Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Современная западная философия.
1. Этапы экзистенциального становления человека в творчестве С. Кьеркегора («Наслаждение и долг», «Страх и трепет»). 2. Научная теория сознания (Э. Гуссерль). 3. Атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартра и А. Камю (экзистенциализм - это гуманизм, абсурдность человеческого существования). 4. Современная философия техники в работах М. Хайдеггера (понятие фундаментальной онтологии, техне, постава)
Термины Dasein, «бытие к смерти», интенциональность, «поток сознания», «присутствие-с-собой», трансцендентальная редукция, феноменология, экзистенциал, экзистенция. Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с. 2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с. 3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с. 4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с. 5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http: //e.lanbook.com/books/element.php? pl1_id=20127
Дополнительная литература 1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с. 2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с. 3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с. 4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с. 5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с. 6. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=137736 7. Философия [электронный ресурс]: учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=118626 Методические рекомендации Цель занятия - определить основные направления современной философии человека. 1. В первом вопросе об учении С. Кьеркегора (1813-1855 гг.) студенту необходимо уяснить для себя смысл термина «экзистенция» и его отличия от понятия «сущности», которое ассоциировалось для датского мыслителя с «системой» логики Гегеля. В чём уникальность человеческого существования и можно ли о нём говорить на языке абстракций? На эти вопросы Кьеркегор предлагает ответить тем, кто остро ощущает абсурдность своего существования в мире и берёт на себя ответственность за принятие жизненно важных решений в свете таких феноменов, как рождение, смерть, любовь и т.д. На пути восхождения к «подлинному существованию» Кьеркегор отмечает три стадии: эстетическую (наслаждение), этическую (долг) и религиозную (веру). Опишите и раскройте значение каждой их этих стадий. 2. Во втором вопросе при рассмотрении философии немецкого учёного Э. Гуссерля (1859-1938 гг.) постарайтесь определить место феноменов сознания в познании мира (есть ли для человека что-нибудь более достоверное? ) Может ли философия называться точной наукой, опираясь только на интенциональность субъективного сознания и объективную нередуцируемость (несводимость к чему-либо) идеальной вещи? Важно понять, что сущность вещи в феноменологии можно найти только благодаря описанию (дескрипции) человеком своих внешних феноменов. Вся последующая философия XX века будет исходить из этого важнейшего посыла, что бытие мира - это бытие познающего его человека. 3. В разговоре о творчестве двух французских представителей атеистического экзистенциализма Ж.-П. Сартре (1905-1980 гг.) и А. Камю (1913-1960 гг.) студентам предлагается задуматься над проблемой: может ли свобода быть единственным мерилом человеческого существования в мире? Как осознание «полной безосновности» своего существования и непризнание какого-либо внешнего авторитета кроме своего Я заставляет человека быть автором своей жизни? Каков смысл названия сартровской книги «Бытие и ничто»? Как «ничто» (пустота, смерть, бытийная недостаточность) служит для Сартра оправданием гуманизма и веры человека в собственные возможности изменить мир? Для разбора философского творчество А. Камю (1913-1960 гг.) необходимо понять смысл современной интерпретации античного мифа о Сизифе, согласно которой судьба человека состоит в обреченности поднимать в гору постоянно скатывающийся по воле богов камень. Абсурдность мира, как ни странно, придаёт смысл жизни каждому из нас. Бунт человека против неотвратимой последовательности событий или природной необходимости становится не только формой его самосознания, но и показателем его человечности. Какие виды бунта выделяет Камю? 4. При ответе на четвёртый вопрос о сущности техники в поздних работах известного философа XX века М. Хайдеггера (1889-1976 гг.) обратите внимание на необычность её трактовки. Хайдеггер при изучении процесса познания указывает на существование принципиального различия, не замеченного европейскими метафизиками, между онтологическим (экзистенция) и онтическим (предметное сущее) пониманием истины, т. е. познавать следует не заполняющие наше сознание беспричинные предметы, а их бытие или предназначение для нас. Например, в новоевропейской истории техника является важнейшим организующим началом всего предметного сущего, в том числе и деятельности человека. В этом вопросе Хайдеггер придерживается позиции отсутствия в мире человеческой самостоятельности и свободы выбора (истина либо есть, как она задана сущему, либо её нет, а человек должен только «попасть в её просвет»). Техника в XX веке устанавливает свои правила дальнейшего прогресса, но для этого важно увидеть её истинную сущность, а не внешнее предметное обрамление в виде всегда устаревающих результатов (иными словами, технический проект нового всегда будет опережать былые достижения). Подтвердите на собственных примерах, что новейшие технические разработки в информационном мире являются не результатом планомерной эволюции со времён простейших механизмов, а продуктом совершенно новой картины мира, которая уникальна на «данный» момент и никогда более.
Задание для самостоятельной работы. Прочтите по выбору одно из произведений Ж.-П. Сартра («Слова», «Стена», «Тошнота») или А. Камю («Бунтующий человек», «Посторонний», «Чума», «Миф о Сизифе») и напишите по прочитанному краткое философское сочинение (эссе) (4-5 стр.). Философское эссе по художественному произведению начинается с тщательного изучения сюжета, понимания развязки и действий главных героев. Художественное описание Ж.-П. Сартра и А. Камю почти всегда связано с необычной философской проблематикой «абсурдности», «бессмысленности», «случайности» существования. Эту философскую задачу нужно представить в названии и введении своего эссе. Затем покажите собственную интерпретацию прочитанного с точки зрения выбранной главной идеи. Вывод должен в явной форме содержать свое отношение и мировоззренческую оценку всего произведения.
Семинар № 9. Философия научного познания. 1. Позитивистские концепции философии науки (О. Конт, Э. Мах, М. Шлик, Р. Карнап). 2. Критический рационализм К. Поппера. 3. Структура научных революций Т. Куна. 4. Методология структурного изоморфизма научного знания (К. Леви-Стросс, Ж. Деррида). 5. Проблема построения научной теории (И. Лакатос, П. Фейерабенд). Термины Ad hoc, бифуркация, верификации, конвенциональность научного знания, научная революция, парадигма, пролиферация, релятивизм, фальсификация. Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с. 2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с. 3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с. 4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с. 5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http: //e.lanbook.com/books/element.php? pl1_id=20127
Дополнительная литература 1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с. 2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с. 3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с. 4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с. 5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с. 6. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=137736
Методические рекомендации. Цель занятия – изучить структуру и методологию научного знания в позитивистской и постпозитивистской философии. 1. Рассмотреть основные концепции позитивистской философии науки XIX-XX века. В чем главное различие философского мировоззрения от мифологического и религиозного с точки зрения О. Конта? Исследуйте принципы эволюции и научной закономерности в трудах Г. Спенсера. Перечислите законы индуктивной логики Дж. С. Милля. Почему позитивистская концепция Э. Маха называется «эмпириокритицизм»? Обоснуйте принципы верификации, выдвинутые представителями «Венского кружка». 2. Философская концепция К. Поппера называется критическим рационализмом. Термин «рационализм» в названии направления выражает стремление к демаркации и отграничению сферы рациональности, науки, от сферы псевдонауки, метафизики и идеологии, не обладающей врожденным иммунитетом против иррационализма. Что такое фальсификация? 3. Концепция исторической динамики науки Т. Куна изложена в его книге «Структура научных революций». Кун предложил образ науки не как системы знания, развитие которой подчинено канонам логики и методологии, а как деятельности научных сообществ. Что такое парадигма? В чем смысл историчности и конвенциональности научного знания? 4. При подготовке ответа на вопрос относительно современной структуралистской философии следует учитывать, что её появление связано с реставрацией системного рационализма. Обратите внимание на особенности структурализма, в рамках которого отсутствует субъект познания как таковой, и на его место приходят первичные структуры (например, власть-подчинение, порядок-хаос и т. д.) и законы, организующие как мир, так и его познание. Современные философы последних десятилетий XX века полагают, что в основе мира лежат не постоянные, а изменчивые структуры, и что миром, тем более его человеческим познанием, управляет не порядок, а хаос и случайность. Для примера обратитесь к философской концепции постструктурализма французского философа Ж. Деррида. 5. В концепции И. Лакатоса основной единицей роста научного знания является научно-исследовательская программа, а в каждый зафиксированный момент научного процесса конкурируют несколько научно-исследовательских программ − более или менее влиятельных. Жизнь научно-исследовательской программы представляет собой непрерывную смену её версий − теорий. Теория программы (за исключением исходной) появляется как результат добавления гипотезы ad hoc (лат. ad hoc − для данного случая) к логически предшествующей теории. Программа состоит из жесткого ядра, позитивной и негативной эвристики. Покажите это на примерах развития технических нак. Философия науки П. Фейерабенда была бунтом против традиционной методологии науки. Показательны названия главных книг П. Фейерабенда − «Против методологического принуждения» и «Наука в свободном обществе». Рост знания, согласно Фейерабенду, подчиняется принципам теоретического реализма и неограниченной пролифеции. Охарактеризуйте каждый из них. Задание для самостоятельной работы.
Ответьте на тестовые задания: 1) К основным позитивистским принципам научного познания представителей «Венского кружка относятся: а) индукция; б) верификация; в) фальсификация. 2) Современный философ науки П. Фейерабенд: а) выступает за секуляризацию научного знания; б) отстаивает идею неограниченной пролиферации научных теорий; в) защищает воззрение о единстве теории и практики. 3) Сторонник критического рационализма К. Поппер понимал под фальсификацией: а) намеренное искажение фактов; б) подмену документов; в) критику теорий; г) фальшивое знание. Темы для рефератов.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы