Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социально-экономическое развитие России В ХVII веке
События Смуты привели к разорению и опустошению значительной части России, особенно центральных районов. Экономика страны приходила в прежнее состояние очень медленно. Потребовались десятилетия, чтобы ликвидировать последствия событий начала века. На хозяйственном развитии страны в XVII веке отрицательно сказалось отсутствие у России выхода к морям, что ограничивало возможности экономических связей с другими государствами, а также постоянная борьба с внешними врагами (Речью Посполитой, Швецией, Турцией, Крымским ханством), отвлекавшая много сил и средств. Основной отраслью экономики России по-прежнему было сельское хозяйство. Методы обработки земли оставались традиционными, орудия труда совершенствовались крайне медленно. Рутинность и застойность сельскохозяйственной техники и обработки земли были причинами низкой урожайности, которая осложнялась бедствиями, недородами. Хозяйство по-прежнему носило натуральный характер. В этих условиях рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель (Среднего Поволжья, Сибири, южных районов России), а так же за счет более интенсивной эксплуатации крестьян. По сравнению с сельским хозяйством более заметно в XVII веке изменилось промышленное производство. Его основу составляли крестьянские домашние промыслы, производящие разнообразные предметы потребления, а так же городское ремесло. В развитии ремесленного производства в XVII веке явно прослеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство. Увеличивается количество ремесленников, работающих на рынок. Постепенно складывается товарная специализация районов. Так, Тульско-Серпуховской район, Олонецкий край стали центрами металлообработки; в Ярославле и Казани развивалось производство кож; в Тотьме и Старой Руссе добывали соль и так далее. Центрами ремесленного производства становятся не только города (Москва, Устюг Великий, Новгород, Тула и др.), но и некоторые села, население которых, порывая с земледелием, частично или полностью переходило к занятию ремеслом . (см. в хрестоматии статью « Село Иваново в ХVII веке».) < …> Новым явлением хозяйственной жизни России XVII века было возникновение мануфактур, что было следствием развития ремесла, роста мелкотоварного производства. Первая мануфактура была создана в 1631 году на Урале - Ницинский медеплавильный завод. Всего же в XVII веке в России было создано (по мнению большинства историков) более 30 мануфактур. Среди первых мануфактур были предприятия казенные, а также купеческие мануфактуры. На казенных предприятиях работали государственные крестьяне, которые приписывались к мануфактурам и должны были на них отрабатывать свои повинности. На купеческих мануфактурах наряду с крепостным трудом использовался и вольнонаемный. В наймиты шли посадские люди, беглые, всякий вольный люд, а так же крестьяне на оброке, отходившие на временные заработки. Однако рынок вольнонаемного труда в России, где в XVII веке крепостное право еще активно развивалось, был крайне узок. В XVII веке более интенсивно по сравнению с предыдущим временем стала развиваться и торговля. Крупными торговыми центрами становятся Москва, Устюг Великий, Вологда, Кострма, Нижний Новгород и т.д. Важную роль в торговле играли ярмарки. Среди них были и всероссийские (Макарьевская около Нижнего Новгорода, Свенская в районе Брянска, Ирбитская в Сибири) и местные. Так, большую известность получили Троицкая и Борисоглебская ярмарки в Шуе, а также ярмарки в селах Дунилово, Введенье, Писцово. Расширение обмена товарами между отдельными районами страны свидетельствовало о начале складывания всероссийского рынка. Это вело к преодолению экономической раздробленности страны, а, следовательно, к укреплению централизованного государства. (см. схема «Экономическая жизнь России в ХVll веке. ) В XVII веке произошли изменения в социальных отношениях, в положении различных социальных групп. Все сословия обязаны были служить государству и отличались лишь по характеру повинностей..(см. схему «Сословия в России в ХVII веке») Во главе служилого сословия стояло около сотни боярских фамилий - потомков бывших великих и удельных князей. Они занимали высшие должности в военном и гражданском ведомстве. Однако, в XVII веке они постепенно утрачивают свои позиции, в чем немаловажную роль сыграли события Смуты начала века. Все большую роль в государстве начинают играть выходцы из средних служилых слоев. В течение всего столетия правительство раздавало дворянству огромные массивы земель. При этом часть владений перевели из поместья в вотчину, разрешили передавать поместья по наследству. В свою очередь, потомки вотчинников активно привлекались к государственной службе, получая за это новые земли. Все это, а также разрешение по " Соборному уложению" 1649 года обменивать вотчины на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие. С другой стороны, правительство, нуждающееся в служилом сословии, запрещает переход дворян и бояр в другие сословия. Например, в указе 1642 года запрещалось принимать в холопство боярских и дворянских детей. В результате государева служба становится наследственной повинностью высшего сословия. В XVII веке окончательно определились сословные привилегии дворян и бояр, как землевладельцев. Они могли иметь лично землевладение, вотчинное или поместное. Таким образом, в XVII веке происходит процесс консолидации боярства и дворянства в рамках одного сословия, их обособления от других сословий. Обособлению подвергалось и посадское население. Соборное уложение 1649 годаи ряд указов окончательно сформировали привилегии посадских людей (право городского торга и промысла) и повинности тягла с торгов и промыслов). Происходят изменения и в положении сельского земледельческого населения, основу которого составляли владельческие крестьяне. Соборное Уложение 1649 года, закрепившее систему крепостной зависимости и завершившее развитие крепостнического законодательства Русского государства, закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями и другими владельцами. Отменялись " урочные лета" для сыска и возврата беглых крестьян, устанавливалась наследственность крепостного состояния. Юридическое закрепление на местах касалось не только владельческих крестьян, но и крестьян государственных и дворцовых, несших повинности только в пользу государства. В целом крестьянство изживало прежнее деление на многочисленные категории (серебряников, старожильцев. новоприходчиков и т.д.). Появляется единое понятие тягловые люди, крепостные крестьяне. Все более сближались с крестьянами по своему положению холопы, а податная реформа 1678 - 1681 годов уравняла холопов с крестьянами, обязав всех платить подати. По существу прозошло слияние холопства с крестьянством. В результате всех правительственных мер на протяжении XVII века складывается определенная четкая сословная структура общества - сословный строй. За каждой общественной группой закрепляются определенные наследственные привилегии и обязанности, определенное место в общегосударственной структуре.(См. схему «Сословия в России в ХVll веке» «Социально-сословная структура российского общества в ХVII в.») Цит. по: История России с древнейших времен. Учеб. пособие/Иван. Гос. Энерг. Ун-т. – Иваново, 2003. – C. 106 - 109.
Начало формирования абсолютизма Формально власть российских государей и ранее была самодержавна, неограниченна. Однако в XVI и в первой половине XVII века она таковой была далеко не всегда. Традиционно московские государи управляли страной с помощью Боярской думы и вынуждены были считаться с мнением заседавших в ней бояр. Кроме этого, со второй половины XVI века начали созываться Земские Соборы, знаменовавшие собой начало складывания в России сословно-представительной монархии. Роль земских Соборов возросла в годы Смуты, но еще более – в начале царствования Михаила Романова. По документам известно, что за время царствования Михаила было до 10 созывов Земского собора, который рассматривал даже текущие государственные вопросы. Совершенно очевидно, что в той обстановке, которая сложилась после Смуты в России, авторитарная власть была обречена на провал; царь, нареченный народной волей, должен был и править при содействии земского представительства. В новом способе управления страной отразилось понимание Михаилом и его окружением ситуации в стране. Постепенно страна оправилась от потрясений Смутного времени. При Алексее Михайловиче роль Земских соборов в жизни государства падает. В 1648 - 1649 и 1651 - 1653 годах состоялись последние соборы. Крепнувшая самодержавная власть больше не нуждалась в поддержке сословно-представительного органа. В XVII веке претерпевает изменения и Боярская дума. Аристократический характер ее сохранился, однако в Думу попадало все большее количество дворян и дьяков, а в среду бояр - родственников царя, фаворитов. Растет и численность Думы. В 70-е годы в нее входило болеее 70 членов, что делало ее работу затруднительной. В итоге роль Боярской думы в государстве постепенно уменьшается. Наряду с ней при царе существует " так называемая " ближняя" или " тайная" дума из узкого круга особо приближенных вельмож для решения текущих вопросов. В полном составе Дума почти не собирается. В XVII веке с усложнением и оживлением государственной, хозяйственной жизни стала более разветвленной и громоздкой система приказов. Росло их число. На протяжении XVII века действовало до 80 постоянных и временных приказов. Функции их часто пересекались, что не способствовало четкости управления, выросла численнсть чиновников в них: в середине века насчитывалось 837 приказных, в конце - 2739. Приказная система с трудом поддавалась контролю верховной власти. Стремясь поправить дело, правительство предпринимает различные меры - слияние и реорганизацию некоторых приказов: объединение их в группы; подчинение нескольких приказов одному лицу. В середине столетия был создан Приказ тайных дел для контроля за деятельностью других приказов. Эти меры были направлены на бюрократическую централизацию страны. Но приказную систему они коренным образом не изменили. Централизации способствовали и изменения организации местного управления в уездах и городах. В начале XVII века, в Смуту, на смену местному самоуправлению, введенному при Иване IV, пришло воеводское правление. Воеводы, посылаемые из Москвы, занимались и военными, и гражданскими делами на местах. При широкой компетенции воеводской власти надзор за ней из центра был затруднителен ввиду обширности российской территории, где существовало более 250 уездов. Размеры их (особенно в восточных районах) были очень велики. Это вызвало формирование в XVII веке более крупных территориально-административных единиц - разрядов, в которых объединялись несколько уездов под властью одного воеводы. Общая тенденция к усилению централизации проявилась и в организации вооруженных сил. Русское войско со времен Ивана IV формировалось из служилых людей " по отечеству" и " по прибору. Дворяне " по отечеству" должны были являться на службу дважды в год (на учения) или в военные походы со своими вооруженными слугами. Сбор дворянского ополчения в XVII веке становился все более затруднительным. Многие служилые люди уклонялись от выполнения своих военных обязанностей. Возрастали их требования получения земель под условия несения службы. Постоянный характер воинских частей имели стрелецкие полки, а так же другие, набираемые " по прибору" отряды: пушкари, городовые казаки, жившие с семьями в своих домах в специально отведенных слободах, получавшие от правительства земельные наделы, частью же занимавшиеся и торговлей, и разными ремеслами. Совмещение государевой службы с другими занятиями, очевидно, неблаготворно влияло на боеспособность русского войска. В XVII веке стрелецкие полки часто показывали свою несостоятельность в столкновениях с западными соседями. С 1630 года началось создание полков регулярного строя, куда на добровольных началах вступали свободные люди и казаки. Прибегало правительство и к принудительным наборам " даточных людей". Так появились солдатские, рейтарские и драгунские полки нового строя. Большинство офицеров этих полков было иностранцами. К концу столетия полки иноземного строя стали играть все большую роль в системе организации вооруженных сил русского государства. К 1681 году в стране насчитывалось свыше 60 тыс. солдат, около 30 тыс. рейтар; стрельцов - 50 тысяч и лишь около 16 тысяч дворян и детей боярских на военной службе. Однако, содержать все полки регулярного строя правительству было не под силу, поэтому собирались они только на время войн, а после окончания войны - полностью или частично распускались. В 60-х годах XVII века в селе Дединове, под Коломной, была предпринята попытка строительства кораблей, предназначавшихся для плавания по Волге и Каспийскому морю. В строительстве первого русского военного корабля " Орел" участвовали голландцы, приглашенные правительством для обучения русских кораблестроению. С реорганизацией армии, с возрастанием роли чиновников, служилых незнатных людей в управлении государством серьезной помехой в укреплении самодержавной власти становится местничество Не случайно уже Михаил предпринимает попытки его ликвидировать, начав с запрета местнических споров в двух основных полках, Передовом и Сторожевом, и среди дипломатических лиц. В 1682 году при Федоре Алексеевиче местничество было отменено окончательно. Эволюция политического строя России к абсолютизму отразилась и в новом кодексе законов, принятом в 1649 году при Алексее Михайловиче - Соборном Уложении, которое оставалось основным законом в России вплоть до первой половины XIX века. Кроме вопросов, связанных с жизнью различных сословий, о чем говорилось выше, в Соборном уложении большое внимание уделялось вопросам, связанным с охраной здоровья и чести царя, царской власти. Вводилось в связи с этим понятие государственного преступления. Такая защита престижа царской власти явилась также свидетельством укрепления самодержавия в середине XVII века. Постепенный переход России к абсолютизму отчетливо виден в различных областях политической жизни, как носящих более глубинный характер, так и во внешних. Изменился титул московских государей, в котором появился титул " самодержец". В 50-х годах, после вхождения Левобережной Украины в состав России, он звучал так: " Великий государь, царь, Великий князь всея Велики и Малыя и Белыя России Самодержец". На пути к абсолютизму определенное препятствие создавала церковь, главы которой могли претендовать на власть. При Михаиле Романове в сан был возведен его отец Филарет Никитич, который получил при этом титул государя, коим именовался и сам царь. Филарет, по отзывам современников " был очень властный человек". Превосходя Михаила твердостью характера и опытностью в делах, он занимал первостепенное в управлении государством вплоть до кончины в 1633 году. Однако, отношения Михаила и Филарета, поданным историков, были вполне дружелюбными. Совсем по-иному сложились отношения патриарха и светской власти в царствование Алексея Михайловича, когда патриархом стал Никон. Возглавив Русскую православную церковь в 1652 году, Никон тоже получил титул " великого государя". Он пользовался тогда безграничным доверием молодого, малоопытного еще в делах Алексея Михайловича, на которого оказывал определенное влияние. В руках патриарха сосредоточились не только церковные, но и многие государственные дела. Никон не только открыто равнял свою власть с государевой, но и отстаивал идею независимости и руководящей роли церкви, доказывая, что церковь (" священство" ) выше светской власти (" царства" ), ибо царь получает свою корону из рук патриарха – представителя Бога на земле. Жестокий, властолюбивый Никон вызывал недовольство не только у светских лиц, но и у высшего духовенства. Постепенно и сам царь начал освобождаться от слепого подчинения Никону. Размолвки с царем становятся все чаще. Наконец, в 1658 году в результате очередной размолвки с царем, Никон демонстративно отказался от патриаршества и уехал в Воскресенский монастырь, переоценив силу своего влияния, надеясь, что его позовут обратно. Официально патриарший сан с Никона снят не был, поэтому избрать нового патриарха было невозможно. В конечном итоге Смута в Русской православной церкви зашла так далеко, что для разрешения всех конфликтов были, по инициативе царя, были приглашены главы православных церквей. В 1666 - 1667 годах в Москве был созван Собор вселенских патриархов, на котором присутствовало до 30 архиереев, русских и от других главных церквей православного Востока. Никон был обвинен в нарушении норм церковной жизни, неуважении к царю, вмешательстве в светские дела и т.д., лишен сана и сослан монахом в Ферапонтов монастырь. Восточные патриархи, составив приговор над Никоном, поместили в его тексте утверждение о том, что патриарх должен быть во всем " послушен" царю. Русское высшее духовенство выступило против этого утверждения. В решении Собора после долгих споров было указано, что царь должен иметь преимущество в светских государственных делах, а патриарх - в церковных. Однако, мнение греческих иерархов об общем превосходстве царской власти над патриаршеской было усвоено московскими государями, которые никогда больше не допускали возможности, чтобы власть церковная равняла себя с государственной. Таким образом, в середине и второй половине XVII века в России начинается оформление абсолютизма, что проявилось в разных сферах политической жизни: в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; в эволюции приказной системы, а так же состава Боярской думы; в расширении участия различных слоев населения в государственном аппарате; в изменении царского титула; в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной. Цит. по: История России с древнейших времен. Учеб. пособие/Иван. Гос. Энерг. Ун-т. – Иваново, 2003. – C. 110 - 115.
Предистория раскола. Кружок «РЕВНИТЕЛЕЙ БЛАГОЧЕСТИЯ» Со вступлением на царский престол Алексея Михайловича особенно выдающееся значение в Москве в церковных делах получил духовник царя, протопоп московского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев. Это был человек выдающийся по/своему уму, высоким нравственным качествам, по своей ревности к благочестию, стремлениям к общественной деятельности. Как сильно было влияние духовника на молодого царя и в какую сторону оно направлялось, это между прочим видно из того, что когда Алексей Михайлович женился на Марии Милославской, «тогда честный протопоп Стефан молением и запрещением устрой не быти в оно брачное время смеху никаковому, ни бесовским играниям, ни песнем студним, ни сопельному, ни трубному козлогласованию». Стефан, как истый ревнитель благочестия, хотел, чтобы именно царский дом был образцом христианской жизни для подданных, чтобы царь первый отказался от тех свадебных обычаев, забав и игр, в которых более всего сохранилось языческого, несогласного с духом христианского благочестия. Он достиг своей цели, хотя его требование шло вразрез с народными вековыми обычаями, всеми признаваемыми и свято соблюдаемыми, свадьба царя действительно совершилась «в тишине и страхе Божий и в пениих и в песнех духовных». Сделавшись человеком влиятельным у царя и в среде окружающих его лиц, Стефан Вонифатьев тесно сблизился с известным ревнителем благочестия и просвещения постельничим Федором Ртищевым. Оба обратили внимание на пороки, господствовавшие тогда в народе и в самом духовенстве, беспорядки в церковной жизни, на отсутствие у нас церковной проповеди и решились изыскать средства возвысить религиозно-нравственную жизнь и уничтожить церковные беспорядки. К Стефану и Ртищеву скоро пристал и еще очень видный влиятельный человек — Новоспасский архимандрит Никон. Вонифатьев при содействии Ртищева и Никона изыскивает между тогдашним белым духовенством таких лиц, которые бы заявили себя строгою жизнию, неуклонным исполнением церковных правил, книжностью и готовностью на энергическую борьбу с общественными пороками. Таких лиц Стефан, при содействии государя, ставит на видные протопопские места в различных городах с тем, чтобы они своими поучениями и обличениями воспитывали народ в духе благочестия, чтобы для всего местного духовенства они служили образцом надлежащего исполнения пастырских обязанностей. Своим ближайшим помощником и сотрудником в деле публичной церковной проповеди и водворения церковных порядков в самой Москве Стефан Вонифатьев избирает нижегородского священника Иоанна Неронова. Так как сам Стефан вращался почти исключительно только в придворном кругу, то Неронов, по его мысли, должен был сделаться собственно народным проповедником и учителем. С этою именно целью Неронов был назначен протопопом московского Казанского собора, потому что «та церковь посреди торжища стоит и народ по все дни в ней бывает». Живая устная проповедь, дотоле было совсем замолкшая в Москве, единогласное чинное пение и чтение, уже давно забытые в московских церквах, строгое исполнение всех положенных церковных служб возбуждало всеобщее внимание и привлекало в Казанский собор громадные толпы молящихся. Истовостью в исполнении церковных служб, энергичною борьбою с различными общественными пороками отличались и другие члены кружка ревнителей. Достаточно припомнить знаменитого протопопа Аввакума, его подвиги в борьбе с нечестием, злострадания за обличения неправды, великую способность переносить все. Благодаря Стефану ревнители хорошо были известны царю, царице и членам царской семьи, которые вполне сочувствовали направлению и всей деятельности кружка. Деятельность кружка ревнителей благочестия была в известном отношении преобразовательною, так что представители кружка ревнителей, в глазах многих невежественных лиц, были не что иное, как опасные новаторы и даже чуть не еретики, стремящиеся изменить отеческие, веками освященные и всеми доселе признаваемые обычаи. Везде, где только появлялись с своими обличениями, везде они встречали вместе с сочувствием к себе и прямую вражду со стороны лиц, ими обличаемых, со стороны ленивого и невежественного духовенства. В воззрениях первых деятелей кружка ревнителей, Стефана, Ртищева и потом Никона, не могло быть ничего особенно враждебного новым веяниям. Ртищев, устрояя около Москвы Андреевский монастырь и вызывая в него ученых, южнорусских монахов, действовал, конечно, с согласия Стефана. Точно так же и царь, не посоветовавшись со своим духовником, не решился бы на вызов в Москву ученых киевлян для книжных исправлений. Это делалось с согласия Стефана, который, следовательно, лично вовсе не был противником науки, образования. Умный и непритязательный Стефан легко мирился с киевскою ученостью, как он впоследствии легко мирился с преобразовательною деятельностью Никона и даже усиливался помирить с нею своих пылких друзей. Новые друзья Стефана, особенно Неронов, уже по самой живости своей натуры не могший оставаться на втором плане, не только привнесли с собою круг воззрений, во многом отличных от воззрений Стефана и Никона, но и старались придать им преобладающее руководящее значение, вследствие чего необходимо должна была с течением времени вскрыться рознь и повести к отделению московских ревнителей от провинциальных. Дело в том, что в лице пришлых в Москву провинциальных ревнителей, каковы Неронов, Аввакум и др., выступала на сцену старая Русь, совершенно чуждая новейшим московским культурным движениям. Это была Русь, прочно державшаяся всех дедовских верований, обычаев и традиций, крепко веровавшая в их незыблемость и спасительность, крайне неподатливая на всякую новину, враждебная всему, что стремится освободиться от уз векового, хотя бы уже и отжившего обычая. Но если эта старая Русь и не обладала научным образованием, воспиталась с помощью простого начетничества, если она затруднялась иногда подметить в Псалтыри простую типографскую ошибку, — зато она готова была на мученичество за свои верования и убеждения. Как мало в ней было способности к отвлеченному и критическому мышлению, так много было характера, энергии, способности всем жертвовать за свои излюбленные убеждения. На смерть идут за свое учение — одного этого уже достаточно для массы, чтобы видеть в их учении, не разбирая и не оценивая его по существу, святую непререкаемую истину. Вот такие-то люди, сгруппировавшись около Стефана, постепенно становятся известными самому царю, приобретают влияние и начинают заявлять притязание на руководящую роль в церковных делах. До тех пор, пока новые московские веяния не нашли себе определенного выражения в церковной реформе Никона, провинциальные ревнители еще держались Стефана и Никона. Как же скоро Никон вступил на патриарший престол и энергично стал продолжать дело церковного исправления, а Стефан решительно стал в этом деле на сторону Никона, ревнители провинциалы отстранились и пошли своим собственным путем. Так случилось, что в то самое время, когда в высших и передовых кругах правительственной Москвы уже совершился тот великий перелом в духовной жизни, вследствие которого прежние устои и основы русской жизни стали признаваться некоторыми несостоятельными, когда проявилось стремление с помощью тесного сближения с образованными киевлянами и греками внести в нашу духовную жизнь новые культурные элементы, построить ее на новых началах, в это самое время старая Русь, со всем строем старых понятий, со старыми идеалами в лице Неронова, Аввакума и др. является в Москву, занимает здесь видное положение, становится благодаря счастливым обстоятельствам крупною влиятельною силою и заявляет притязания направлять всю общественную и, особенно, церковную жизнь. При таких обстоятельствах старое и новое направления в русской жизни враждебно столкнулись в Москве и между ними произошла ожесточенная борьба за право дальнейшего существования. Цит. по: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов.//Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т.2. в 2 кн. Кн.1. ХVII – начало ХVIII века. – М., 1995. – С.49 – 53.
Церковная реформа < …> Расхождение интересов царской и церковных властей было подготовлено и событиями духовной жизни русского общества. Проникновение в ходе польско-шведской интервенции и торговых контактов влияния западноевропейской культуры привело к увеличению количества православных верующих, которых перестали удовлетворять однообразные церковные службы и обряды, а также отдельные нормы поведения, установленные церковью. Падению авторитета церкви способствовало также стяжательство, то есть жизнь не по христианским нормам ряда священников, разница в церковных обрядах и почитании святых в различных территориях страны и т.д. В результате сократилось посещение храмов. Церковь пыталась устранить недостатки, но не смогла. Как укрепить свою власть над церковью и в то же время усилить ее влияние на население, не знало и государство. Но и светская и церковная власти понимали необходимость проведения церковных реформ. Особенно актуальным этот вопрос стал с 1648 года, с начала освободительной войны украинского народа против шляхетской Польши. Украина хотела объединиться с Россией. Но между русской и украинской православными церквами существовали религиозно-обрядовые различия, не разрешив которых, нельзя было добиться долговременного объединения государств. Причина различий состояла в том, что в XVII веке Украина совершала богослужение в соответствии с греческими (константинопольскими) книгами, а в России к этому времени сложились свои традиции. Главными отличиями украинских обрядов от русских были: троеперстие при совершении крестного знамения вместо двуперстия; единогласие вместо многогласия; поясные поклоны вместо земных и др. Обеспокоенность " нестроениями" в церковной жизни привела к созданию в Москве в 50-е годы кружка ревнителей благочестия, т.е. сторонников старорусской православной традиции. В него входили как духовные, так и светские лица. Целью кружка было искоренение беспорядков в церковном быту, возвышение религиозно-нравственной жизни. Для осуществления этих задач члены кружка готовили церковную реформу. Но у них не было единства по вопросу о том, какие нормы взять за основу богослужебной практики: константинопольские и украинские или московские. В результате, по этому вопросу возникло две точки зрения и кружок распался на две группы. Первую составляли провинциальные ревнители благочестия - протопопы И.Неронов, А.Петров и другие. Их сторонником был первоначально и патриарх Никон. Они считали, что истинная вера на Руси, а не в Византии или на Украине. Вторую группу составляли царь, протопоп С.Вонифатьев, постельничий Ф.Ртшцев и другие столичные лица. Позже к ним присоединился Никон. Они отказались (в известной мере по политическим мотивам) от традиционной оценки греческой церкви, как уклоняющейся от истинной веры. Они считали необходимым устранить расхождения в церковной практике на основе греческого образца. Это предложение получило поддержку узкого, но влиятельного круга духовных и светских лиц в России и на Украине. Не дожидаясь решения церковного собора, царь пригласил в Москву для исправления церковных книг ученых монахов из Киева. Решающую роль в проведении реформы церкви играл Никон, который в 1652 году был избран на патриарший престол. Это беспрецедентный случай в истории, когда крестьянский сын занимает высший религиозный пост в стране. С весны 1653 года патриарх Никон начал реформу. С целью сделать в глазах украинцев воссоединение с Россией максимально привлекательным, продемонстрировать отсутствие различий между православием в Москве и на Украине, на Руси вводилась греческая обрядность вместо старорусской: двоеперстие заменялось троеперстием, символом культа был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного; из Символа веры и из некоторых других молитв были исключены слова, которых не было в греческих подлинниках и др. Таким образом, реформа не затрагивала сути православия, она касалась лишь внешней стороны церковной жизни, но ее проведение встретило ожесточенное сопротивление ряда верующих. В стране произошел раскол, то есть отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы 1653-1656 годов. Цит. по: Богородская О.Е., Будник Г.А. История русской православной церкви. Иваново, 1998. – С.31-33.
Церковный раскол В рядах раскольников были представители самых разных слоев населения: бояре, купцы, стрельцы, посадские люди, крестьяне, многие (особенно провинциальные) священнослужители. Причины раскола многообразны. Ученые В.О.Ключевский, Н.Ф.Каптерев, П.Н.Милюков основными мотивами раскола считали консерватизм, приверженность русского народа дедовским обычаям, неприязнь к новшествам, особенно заимствованным с Запада. Протоиерей, историк философии и общественной мысли В.В.Зеньковский рассматривал раскол, как протест против заражения церкви " мирским духом", что угрожало вековой мечте о священном православном царстве на Руси. Историки А.П.Щапов и Н.М.Никольский видели в расколе проявление социального протеста широких народных масс против усиления крепостнического гнета со стороны государства. Видимо, все эти факторы имели место. Кроме этого, надо иметь в виду, что реформа была проведена поспешно, без должной подготовки массового сознания, с помощью насилия, хотя ее политико-дипломатические цели были, видимо, оправданы. Возможно, раскол не пустил бы такие корни, но, по мнению известного специалиста в области православной церкви А.В.Карташева, уход в 1658 году Никона с патриаршего поста усилил фанатизм вождей раскола, вселил в них веру о возвращении старых порядков. Но, осудив в 1666 году Никона и сослав его в монастырь, царь не отменил реформ патриарха. Никон был обвинен в неуважении к царю, вмешательстве в светские дела, гордыне, нарушении норм церковной жизни и др. Действительно, Никон пытался возвысить церковную власть над светской и отменить Соборное уложение 1649 года. В начале своего патриаршества он вытребовал себе титул " Великого государя", заявляя о необходимости решающего значения его голоса в любом государственном деле. В тот период царь принял условия Никона, так как считал эту меру полезной для проведения церковной реформы. Однако по мере ее осуществления он все больше тяготился притязаниями патриарха на лидерство в стране. Начало раскола относится к 1654 году, к выступлению протопопа Аввакума против нововведений. Среди сторонников раскола были такие даровитые и умные люди, как Иван Неронов, Андрей Денисов, Спиридон Потемкин и др. Они выступили под флагом " хранителей древнего благочестия". Протопоп Аввакум писал в своем " Житии", что до появления Никона именно Россия была центром и хранительницей истинного православия, и поэтому, "...не нам у греков, а им у нас надо учиться правой вере". С точки зрения исторических фактов протопоп Аввакум и его товарищи были правы: не русские, а греки отступили от традиций первых христиан, пересмотрев в XII веке обрядовые нормы. Что касается исправления священных книг, то у греков погрешностей и ошибок встречалось не меньше, чем у русских. Полемика между никонианами и староверами вылилась в настоящую идеологическую войну. Но победа в ней фактически была гарантирована реформаторам, так как за ними стояла государственная власть. Царь Алексей, несмотря на свою истовую религиозность, не препятствовал патриарху Никону в сломе прежнего церковного уклада. По косвенным данным, за реформой скрывался прицел Алексея стать во главе всего православного мира. Старообрядцы восприняли царя как вероотступника. Государство преследовало староверов. Так, протопоп Аввакум был на 10 лет сослан в Сибирь, затем пострижен и сослан в Пустозерск. Тяготы не сломили его, он продолжал отстаивать свои идеи и в 1682 году был сожжен с несколькими своими единомышленниками. Однако раскол церкви репрессиями преодолен не был. Итак, в середине ХУЛ века с одобрения царя патриархом Никоном была проведена церковная реформа, в ходе которой было установлено единообразие в богослужебных чинах русской и украинской церкви. Вместе с тем эта реформа породила такое сложное по своему социальному составу и разнообразное по идеологии движение, как раскол. Кроме того, стремление патриарха Никона к возвеличиванию власти церкви над государством послужило впоследствии одной из причин реформ Петра I и Екатерины П по ограничению политического и экономического могущества православной церкви. Цит. по: Богородская О.Е., Будник Г.А. История русской православной церкви. Иваново, 1998. – С.33-35.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы