Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Познавательной сферы личности
В данном параграфе описаны психодиагностические методики, направленные на выявление особенностей познавательной сферы личности: Ø Методика «Таблицы Шульте»; Ø Корректурная проба (Тест Бурдона); Ø Метод заучивания 10 слов (Методика А. Р. Лурия); Ø Методика «Пиктограмма». Ø Методика «Сложные аналогии». Ø Методика «Ведущая модальность». 3.1. Методика «Таблицы Шульте»[1] Цель методики: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.
Описание теста Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Инструкция к тесту Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций. Тестовый материал
Обработка и интерпретация результатов теста Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена " кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой): эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ). Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле: ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где Тi – время работы с i-той таблицей. Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого. Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 10 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше 11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше 12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т1 / ЭР Результат меньше 1, 0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1, 0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4 / ЭР Показатель результата меньше 1, 0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
3.2. Корректурная проба (Тест Бурдона)[2] Цель методики: исследование степени концентрации и устойчивости внимания. Описание теста: обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Инструкция к тесту: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)». Обработка результатов теста: Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле: К = С2 / П, где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым, П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле: A = S / t, где А – темп выполнения, S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы, t – время выполнения. По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике. Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле: С = (So / S) * 100, где So – количество ошибочно проработанных строк, S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
3.3. Метод заучивания 10 слов А. Р. Лурия[3]. Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания. Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А.Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям: 1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные); 2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.). Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых. Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи. Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь. Второй вариант слов: Арбуз, Кисть, Море, Кот, Река, Мед, Кирпич, Жук, Король, День. Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз». Инструкции для взрослых. — Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке». — Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен». Обработка результатов. 1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V. 2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.
График заучивания слов 3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%): , где Кi —коэффициент запоминания i-го слова, Рi — его абсолютная частота; n — количество повторений. 4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К. График частоты запоминания слов 5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе. 6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания: , где V долговрем. — объем долговременной памяти (через один час) V6 — количество воспроизведенных слов в 6-й серии Интерпретация. Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых обследуемых с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные респонденты воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется. При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях. Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта». Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации). Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.
3.4. Методика «Пиктограмма». Автор – А.Р. Лурия[4] Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования была предложена в начале 30-х годов. Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный, греч. grapho — пишу). Методика позволяет выявлять особенности развития образной сферы человека, типы используемых зрительных образов, развивать образную фантазию и воображение, что дает возможность использовать ее там, где творческая деятельность является ведущей. Материалы: для проведения методики необходим чистый лист бумаги и ручка. Инструкция: «Вам предстоит запомнить перечень слов и словосочетаний. Для запоминания вы можете использовать прием зарисовок, т. е. нарисовать какое-либо изображение, которое потом позволит вам вспомнить то или иное слово или словосочетание. Воспроизведение слов и словосочетаний на основе пиктограмм выполняется с отсрочкой не менее 30 минут. После перерыва вспомните и запишите те слова и словосочетания, которые были вам предъявлены». Для проверки понимания инструкции целесообразно выполнить рисунок, например, чтобы запомнить словосочетание «Веселый праздник». Если инструкция понятна, то можно приступать к основному этапу работы. Для запоминания можно воспользоваться следующим списком слов и словосочетаний: 1) веселый праздник; 2) вкусный ужин; 3) мальчик-трус; 4) радость; 5) надежда; 6) любовь; 7) отчаяние; 8) глухая старуха; 9) трудный разговор; 10) моя профессия; 11) страх; 12) развитие. Обработка результатов. В результате проведения методики вы получаете нарисованные в столбик или по строчкам различные изображения, которые при обработке делятся на 5 основных видов. 1. Абстрактные изображения (А) — это штриховки, линии или геометрические формы, расшифровать смысл которых может только человек, который их нарисовал. 2. Знаково-символические изображения (3) — это рисунки относительно правильных геометрических форм, среди которых часто встречаются известные символы, например, на слово «Любовь» — сердечко, на словосочетание « Глухая старуха» — зачеркнутое ухо. 3. Конкретные изображения (К) — обычно содержат конкретные предметы или явления, например, на словосочетание «Веселый праздник» изображается праздничный стол, на «Мальчик-трус» — трусы, на отчаяние — слезы из глаз и т. д. 4. Сюжетные изображения (С) — это изображения каких-либо действий и действующих лиц, связанных определенной ситуаций. Например, на слово «Игра» изображают игроков, играющих в мяч, группу, которая вышла на прогулку и т. д. (рис. 3.8). 5. Метафорические изображения (М) — это обозначение заданного слова или словосочетания через метафору, «иносказание», художественный образ, например, на слово «Любовь» рисуют две горящие свечи, на слово «Дружба» — расходящиеся руки, символизирующие о двойственности дружбы и т. д. При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений студента, особенности его индивидуального опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.
3.5. Методика «Сложные аналогии». Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. Описание: методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами. Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов. Инструкция: «На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр». Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты. Материал: Шифр: А. Овца - стадо. Б. Малина - ягода. В. Море - океан. Г. Свет - темнота. Д. Отравление - смерть. Е. Враг – неприятель. 1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е 2. Физика - наука А, Б, В, Г, Д, Е 3. Правильно - верно А, Б, В, Г, Д, Е 4. Грядка - огород А, Б, В, Г, Д, Е 5. Пара - два А, Б, В, Г, Д, Е 6. Слово - фраза А, Б, В, Г, Д, Е 7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е 8. Свобода - воля А, Б, В, Г, Д, Е 9. Страна - город А, Б, В, Г, Д, Е 10. Похвала - брань А, Б, В, Г, Д, Е 11. Месть - поджог А, Б, В, Г, Д, Е 12. Десять - число А, Б, В, Г, Д, Е 13. Плакать - реветь А, Б, В, Г, Д, Е 14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е 15. Покой - движение А, Б, В, Г, Д, Е 16. Смелость - геройство А, Б, В, Г, Д, Е 17. Прохлада - мороз А, Б, В, Г, Д, Е 18. Обман - недоверие А, Б, В, Г, Д, Е 19. Пение - искусство А, Б, В, Г, Д, Е 20. Тумбочка - шкаф А, Б, В, Г, Д, Е Ключ:
Оценка результатов:
Анализ результатов. Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость – скупость», «прохлада – мороз».
3.6. Методика «Ведущая модальность» Модальность - форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Пища для нашей нервной системы бывает разной, и разными бывают наши предпочтения. Кто-то предпочитает визуальную информацию, кто-то аудиальную (слуховую), кто-то - кинестетическую (прикосновения, внутренние ощущения и т.д.). Поэтому и сенсорный голод (недостаток впечатлений для зрения, слуха, осязания) следует утолять не чем попало, а информацией для ведущей модальности. Ведущая модальность - это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее. В решении любой задачи один человек нарисует на бумажке разные варианты, другой проговорит их вслух, третий разложит перед собой предметы. Какая модальность для вас ведущая? Теория о доминирующей модальности восприятия является элементом так называемого нейро-лингвистического программирования (НЛП). Инструкция: зачитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с данным утверждением, и знак «-», если не согласны. 1. Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков. 2. Я долго помню то, что мне сказали. 3. После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться. 4. Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату. 5. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 6. Я не стану носить очень модную вещь, если она неудобна. 7. Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь. 8. Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок. 9. Для меня очень важны цвета, которые меня окружают. 10. Я иногда разговариваю сам с собой. 11. Стараюсь записать все важные дела, чтобы не забыть. 12. Вечером я обязательно должен принять душ или ванну. 13. Я люблю танцевать. 14. Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник. 15. Не выношу беспорядка в комнате, где живу. 16. Я часто слушаю плеер. 17. Если мне приходится долго сидеть, я ужасно устаю. 18. Люблю рассматривать репродукции картин. 19. Мелодия прошлого лета переносит меня в него. 20. Я люблю читать во время еды. 21. Очень часто и помногу разговариваю по телефону. 22. Я не худой человек. 23. Люблю потягиваться, разминаться. 24. Я умею слушать собеседника. 25. Обожаю смотреть фильмы. 26. У меня хорошая память на лица. 27. Люблю слушать шум дождя. 28. Не люблю спать на слишком мягкой постели. 29. Меня развлекают пародии, умение подражать голосам. 30. Много времени уделяю своему внешнему виду. 31. Люблю массаж. 32. В общественном транспорте я рассматриваю людей. 33. Предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому. 34. Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный букет. 35. Не могу долго ездить на машине. 36. Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса. 37. Мне нравится, когда люди хорошо одеваются. 38. В шуме не могу сосредоточиться. 39. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой. 40. Не люблю синтетических тканей. 41. Найти удобную обувь для меня очень сложно. 42. От яркости освещения в комнате зависит мое настроение. Обработка результатов методики на определение ведущей модальности: Визуал: 1, 5, 9, 11, 15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37, 42 Аудиал: 2, 4, 7, 10, 14, 16, 21, 24, 27, 29, 33, 36, 38 Кинестетик: 3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41. Наибольшее значение для общения имеют три первых канала. У каждого человека может преобладать тот или иной канал восприятия информации. Другими ему может быть не удобно пользоваться, они могут быть неразвиты или заблокированы. В зависимости от предпочитаемого канала получения информации людей так и называют: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». В последнее время стали выделять дополнительно «логиков» («дискретов»). Визуалы - лучше воспринимают информацию через зрительные представления. Аудиалы - лучше воспринимают информацию через слуховые представления. Кинестетики - лучше воспринимают информацию через кожные и внутренние ощущения, чувства. Логики - лучше воспринимают информацию через рассуждения, отрываясь от непосредственного ощущения. Понятно теперь, что устный рассказ лучше всего воспринимают аудиалы (таких людей в среднем всего 10%). Рисунки, надписи, чертежи и таблицы, а также яркие зрительные образы, переданные в речи - визуалы (таких людей может быть до 70-90%). Кинестетики (их может быть до 40%) лучше воспринимают информацию ощупывая, обводя контуры, представляя себе внутренние ощущения, делая что-то руками. Логики (по ним нам пока данные не известны) требуют времени на осмысление и опираются на абстрактные знания и понятия. Распознавание ведущих каналов информации у собеседника: 1. Визуал (думающий картинками). Говорит высоким голосом, быстро, громко, чисто. Излагая материал, торопится, боясь не успеть за быстро возникающими зрительными образами. Дыхание грудное, поверхностное. Движения скованные, судорожные. Одежда - хорошего внешнего вида. Внимание проявляется в том, что поворачивается к собеседнику лицом – смотрит. Чтобы хорошо воспринимать и понимать - должен видеть. Предпочитаемые выражения лежат в зрительной области: «я вижу, что», «давайте рассмотрим», «покажите», «что вы имеете в виду», «сразу видно, что», «обрисуйте ситуацию», «вырисовывается следующая картина», «ясно», «ярко» и т.д. 2. Аудиал (думающий словами и звуками). Часто вначале проговаривает текст «про себя». Голос мелодичный, ритмичный, меняющийся. Дышит всей грудью, в полном объеме. Движения тела то медленные - то ритмичные, то зажатые — то свободные. Голова балансирует на шее, часто наклонена вбок. Внимание проявляется в том, что поворачивается к собеседнику одним ухом – слушает. Собеседник же обычно реагирует на такое поведение, наоборот, как на невнимательность. Чтобы хорошо воспринимать и понимать аудиал должен смотреть в сторону или вниз наискосок. Прямой зрительный контакт может вызывать у него дискомфорт и стресс, ухудшить понимание. Предпочитаемые выражения лежат в слуховой области: «расскажите мне», «давайте поговорим», «давайте обсудим», «я вас слушаю», «послушайте», «я хочу вам сказать», «пропустил мимо ушей», «вы меня не слушаете», «это звучит, как», «тихо», «громкий» и т.д. 3. Кинестетик (думающий чувствами и прикосновениями). Говорит медленно и негромко с длинными паузами, как бы прислушиваясь к себе. Тон голоса часто низкий. Глубокое низкое дыхание в области живота. Характерно низкое положение головы. Одежда - удобная для него. Внимание проявляется в том, что наклоняется или пододвигается к собеседнику - стремится дотронуться, ощупать. Или «погружается в себя» - стремится почувствовать. Чтобы хорошо воспринимать и понимать - должен смотреть вниз, «уходить в себя». Зрительный контакт может вызывать дискомфорт и стресс, ухудшать понимание. Предпочитаемые выражения лежат в области чувств и телесных ощущений: «я чувствую, что», «тяжело», «легко», «приятно», «руки чешутся», «теплый», «мягкий», «нежный», «похолодел», «не давите на меня», «мне нравится», «дело движется», «давайте затронем», «вы коснулась», «больное место» и т.д. Обонятельный и вкусовой типы восприятия - включаются в группу кинестетиков. Предпочитаемые выражения лежат в области обонятельных и вкусовых ощущений: «я носом чую», «со вкусом», «сладкие грезы», «горькие воспоминания», «аппетитно», «не перевариваю», «меня от этого тошнит» и т.д.
4. Логик (думающий абстрактно). Говорит монотонно, прерывисто. Голос твердый, зажатый. Дыхание ограниченное, верхнее. Обычно смотрит поверх голов. Разумный, рассудительный, логичный, любит язык цифр, фактов и доказательств. Внимание проявляется в том, что начинает рассуждать вместе с собеседником или записывать его высказывания – анализирует. Просит повторить или сам повторяет. Зрительный контакт может вызывать дискомфорт и стресс, ухудшить понимание. Предпочитаемые выражения лежат в области рассуждений и логики: «я полагаю», «я считаю», «я думаю, что», «понимаю», «я знаю, что», «как известно», «давайте рассуждать здраво» и т.д. Часто вместо себя («я утверждаю, что», «я считаю, что») называют абстрактные понятия или авторитеты - «статистика утверждает, что», «науке известно, что», «мое воспитание не позволяет мне» и т.д. Для распознавания предпочитаемых систем восприятия можно просто наблюдать за человеком, а можно провоцировать его на определенные реакции – «калибровать». Это целое искусство, изучаемое в нейролингвистическом программировании[5].
4. Психодиагностические методики исследования личностной сферы личности Для диагностики особенностей личностной сферы студентов можно использовать целый спектр методик, а именно: Ø 4.1. Методика диагностики темперамента Г. Айзенка. Ø 4.2. Геометрический тест. Ø 4.3. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова. Ø 4.4. Мотивы обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной. Ø 4.5. Уровень профессиональной направленности Т.Д. Дубовицкой. Ø 4.6. Проективная методика «Символ жизненного успеха», разработанная авторским коллективом под руководством Е.Б. Старовойтенко. Ø 4.7. Методика исследования эмоциональной направленности личности (анкета Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой). Ø 4.8. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Ø 4.9. Опросник «Рефлексивность» А.В. Карпова. Ø 4.10. Способность к прогнозированию Л.А. Регуша. 4.1. Методика диагностики темперамента Г. Айзенка [6]. Методика позволяет выявить особенности темперамента ребенка, определить, к какому типу темперамента относится ребенок. Применять методику оценки темперамента целесообразно с 10–12 лет. Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Известные типы темперамента — сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – диагностируются по Г. Айзенку, исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии – интроверсии и шкалы нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Экстраверсия по Г. Айзенку связана с общительностью, жаждой новых впечатлений, возбуждения. Экстраверт имеет много друзей, склонен к раскованным поступкам, действует под влиянием момента, импульсивен, любит шутки, «не лезет в карман за словом». Экстраверт беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчивости, его эмоции строго не контролируются, на него не всегда можно положиться. Интроверт – спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книгу, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Нейротизм по Г. Айзенку характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность — нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптированный тип. В опросник Г. Айзенка с целью коррекции результатов обследования введена еще одна шкала — социальной желательности, выявляющая тенденцию реагировать на вопросы так, чтобы получить желаемые для обследуемого результаты. По-другому эту шкалу называют «шкала лжи». Опросник состоит из 60 вопросов, из которых 24 – по шкале интраверсии – экстраверсии, 24 – по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи. Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос. Результаты фиксируются на тестовом бланке. Текст опросника 1. Любишь ли ты суету и шум вокруг себя? 2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать? 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят? 4. Бывает так, что ты раздражен чем-нибудь? 5. Часто ли у тебя меняется настроение? 6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами? 7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли? 8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят? 9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо? 10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? 11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек? 12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? 13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь? 14. Нравится ли тебе делать все в быстром темпе? (Если, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»). 15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо? 16. Тебе можно доверить любую тайну? 17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию? 18. Бывает так, что у тебя безо всякой причины бьется сердце? 19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь? 20. Ты когда-либо говорил неправду? 21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу? 22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям? 23. Ты часто чувствуешь себя усталым? 24. Ты всегда делаешь сначала уроки, а все остальное потом? 25. Ты обычно весел и всем доволен? 26. Обидчив ли ты? 27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами? 28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? 29. У тебя бывают головокружения? 30. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение? 31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело? 32. Любишь ли ты хвастаться? 33. Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей? 34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте? 35. Ты обычно быстро принимаешь решение? 36. Ты никогда не шумишь в классе, даже если нет учителя? 37. Тебе часто снятся страшные сны? 38. Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей? 39. Тебя легко огорчить? 40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь? 41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь, особенно для обдумывания? 42. Если ты оказываешься в глупом положении, долго ли потом переживаешь? 43. Тебе очень нравятся веселые игры? 44. Ты всегда ешь то, что тебе подают? 45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят? 46. Ты любишь часто ходить в гости? 47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить? 48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями? 49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком? . 50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? 51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие? 52. Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей? 53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить? 54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким? 55. Ты стесняешься заговорить с незнакомыми людьми? 56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять? 57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? 58. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины? 59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании? 60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал чего-нибудь, не подумав? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы