Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религиоведческие центры и кафедры.



Сектор философии и религии ИФ РАН. Кафедра в МГУ (Яблоков).

Центр изучения религий РГГУ (Н.В. Шабуров).

Кафедра государственно-церковных отношений РАГС (О.Ю.Васильева).

Центр истории религии и Церкви Института Российской Истории РАН (В. М. Лавров). д.ист.н. Н. Н. Лисовой. Е. В. Белякова.

Кафедра культурологии и религиоведения в Поморском университете в Архангельске.

Институт философии, теологии и истории св. Фомы (католический).

ПСТГУ.

ББИ им. ап. Андрея. Серия «Диалог»: христиане-мусульмане и т.д.

Центр философии религии и культуры (В. К. Шохин).

Группа в Институте всеобщей истории.

Группа в Институте США и Канаде.

См. словарь «религиоведение».

Негосударственные центры.

Московский центр Карнеги.

Институт свободы совести. Журнал «Религия и право».

Институт религии и права (Ряховский).

Российское общество исследователей религии (www.rosoir.ru), М.И.Одинцов.

Центр военно-религиозных исследований (майор в отставке Сергей Мозговой).

Современное российское религиоведение.

Религиоведение и богословие.

Выступление митр. Филарета (семинар «Наука и богословие: от конфронтации к диалогу», ИФ РАН 2005 г.). Чистый сциентизм давно ушел в прошлое. Фраза Лапласа «Я не нуждаюсь в этой гипотезе». Сциентизм старался заменить собой религию, превращаясь в квази-религию. Светское религиоведение не свободно от квази-религиозных взглядов. Но есть и религиозная позиция, которая говорит, что любая наука есть зло. В 20 веке было понято, что все относительно, что нет абсолютных постулатов и всегда нужны постулаты, принимаемые на веру. Вражда науки и богословия было основано на властных амбициях. Богословие упорядочивает данные религиозного опыта, используя методы логики и разума, те же, которые используются и в науке. Подлинное богословие – всегда опытное. Неверен стереотип, что еретики – всегда рационалисты, а их православные оппоненты всегда отвергали рациональное. Богословие в не меньшей мере использует сиды человеческого разума, чем наука. Религию нужно отнести к области знания, но вненаучного. Вненаучное знание – не всегда псевдонаучное.

Богословие не может быть сведено к науке, хотя научные методы применяются. Очень важно проводить мосты между наукой и религией. Очень ценны работы верующих ученых – Борис Раушенбах, Шохин. Наука и богословие должны друг друга дополнять. Существуют общие темы – происхождение мира и т.д.

Выводы: 1. Наука и богословие не являются антагонистами, если ясно осознают сферу своей компетенции. 2. … 3. Как у науки, у богословского знания свой язык, который нужно изучать, чтобы понять, о чем говорит богословие.

 

В настоящее время наиболее распространенным подходом является «методологический агностицим», а точнее – «методологический а-теизм». Утверждение, что нет воздействия Бога на мир, принимается на веру. Такой метод аналогичен позитивизму, который был преодолен в науке (Шахов цитирует Карла Поппера). Любой анализ совершается на основе некоторых предпосылок.

Шахов ссылается на сугубо научные, рациональные методы, которые свв. отцы использовали в полемике с еретиками.

Выводы Шахова. 1. Религиозное знание о мире может отражать реальное положение о мире, т.е. быть истинным. Значит, оно должно учитываться. 2. Неопределенность границ между наукой и не-наукой должна предостерегать от априорного объявления религии знанием не научным.

Точки зрения о демаркации между религиоведением и богословием.

1. Существует богословская концепция религии.

2. Психологическая концепция религии (Джеймс). Мистический, индиви­дуальный религиозный опыт.

3. Психоаналитическая концепция (З. Фрейд).

4. Социо-фрейдистская концепция (Юнг). Религия – архетип сознания.

5. Натуралистическая концепция. Религия порождена страхом перед силами природы. Вариант: антропологическая концепция (Тейлор).

6. Социологическая концепция (Дюркгейм и М. Вебер). Религия – социокультурный феномен, отвергается любое влияние на человека.

Классификации религий.

1. Историческая классификация: фетишизм, политеизм, мировые религии.

2. Традиционные и нетрадиционные религии.

 

Социология говорит о функциях религии. Социально-компенсаторная. Коммуникативно-интегра­тор­ная функция. Мировоззренчески-регуляторная функция.

Религиоведение не может говорить, какая религия истинна. Но она может сравнивать учения резличных религий, выяснять, какое более логично, последовательно.

В рамках католического богословия развивается «теология религии» или «теологическое религиоведение». См. работы Фр. Гр. Овсиенко. Говорит, что ислам и иудаизм не имеют собственного богословия.

Иудаизм

Есть различные точки зрения на иудаизм.

1. Что это органическое продолжение ветхозаветной религии.

2. Традиционный взгляд, что христианство есть замещение ветхозаветной религии, остался достоянием только православной Церкви. Католики считают, что миссия Христа была лишь присоединить народы земли к народу Божию. Протестанты считают, что нужно ждать Мошиаха.

«Иудаизация христианства» (А. И. Осипов).

Иудаизм есть уклонение от ветхозаветной религии. Иудаизм формируется как неприятие Иисуса Христа. Отличительной чертой иудаизма является национальный характер: если ты еврей, ты иудей. Геры – люди, принявшие иудаизм, не будучи по крови евреем. Дети от брака гера с иудейкой считаются иудеями.

Численность иудеев невелика – около 17-18 млн. человек. Но их влияние очень велико. «Россия – единственная в мире страна победившего хасидизма». В США – ок. 6 млн. евреев, значит. число в Канаде, Южной Африке, Аргентине, Франции. Процент иудеев к населению мира уменьшился примерно в 5 раз, но не уменьшилось их влияние.

Основой иудаизма является Танах – Тора, пророки и писания. Современный вид Танах приобрел в 5 в. по Р.Х. Для иудеев текст Танаха имеет священный характер, но не является руководством к жизни. Обращаются к Талмуду и к Шулхан-Арух.

С т.зр. Талмуда не было первородного греха. Зло и эгоизм были первоначально присущи человеческой природе.

Холокост – иудейский термин, жертва Богу от израильского народа.

Иудаизм проводит различие между человеком (евреем) и не-человеком. Происхождение евреев иное, чем не-евреев. Адам вступил в отношения с некой Лилит – он нее произошли все не-евреи.

Иудаизм оправдывает убийство и самоубийство ради высших целей. Это называется жертвоприношение Исаака.

История Иосифа. Полосы жизни, дуалистический фатализм. Темный и светлый периоды года.

Существовали 12 колен, но все пропали, кроме колена Левиина и Иудина. Существует легенда о сказочной стране, где живут остальные 10 колен, и при пришествии Мошиаха они вернутся.

Заповеди особым образом осмысливаются. «Если человек пришел убить тебя, убей его первого». Оправдывается война.

Антисемитизм – любая критика евреев. См. Кураев. «Как делают антисемитом? »

Пророк Илья обличал евреев за нарушения. Сейчас при обрезании мальчика ставится стул для пророка Ильи.

Книга Иона показывает, насколько иудаизм терпим к другим народам. Отвергаются попытки воспринимать книгу Ионы как прообразовательную.

Мих. 6: 8. Так человек остается евреем.

ООН – все народы мира заседают под еврейским лозунгом.

Пророк Иезекииль о воскресении мертвых. Восстанут прежде те, кто похоронен в Иерусалиме.

13.10.2009

Формирование раввинистического иудаизма – ок. 80 г. (после разрушения храма в 70 г.). Множество праздников связано с воспоминанием о разрушенном храме. Есть Институт храма, где восстановлен внешний вид храма и священнослужителей.

Потомки фарисеев (танаи) начинают создавать тексты-толкования на священное Писание – период I-II вв. Среди виднейших представителей танаев – Гамалиил второй, внук Гамалиила первого. С его именем связано создание Мишны. «Век восстановления». Новый центр учености – г. Ямни (Явни). Авторитет этого места после разрушения храма значительно возрос. Верховный суд заменил Синедрион. Была создана Академия в Ямни. Авторитет судебного органа вырос настолько, что он руководил жизнью евреев и в рассеянии. 95 г. Гамалиил отправляется в Рим, чтобы утвердить контроль над общиной. Его задачей было победить раскол в иудаизме. Он предложил узаконить единую молитву, которую каждый еврей должен произносить три раза в день. «Шмоне эсрель» («слушай, Израль») — 18 благословений и проклятие изменникам (преимущественно это меним — евреи, принявшие христианство). Гамалиил иногда общался с не-иудеями. Один раз пришел в суд, который возглавлял христианин, и цитировал там Евангелие от Матфея.

Важнейшая заслуга Гамалиила – установление праздника Песах. Центр празд­нества был перенесен в дома. Молитвы должны были увековечить память о храме.

Гамалиил умер после восстания Бар-кохбы (132-135 г.). Бар-кохбу при­зна­вали в качестве Мошиаха, при нем повсеместно вырезались христиане. В ходе подавления восстания императором Адрианом было убито около 1 млн. евреев.

Первосвященник Елеазар попытался восстановить жертвоприношение, кото­рое было в храме.

Начинается работа танаев над комментариями к Торе. Эти комментарии вытесняют саму Тору. См. статья «Иешива» // ПЭ т. 21 – история еврейского образования. Первым основателем Иешивы в Ямни был Иоханан бен Закан.

Иудейские мудрецы много сделали, чтобы толковать текст Торы.

Параллельно существовал еврейский центр в Месопотамии, но приоритет принадлежал палестинским иешивам и синедриону.

Мишна – древнейшая часть Талмуда, в которой изложен устный закон. Включает в себя Галаху, Агаду и Мидраш. До этого считалось, что запись устного закона противоречит духу еврейского народа. Завершилась эта работа в нач. 3 в. Оконч. редакция – раввином Иегудой Га-насси.

Седер – 6 трактов.

Мишна не является сводом законов в современном понимании. Здесь также содержатся дискуссии между танаями по различным вопросам.

Галаха – сборник норм иудаизма.

Считается, что Тора содержит 613 заповедей – 365 запретов и остальное – предписания.

К 4 веку Мишна стала вторым по значению после Библии священным текстом. Раввины говорят, что Тора – это вода, Мишна – это вино, а Гемара – ароматизированное вино. Тора читается в синагоге, но не как руководство к жизни.

Агада – это различные предания, споры, рассказы из жизни раввинов.

Гемара – толкование на Мишну.

Составляются два Талмуда, параллельная работа в Иерусалиме и в Вавилоне. Вавилонский Талмуд оказался более распространенным, более популярным.

Император Ираклий подверг репрессиям палестинских евреев.

Раввины до 425 г. посвящались через руковозложение. Но император Феодосий запретил эту практику под страхом смертной казни.

Таким образом, раввины – только специалисты в области закона, но не священнослужители.

В эпоху амараев работали 2 тыс. раввинов-амараев.

Агада содержит значительное количество легенд, сказок, прибауток.

До 5 века составлялись мидраши – попытки толкования непосредственно на текст Торы.

После восстания Бар-кохбы в истории евреев заканчивается период эллинизации. Отказ от Септуагинты, греч. языка. Новая волна евреев прибывает в рассение.

Положение евреев в визант. эпоху ухудшалось, в этом были виноваты сами евреи.

Император Юлиан первоначально приказал восстановить храм, но два раза вся строительная площадка была охвачена огнем.

Последний патриарх Гамалиил VI лишился своего звания по приказу императора Феодосия за то, что массово обращались в иудаизм рабы из христиан.

В Месопотамии иудаизм претерпел значительное влиние зороастризма. 520 г. была попытка создания еврейского государства в Месопотамии. Экзелархи возглавляли евреев Месопотамии до 620 г.

Кодификация вавилонского Талмуда заканчивается в нач. 6 в.

Период гаонов – до середины 11 в., до начала Крестовых походов.

От начала Крестовых походов до 1492 г. (изгнания евреев из Испании) центром еврейской жизни становится Испания.

«Иегуда Галилей» // ПЭ.

Тосафоты – аналитические комментарии к Талмуду.

Талмуд полностью на русский язык не переведен. Но часть Талмуда в сокращении была издана в начале 20 века.

14 век – расцвет ашкеназийских (европейских) иешив. Большинство евреев в России – пришли к нам из Европы. Из Месопотамии евреи переселились в Испанию, оттуда в Европу (Польско-литовское государство).

Уже в 16 веке евреи начинают движение обратно в Палестину. Центром еврейской учености становится г. Сфат на севере Палестине. Здесь жил основатель каббализма Исаак Лурия. Почитатели каббалы приезжают сюда подпитаться энергией от могил каббалистов. Считается, что с 16 века иудаизм впитал в себя каббалу, но среди иудеев есть ограничения на занятия каббалой. Раввин Иосиф Каро.

Параллельным центром еврейства была Речь Посполитая. Раввин Илья Бензалман. Жестко боролся в нарождающимся хасидизмом. Дискутировался вопрос о создании семинарий для раввинов по образцу христианских, но она не получила поддержки самих раввинов.

В настоящее время центр хасидизма в Америке.

Содержание Талмуда

Мир сотворен единым Богом. Желание Бога — чтобы все евреи следовали Торе, исполняли все предписания Закона. Мессия освободит евреев от гнета иноземцев, изгонит из св. Земли «назарян» (христиан).

Очень много антропоморфных сюжетов о Боге. День Бога расписан по часам. Бог 3 часа в день играет с левиафанами. Раввины могут спорить с Богом. Представление о гендерном дуализме в Боге. Шехина – часть божества, имеющая женскую природу. После грехопадения шехина отошла от человека. Богом сотворены ангелы добрые и злые – влияние зороастризма. В учении об ангелах явные черты язычества. Есть ангел смерти, который держит над человеком косу с ядом. Если умер человек, надо вылить всю воду. Легенда об Адаме и Лилит, от которой произошли не-евреи.

Когда человек спит, на него сходят духи скверны, поэтому утром надо обязательно омыться.

613 заповедей, в т.ч. 248 предписывающих – столько человек имеет частей тела, 365 запрещающих – столько нервных волокон. Для каббалы характерна магия чисел. Предпочтение правой стороне над левой. Одеваться нужно только начиная с правой стороны. Талмуд запрещает ходить босиком. Комплекс представлений о пище: запрещена свинина, рыба без чешуи.

По еврейской хронологии дата сотворения мира - 3671 г. до Р.Х. Новый год в сентябре-октябре. Обычай кашим – грехи прошлого года надо бросить в воду. Бараний рог используется в синагоге, отгоняет злых духов, привлекает шехину.

Душа евреев состоит из 5 уровней. Шафар пробуждает у евреев все 5 уровней души.

Книга жизни и книга смерти. Бог записывает в книгу смерти тех, кому нужно умереть в этом году. Один день поста в году – йомкикур (пост длится 25 часов, нельзя есть и пить, надо избегать комфорта). Рекомендуется просить прощения у окружающих. Клятвы и обеты могут смываться. Праздник суккот (кущей) — евреи строят шалаши и живут в них. Праздник «Радость Торы» — все танцуют и поют.

Год делится на две половины – сначала счастье евреев нарастает, потом уменьшается.

Синагога – это малое святилище. Первые синагоги начали строиться еще в эпоху Александра Македонского. Мужчины молятся отдельно от женщин. На месте святилища помещается шкаф (ковчег), куда кладется список Торы. Кантор (хазан) читает Писание со специального возвышения. Сойфер – синагогальный писец. Считается, что каждый еврей должен переписать список Торы, но его заказывают сойферу. Шамаш заботится о сохранности имущества синагоги и следит за порядком. Габай – администратор.

Раввин – знаток Писания, устной Торы – Талмуда. Слова раввинов – слова Бога.

На 8 день рождения мальчика совершается обрезание. Могель обрезает крайнюю плоть (в древности делалось заточенными ногтями). При этом ставится стул для пророка Ильи.

Голова всегда должна быть покрыта головным убором – либо кипа (ермолка), либо шляпа. Мужчинам предписывается иметь бороду и пейсы (волосы на висках). Поверх одежды в синагоге одевается специальное богатое облачение – талит.

Женщины имеют подчиненное место в обществе, на них налагается множество унизительных ограничений. Отношение к измене для мужчин достаточно снисходительное.

Полноценная молитва возможна только в составе группы мужчин – миньяна. Женщины в миньян не допускаются.

После смерти человека соблюдается траур в течении года (дети – меньше). В одежде делают дыру напротив сердца.

Есть представления о возможности перевоплощения душ. Самое неприятное – в теле не-еврея.

Течения иудаизма

Ортодоксы (большинство), либералы (в Америке), реформисты (на Западе), хасиды (центр – Америка, в России – большинство евр. общин).

Реформистское движение возникло как стремление уйти от исполнения всех заповедей.

Либеральное движение возникло в середине 20 века. Допускают женский раввинат, однополые браки. Ортодоксы не считают их евреями.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь