Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет изучения философии науки.



В г. Смоленске

В. И. ЩЕРОВ

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

Методическое пособие

 

 

Смоленск

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

В г. Смоленске

В. И. ЩЕРОВ

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

Методическое пособие

по курсу

«Философия технических наук»

Смоленск

 

 

Щеров В. И. История и философия науки. Методическое пособие по курсу «Философия технических наук». ─ Смоленск: филиал ГОУ ВПО «МЭИ(ТУ)» в г. Смоленске, 2011. с.

 

 

Рассмотрены десять лекционных занятий по курсу «Философия технических наук». Даны методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистров.

 

 

© Филиал ГОУ ВПО «МЭИ(ТУ)» в г. Смоленске, 2011.

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебный курс «Философия технических наук» должен сформировать у магистров чёткое представление о предмете, средствах, методах, ценностях и историческом генезисе науки. Кроме того, в ходе лекционных занятий слушатели должны осознать общенаучную значимость философии и уметь использовать главные методы философского мышления в специальных, прежде всего технических, дисциплинах.

Данное методическое пособие подготавливает магистров к самостоятельному ознакомлению с ключевыми проблемами истории и философии науки и освещающей их литературой. Построенные в форме краткого изложения содержания лекций, они дают возможность слушателю целостно представить себе весь учебный материал. Успешное освоение дисциплины «Философия технических наук» будет зависеть от того, насколько правильно в соответствии с логическими нормами научного мышления слушатель усвоит главные тематические разделы дисциплины, связанные со структурой, предметом, исторической динамикой, социальной организацией, методологией и этикой технической науки, а также будет оперировать основными категориями философии науки.

Ознакомление с литературой по каждой из предложенных тем предполагает её самостоятельное изучение магистрами. В этой связи особое внимание в данных методических рекомендациях для магистров, обучающихся по техническим специальностям, уделяется актуальным вопросам философии техники, специфике технических наук, проблемам развития современных технологий, инженерной деятельности и проектированию

Цель изучаемой дисциплины: сформировать у магистров чёткое представление о предмете философии технических наук, месте и роли техники в культуре, а также рассмотреть уникальные методы познания в технических науках и инженерной деятельности.

Задачи дисциплины:

1) познакомить магистров с предметом и структурой философии техники;

2) изучить этапы и формы исторического развития технических наук;

3) рассмотреть важнейшие уровни, категории и закономерности философии технических наук;

4) объяснить мировоззренческую значимость философии технических наук.

 

По результатам изучения дисциплины магистр должен знать:

а) общенаучные методы и структуру технических наук;

б) важнейшие понятия и закономерности философии науки (в частности, технической);

в) роль научной информации в развитии техники.

Кроме того, по результатам самостоятельной работы над вопросами лекционного курса магистр должен уметь:

а) оперировать категориями философии науки;

б)выявить связь технических наук с производством и общественным развитием;

в) пользоваться главными методами технических наук.

Магистр должен владеть:

а)философской терминологией и методологий при изучении феномена техники;

б) мировоззренческой оценкой своей профессиональной деятельности;

в) нормами и правилами научного познания.

 

Структура лекционного курса

«философия технических наук»

Структура лекционного курса по «Философии технических наук» для магистров складывается из девяти базовых тематических блоков: 1) предмет изучения философии науки; 2) философия техники; 3) история формирования науки и техники; 4) типологии исторического развития науки; 5) три модели научной картины мира; 6) структура научного знания; 7) методология научного познания; 8) наука как социальный институт; 9) специфика технических наук; 10) инженерная деятельность и проектирование. Рассмотрим краткое содержание каждого из них.

1) Предмет изучения философии науки. A) Философия науки рассматривается как обширная отрасль философского знания, обобщающего все сферы познаваемой человеком действительности. Философия может быть признана мировоззренческой систематизацией различных видов научного знания, влияющей на формирование его особого предмета и методов изучения. B) К специфике научного знания можно отнести то, что в отличие от религиозного, мифологического, обыденного или художественного мировосприятия, допускающего чувственно-образную, вымышленную, вероятностную или случайную интерпретацию субъективных явлений, научное познание направлено на понятийное обобщение реальных фактов и открытие объективных законов действительности. Последовательно рассматриваются основные элементы научного познания: факт, понятие, научная проблема, гипотеза, теория и концепция. C) Истинность научного знания исследуется через выявление её строгих критериев (непротиворечивости, полноты, когерентности, интерсубъективности, независимости) и степени соответствия реальному факту (объективная истина, субъективная истина, диалектическая истина, прагматическая истина, конвенциональная истина).

 

2) Философия техники. А) Историческое значение техники. В) Предмет изучения философии техники. С) Философские теории техники.

 

3) История формирования науки и техники. A) Зарождение науки и преднаука традиционных культур. B) Наука и техника Древней Греции. C) Наука и ремесло эпохи средневековья. D) Наука и инженерия эпохи Возрождения. E) Техническая наука эпохи Нового времени. F) Современный этап развития технической науки.

 

4) Типологии исторического развития науки. A) Типы кумулятивного развития науки представлены в разных ракурсах позитивистами О. Контом (три последовательных исторических стадии: теологическая, метафизическая и положительная), Г. Спенсером (эволюционистская трактовка универсальных во все времена научных фактов) и Э. Махом (зависимость прогресса познания от вневременных научных законов). B) Типы революционного развития науки рассматриваются на примере концепции деятельности научных сообществ Т. Куна и историографии А. Койре, представляющей качественное преобразование объясняющих факты знаний через смену одной научной теории другой. C) Тип конкретно-ситуативного развития науки (case studies), строящегося на изучении уникальных и невоспроизводимых фактов и теорий (М. Малкей).

 

5) Три модели научной картины мира. A) Классическая модель науки со своими онтологическими и когнитивными характеристиками (детерминизм, телеологизм, механицизм и абсолютизм, объективизм, реализм). B) Неклассическая модель науки, строящаяся на кондициональности, нелинейном эволюционизме, вариативной системности и релятивизме, гипотетичности и конструктивизме. C) Постнеклассическая модель науки, определяемая принципами антропности, информационности, интегративности и перформативности.

 

6) Структура научного знания исследуется с точки зрения трёх уровней научного познания: эмпирического, теоретического и внутринаучной рефлексии.

 

7) Методология научного познания. Рассмотрения методологии предваряется выявлением частнонаучных и общенаучных методов познания. Подробно разбираются методологические концепции современной философии науки: научный эмпириокритицизм Э. Маха, принципы позитивизма представителей «Венского кружка», аналитические методы научного познания К. Гемпеля, принцип неполноты теоретических моделей К. Гёделя, «личностное знание» М. Полани, критический рационализм К. Поппера, структура научных революций Т. Куна, научно-исследовательские программы И. Локатоса, теоретический реализм П. Фейерабенда.

 

8) Наука как социальный институт. A) Наука оценивается с различных позиций сциентизма и антисциентизма. B) Изучается нормативная структура науки Р. Мертона. C) Подчёркиваются особенности этики инженера.

 

9) Специфика технических наук. А) Отмечаются особенные черты технических наук. В) Обнаруживаются уровни технического знания (профессионально-технический, инженерно-технический и научно-технический). С) Выявляются особенности построения технической теории.

 

10) Инженерная деятельность и проектирование. A) Основные различия инженерной и технической деятельности. B) Возникновение и классический этап развития инженерии (изобретательство, проектно-конструкторская деятельность, организация производства, проектирование). C) Фазы системотехнической деятельности. D) Формы организации системотехнической деятельности (Г. Х. Гуд, Р. Э. Макол). E) Современный этап развития науки и социотехническое проектирование (оргпроектирование, дизайн систем и др.)

Тема № 1.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите предмет изучения философии науки.

2. В чем проявляются общие черты философского и научного мышления?

3. Какие компоненты научного познания являются наиболее существенными?

4. Теоретическая и концептуальная основы научного познания.

5. Базовые критерии истинности научного познания, начиная с античности до современности.

6. Назовите концепции научной истинности.

 

Тестовые задания по теме № 1.

1. Какую общенаучную функцию выполняет философия науки:

а) аксиологическую;

б) методологическую;

в) антропологискую.

2. Какой компонент познания действительности не является научным:

а) гипотеза;

б) концепция;

в) уверенность.

3. Укажите критерий научной истинности, обуславливающий образец субъекта познавательной деятельности:

а) когерентность;

б) полнота;

в) интерсубъективность.

 

Тема № 2.

Философия техники.

1. Историческое значение техники.

2. Предмет изучения философии техники.

3. Философские теории техники.

 

Основная цель занятия − определить философскую значимость техники.

1. В истории техника изначально представляла собой специфически инженерный способ использования силы и энергии природы. Природа рассматривалась как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов и ставилась на службу человеку. В Древнем мире и Средние века техника рассматривалась как искусственная реализация заложенных в природе возможностей и ресурсов. В Новое время техническое творчество – это расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основной вид технической деятельности этого периода – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональность. В современном мире неотделимая от науки техника понимается как технология, осуществляющая единство организационной, ресурсной, технической составляющей производственного процесса.

2. Как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла в XX веке. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание " Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга " Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения" вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги " О долге и добре" (1898 г.) также посвятил " философии техники". В конце ХIХ века российский инженер П. К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре " Технический итог ХIХ века" (1898 г.). Однако только в ХХ веке техника и её место в обществе становится предметом систематического изучения. В произведениях О. Шпенглера и М. Хайдеггера техника выступает уже как культурный и онтологический фундамент современного мировоззрения. Можно сказать, что в современный период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по её созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. В истории техника изначально представляла собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Конечно, любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку. Хотя сооружения античной техники тоже частично рассчитывались и при их создании иногда использовались научные знания, все же главным был опыт, а творчество техников мыслилось не как создание " новой природы", а всего лишь как искусственная реализация заложенных в мироздании вечных изменений и превращений. В новое время техническое творчество – сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основные деятельности этого периода – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональность. Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. До определенной поры технология рассматривалась только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими – организационной, ресурсной, технической и т.д. В последние два-три десятилетия ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком смысле. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования. Таким образом, философия техники уже сравнительно давно выделилась в самостоятельную область философского исследования. Выявим её специфические черты, во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника. Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники. Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только её имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Итак, техника должна быть понята: как совокупность технических устройств, от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств − от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; как совокупность технических знаний − от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

3. Первым мыслителем, создавшим оригинальную концепцию философии техники, был немецкий философ Эрнст Капп (1808-1896). Первая работа Каппа ”Общая и сравнительная география” предвосхитила то, что мы сегодня могли бы назвать ”экологической философией”. С одной стороны, в этом труде обнаруживается цель автора проследить формирующее влияние географической среды (в частности рек и морей) на социальные и культурные структуры. Реки, внутренние моря и океаны влияют не только на экономику и культуру в целом, но также и на политические и военные формы организации общества. С другой стороны, капповское применение гегелевской диалектики призывает к ”колонизации” географической среды и ее преобразованию, как внутреннему, так и внешнему. Это порождает потребность культивирования пространства (с помощью земледелия, горного дела, архитектуры, строительной техники и т.д.) и времени (первоначально посредством систем коммуникации начиная от языка и до телеграфа). Впоследствии он пересматривает свою философию географии и формулирует теорию философию техники, в которой орудия и оружие рассматриваются им как различные виды продолжения (“проекции“) человеческих органов. Хотя саму эту идею нельзя считать принадлежащей лишь Каппу (нечто подобное говорили многие — от Аристотеля до Ралфа Уолдо Эмерсона), но именно Капп дал ее систематическую и детальную разработку в своей работе “Grundlinien einer Philosophie der Technik“ (Основы философии техники, 1877). По мнению Каппа, “возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение — и мы должны это выявить и подчеркнуть, — хотя и является скорее бессознательным открытием, чем сознательным изобретением, — заключается в том, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа. Из сказанного следует, что множество духовных творений тесно связано с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки — чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно“. Используя органические аналогии Капп рассматривает железные дороги как “экстернализацию“ (“воплощение“) кровообращения, телеграф — как внешнюю форму и продолжение нервной системы. Необходимо также сказать, что аргументация Каппа вовсе не ограничивается аналогиями с орудиями и системами машин. Его труд содержит также первую философскую рефлексию о новой науке — технической инженерии. В целом Капп проецирует технический взгляд рассмотрения мира на множество других областей знания, традиционно считавшихся не связанными с техникой. Примером того, что философия техники имеет неоднозначное толкование, является теория выдающегося ученого Петра Климентьевича Энгельмейера. В трудах Энгельмейера понятие «философия техники» было не только впервые введено в научную литературу, но и получили глубокий, именно философский смысл как онтология, гносеология и социология техники. Была представлена завершенная концепция сущности или бытия техники и её гносеология, раскрывающая ход познания и механизм развития технических наук. Энгельмейер является автором целого ряда трудов, совокупность которых без преувеличения может быть названа классикой философии техники. В книгах Энгельмейера принципиально в обновленном и далеко не обычном плане рассматривается инженерная деятельность. Она предстает как органичная целостность приложения технических и естественно-научных знаний, экономических и социальных факторов, этических и эстетических аспектов, а также высоких духовных качеств инженера-творца, инженера-новатора. В трудах Энгельмейера освещаются реалистичные, трудные, но вполне преодолимые пути формирования инженера самого высокого класса, - инженера- производственника и предпринимателя, и своего рода ученого, экономиста и психолога, педантичного исполнителя и созидателя новой технической политики, механика или технолога и художника, представляющего ту область человеческой деятельности, которую по праву можно назвать инженерным искусством. Более того, он фактически является единственным, кто сумел раскрыть подлинную суть и социальную значимость инженерной деятельности. Для представления о том, какое значение придавал Энгельмейер деятельности инженера и что он понимал под этой деятельностью, приведем выдержку из его труда " В защиту общих идей в технике": «Сама жизнь, сама история неудержимо выдвигает инженера - этого поистине творца и руководителя хозяйства - из тесноты мастерских на широкою арену общественной деятельности и ставит его все ближе и ближе к кормилу государства, и если пойти по стопам мудрого Платона и позволить себе мечту относительно идеального государства, то легко можно дойти до вывода, что... в современном государстве первенствующая роль неудержимо переходит к инженеру...» Основные работы Энгельмейер: «Философия техники», «Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка» «Катехизис шофера», «Изобретения и привилегии». Онтологическая концепция техники была впервые представлена в книге немецкого философа Освальда Шпенглера «Человек и техника». Цель техники, по его убеждению, заключается не в создании машин и инструментов, а в тактике жизненных условиях её формирования. Сущность техники не создании инструментов труда, а в способе обращения с ними. В этой связи техника свойственна даже животному, хищнику, использующему свои инстинкты для выживания. Человек тоже является хищником по отношению к природе, использующим как «стратегию руки» в физическом труде, так и «стратегию глаза» в труде интеллектуальном. Техника становится формой действительности, определяемой вначале преобразующими её ручными орудиями труда, а впоследствии с появлением речи предприимчивым мышлением и производством. Техника становится формой превосходства человека над природой и самим собой. Кризис современности вызревает их расширения машинного производства и технологий. Появляется огромное число рабочих рук, не имеющих ни малейшего представления о цели производимого ими продукта. Работник перестает понимать техническую сторону машины, которая заключается не в её детальном создании, а в использовании. Производство машины становится самоцелью, что полностью искажает истинное значение техники как формы существования и действительности. Техник как и философов должен возвышаться над техническими нюансами устройства до пониманию смысла его изобретения. В противном случае он становится рабом производимых вещей и орудий труда, а техника становится причиной бескультурья, войн и плохой экологии. Другой немецкий философ Мартин Хайдеггер старается ещё больше расширить онтологическое значение техники. Философ выдвигает парадоксальный тезис − сущность техники вовсе не есть что-то техническое. Современная техника это не столько создание человека, сколько вид раскрытия истины окружающего мира. Эта истина существует независимо от человека как некий вызов, на который необходимо ответить. Вызов этот сосредоточивает человека на поставляющем производстве, которые позволяет ему раскрыть как истину мира, так и своего существования. Такое раскрытие истины через технику Хайдеггер называет по-ставом (Gestell). Сущность техники не может быть средством труда, созданным человеком, она есть нечто большее, заключенное в исторических условиях существования (Dasein). Если предположить, что у природы есть целесообразность, следовательно и у раскрывающей её техники тоже есть цель. Только цель эта не инструментальная, а онтологическая, позволяющая человеку познать себя, обрести единство природой. Другими словами, техника становится видом осмысленного существования с исторической ответственностью и культурной предопределенностью. Если намечается разлад человека и мира, характеризуемый Хайдеггером как нигилизм, то и техника теряет своё истинное предназначение, замыкаясь на себе и орудийном производстве. Среди современных исследователей философии техники можно отметить также Луиса Мамфорда, издавшего концептуальную работу «Миф машины». Для Мамфорда техника есть результат научного или идеологического творчества. Процессу создания простых орудий труда или мегамашин предшествует теоретическое осознание социальной потребности, научный эксперимент или мифологизация будущего. Практика уже следует за этим теоретическим проектом или мечтой человечества, поэтому в истории производственное использование всегда позади основных научных открытий: «…Телеграф, в сущности, открыл Генри, а не Морзе; динамо - Фарадей, а не Сименс; электромотор - Эрстед, а не Якоби; радиотелеграф - Максвелл и Герц, а не Маркони и Де Форест...» Если на первом месте будет практическое применение устройств как в Древнем мире или в средневековье, то техника остановится в своем развитии.

.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие современные определения техники вы знаете?

2. Постарайтесь самостоятельно определить роль техники в истории.

3. Назовите философское определение техники Э. Каппом.

4. Каковы причины возникновения российской философия техники в начале XX века?

5. Почему отношение человека к технике в учении О. Шпенглера может иметь негативный смысл?

6. Основываясь на трудах М. Хайдеггера, приведите примеры онтологического использования техники человеком.

7. Назовите главные положения теория техники Л. Мамфорда.

Тестовые задания по теме №2.

1. Какой вид познавательной деятельности не является техническим:

а) проектирование;

б) финансирование;

в) конструирование.

2. Первым философом техники был:

а) М. Хайдеггер;

б) Э.Капп;

в) О.Шпенглер

3. Кто из мыслителей утверждал, что техника - это бытие культуры:

а) П.Энгельмейер;

б )Л. Мамфорд;

в) М. Хайдеггер.

 

 

Тема № 3.

История формирования науки и техники.

 

1. Зарождение науки и преднаука традиционных культур.

2. Наука и техне Древней Греции.

3. Наука и ремесло эпохи Средневековья.

4. Наука и инженерия эпохи Возрождения.

5. Техническая наука эпохи Нового времени.

6. Современный этап развития технической науки.

 

Основная цель занятия − изучить главные исторические вехи становления науки со времён Древнего Востока до наших дней и выявить существенные факторы эволюции научного знания каждой эпохи.

 

1. В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, обусловленных самой практикой. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов. Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи. Способ построения знаний путем абстрагирования и схематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира. Однако по мере развития познания и практики наряду с отмеченным способом в науке формируется новый способ построения знаний. Он знаменует переход к собственно научному исследованию предметных связей мира. Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. Исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний. После этого они становятся предметной схемой действительности. Прямое или косвенное обоснование данной системы практикой превращает её в достоверное знание. Наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания − теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Меняется и категориальный статус знаний − они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой будущего, а поэтому строятся в категориях возможного и необходимого. Возникает потребность в особой форме практики, которая обслуживает развивающееся естествознание. Такой формой практики становится научный эксперимент. Культуры традиционных обществ Древнего Китая, Индии, Древнего Египта и Вавилона не создавали таких предпосылок научного мышления. Хотя в них возникло множество конкретных видов научного знания и рецептур решения задач, все эти открытия не выходили за рамки преднауки. Научный способ мышления не мог утвердиться, например, в культуре кастовых и деспотических обществ Востока. Господство в культурах этих обществ канонизированных стилей мышления и традиций, ориентированных на воспроизведение существующих форм и способов деятельности, накладывало ограничения на возможности познания, мешая ему выйти за рамки сложившихся норм социального опыта. Зачатки научных знаний в области геометрии, арифметики, астрономии, механики, медицины вырабатывались и излагались в восточных культурах только как предписания для практики измерения, счёта, календарного летоисчисления, лечения, хозяйства, создания орудий труда. Таким образом, преднаука Древнего Востока характеризуется: а) прикладным нетеоретическим характером знаний; б) практической эффективностью, а не обоснованностью знаний; в) кастовостью и закрытостью традиционных преднаучных сообществ. Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, и об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. В более ранний период развития человеческой цивилизации научное и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Техническое знание Древнего мира было еще не только неспециализированным и недисциплинарным, но и неотделимым от практики.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь