существует проблема «шайтанских» аятов. Мусульманские богословы усматривают преимущество Корана в том, что он написан ясным арабским языком.

Аналогом Свящ. Предания является Сунна. Она возникает в 9 в., была составлена мусульм. богословами. Не все мусульмане признают Сунну. Существует предание, что Джебриил явился М. в виде бедного бедуина. Джебриил одобрил учение М.

Верующий мусульманин покоряется воле Аллаха, исполняет его требования.

Пять основ веры (Акида)

1) Вера в Аллаха как единственного Бога, формула принятия ислама: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его». Произнесение формулы три раза на арабском языке в присутствии 2-х свидетелей делает человека мусульманином.

Аллах имеет 99 священных имен, но представления о Боге-Любви в исламе нет. Аллах может кого угодно сбить с пути спасения. Аллах нематериален. Но передвигается в пространстве, может спускаться до 7 неба. Имеет зрение, слух, руки.

Существование ангелов (светоносные существа) и джинов (огонь). Ангелы предопределены к добру. Существуют 4 архангела. Израил – архангел смерти. Каждого человека сопровождают два ангела. Задачи архангелов – кланяться Аллаху, толкать людей на путь добродетели.

Джины – огненные существа, подобны людям, они предшествовали существованию человека. Они едят и пьют, вступают в брак. Джины живут очень долго, тысячи лет. Группируются на свалках, в туалетах, в бане, на ярмарках. Не выносят звука муэдзина. Некоторые джины обращены в ислам. Джин, которой отделился от милости Аллаха, называется шайтан. Главный шайтан – Иблис, он отказался поклонится человеку как творению. Иблис стремится к тому, чтобы люди стали многобожниками.

Религия строгой справедливости.

2) Вера в предвечность Корана. Коран сотворен Аллахом, никакой редакции не было.

3) Вера в пророка Мухаммеда, как последнего и высшего пророка, «печать пророков». «Я завершил вашу религию». Когда называется имя М., надо добавить «Да благословит его Аллах».

Мухаммед призывал обратиться к вере древних пророков. Но говорил вещи, уже знакомые язычникам. Фактически, что делал Мухаммед – была реформа в арабской религии.

Вера в загробное воздаяние, рай и ад, судный день. Подробное описание ада содержится в Коране. Огненные сандалии, цепи, черви. Чувственный рай: явства, вечно юные мальчики, реки из вина и молока, гурии. Насчет мусульманских женщин Коран не дает ответа.

Страшный суд будет длиться 40 дней.

Понятие греха в исламе иное – чрезмерное удовлетворение плотских желаний. Из алкогольных продуктов запрещены только продукты брожения, водку пить можно.

Столпы культовой практики:

1) Шохада: «нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его».

2) Ритуальная молитва, намаз. 5-кратная молитва. Совершается дома, иногда в мечети. Определенные движения рук, поклоны, омовение. Молитву совершают, сняв обувь. Занимает от 5 до 20 минут. Четки из 99 бусин, по количеству имен Аллаха и Мухаммеда.

3) Пост – саул или ураза. Воздержание от пищи, питья, половой близости в течении дня. Нельзя глотать пыль, капли дождя. Ночью возможно умеренное вкушение пищи. Пост длится один месяц в году. Постятся все, с 12 лет. В дни поста добавляется 6 молитва. По окончании поста – праздник Ураза-байрам.

4) Милостыня – обязательный налог. 2.5% от имущества и прибыли. Эти средства выделяются в общую казну, которая распределяется среди бедных, идет на образовательные и медицинские цели. Садата – добровольная милостыня «на благое дело».

5) Хадж, совершается при возможности. Если человек не может совершить хадж, он может послать заместителя. Паломничество совершается в определенный месяц. Богомолец совершается поклонение в священной мечети в Мекке. Человек, который совершил хадж, называется Хаджа.

В середине Каабы – три столба, которые поддерживают кровлю. Висит свиток Корана, как бы в воздухе.

Часто добавляют 6-й столп: джихад, священная война. Ведется против врагов Аллаха. Не-мусульманин должен платить налог.

Из иудаизма взяты ритуальные запреты, в т.ч. на свинину.

Запрет на изображения Бога, человека, других живых существ.

Запрет на азартные игры. Запрещение на ростовщичество.

Обрезание – соблюдается не так строго, как у евреев. Совершается в 7 лет, ребенок забирается от матери. В наше время приурочивается к 1 сентября, когда мальчик идет в школу.

 

10.11.2009

Шариат является и религиозным и государственным правом. Система шариата складывалась в средние века. Существуют пять типов шариатского права, пять школ:

1) Ханифитский масхаб – считается наиболее терпимой; характеризуется осторожностью толкований; большая часть российских мусульман;

2) Маликитский – сформирован в Медине;

3) Шафиитский; имеет сторонников в Палестине, на Юге Аравии;

4) Ханбалитский – наиболее строгая и нетерпимая школа; все вакхабиты являются ханбалитами. Саудовская Аравия, ряд регионов Ирака и Сирии

У шиитов существуют две правовые школы:

1) зейдитская;

2) сафанитская;


Поделиться:



Популярное:

  1. I. С учетом условия развития, особенности инфицирования и состояния иммунитета
  2. II. Виды мышления, стадии его развития.
  3. II. История настоящего заболевания
  4. III этап. Психологическая диагностика уровня развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия, способствующие успешной социализации ребенка.
  5. III. ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
  6. III. Оценка физического развития
  7. IV. Государственная политика в области управления и развития рынка недвижимости
  8. IV. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ (Anamnesis vitae)
  9. S: Какие принципы относятся к принципам религиоведения?
  10. V1: РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  11. А третья мамочка может воспользоваться этой ситуацией для развития творческих способностей девочки. Она воспримет это, как хорошую идею, и предложит разрисовать фломастерами джинсовые брючки.
  12. Аварии на химико-технологических объектах: характеристика разрушительного воздействия, типовая модель развития аварии, поражающие факторы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.108 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь