Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-экономическое развитие Ивановского края в XVII столетии



Одной из основных социально-экономических тенденций в XVII веке стало значительное укрепление феодального землевладения. С одной стороны, расширялись земли боярско-княжеской знати, с другой - увеличивалось мелкое и среднее поместное землевладение дворян, которым первые Романовы достаточно щедро раздавали земли. Среди титулованных вотчинников нашего края следует отметить князей Голицыных, владевших слободой Холуй; Черкасских, которым принадлежали сёла Иваново, Васильевское, Нижний Ландех. Село Лежнево в XVII веке принадлежало Пушкиным - предкам поэта, его хозяевами были последовательно Григорий Гаврилович, Матвей Степанович и Фёдор Матвеевич Пушкины. Последний в конце столетия принял участие в заговоре полковника Циклера, направленном против юного Петра I, и был казнён, именно об этих событиях поэт писал: "...С Петром мой пращур не поладил и был за то повешен им" (справедливости ради уточним, что Ф.М. Пушкин был не повешен, а обезглавлен).

Наряду со знатью, владевшей десятками и сотнями тысяч крепостных в разных местностях России, росла и укреплялась поместная дворянская прослойка. Типичным представителем её был, например, Данила Змеев, которому Василий Шуйский пожаловал за " московское осадное сидение" большое село Кузнецово (Шуйский район), к той же категории средних и мелких землевладельцев принадлежали дворяне Кашинцовы, имевшие поместья в окрестностях Шуи.

Значительные масштабы приобрело монастырское землевладение. По-прежнему, как и в предыдущее столетие, десятки деревень и сёл принадлежали в крае богатому суздальскому Спасо-Евфимиевскому монастырю. Пашнями, покосами, рыбными ловлями владели многочисленные монастыри, расположенные в пределах нынешней Ивановской области: Воробьёвский (село Дунилово Шуйского района), Николо-Писчуговский (Комсомольский район), Николо-Борковский (близ поселка Холуй) и др. Отметим, что последний из них был основан одним из сыновей Д.М. Пожарского по желанию самого полководца. Наиболее богатым из местных монастырей был в этот период Николо-Шартомский, ему принадлежало 1470 душ крестьян в современном Шуйском районе, а такие соляные варницы возле города Нерехты.

Кроме частновладельческих и монастырских земель в нашем крае были и дворцовые земли, которыми распоряжался сам царь. Они охватывали почти полностью Юрьевецкий и Пучежский районы, дворцовыми сёлами были Дунилово (Шуйский район) и Гари (Ильинский район). Эти земли поставляли все необходимое для царского двора. Так, оброк, отправлявшийся из Дунилова в Москву, включал хлеб, мед, воск, соления, орехи, мясо, рыбу, грибы, сукно, холст, шубы и многое другое. Из дворцового фонда производились царем земельные пожертвования. В 1685 году Дунилово и его окрестности были отданы боярину Федору Абрамовичу Лопухину, на дочери которого женился Петр I. Этот дар был весьма щедрым. В руки Лопухина перешло 56 сел и деревень, в которых насчитывалось 1660 душ крестьян. Дворцовому ведомству принадлежал также конный завод в Гавриловой слободе. Есть предположение, что в XVII веке это был один из самых крупных конных заводов в России. К нему были приписаны окрестные села и деревни Ярышево, Закомелье, Шекшово и др., их крестьяне должны были снабжать фуражом государственных лошадей. Заводу принадлежали также обширные луга по рекам Ирмесу и Воймиге.

Административное деление края в XVII веке значительно отличалось от современного, границы XVII века не имели ничего общего даже с делением

XVIII и XIX столетий. Основной административной единицей в это время был уезд. Центральные и западные районы области, а также Южский, Пестяковский, Верхне-Ландеховский районы входили в Суздальский уезд, восточные - в Юрьевецкий, северные - в Костромской. Существовали также небольшие Кинешемский, Лухский и Шуйский уезды. Уезды делились на станы, в частности, окрестности Иванова входили в Талицкий стан, Южский район в Стародубо-Ряполовский стан.

В рассматриваемый период в хозяйственной жизни края происходили важные изменения - начал формироваться всероссийский внутренний рынок. Возникала более или менее отчётливая специализация различных районов на производстве тех или иных видов сельскохозяйственной или ремесленной продукции. Естественным следствием этого становился интенсивный торговый обмен между отдельными регионами, в этой связи существенно возросла в XVII веке ярмарочная торговля.

Замосковный край, куда входила территория современной Ивановской области, не отличался плодородием почвы, и выращенный урожай зачастую не мог прокормить в течение года растущее население. Поэтому для многих крестьян дополнительным источником существования становились промыслы. Нередко крестьяне совсем забрасывали землю и жили только ремесленным трудом, такое хозяйство называлось " непашенным". Существовали целые сёла, где население почти не занималось сельским хозяйством. В селе Иванове в 1630 году из 89 крестьянских дворов 73 были непашенными, а по переписи 1667 года из 312 дворов того же села только 38 значились как " пашенные". К концу XVII века относятся первые свидетельства о том, что в Иванове развивалось текстильное производство. Это челобитная ивановского крестьянина Трифона Григорьева от 1691 года, жаловавшегося на то, что в Холуе во время ярмарки его ограбили и " сняли" с него 12 рублей, вырученных им за " холщёвый промысел". Изготовление тканей было развито и в селе Тейкове. Это видно из документа 1672 года, в котором сказано, что на Макарьевской ярмарке была куплена для тейковчан краска; несомненно, она предназначалась для окраски тканей. В окрестностях Шуи - в селах Дунилове, Афанасьевском, Васильевском выделывали кожи, шили полушубки, тулупы, рукавицы, именно в связи с этим крупнейший местный феодал - князь Шуйский - получил прозвище " шубника".

В городах ремесло также получало всё более широкое распространение. Предметом гордости шуян было мыловаренное производство, в XVII веке в Шуе работало 11 " мыльных варниц", 16 кожевенных заводов (под словом " завод" здесь следует иметь в виду ремесленную мастерскую), 14 сыромятных, 7 скорняжных, 4 рукавичных и 4 меднокотельных завода, 11 кузниц, существовало и " иконописное мастерство". При этом Шуя не отличалась очень большими размерами среди соседних городов. Так, по переписи 1681 года здесь значилось 203 двора, во Владимире - 400, в Суздале - 515.

Продавали ремесленный товар как на всероссийских ярмарках - Макарьевской, Ирбитской и др., так и на местных. Среди них наибольшую известность получили Троицкая и Борисоглебская ярмарки в Шуе, ярмарки в сёлах Введенье, Дунилово, Писцово, Холуй. Специально для торговли в Шуе был построен обширный гостиный двор. Здесь торговали местные и приезжие купцы и ремесленники. Среди них было много ивановцев, по этому поводу некто Лучка Ялагин (вероятно, управляющий вотчиной) сообщал своему хозяину, князю Черкасскому, что крестьяне из Иванова " почасту в Шую с товаренцом волочатца". В Шуе у князей Черкасских был особый осадный (то есть освобожденный от различных пошлин и сборов) двор, заведённый, вероятно, для тех ивановцев, которые приезжали сюда по торговым делам.

О том, что можно было купить на Шуйском гостином дворе, свидетельствует отрывок из таможенной книги города Юрьева-Польского. В нём говорится, что юрьевский крестьянин привез из Шуи 90 сит, 180 рогож, 50 кулей, 100 деревянных ставцов (деревянная посуда). Здесь можно было купить и съестные припасы, домашних животных. География торговых связей Шуи была исключительно широкой, в гостином дворе была даже лавка английской торговой компании.

За пределы нашего края товары вывозились, как правило, по Волге через Кинешму, Плёс, Юрьевец. Существовало торговое судоходство и по реке Тезе. Оно известно с 1611 года, когда последовал указ о сборе пошлин с судов, идущих вверх по Тезе в Шую с товаром. Теза в XVII веке была гораздо полноводней, чем сейчас, по реке могли проходить крупные суда - барки, называвшиеся " тезянками". От 1686 года сохранилась грамота царей Петра и Ивана и царевны Софьи, где запрещалось перегораживать Тезу мельничными плотинами в ущерб судоходству. Купцы из нашего края возили товары и в весьма отдалённые районы. В таможенных книгах городов Великого Устюга и Тотьмы упомянуты в XVII веке торговцы из Кинешмы и Решмы. Кинешемские купцы проникали со своими товарами и в Сибирь. Торговые люди везли товар также за границу, в документе 1654 года упомянуты " костромитин Ивашко" и " кинешемец Микитка", ездившие торговать в Тилянь" и " Кизилбашские города", т.е. в Персию.

В XVII веке значительно усилился феодальный гнёт, происходит окончательное закрепощение крестьян. Это вызвало целый ряд беспрецедентных по своим масштабам народных выступлений - крестьянские восстания под руководством И. Болотникова и С. Разина, городские восстания середины XVII века. На территории нашего края таких крупных народных выступлений не было. Наиболее распространёнными формами протеста крестьян и посадских людей были побеги, подача прошений. Беглые чаше всего уходили в разбойничьи ватаги, которые нападали на богатых людей и грабили их. Старинные акты и предания XVII века пестрят упоминаниями о " разбоях" и " татьбе" в окрестностях Шуи и села Иванова, в других местах нашего края.

Своеобразной формой социального протеста был раскол, возникший после церковной реформы патриарха Никона (1608-1681). Религиозная оболочка старообрядчества в значительной степени скрывала недовольство людей феодальной эксплуатацией и произволом светских властей. С нашим краем был связан один из наиболее видных идеологов и вождей раскола протопоп Аввакум Петрович (1620-1682). В 1652 году он два месяца исправлял священническую должность в городе Юрьевце. Раскольничье учение активно пропагандировалось во второй половине XVII века в районе Кинешмы, Решмы, Юрьевце. Здесь создали группы своих приверженцев монах Калитой Колесников и его ученик Подрешетников. Они убеждали народ не ходить в церковь, не молиться официальным иконам, не слушать священников. Старообрядческая община существовала и в селе Иванове. Об этом свидетельствует относящийся к 60-м годам XVII века документ - " извет" (донос) некого старца Серапиона " на новых еретиков, на богомерзких пустынников и лживых учителей", где обличаются местные раскольники. Как явствует из этого документа, раскольничья идеология приняла в Иванове крайние формы, отрицалась не только официальная церковь, но и царская власть.

Культурное наследие, оставшееся нам от XVII века, сравнительно небогато. В нашем крае не было крупных административных, торгово-промышленных и религиозных центров, таких, как соседние Кострома, Владимир, Суздаль, Нижний Новгород. Памятников архитектуры, возведённых до XVII века, в области нет, а те, которые относятся к этому столетию, насчитываются единицами. Среди них особое место занимает комплекс зданий Николо-Шартомского монастыря рядом с селом Введенье Шуйского района - Никольский собор, построенный в 1651 году, и Казанская церковь (1678). Большой интерес представляют также Воскресенская церковь (1680), стоящая в центре посёлка Лух, и две Троицкие церкви (зимняя и летняя) в поселке Писцово. В этом же столетии были возведены такие памятники как Успенская церковь и Щудровская палатка в Иванове. Успенская деревянная церковь, расположенная в начале улицы Фрунзе, первоначально находилась на территории Покровского монастыря, стоявшего в XVII веке на месте современного Дворца искусств на площади Пушкина. Затем её дважды переносили с места на место, пока она не была поставлена там, где расположена в настоящее время. Что касается Щудровской палатки, то она в XVII столетии служила вотчинной конторой князей Черкасских, отсюда наместники князя управляли селом и окрестными деревнями, входившими в княжескую вотчину. Свое название палатка получила по имени местного крестьянина Щудрова, который в начале XIX века приспособил здание под мастерскую для отделки тканей.

В XVII веке в нашем крае получило широкое распространение иконописа-ние. Центрами его были не только широко известные села Палех и Холуй, но и города Кинешма и Шуя. Многие иконы, изготовленные умелыми мастерами, представляли собой настоящие произведения искусства. Однако большая часть их писалась по шаблонам и была рассчитана на массового потребителя. Их сотнями и тысячами покупали крестьяне и посадское население. В документе 1688 года говорилось. Что «в некой веси Суздальского уезда, иже именуется село Холуй, поселяне пишут иконы без всякого рассуждения и страха» Это свидетельствовало о том, что «богомазы» не всегда придерживались жестких церковных канонов в своем ремесле. Иконы, изготовленные в нашем крае, продавались на местных ярмарках, вывозились и за его пределы. Грамота от 1650 года сообщала о том, что крестьяне из окрестностей Шуи регулярно отправлялись «в ходьбу в Украйные города иконы менять».

Цит. по: Балдин К.Е., Ильин Г.В. Ивановский край в истории Отечества. – 2-е изд. доп. – Иваново, 1998. – С. 16 - 20.

 

 

Соборное Уложение 1649 г

 

(...) Глава XI. Суд о крестьянех. А в ней 34 статьи

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их. Написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их Крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волос-тах, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и (ы)ных в каких-нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску слдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

(...) 9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых, 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впередь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым (отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, И за собою не держать.

(...) 22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися: и тех пытати. (...)

30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых, или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на по-местных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещикам и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити.

(...) 32. А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого наймоватися в работу и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей наймоватися на работу по записям, и без записей поволно. А тем людем, у кого они в работу наймутся, жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не имати и ничим их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются, и им отпущати их от себя безо всякаго задержания. (...)

Глава XIX. О посадских людех. А в ней 40 статей

1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи, и владычни, и монастырская, и бояр и околничих и думных и ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взята за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадския люди, или из государевых волостей: и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти совсем опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иные чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб. (...)

5. А которыя слободы патриарши и властелинския, и монастырския, и боярския, и думных и всяких чинов людей около Москвы, и те слободы со всякими промышленными людми, опричь кабалных людей, потому же по сыску, взяти за государя. А пашенных крестьян будет которые объявятся по роспросу их поместей и вотчин старинные крестьяне, а привезены на те земли, и с тех слобод велети тем людем, у кого те слободы будут взяты, свести в свои вотчины и в поместья. А будет у тех пашенных крестьян на Москве и в городех есть лавки и погребы и соляные варницы, и им те лавки и погребы и варницы продать государевым тяглым людем, а впредь лавок и погребов и варниц опричь государевых тяглых людей никому не держати.

6. А выгону быта около Москвы на все стороны от Земляного города ото рву по две версты, а отмерити те выгоны новою саженью, которая сажень, по государеву указу, зделана в три аршина, а в версте учинили по тысечи сажен.

7. А которые патриарши, и властелинские и монастырские, и боярских и околничих и думных и всяких чинов людей слободы устроены в городех на государевых посадских землях, или на белых местех, на купленых и не на куп-леных, или на животинных выпусках без государева указу: и те слободы со всеми людми и з землями, по роспросу, взята в посад без лет и бесповоротно, за то, не строй на государево земле слобод, и не покупай посадской земли. (...)

11. А которые в городех стрелцы, и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят, и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити. (...)

13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили. на посадех же и в слободах у тяглых людей в свделцах и в наймитах, а ныне оне живут в заклатчиках за патриархом же, и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископы, и за монастыри, и за бояры, и за околничими, и за думными, и за ближними и за вся-ких чинов людми на Москве и в городех, на их дворех, и в вотчинах, и в поместьях и на церковных землях, и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал напередь сего, безлетно же и бесповоротно. И дыкредь тем всем людем, которые взяты будут за государя, ни за ково в за-клатчики не записыватися, и ничьими крестьяны и людми не называтася. А будет они въпередь учнут за ково закладыватися и называтися чьими крестьяны иди людьми; и им за то чинити жестокое наказанье, бита их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впередь за себя приимати в закладчики, по тому же быта от государя в великой опале, и земли где за ними те закладчики впередь учнуть жиги, имати на государя. (...)

21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за волных за всяких людей, и тех волных людей по женам их в черныя слободы не имати.

22. А которые водные люди поженилися на посадских на тяглых вдовах, и поженяся с тягла сошли, а прежние мужья тех их жен написаны в писцовых книгах на посадех в тягле, и тех людей, которые женилися тяглых людей на женах, имати на посад для того, что они поженилися на тяглых женках, и шли к ним в домы.

23. А которые посадские люди зятей своих приимали в домы, и за них давали дочерей своих для того, чтобы тем их зятем жита в их домех, по их живот и их кормити, и тем всем жиги в тягле в сотнях и в слободах; а будет за кого выдут, и их взяти в посад. (...) 37. А будет чьи нибудь старинные, или кабальные люди, или крестьяне и бобыли, которые за кем написаны в писцовых книгах, бегаючи у кого женятся на Москве и в городех у посадских людей, на дочерях на девках, или на вдовах, и таких беглых людей по крепостям, а крестьян по писцовым книгам с посадов отдавати з женами их и з детьми тем людем, из за кого они збежат, а в посад их в тягло по женам их не имати.

(...) 39. А которые тяглые люди продают беломесцом тяглыя свои дворы, а пишут вместо купчих закладные, и те свои дворы просрочивают, а те люди, кому они те свои дворы заложа просрочат обеливают, и черным людем в черных сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест нетяглым людем не за-кладывати, и не продавата. А кто продаст, или заложит белым людем тяглой двор, и те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по закладным у кого те дворы были заложены в денгах отказывата. А кто черные люди те свои дворы продадут, или заложат, и тех черных людей за воровство биги кнутом.

40. А у кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в Китае и в Белом и в Земляном городе в загородских слободах, и тех дворов и дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не имати. А которые немцы и их жены и дети у руских людей дворы или места дворовые учнут покупати, или по закладным учнут бита челом на руских людей, и купчие и закладные учнут приносита к записке в Земской приказ, и тех купчих и закладных не записывати. А будет кто руские люди учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя места продавата, и им за то от государя быта в опале. А на которых немецких дворех поставлены немецкие керки, и те керки сломати, и впередь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех керкам не быта. А быта им за городом за Земляном, от церквей божиих в далных местех.

Цит. по Хрестоматия по истории СССР. XVI -ХVП вв. / Под ред. А.А. Зимина./Сост. В.А. Александров и ВД. Корецкий. - М., 1962.

 

 

" Прелестные Грамоты" С.Разина

1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы за(о)дно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить.

И <...> мои казаки како промысь (промысл. - Сост.) станут чинить, и ва[м] бы <...> итигь к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в по[л]к к моим казакам.

2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <...> (т), и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою наметь знали. К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.

3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китаевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом мо-лотцом и всему великому войску.

Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд.

И кой час к вам ся память придет, и вам бы пожаловать атаманы и молотцы, собрався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всякого мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500.

Да пожаловать бы вам, породеть за дом пресвятые богородицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю провославную християнскою веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей Трофимов челом бьет.

А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого войска в казни, и женам вашим и детем быть порубленым и домы ваши будут розарены, и животы ваши и статки взяты будут на войска.

Цит. по Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. - М., 1957. - Т. II. Ч. 1. С. 65. 91, 252. или www.hrono.ru

 

 

Письмо Богдана Хмельницкого


Поделиться:



Популярное:

  1. I.II. Первый комплекс ГТО и дальнейшее его развитие
  2. II. 1.3. Развитие плавания в СССР
  3. III РАСШИРЕНИЕ ГРУППЫ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  4. V. РАЗВИТИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ, ТЕАТРА ИМПРОВИЗАЦИИ И ПСИХО ДРАМЫ ИЗ ИГРЫ
  5. А как быть с развитием выносливости?
  6. А.И. Опарин. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие
  7. Белгородского края XVIII - XIX в.в.
  8. БИЛЕТ 9. Вопрос 2. Психолого-педагогические задачи процесса духовно-нравственного становления личности на этапе вхождения в мир (наследство, зачатие, внутриутробное развитие, роды, новорожденность).
  9. Большое практическое значение имеет развитие устойчивости
  10. Борьба населения нашего края с польской интервенцией в начале XVII века
  11. В Германии Х1Х в. развитие экономической мысли шло своим путем, что в немалой степени объясняется своеобразными условиями экономического и оциально-политического развития страны.
  12. В конечном итоге появление государства обусловлено изменением в экономике и развитием производства.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 2930; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь