Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государственно-конфессиональные отношения



7.09.2010

Отношениями с государственными органами занимается Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (www.ovco.ru), прот. Вс. Чаплин. Юридический отдел МП, инокиня Ксения (Чернега).

И.В.Понкин, ресурс state-religion.ru.

Патриарх Кирилл предложил новую модель взаимодействия Церкви и государства. Постоянное взаимодействие, контакт с гос. органами.

Структура государственных органов по взаимоотношениям с религиозными организациями – в администрации Президента, при Правительстве РФ.

Кафедра государственно-конфессиональных отношений РАГС, О.Ю.Васильева. religio.rags.ru.

И.А.Куницын. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.

ПЭ, статья «Ельцин» - об отношениях в 1990-е гг.

Стереотипы прошлого. «Церковь отделена от государства» (январь 1918 г.).

6 этапов взаимоотношений Церкви и государства:

(периодизация была предложена О.Ю.Васильевой).

1) 1917–29 гг. На 1917 г. в стране было 65% православных.

2) 1929–43 гг. В 1929 г. принимается новое законодательство. Постановление ВЦИК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Начались массовые репрессии против духовенства. Многие снимали сан. Духовенство практически исчезло.

3) 1943–1953. Принимаются постановления Совета Министров. Уменьшен налог на духовенство, приравнены к людям интеллигентных профессий. Открыта Духовная Академия. Открыты совет по делам РПЦ и Совет по делам культов. Возглавили сотрудники НКВД (МГБ). Карпов и Полянский. В 1946 г. начинается возрождение общин других религий.

4) 1953–58. Целый ряд постановлений ЦК против Церкви. Начинается закрытие храмов.

5) 1958–1964.

6) 1965–1991.

1985 г. встреча в Кремле Горбачева с архиереями.

Воспоминания Ф.Д.Бобкова, который возглавлял 5-е управление КГБ.

В 1986 г. создан Российский совет по делам религий (дублировал деятельность союзного совета), просуществовал до 1990 г.

В ельцинском ВС РФ началась работа над проектом закона о свободе вероисповеданий.

В 1990 г. приняты два новых Закона о свободе совести и религиозных объединениях – российский и советский (из ЦК КПСС). Советский закон ставил под контроль распространение религиозных общин. Российский закон (продолжал действовать до 1997 г.) – никаких ограничений на регистрацию новых объединений. Власти массово передавали храмы раскольникам. РПЦ ассоциировалась с советским режимом. РПЦЗ выступала с раскольничьх позиций. Демократы старались создать что-то новое, демократическое. Это продолжалось до 1993 г. После 1993 г. начинается учащение контактов руководства страны с Патриархом.

В 1991 г. Рождество объявлено праздником. Церковь стала юридическим лицом.

В 1994 г. создана Комиссия по делам религиозных объединений.

Первый законопроект о свободе совести 1996 г. содержал механизмы ограничения деятельности сект. Он был принят Думой, но не был подписан Ельциным (под давлением США и Ватикана).

1997 г. принят ныне действующий Закон.

 

14.09.2010

В рамках ВС РФ еще в 1989 г. была образована специальная комиссия, в которой работали протоиереи Глеб Якунин и Вячеслав Полосин. В 1993 г. дважды был принят Закон, ограничивающий деятельность иностранных религиозных организаций, но Ельцин отказывался его подписать. Закон 1997 г. был компромиссом между властью и Церковью, которую тогда представлял митр. Кирилл. Этот закон многократно менялся, но в основе остался тем же.

Закон предполагает разделение на религиозные организации и религиозные группы. Религиозная группа может быть ликвидирована только решением суда. Было только несколько таких случаев. В частности, запрет деятельности московской организации пятидесятников.

Создан экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы, который привлекается Минюстом при регистрации религ. организаций. Председателем совета недавно назначен А.Л.Дворкин, заместитель – Р.А.Силантьев. Есть там представители мусульман. Стали приниматься более жесткие решения.

Преамбула Закона носит декларативный характер. Нет ясности – какой ислам и какой буддизм имеется в виду.

Закон дает право государству ограничивать свободу вероисповедания, если она угрожает безопасности государства.

Священнослужители и муллы уже направляются в части в горячих точках.

«За­прещается вовлечение малолетних в религиозные объединения…»

Есть проблема православных детских приютов.

Обязателен учет мнения ребенка, достигшего 10 лет.

Есть комментарий И.В.Понкина к этому Закону.

Религиозные организации не могут участвовать в политической деятельности. Запрещается создавать партии по национальному или религиозному признаку.

Религиозные организации равны перед Законом. Равенство – не есть равноправие.

Обеспечение светского характера образования.

 

28.09.2010

Существует необходимость введения церковно-государственных отношений в правовые рамки.

Правозащитники в рамках борьбы против «клерикализации» в 2006 г. добились смены ряда руководителей, поддерживавших церковные проекты.

Новый Закон об образовании отменил региональный компонент, таким образом пропала возможность включить ОПК на региональном уровне. В ныне действующем Законе процедура введения более сложная. Сейчас речь идет о новом проекте – духовно-нравственный компонент в школьном образовании. Предмет «История мировых религий». В учебнике под редакцией Шабурова православию уделено внимания гораздо меньше, чем другим религиям, никаких существенных знаний о православии не содержит. Только знания о внешних атрибутах.

См. статью Понкина. «Правовые основания преподавания православной культуры… в вопросах и ответах» - 50 вопросов касательно возможности преподавания ОПК.

Сейчас в Патриархии создан целый юридический коллектив, который занимается требованиями чиновников.

ОПК был культурологическим, а не религиозным предметом, предназначался не только православным детям. Существует объективная статистика, что в школах, где преподавался ОПК, возрос уровень дисциплины. Был подписан договор с Министерством образования, который игнорируется нынешним министром (Фурсенко). Аргумент с еврейским мальчиком – в случае преподавания ОПК, будут «ущемляться его права».

Школы с этнокультурным компонентом. Полностью финансируются государством. Еврейские и татарские школы. Дети в сетке часов изучают свою религию.

Ни одной русской школы в России нет.

Новый порядок – большая часть школ станут автономными.

Имущественные отношения.

Статья И.А. Куницына «Вероисповедная политика России в сфере имущественных отношений».

Декрет ВЦИК 1922 г. об изъятии церковных ценностей. В 1929 г. ликвидированы артели, созданные на базе монастырей. Храмы и земля принадлежали государству.

Закон СССР О свободе совести 1990 г. предусматривал безвозмездную передачу собственности Церкви. Но российский закон уже такого права не давал.

23 апреля 1993 г. указ Президента Ельцина о порядке передачи Церкви собственности. Не было предусмотрено никакого механизма передачи. Председатель правительства Черномырдин не хотел этим заниматься. В 1994 г. было принято постановление «О порядке передачи религиозным объединениям культового имущества…». Указ Ельцина 1994 г. №2121 «О приватизации недвижимых памятников истории и культуры…» разрешал приватизацию храмов. Но памятники федерального уровня до сих пор не могут быть переданы в собственность Церкви.

Закон о музейном фонде РФ. Объекты, входящие в список ЮНЕСКО.

5.10.2010

При нынешнем министре культуры (Авдеев) началось активное взаимодействие с государством в музейной сфере.

Восстановление культовых зданий, которые являются объектами культурного наследия. Выделяются государственные деньги из федерального и регионального бюджета.

Ежегодно в мае проходят Дни славянской письменности и культуры, выделяются государственные средства.

Опыт передачи церковных святынь (мощей, икон). Особенно активно передавал музей истории религии и атеизма в СПб.

Старообрядцы возмущаются, что святыни передаются Р.П.Ц., а не им. Требует отдавать им все, что старше XVII века.

Закон о музейном фонде объявляет музеи общенародной собственностью.

Есть опыт передачи чтимых образов из музеев в храмы, где они находятся, оставаясь на балансе музея. Случаев утраты ценностей из храмов – в 8–10 раз больше, чем из музеев.

Музей-заповедник «Московский кремль». Несколько раз в год в храмах, находящихся в ведении музея, совершаются богослужения.

Передача Церкви всего комплекса Новодевичьего монастыря по решению премьер-министра Путина. Вопрос ставился с 1940-х гг.

В Ипатьевском монастыре – конфликт между общиной и музейщиками.

Недавно возвращен Церкви комплекс Высокопетровского монастыря.

На Соловках архим. Порфирий – руководитель и обители, и музея.

 

Институт военного духовенства. Предполагается, что с 2011 г. будет введен во всех воинских частях. См. поправки к Закону о военной службе.

 

Налоговое бремя. Государстве все время пытается наложить руку на церковный доход. Земельный налог не распространяется на земли, на которых находятся культовые объекты (храмы, часовни, дома причта). Не облагаются налогом земли, на которых находятся объекты благотворительного назначения. Земли сельскохоз. назначения облагаются налогом, но налог не должен превышать 0.3% от кадастровой стоимости участка.

Вопрос о собственности на землю под храмами – законодатель требует либо выкупать, либо брать в аренду. Церковь не платит подоходный налог, НДС (по перечню культовых товаров).

Учебник «Вероисповедная политика в РФ» под редакцией Шахова. М., РАГС, 2005.

Государственные органы:

1) Государственная Дума. Комитет по делам общественных и религиозных организаций. Возглавляет Попов С.А.

2) Правительство. Комиссия по вопросам религиозных объединений. Образована в 1994 г.

3) Экспертный совет при Минюсте. Возглавляет Дворкин.

 

Духовно-нравственный компонент в школьном образовании

C 1991 г. начался проект по преподаванию ОПК. Эксперимент в Смоленской области.

С 2006 г. по 2009 г. преподавание ОПК было возможно в рамках регионального компонента в 15 регионах. Преподавание добровольно, вне обязательной сетки. Поведение детей стало лучше. В ноябре 2007 г. по инициативе РПЦ был предложен новый вариант - введение компонента «духовно-нравственная культура», в который включается предмет «Православная культура» в качестве альтернативы. С 2009 г. преподавание ОПК прекратилось из-за отмены регионального компонента.

В июле 2009 г. встреча лидеров традиционных конфессий с президентом. Президент согласился с необходимостью преподавания духовно-нравственного компонента. С 2009 г. в 19 регионах России идет эксперимент: 4-я четверть в 4 классе и 1-я четверть в 5 классе.

Большим тиражом вышел учебник А. Кураева, хотя с дополнениями без ведома автора.

Альтернатива – светская этика. Родители путают светскую этику с этикетом. Поэтому есть регионы, где большинство родителей выбрали светскую этику.

Проблема статуса конфессиональных общеобразовательных школ. Они не получают финансирование от государства. Президент предложил уровнять государственные и негосударственные школы.

См. текст выступления митр. Илариона на Родосе.

Протестантизм в России

Баптисты появляются во 2-й половине 19 века. Существовали свои направления протестантствующего толка – хлысты, духоборы, молокане, но они не имели строгого вероучения и организации.

Баптизм связан с германскими миссионерами. Проповедь баптистов связана с Югом России. Штундизм. Целые украинские деревни обращались к этой вере. Со временем они вырабатывали собственное учение. Кавказ, включая южный. Таврическая губерния. Проповедь в салонах, английский лорд Редсток. Сестры Чертковы, Пашков, многие представители элиты. «Пашковцы» - в честь Пашкова, который возглавил эту общину после отъеда Редстока. Разрозненные баптистские общины постепенно приобретали организационные формы. Период 1905-1929 считается ими эпохой расцвета российского баптизма. Проханов создал «Союз христианской молодежи». Общероссийские съезды баптистов. Журнал «Христианин», газета «Утренняя звезда». К 1913 ок. 100 тыс. баптистов и 30 тыс. еванг. христиан. Во время 1-й мировой войны проявили себя как пацифисты. После 1917 г. их положение улучшилось, до середины 1920-х их не преследовали.

Проханов был арестован по распоряжению Тучкова. Баптистские лидеры легко шли на сотрудничество с властью, были в целом лояльны властям. Возникло движение по типу обновленческого. Было принято решение, разрешающее строительство в Сибире «Города Солнца». С 1927 г. начинаются репрессии. Проханов сумел выехать за границу. ВСЕХ, председатель Яков Желтов. В 1939 г. организация была полностью ликвидирована.

По инициативе власти в 1944 г. создан ВСЕХБ. Это единство просуществовало недолго. В 1960-е гг. начали отделятся баптистские фундаменталисты. Сейчас существует РСЕХБ – сейчас это одна из десятка организаций подобного направления. У них есть элементы православного благочестия, иконы. Акцент исключительно на проповедь уже не так явно выражен. Существует с ними очень хороший контакт священноначалия Р.П.Ц.

Это одна из самых крупных организаций протестантского направления.

По инициативе Хрущова была развернута целая компания против баптистов. Вышло несколько десятков документальных фильмов: «Правда о сектантах» и проч. Массовым явлением стало изъятие детей из протестантских семей в начале 1960-х гг. Одного пастора пытались обвинить в желании принести в жертву ребенка.

 

Организации баптистов в России

1) Совет Церквей ЕХБ – продолжение исторического сообщества баптистов;

2) «инициативники» или «отделенные»

3) Союз Церквей или «прохановцы»

4) Евангелическая Русская Церковь в Ленинградской обл. Приближаются к русской традиции. Богослужение по славянски. Почитают иконы. Рясы у пресвитеров. Небольшая община.

5) Российская ассоциация независимых церквей ЕХБ.

Еще около пяти централизованных объединений. Есть также отдельные автономные общины, не имеющие регистрации.

В 1954 г. во Всесоюзный совет входило несколько тысяч общин, всего не менее 500 тыс. человек. Активно участвовали в экуменическом движении.

В 1991 г. – новый период в истории протестантизма в России. Новые потоки денег, новые проповедники (Билли Грэм).

В 1990 г. образован новый Союз ЕХБ.

В 1993 г. кардинальная смена руководства. Петр Коновальчик, потом Сипко.

Для них характерно благоговейное богослужение – пение псалмов, молитв. Очень много взяли из православной традиции. Для них характерна патриотическая позиция. Равнодушны к догматике. Установка на хорошие отношения с властью.

 

Лидер современных пятидесятников – «епископ» Сергей Ряховский. Пытается объединить всех протестантов под своим крылом, для чего старается переманить баптистов из этого союза в свою организацию.

Есть регионы, где протестантизм занимает сильные позиции. На уровне священноначалия с ними хорошие отношения. У них ряд учебных заведений – Библейский иститут, университет в СПб.

 

«Инициативники» - Геннадий Крючков первым поднял голос против сближения с властью (1961 г.). В 1963 г. послали письмо Хрущеву с требованием прекратить гонения. В итоге он и его соратники оказались за решеткой. Строгий запрет – нельзя носить галстук, джинсы, нельзя смотреть телевизор. Отвергают контакты с государством, хотя и регистрируются. Для них характерно резкое отношение к РПЦ.

Евгений Пушков – активный проповедник этого течения. Ездит со своим ансамблем, проповедует. Проповедь на Чукотке, в ЯНАО. «Вестник истины» - периодическое издание.

 

«Объединение братских церквей» - ок. 1000 человек. В г. Дедовске МО несколько молитвенных домов. Всячески пытаются дискредитировать Р.П.Ц.

 

АЦЕХ – Ассоциация Церквей Евангельских христиан. 63 общины. «Слово Христово» - возникло в 1990-е гг. под влиянием западных проповедников. Радикальный кальвинизм. Учение о предопределении. Буквальное понимание библейского текста. К остальным протестантам относятся как к еретикам. В вопросах нравственности занимают консервативные позиции.

 

«Прохановцы» или Союз Церквей Евангельских христиан. Около 40 общин. Проханов основал свой союз в 1909 г. Свобода убеждений, нет четкой догматики. Ориентированы на крайних либералов. Близки к харизматическим группам.

 

Е.Н.Незельский – протест. пастор. Идея церкви, русской по духу, но протестантской по учению. Центральное значение имеет проповедь, но пасторы облачаются в софринские облачения (некоторые элементы), чтобы привлечь русских. Близки к харизматам. Радиостанция «Теос» в СПб (1089 КГц на СВ). Приглашают туда и либеральных православных авторов. Выступал архиеп. Михаил (Мудьюгин). Группа достаточно малочисленная – 200-300 человек. В 2002 г. по радиостанции прозвучал призыв молиться о визите в Россию папы Римского.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь