Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Борьба населения нашего края с польской интервенцией в начале XVII века



В начале XVII века польские и шведские феодалы предприняли широкомасштабную интервенцию против России. На русский престол взошёл ставленник польских панов Лжедмитрий I — беглый русский монах Григорий Отрепьев. Однако ему удалось продержаться в Москве всего около года, он был убит в результате народного восстания. В 1608 году в Россию вторгся новый самозванец Лжедмитрий II с большим войском поляков. Он осадил Москву, а отдельные польские отряды рассыпались по так называемому Замосковному краю, куда входила и территория Верхней Волги. Им удалось захватить Кострому, Галич, Суздаль, Шую, Лух и другие города. На сторону поляков переметнулось немало русских из имущих слоев, среди них были воеводы Плещеев из Суздаля и Просовецкий из Луха. Такие изменники получили в народе презрительное прозвание " тушинцев" по названию подмосковного села Тушино, где находился лагерь интервентов, осаждавших столицу. Суздаль и Лух стали опорными базами поляков и тушинцев, откуда они совершали грабительские набеги на города и сёла нашего края. Уже в октябре 1608 года поляками была захвачена Гаврилова слобода (ныне - Гаврилов Посад), в ней стоял отряд пана Яна Ковецкого, в соседнем селе Осановце остановился с отрядом ротмистр Сума, небольшие вражеские гарнизоны стояли и в других сёлах современного Гаврилово-Посадского района - Шекшове и Глумове. Интервенты убивали недовольных, насильничали, грабили; награбленное обычно отправлялось в многолюдный польский лагерь, осаждавший Троице-Сергиев монастырь под Москвой. Побывали они и в селе Иванове. Воевода Фёдор Плещеев писал польскому гетману Яну Сапеге; " Послал я от себя... пана Мартына Собельского с казаками, да с ним же с Мартыном пошел Лисовского полку пан Чижевский с казаками и божьею милостью на Волге город Плёс взяли, пришли назад в Суздальский уезд, в старые таборы, в село Иваново-Кохму". Выражение " старые таборы", относившееся к селу Иванову, свидетельствует о том, что оно, наряду с Суздалем и Лухом, было какое-то время опорной базой для разбойничьих походов поляков.

Конец 1608 года и первая половина 1609 оказались особенно насыщенными событиями, связанными с иноземной интервенцией в нашем крае. Бесчинства поляков, тушинцев и примкнувших к ним казаков вызвали справедливое возмущение населения. Чаша терпения, как видно, переполнилась, когда в декабре 1608 года в Суздальский уезд (занимавший значительную часть территории нашего края) явился для сбора дани польский пан Комаровский с отрядом.

В конце XVI века Григорий Отрепьев некоторое время жил в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале, а затем - в Спасо-Кукоцком монастыре, который находился возле села Серби-лово Гаврилово-Посадского района. Об этом свидетельствует документ " Иное сказание о самозванце".

10 декабря 1608 года жители Шуи, первоначально присягнувшие Лжедмитрию II и " целовавшие ему крест", отреклись от самозванца. Они не только сами выступили против интервентов, но и послали грамоту в соседнюю Ярополчскую волость (район города Вязников), которая под влиянием шуян тоже отказалась признать самозванца законным царём. Чтобы наказать непокорных, Фёдор Плещеев с отрядом предпринял поход на Шую в декабре того же года. Ему удалось взять город, и он хвастливо писал Яну Сапеге, что его войска " посады шуйские пожгли". При этом в письме упомянуто, что защитники города " бились с нами насмерть".

В начале 1609 года в нашем крае развернулось широкое патриотическое движение против поляков. Никоновская летопись сообщала: " Вложи бог мысль добрую во всех чёрных людях, и начаша збиратися по городам и волостям, в Юрьевце Повольском собрашася с сотником, с Фёдором Красным, да ещё с крестьянином с Григорием с Лапшой,... на Холую Илейка Денгин". Характерно, что этот официально составленный документ особо подчёркивал народный характер движения, шедшего от " чёрных людей", и даже сообщал их имена -Григорий Лапша и Илья Деньгин, собиравший людей в слободе Холуй. К летописному свидетельству следует добавить, что важным центром движения сопротивления стала Кинешма, здесь его возглавил местный воевода Фёдор Боборыкин.

Изменнику Плещееву недолго пришлось торжествовать после победы над шуянами. 11 февраля 1609 года крупные силы кинешемцев во главе с Фёдором Боборыкиным " лыжные и конные" напали на Плещеева возле села Дунилова (Шуйский район) и наголову разбили его отряд, состоявший из суздальцев и изменников из Луха. Только убитыми Плещеев потерял 130 человек, кинешемцы захватили различные трофеи, в том числе три пушки. Патриотам удалось очистить от тушинцев и город Лух.

Эти события не на шутку встревожили поляков и самого Лжедмитрия. Уже через несколько дней после сражения под Дуниловым он отправил грамоту гетману Сапеге с требованием послать на помощь Плещееву одного из лучших польских полководцев пана Александра Лисовского. Уже 6 марта 1609 года оправившиеся после разфома поляки нанесли поражение отряду патриотов возле Холуя, тушинцы снова сумели овладеть Л ухом. В мае пан Лисовский неожиданно появился под Кинешмой с отрядом конных и пеших воинов. Кинешемцы смело выступили навстречу неприятелю. 25 мая 1609 года в двух верстах от города в районе современного кинешемского завода имени Калинина состоялось ожесточенное сражение. Ополчение недостаточно обученных горожан не смогло противостоять хорошо вооруженному и многочисленному отряду Лисовского. Сыграло свою роль и то, что в ходе битвы пал отважный воевода Фёдор Боборыкин. Поляки оттеснили ополченцев и на следующий день ворвались в Кинешму. Несмотря на отчаянное сопротивление жителей, она была захвачена врагом и подверглась жестокому разграблению. Помощь кинешемцам пытался оказать отряд из Юрьевца, подошедший к уже захваченному врагом городу. Однако юрьевчане вынуждены были отойти. Лисовский, простояв на пепелище Кинешмы десять дней, двинулся разорять окрестные земли. При приближении поляков к Юрьевцу всё население, прихватив свой скарб, переправилось на противоположный берег Волги, город был захвачен интервентами. Однако это был последний успех Лисовского. Его войско, засевшее рядом с Юрьевцем на острове посреди Волги, было застигнуто врасплох ратью, пришедшей.на судах из Нижнего Новгорода. Летопись сообщала о печальной участи захватчиков: " Побиша их до конца, а инии и в Волге истопоша. Лисовский же утече с малыми людьми". В конце 1609 года большая часть территории нашего края была очищена от поляков и изменников - тушинцев.

Однако, в руках поляков оставалась еще Москва и другие русские города. Только в 1611-1612 годах патриотические силы России сумели объединиться и окончательно освободить родину от интервентов. Инициатором широкого патриотического движения, начавшегося в Нижнем Новгороде, стал Козьма Минин. Во главе собиравшегося здесь ополчения решено было поставить популярного в народе князя Дмитрия Михайловича Пожарского (1578-1642), происходившего из небогатого, но древнего рода Стародубских князей. Вотчинные владения Пожарских в различное время располагались на территории нашего края в Южском, Пестяковском, Верхне-Ландеховском районах. В разное время им принадлежали доныне существующие села - Мугреево, Мыт, Верхний и Нижний Ландехи, Пестяки, Холуй. Д.М. Пожарский еще в марте 1611 года принимал активное участие в восстании москвичей против поляков, получил здесь тяжелое ранение и был увезен в свою вотчину село Мугреево (в современном Южском районе). Жители Нижнего Новгорода снарядили к князю посольство, в составе которого были архимандрит Феодосии и " сын боярский" Ждан Болтин, в Мугреево приезжал к Пожарскому и Козьма Минин. Князь, несмотря на то, что он еще не совсем оправился от ран, согласился встать во главе ополчения. В октябре 1611 года он выехал из Мугреева в Нижний Новгород.

Войско Минина и Пожарского, выйдя в начале марта 1612 года по зимнему пути из Нижнего Новгорода, отправилось к Москве не прямо, а окольным путём, через поволжские земли. Здесь Д.М. Пожарский надеялся значительно пополнить силы своего войска. Его расчеты оправдались; ополчение, проходя по территории нашего края, приняло в свои ряды значительное пополнение из местных жителей. История донесла до нас имена руководителей крестьянских отрядов, влившихся в войско Пожарского, это уже упоминавшийся Григорий Лапша и Фёдор Ремень. По преданию, Ремень стал одним из близких помощников Козьмы Минина. Память об этих народных героях сохранилась в названиях деревни Лапшихи под Кинешмой и Ременновской улицы в том же городе. В Юрьевце к ополчению присоединился отряд местных татар, которым юрьевчане положили жалование за военную службу. Жители Юрьевца, а также Кинешмы пожертвовали деньги в фонд ополчения. В Кинешме войско Минина и Пожарского расположилось на несколько дней на отдых, тем временем вперёд, в Плёс, была выслана артель плотников, чтобы подготовить плоты и паромы для переправы через Волгу. В дальнейшем наши земляки, сражавшиеся под знаменами Пожарского, принимали участие в боях при освобождении Москвы от захватчиков и в окончательном изгнании их из России.

Однако, отдельные отряды поляков, казаков и тушинцев под руководством Лисовского и его сторонников бесчинствовали на территории края ещё несколько лет. Это были не регулярные войска, а настоящие разбойничьи шайки.

В частности, в 1615, 1616 и 1619 годах ими были совершены набеги на Шую. В документах, относящихся к 1617 году, перечислены разграбленные в это время Лисовским сёла и деревни, они до сих пор существуют на карте области. Это Сергеево, Пупки, Павлюково в Шуйском районе, Большие и Малые Дорки, Потанино в Палехском районе.

" Смутное время" отрицательно сказалось на социально-экономической жизни края. Заметно уменьшилась в начале XVII века численность сельского населения, были разорены многие города. Однако, уже к 30-м годам экономика края, в первую очередь, земледелие, а также ремёсла и торговля снова получили широкое развитие.

Цит. по: Балдин К.Е., Ильин Г.В. Ивановский край в истории Отечества. – 2-е изд. доп. – Иваново, 1998. – С. 13 - 16.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Организация библиотечного обслуживания населения
  2. II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (во второй половине XV и в XVI в.).
  3. III. 3. ПОСТРОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ АНАТОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОЕНИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
  4. III. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени).
  5. IV. Материальное состояние Константинопольской патриархии.
  6. IV. Организация раннего выявления туберкулеза у взрослого населения
  7. VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  8. X. АКЦИОНАЛЬНЫЙ ГОЛОД И КРУГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ
  9. XI. Организация и проведение иммунизации населения против туберкулеза
  10. XII. Большинство приемлемых для организма способов поведения совместимы с представлениями человека о самом себе.
  11. А. Шопенгауэр. Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа
  12. А3. Как Вы думаете, к какой группе населения по уровню доходов Вы (Ваша семья) относитесь?


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь