Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Немецкая философия классического и постклассического периода.



1. Философская антропология Л. Фейербаха.

2. Материалистическая философия К. Маркса.

3. Учение о «мировой воле» А. Шопенгауэра.

4. Переоценка христианских ценностей и миф о сверхчеловеке в произведениях Ф. Ницше.

 

Термины

Аполлоновское и дионисийское начала культуры, «воля к власти», «воля к жизни», иррационализм, историческая формация, материя, оптимизм, пессимизм, сверхчеловек, формы движения материи.

Литература основная

 

1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.

2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.

3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.

5. Сабиров, В.Ш., Соина, О. С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http: //e.lanbook.com/books/element.php? pl1_id=20127.

 

Дополнительная литература

1. Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д. ф. н. В. В. Васильева. - М.: Республика, 2004. - 542 с.

2. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.

3. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.

4. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.

5. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.

6. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

7. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=137736

8. Философия [электронный ресурс]: учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=118626

Методические рекомендации

 

Цель занятия - выявить в немецкой философии XIX века тенденцию преодоления рационализма начала века философской антропологией Фейербаха, материализмом Маркса, волюнтаризмом Шопенгауэра и Ницше.

1. В первом вопросе необходимо проследить кризис христианской философии в учении виднейшего немецкого философа первой половины XIX века Л. Фейербаха. Проблему первичности всеобщей духовной сущности Бога или конкретной природной сущности человека Фейербах решает в пользу второй, т. е. не Бог создал человека, а человек создал Бога и общие понятия мира. Критикуя гегелевскую философию, Фейербах провозглашает мерой всему индивидуальное «Я» человека и его «идеальную» объективацию в «Ты». (Как философ поясняет отрицание рационализма в своём сочинении «Сущность христианства»? )

2. Во втором вопросе подробно разберите философские аспекты материалистического учения К. Маркса. К. Маркс предлагает европейской культуре примерить на себя материалистическое объяснение мира, выросшее из античных учений атомизма Демокрита и Эпикура (докторская диссертация К. Маркса). Если материя является сущностью, которая базисно определяет сознание человека, то развитие природы и истории общества подчиняется объективным материальным законам (например, естественные законы природы, экономические законы производства, законы исторических формаций). Определите основные формы бытия в философских категориях времени, пространства, социума. Особо остановитесь на объяснении в книге «Диалектика природы» Ф. Энгельсом пяти форм движения материи (механической, физической, биологической, химической, социальной). Какие формы движения материи вы могли бы добавить сами?

3. Чем после философии торжества Разума и исторического прогресса может быть вызвано появление в первой половине XIX века учения вселенского пессимизма А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.)? Бытию всё упорядочивающего и систематизирующего Разума Шопенгауэр противопоставляет хаос «мировой воли», провоцирующей стихийность природы и инстинктивность человеческих желаний. Вопреки разуму и чувствам новая объективная первооснова мира − воля − предопределяет все формы существования. Избавление от гнёта «воли к жизни», можно достичь только путём самоотречения в искусстве или религии. Определите своё отношение к знаменитым шопенгауэровским «Афоризмам житейской мудрости» и восточной этике сострадания. Были ли слова Шопенгауэра о стихийности исторических событий пророческими или поспешными?

4. При разборе философских афоризмов и парадоксов Ф. Ницше (1844-1900 гг.) студенту рекомендуется определить движущий мотив всепроникающей «воли к власти». (Какой смысл вкладывал Ницше в понятия «переоценки ценностей» и «сверхчеловека»? ). Почему Ницше полагал, что «интеллектуализм» теоретического человека» (Сократ, Платон) или всеобщее равенство в христианстве обезображивает истину жизни. Подтвердите цитатами из произведений Ницше, что трагедия любой культуры состоит в извечном соперничестве необузданного дионисийского и упорядоченного аполлоновского начал. Образ сверхчеловека, нарисованный в произведении Ницше о восточном мудреце Заратустре, явился воплощением этого постоянного самопреодоления человека, единства разрушительных и созидательных начал. Какое из произведений Ницше произвело на вас наибольшее впечатление?

Задание для самостоятельной работы.

Прочтите по выбору одно из произведений Ф. Ницше («Рождение трагедии из духа музыки», «К Генеалогии морали», «Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла») и напишите по прочитанному краткое философское сочинение (эссе).

Философское эссе начинается с самостоятельного выбора темы, близкой к главной идеи выбранного произведения. Тема философского эссе должна выражаться в соответствующей риторике «морали», «истории», «истины», «трагедии», «сверхчеловека», «жизни», «воли к власти». Затем постарайтесь отразить во введении значимость и актуальность данной проблематики. Основная часть должна соответствовать содержанию выбранного произведения. В заключение подведите итоги своих рассуждений и выразите свое отношение к прочитанному.

 

 

Семинар № 7.

Русская религиозная философия XIX - начала XX веков.

1. Западники и славянофилы о судьбе России (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен).

2. Учение о богочеловеке и Софии В. Соловьева.

3. Бытие Бога и познание человека в произведениях Н. Фёдорова и Н. Лосского (понятия «мировой души», религиозного реализма, религиозной интуиции)

4. Идея русского мессианства в истории (Н. Я. Данилевский и И. А. Ильин).

5. Философия свободы и творчества Н. А. Бердяева.

Термины

 

Богочеловек, добро, западничество, зло, «мировая душа», общинность, провиденциализм, славянофилы, соборность, теодицея.

Основная литература.

1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.

2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.

3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.

5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http: //e.lanbook.com/books/element.php? pl1_id=20127.

 

Дополнительная литература

1. Евлампиев, И. И. История русской философии. – М.: Высшая школа, 2002. – 584 с.

2. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.

3. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.

4. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.

5. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.

6. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

7. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=137736

 

Методические рекомендации

Цель занятия - выявить основные аспекты русской религиозной философии.

1. При ответе на первый вопрос выясните основное противоречие между православной верой в России и протестантизмом западного образца? Каково отношение славянофилов и западников к церкви, общине, личностной индивидуальности и монархии? Согласны ли вы с оправданием славянофилами консервативной формы правления и религиозной патриархальности? Что стоит за утверждением Чаадаева о России, не имеющей органического единства ни с восточной, ни с западной культурой? Что славянофилы и западники подразумевали под религиозным бытием соборной общины?

2. Ответ на второй вопрос о философии В. Соловьёва следует начать с изучения его биографии, включающей в себя периоды мистического опыта, аскетизма и богоискательства. Важнейшим доводом Соловьёва было то, что истину мира нельзя постичь с помощью разумной логики, но только благодаря вере в триединого Бога открывается его красота и бессмертие. Но если Бог есть создатель таких безусловных ценностей, как добро, истина, красота, свобода и т. д., то явлен он человеку в виде воплотившей их в себя Софии. Проблема духовного и земного, добра и зла, покаяния и греха решалась Соловьёвым на примере учения о богочеловеке, сумевшего в смирении устранить эти противоречия и добиться торжества божественного замысла мира, где добро абсолютно, а зло относительно.

3. В третьем вопросе необходимо затронуть общие философские аспекты русского космизма. Начиная с анализа работ Н. Ф. Фёдорова постарайтесь понять, почему созданный Богом космос нуждается в человеческом разуме и как человек мог бы приобщиться к божественному, устраняя не только грех, но и смерть. В работах другого русского философа персоналиста Лосского Н. О. решается важнейшая гносеологическая проблема постижения Бога через интуицию духовную, интеллектуальную и мистическую. Христиан разделяют именно эти различия интуитивного знания о Боге, но их следует преодолеть достижением «полноты бытия» в индивидуальном опыте сугубо духовного понимания абсолютных ценностей.

4. В вопросе о русском мессианстве следует выйти за рамки славянофильской трактовки мировой истории после Р. Х., а сосредоточиться на присущих каждой культуре общечеловеческих ценностей. Русский философ Н. Я. Данилевский выделял культурно-исторические типы, в основании которых могут лежать религия, наука, искусство, индустрия, политика и экономика (например, в основании иудейской культуры лежит религия, греческой - искусство, римской - политика, а славянской - все перечисленные типы вместе взятые). Мессианская роль России состоит в достижении всеобщей гармонии культур и братства людей. По мысли русского философа И. А. Ильина, уникальность судьбы России в утверждении духовной нравственности и добродетели, превосходящей разумное упорядочивание мира. Русский характер широтой своих религиозных интересов должен быть выше материальной или предметной трактовки бытия, которая на самом деле разъединяет людей, сеет вражду и предрекает постепенное умирание духовных ценностей культуры. Принимаете ли вы такое утверждение, и если нет, то почему?

5. При знакомстве с творчеством русского философа Н.А. Бердяева обратите внимание на необычную эволюцию его мировоззрения от марксизма к религии. В центре учения Бердяева стоит личностное самосознание и свобода выбора каждого человека. Общество и даже Бог не в силах заставить человека понять и принять абсолютную истину, так как помочь сделать это может только собственное творчество и независимая мысль. Согласны ли вы, что неравенство, оригинальность и свобода являются главными критериями личностного самоопределения в мире? В чём причина отречения Бердяева от некогда превозносимого им русского коммунизма?

Семинар № 8.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь