Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Современная западная философия
· Роль философии как интегрирующего фактора культуры ХХ в.в. Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. · Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В. Дильтей, Г.Х. Гадамер). · Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм). · Современные семиотические исследования. Понятие «код», «информация», «коммуникация». Архитектура и коммуникация. Семиология У. Эко. · Философия постмодерна. Проблема человека в философии Ж. Делеза. «Философия поверхности». Жан Лиотар: конструирование посмодернизма.
Литература:
1. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учеб./ А.Ф. Зотов. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 2005. с. 100-120, 276-465, 469-692. 2. Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века. Материалы - обсуждения // Вопр. философии. — М., 1997. — № 1. 3. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопр. философии. — М., 1994. 4. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа временности в «Бытии и времени» М. Хайдеггера// Вопр. философии. — М., 1998. — № 1. 5. Попова М.А. Фрейдизм и религия. — М., 1985. 6. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З. Фрейда. — М., 1985. 7. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003. – с.136-167, 181-184, 189-193. 8. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 224-232, 303-309, 324-330, 336-343, 360-364. 9. Федорова Л.Ф. Философские основания эстетики постмодернизма.— М.: РАН; ИНИОН, 1993. 10. Розин В. Семиотические исследования. – М.: Университетская книга, 2001. 11. Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. – Минск: Изд-во ЕГУ «ПРОПИЛЕИ», 2000. 12. Скрипник К.Д. Семиотика. – Ростов н/Дону: РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2000.
Первоисточники:
1. Сумерки богов. - М, 1989 2. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М., 1990. 3. ХайдеггерМ. Бытие и время. - М., 1995. 4. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. - СПб., 1993. 5. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1989. 6. Гуссерль Э. Собрание сочинений в 3-х тт. – М., 1994. 7. Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопр. философии. – 1993. - №8. 8. Соссюр Ф. Де. Заметки по общей лингвистики. – М., 1990. 9. Фуко М. Слова и вещи. – Киев, 1996. 10. Деррида Ж. Эссе об имени. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 11. Делёз Ж. Платон и симулякр// Интенциональность и текстуальность. - Томск: Водолей, 1998. 12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 13. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. 14. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М., 1997. 15. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. 16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. 17. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990. 18. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985. 19. Барт Р. Избранные работы. М.: Мысль, 1989 Рекомендации по изучению темы:
Современной западной философией принято называть философию конца XIX-XXI вв. Это многоуровневая и сложено организованная интеллектуальная традиция, которая являет собой эклектичное сочетание самых различных школ и концепций: от неокантианства, неопозитивизма и прагматизма – через феноменологию Э. Гуссерля, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и аналитическую философию – к новейшим философским построениям постмодернизма. Современная философия подвергает существенному пересмотру основные теоретико-методологические принципы классического, «метафизического» мышления. Прежде всего это коснулось представлений о единстве и тождестве бытия и мышления и «естественности», вплоть до сакрализации, традиции сугубо теоретического, созерцательного отношения к миру и связанного с этим господства «философии сознания». Общую установку фактически всей современной философии можно охарактеризовать как своего рода десакрализация философского мышления. Она отказывается от поиска «абсолютных оснований» всего сущего, от претензий построить всеобъемлющую рациональную картину мира. Особое внимание в современной философии уделяется языковой практике. Философия начинает осознавать и реконструировать природу языка как самодостаточного, самоявляющегося, многоуровневого феномена, выступающего вполне самостоятельным предметом исследования. Конструирование мира начинает увязываться с функционированием и употреблением грамматических структур языка. Происходит так называемый «лингвистический переворот» и философствование оказывается творческо-художественным самовыражением, главным материалом которого служит язык и смыслы культуры. Сама философия из аналитико-рациональной превращается в некое творчество, имеющее своей целью отразить, интерпретировать, объяснить изменившиеся символы культуры и смысложизненые вопросы человеческого бытия. Современная философская традиция представляется как некое гибридное поле литературоведения, искусства, культурологии, архитектуры, философии, социологии и т.д. Темы рефератов, докладов.
a. Психоанализ З. Фрейда: проблема бессознательного и его роль в культуре. b. Философия прагматизма: метод инструментализма Дж. Дьюи. c. Проблема человека в философии экзистенциализма. d. Герменевтика: основные вопросы и история развития философского направления. e. Постмодернизм как стиль мышления. f. Феноменологический метод Э. Гуссерля. g. М. Хайдеггер. Проблема человеческого бытия. Бытие и язык. h. Техника как судьба современного мира в философии М. Хайдеггера. i. Основные направления и проблемы современной философии. j. Неофрейдизм и психоанализ: общее и особенное. k. Архетипы коллективного бессознательного. (К. Юнг) l. Э. Фромм: проблема свободы и коммуникации. m. Проблема человека в философии экзистенциализма. n. Философия А. Камю: от « метафизики абсурда » к моралистическому гуманизму. o. К. Ясперс: экзистенция и трансценденция. p. «Рациовитализм» Х. Ортеги-и-Гассета как попытка синтеза рационализма и иррационализма. q. Проблема бессознательного в структурализме. Структура мифов по К. Леви-Строссу. r. Концепция археологического исследования М. Фуко. s. Проблема человека в философии постмодернизма. t. Проблема коммуникации в философии Р. Барта. u. Критика метафизики в философии Ж. Даррида.
Вопросы для самоконтроля.
8. Какая проблема является центральной, объединяющей многообразие философских позиций в современной философии? 9. В каких философских категориях выражено ощущение кризиса европейской культуры? 10. Что является для феноменологов более значимым — мир переживаний или язык и практика? 11. Каковы социокультурные предпосылки возникновения экзистенциализма? 12. Почему в XX веке человек становится проблемой для себя самого? 13. Почему «время» становится смыслообразующим принципом «новой онтологии»? 14. Прав ли Фуко, настаивая на том, что становление и рассеяние социальных упорядочены остей происходит в дискурсивных практиках? 15. Какой потенциал доминирует в методе деконструирования Деррида - созидательный или разрушительный? 16. Какие культурные явления нашли свое выражение в философии постмодернизма? 17. Можно ли рассматривать философию XX века как ответ на антропологический вызов истории? Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: психоанализ, бессознательное, коллективное бессознательное, феномен, экзистенция, коммуникация, семиотика, герменевтика, дегуманизация, деконструкция, дискурс, интертекстуальность, нарратив, постструктурализм, двойное кодирование. Русская философия · Традиции и особенности русской философии, ее практически-нравственная ориентация. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. · Возникновение русской философии ХVIII – I половина ХIХ в. (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). · Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). · Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). · Русский космизм (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Учение о ноосфере. · Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Литература:
1. Лосский О.Н. История русской философии. Пер. с англ. – М., 1991. 2. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1995. 3. Половинкин С.М. В.С.Соловьев и русское неолейбницианство // Вопросы философии. 2002. -№ 2. 4. Хоружий С.С. Творчество о. Павла Флоренского в наши дни // Вопросы философии. 2002. -№ 7. 5. Самсонов А.Л. На пути к ноосфере // Вопросы философии. 2000.- №7. 6. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От Соловьева К Флоренскому. – Новосибирск, 1990. 7. Зиньковский В.В. История русской философии. В 4-х тт. – Л., 1991. 8. Барабанов Е.В. Русская идея и кризис идентичности // Вопр. философии. -М., 1991. - № 8. 9. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопр. философии. - М., 1994. - № 1. 10. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия 9-19 вв. – Л., 1989. 11. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-18 вв. – М., 1990. 12. Русская идея. – М., 1992. 13. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995. 14. Русский космизм. – М., 1997. 15. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопр. философии. -М., 1994. - № 4 16. Чемерисова Н.В. Идеал духовно-нравственного преображения человека в русском космизме. От антропоцентризма к антропокосмизму. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002
Первоисточники: 1. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. – М., 1990. 2. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М., 1990. 3. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М, 1990. 4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989. 5. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. 6. Бердяев Н. Русская идея. – М., 1990. 7. Флоренский П. Столп и утверждение истины // Флоренский П.А. Соч. В 2-х тт.- М, 1990.
Рекомендации по изучению темы:
Русская философия является составной частью мировой философии. В тоже время она отлична от философии других стран и это проявилось на протяжении всей ее истории. На этапе становления (XI-XVII вв.) руссрая философия испытывала влияние византийской культуры, что отражено в религиозно-философских трудах В. Мономаха, Саровского, Филофея. В XVIII в. видное место занимают философские идеи М.В. Ломоносова. Его научные исследования послужили основой материалистических взглядов на природу. Родоначальник революционных идей в России А.Н. Радищев, выступивший с критикой крепостного права и самодержавия, является автором философского произведения « О человеке, его смертности и бессмертии», некоторые положения которого предвосхитили идеи русского космизма. Типичный для нашей культуры дух самокритики и даже самобичевания на философском уровне представляет П.Я. Чаадаев. Он выдвигает ряд позитивных идей (всеединство, родовая сущность человека). Разбираясь в споре славянофилов и западников, важно выявить не только собственно философское содержание их позиций (соборность, предполагающая духовную свободу, с одной стороны; свобода, основанная на справедливости и социальном прогрессе, - с другой), но и практически нравственную направленность их творчества. В материалистическом, революционно-демократическом течении особое место занимают А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, создавшие труды, вошедшие в историю философской мысли: «Письма об изучении природы», «Антропологический принцип в философии» и др. Религиозный вариант идеализма представляют B.C. Соловьев (философия всеединства), Н.А. Бердяев (проблема свободы и творчества), космист Н.Ф. Федоров (идея общего дела). Научно ориентированную, в основном материалистическую традицию продолжают К.Э. Циолковский (расселение в космосе), В.И. Вернадский (учение о ноосфере). Темы рефератов, докладов.
1. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси. 2. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов. 3. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция. 4. Место русской философии в мировой культуре. 5. Проблема гуманизма в русской религиозной философии (Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). 6. В.С.Соловьев о человеке и его судьбе. 7. Основные направления развития отечественной философии после 1917 года. 8. Основные направления развития отечественной философии после 1917 года. 9. Философские идеи славянофилов и западников. 10. Особенности утопического сознания в России ХХ века. 11. Учения о ноосфере В.И. Вернадского. Вопросы для самоконтроля. 6. Является ли русская философия специфическим «самобытным» типом философствования? 7. Как осознавалась судьба России в русской философии? 8. Какие ценностные мировоззренческие принципы противопоставляются в русской философии западно-европейскому индивидуализму? 9. Какими историческими причинами обусловлено противостояние западничества и славянофильства? 10.Как соотносятся вера и знания, вера и свобода в философии Достоевского? 11.Какое влияние оказали идеи о. П. Флоренского на развитие религиозной философии, художественного творчества и современного научного познания? 12.Какие идеи русского космизма наиболее значимы для выживания современной цивилизации? 13. Каковы характерные черты русской философии? Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: «Москва - третий Рим», русская идея, славянофильство, западничество, всеединство, соборность, русский космизм, историософия, богочеловечество, русская интеллигенция.
Раздел II Учение о бытии (онтология)
· Бытие, небытие, ничто. Онтология как учение о бытии. Бытие как исходная философская категория, предпосылка формирования и осмысления основных философских проблем. Основные формы бытия. Материальное и идеальное бытие. · Формирование философского понятия материи. Материя как объективная реальность. Современная наука об организации материи. Основные уровни организации неживой и живой природы, их качественная специфика и несводимость друг к другу. Общество как высший уровень организации материи. · Пространство и время: сущности или свойства. Эволюция представлений о пространстве и времени. · Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Становление развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии.
Литература:
23. Алексеев П.В. Понятие «материя» // Философские науки. - 1990.- №12. 24. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. 25. Введение в философию. Учебник. – М., 1990. Ч. 2. С. 15-48, 51-52, 55-94. 26. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1987. № 9. 27. Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998. 28. Габричевский А.Г. Пространство и время. // Вопросы философии. 1994. № 3. 29. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической европейской философии. М., 1986. 30. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М., 1977. 31. Пригожин И. Преоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8. 32. Петров Ю.А. Физическая материя и физическая реальность. // Философские науки. - 1991.- №10. 33. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. № 4. 34. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10. 35. Выготский Л.С. Развитие высших нервных функций. -М., -1990. 36. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // Вопросы философии 2002. -№6. 37. Маркова Л.А. Нетождественные мысли бытия философской логики // Вопросы философии 2002. -№6. 38. Коган Л.А. Закон сохранения бытия //Вопросы философии 2002. -№4. 39. Лазарев С.С. Понятие «время» и геологическая летопись земной коры // Вопросы философии 2002. -№1. 40. Марголис Дж. Материализм менее чем адекватными средствами // Вопросы философии 2002. - №7.
Первоисточники:
1. Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988 2. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. – 1988. – М., 1988. 3. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 391-406. 4. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1985.- Гл.1. 5. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч.1.- Раздел «Бытие и материя».
Рекомендации по изучению темы:
Если первый раздел курса требует от студента целостного охвата и общего понимания процесса становления и развития философского знания, то второй предполагает освоение самих результатов. Важно подняться на более высокую ступень изучения материала. Основные философские проблемы должны рассматриваться на основе знания истории философии. Важно осмыслить значение философских принципов, методов, категорий для теоретической и практической деятельности архитекторов, дизайнеров и др. К основным разделам философии относятся: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), методология (учение о методах), социальная философия (учение об обществе), философская антропология (учение о человеке), аксиология (учение о ценностях). В соответствии с этими paзделами pacсматриваются основные философские проблемы. Фундаментом философии выступает онтология, поэтому темы «Бытие» и «Основные свойства бытия» заслуживают особого внимания. Категория бытия фиксирует все существующее: и материальное, и идеальное бытие. Их взаимосвязь через деятельность людей обусловливает социальное. Мир одновременно един в субстанциональном смысле и многообразен в отношении свойств и состояний. Проблема единства мира по-разному решается в монистических, дуалистических и плюралистических концепциях бытия. Рассматривая философское понятие материи, следует уяснить разницу между гносеологическим (противоположность материального и идеального) и онтологическим понимание материи.
Темы рефератов, докладов.
1. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта. 2. Социальное пространство и социальное время. 3. Понимание пространства и времени в истории науки и философии. Четыре концепции. 4. Материальная субстанция как сущность бытия. 5. Атрибуты универсума. 6. Пространство и время в искусстве. 7. Проблемы пространства и времени в современной физике и космологии. 8. Философское осмысление концепции расширяющейся Вселенной.
Вопросы для самоконтроля.
9. Каков мировоззренческий смысл онтологической проблематики? 10. В чем заключается различие между старой и новой онтологией? 11. Можно ли выработать единое (научное) понимание бытия? 12. Как соотносятся категории «бытие» и «небытие», «бытие» и «ничто»? 13. Какими категориями представлена «новая» онтология? 14. Почему категория «материи» становится в истории философии предметом острых дискуссий? 15. Почему научные революции приводит к ревизии фундаментальных философских категорий?
Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: онтология, материя, субстанция, идеализм, атрибут, вещество, идеальное, материализм, акциденция, бытие, пространство, время, движение, дуализм, монизм, небытие, плюрализм, субстрат, общественное бытие, сознание, конечное, бесконечное.
Учение о развитии
· Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения материи. · Идея развития и ее исторические изменения. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Диалектика как теория развития. Категории, принципы и законы развития. Материалистическая диалектика, ее принципы, законы, категории. · Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность.
Литература:
1. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д, 1992. 2. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1. 3. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М., 1987. 4. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. – М., 1987. 5. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и в обществе. // Вопросы философии. 1998. № 4. 6. 6.Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М., 1990. 7. Руткевич М.Н. Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М., 1994. 8. Князева В.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение. Диалог с И. Пригожиным. // Вопросы философии. 1992. -№12. 9. Столович Л.Н. Диалог и диалектика //Вопросы философии 2002.- №11. 10. Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика. // Вопросы философии 2001. -№10. 11. Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. Три великих замысла. -М., 1983. 12. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. -М., 1973. 13. Макушинский А. Современный «образ мира»: действительность. // Вопросы философии 2002. - №11 14. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. -М. 1997.
Первоисточники:
1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, отд. 1 гл. 4-5. 2. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2 изд. т. 20. 3. Адорно Т. Негативная диалектика // Метафизические исследованияю Сознание. – СПб., 1998. – Вып. 6. 4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. – 1979. 5. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. ПСС, т.29 с.316, 317. 6. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. - М., 1997.
Рекомендации по изучению темы:
Необходимо основательно разобраться в понятиях движения и развития. Важное место в философии занимает метафизика, рассматривающая мир в его статике, в состоянии покоя, и диалектика, с позиций которой мир предстает в динамике, во взаимосвязи, изменении и развитии. Диалектические идеи развивались на протяжении всей истории философии. Достаточно вспомнить Н. Кузанского, Дж. Бруно, Д. Дидро и других мыслителей. Однако наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разработавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике как антидиалектике. В марксистской философии диалектика Гегеля получила материалистическуюинтерпретацию. Она основывалась на придании диалектики объективного мира, отражением которого является субъективная диалектика - диалектическое мышление. Диалектика - это и теория, и метод. Развитие - универсальное и фундаментальное свойство бытия, его атрибут. Поскольку основным источником развития являются внутренние противоречия, то данный процесс по существу является саморазвитием. Наряду с движением и развитием, пространством и временем к основным свойствам бытия относятся системность и самоорганизация, в понимание которых существенный вклад внесли теория систем и синергетика.
Темы рефератов, докладов.
1. Является ли регресс развитием вспять? 2. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога. 3. Диалектические законы Гегеля 4. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики. 5. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития. 6. Исторические типы диалектики. 7. Основные принципы и законы диалектики. 8. Сущность категорий диалектики. 9. Диалектика и системный подход
Вопросы для самоконтроля.
1. Каков мировоззренческий смысл диалектического (метафизического) понимания развития? 2. Какой закон диалектики раскрывает: а) источник развития; б) механизм развития; в) направленность и характер изменений в природе и обществе. 3. Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга? 4. Каковы основные законы диалектики? В чем сущность принципа детерминизма? 5. В чём проявляется противоречивый характер прогресса? Противоречие как философская проблема. 6. В чем заключается спиралевидный механизм развития? 7. Что такое детерминизм и индетерминизм?
Найдите в справочной литературе нижеприведенные термины и запишите их в философский словарь: диалектика, субъективная диалектика, логика, объективная диалектика, софистика, эклектика, релятивизм, скептицизм, принцип, закон, категория, истина, качество, количество, скачок, мера, метод, метафизика, познание, практика, противоречие, развитие, догматизм, агностицизм, закономерность, детерминизм.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы