Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия начала Нового времени.
1. Индуктивный метод в философии Ф. Бэкона. 2. Рассуждения о дедуктивном методе Р. Декарта. 3. Пантеизм Б. Спинозы. 4. Эмпирическая философия Д. Локка. 5. Субъективный идеализм Дж. Беркли. 6. Рационалистическая философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо, Ламетри и др.)
Термины Дедукция, дуализм, «идолы познания», индукция, пантеизм, просвещённая монархия, Просвещение, общественный договор.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с. 2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с. 3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с. 4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с. 5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http: //e.lanbook.com/books/element.php? pl1_id=20127
Дополнительная литература 1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с. 2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с. 3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с. 4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с. 5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с. 6. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=137736 7. Философия [электронный ресурс]: учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=118626 Методические рекомендации Цель занятия - осветить важнейшие аспекты эмпирической и рационалистической философии Нового времени. 1. При подготовке ответа на первый вопрос студент должен усвоить ведущий принцип чувственного познания действительности - метод индукции или накопление знаний от частного к общему. Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) тщательно обосновал это практическое правило своей философии, прибегая к сравнению неверного сопоставления конкретных и обобщающих данных опыта с «идолами» познания: «идолом рода», «идолом пещеры», «идолом рынка», «идолом театра» (объясните каждый из них). 2. При ответе на второй вопрос необходимо обратить особое внимание на другой философский метод дедукции - структурирующего знания движением мысли от общего к частному. Р. Декарт (1596-1650 гг.) является наиболее ярким выразителем этого философского принципа рационализма. Для Декарта любое эмпирическое знание о действительности сомнительно, и единственное в чём он убеждён - его мысль (отсюда его знаменитое изречение «Мыслю, следовательно, существую»). Согласны ли вы с Декартом в том, что процесс мышления субъекта в конечном итоге является продуктом наивысшего божественного Разума? В чём проявляется дуализм Декарта? Какие существуют картезианские критерии истины? 3. В третьем вопросе выясните главный постулат пантеистической философии: существует только одна субстанция, Бог или природа, и поэтому никакая часть мира не способна существовать самостоятельно, без других частей, без мира в целом. Как эту идею развил в своей онтологической, религиозной и этической концепции голландский мыслитель Б. Спиноза (1632-1677 гг.)? Поскольку мир божественен и детерминирован, вопрос о добре и зле абсурден, т.е. вопроса такого просто не существует, когда всё одинаково есть сосуществующее благо. Можете ли вы оспорить это положение, используя категорию случайности? Что касается познания этого мира, сотканного из законов необходимости, то отдельное событие или современный факт истории не может иметь для Спинозы никакого значения вне всеобщего исторического процесса, протекающего как вечное бытие Бога, для которого будущее столь же незыблемо, как и прошлое. 4. При раскрытии гносеологии английского философа Дж. Локка (1632-1704 гг.) постарайтесь разобраться с тем, что может означать отсутствие в нашем доопытном сознании каких бы то ни было врождённых идей. Отличительной чертой философии Локка является отрицание метафизического понятия субстанции мира. Что же он предлагает взамен для нахождения своего критерия истинности? В чём особенность восприятия английским философом идеального? Каково отношение Локка к либеральному государству, суверенитету власти, частной собственности? 5. При анализе философских идей английского мыслителя Дж. Беркли предварительно дайте законченное определение субъективного идеализма. Можно ли сказать, что объекта, находящегося за пределами вашего сознания, не существует, или он бесполезен? Такое мировоззрение может способствовать созданию вашей уникальной картины мира или произведения искусства, но может ли такой мир существовать без учёта интересов другого субъекта, имеющего столь же оригинальное видение реальности? 6. Разбор философии французского Просвещения следует предварить перечислением предпосылок для её расцвета именно во Франции (политика, литература, искусство и т.д.). При рассмотрении мировоззрения других представителей французского Просвещения Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция, Даламбера ответьте на вопрос: почему для этих философов именно разум был основным источником свободы и справедливости? Особо заострите своё внимание на учении писателя и мыслителя того времени Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.). Чем вызван его выбор между природой и культурой? Как цивилизация ограничивает свободу человека? Каково назначение знаменитого «общественного договора» Руссо?
Задания для самостоятельной работы. Ответьте на вопросы: 1. Основателем эмпиризма в философии Начала Нового времени был: а) Дж. Локк; б) Дж. Беркли; в) Ф. Бэкон; г) Р. Декарт. 2. Критерием истины для Р. Декарта не является: а) разделять изучаемый предмет на столько частей, насколько необходимо; б) в рассуждениях следует идти от изучения индивидуальных свойств вещей к общим и неизменным; в) в объяснении идей делать как можно более широкие обобщения. 3. Английский философ Дж. Беркли утверждал: а) идеи формируются независимо от явлений сознания; б) Дж. Беркли отрицал существование материи; в) объективных свойств вещей не существует. Семинар № 5. Немецкая классическая философия.
1. Критика «чистого разума» И. Канта (явление и «вещь в себе», априорные формы чувственности, рассудок и разум). 2. Критика «практического разума» И. Канта (моральный императив практического действия, ценность, вера, истина). 3. Субъективный идеализм И. Г. Фихте. 4. Натурфилософия Ф. В. Шеллинга. 5. Энциклопедия философских наук Г. В. Ф. Гегеля (логика - натурфилософия - философия духа). 6. Диалектика и философия истории Г. В. Ф. Гегеля.
Термины
Априорные и апостериорные формы чувственности, «вещь в себе», диалектический метод (тезис-антитезис=синтез), единство и борьба противоположностей, категорический императив, критическая философия, отрицание отрицания, переход количественного в качественное, предикат суждения, ценность, феноменология духа, «эстетическое состояние» явление. Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с. 2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с. 3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с. 4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с. 5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http: //e.lanbook.com/books/element.php? pl1_id=20127
Дополнительная литература 1. Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д. ф. н. В. В. Васильева. - М.: Республика, 2004. - 542 с. 2. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с. 3. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с. 4. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с. 5. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с. 6. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с. 7. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=137736 8. Философия [электронный ресурс]: учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=118626
Методические рекомендации
Цель занятия - раскрыть основные принципы рационализма, достигшего своего наивысшего расцвета в рамках немецкой классической философии. 1. Знакомство с критической философией И. Канта (1724-1804 гг.) начните со сравнения аналитических и синтетических суждений, господствующих в логике рационализма и сенсуализма. В чём проявляется ограниченность разума при познании объективного мира? Почему, по мысли Канта, категории пространства, времени, причинности априори возможны для чувственных синтетических суждений, а категории качества, количества, субстанции, возможности, необходимости, существования и т. д. априори возможны для рассудочных аналитических суждений? 2. При ответе на второй вопрос объясните императив практического действия Канта и какие существуют три кантовские формулировки категорического императива? Как в философии Канта трактуются идеи Бога, свободы и ценности? 3. При освещении субъективной гносеологии Фихте подробно разберите важнейшее утверждение, что объективная реальность не существует автономно от воспринимающего её субъекта и только наше Я наделяет реальность смыслом. В чём состояла критика Фихте кантовской теории познания «вещи в себе». Каковы были политические взгляды Фихте? Какому на ваш взгляд типу государства симпатизирует рационалистическая философия Фихте? 4. В четвёртом вопросе важно раскрыть главную причину, по которой в философии Шеллинга отрицается зависимость природы от законов разума. Что означает выражение «философия тождества»? Как в нём проявляется познавательное соотношение субъекта и объекта? Как в натурфилософии Шеллинга переплетаются идеализм и чувственное познание мира? Покажите место эстетики романтизма в философской системе Шеллинга. 5. В пятом вопросе подробно рассмотрите все важнейшие компоненты энциклопедии философских наук Гегеля (1770-1831 гг.): логику – натурфилософию – философию духа. Диалектика Гегеля предполагает движение от тезиса к антитезису и синтезу, например, исходное философское понятие бытия и Абсолюта претерпевает в рамках этой конструкции следующую трансформацию: тезис (Абсолют есть чистое бытие) - антитезис (Абсолют есть ничто) = синтез (Абсолют есть единство бытия и ничто, т.е. Абсолют есть становление). Таким же образом Гегелем логически выводятся и все остальные философские категории количества, качества, меры и т.д. Анализируя выражение Гегеля «Всё действительное разумно, всё разумное действительно», выявите основную функцию самопознания Разума. 6. В шестом вопросе студент должен объяснить три закона диалектики: единство и борьба противоположностей, взаимопереход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Как Гегель использовал эти законы применительно к историческому процессу? Покажите на примерах осуществление логического движения от Восточного мира (Тезис) к Греческому миру (Антитезис) и Германскому миру (Синтез). Задания для самостоятельной работы. Прочтите введение к произведению «Критика чистого разума» и в письменной форме ответьте на следующие вопросы: 1. В чем состоит главное основание рациональной метафизики? 2. Что означает априорное и апостериорное знание? 3. Как Кант относится к философии идеализма? 4. Как в познавательном процессе соотносятся явление и вещь?
Семинар № 6. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы