Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глоссарий по курсу «Философия технических наук»



 

АБСТРАКТНЫЙ (от лат. abstractus отвлеченный) - в обычном словоупотреблении означает чисто мысленное, поскольку таковое по отношению к непосредственно переживаемому, наглядному, воспринимаемому, данному в чувствах, т. е. конкретному, выступает как обесцвеченное, не наглядное, опосредованное, данное в понятиях; в отрицательном смысле понимается также как нечто удаленное от жизни, как чуждый действительности интеллектуализм. В философском смысле абстрактным является: 1) реальный результат всякого мышления, результат абстрагирования; 2) все понятийное (см. Понятие) в противоположность всему непонятийному.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio отвлечение) - в широком смысле - одна из осн. операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

АДЕКВАТНЫЙ (от лат. adaequatus - приравненный) - соответствующий, согласующийся, соразмерный. Представление является адекватным, если оно соответствует вещи, к которой относится, если оно «правильно». В этом смысле надо понимать слова Фомы Аквинского о том, что истина есть соответствие (лат. adaequatio) предмета и представления. Противоположность - неадекватный, инадекватный.

АКСИОМА (от греч. axioma - значимость, требование) - исходное положение, которое не может быть доказано, но в то же время и не нуждается в доказательстве, т. к. является совершенно очевидным и поэтому может служить исходным положением для др. положений. Логическими аксиомами являются: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего (Exclusi tertii principium), закон достаточного основания. Аксиоматика - учение об определениях и доказательствах в их отношении к системе аксиом.

АКТУАЛИЗАЦИЯ (новолат.) - осуществление; переход из состояния возможности в состояние действительности.

АКТУАЛЬНЫЙ (от франц. actuel действительный) - действенный, современный, имеющий отношение к непосредственным интересам личности, насущный.

АЛЕТИЯ (греч. - явное, истинное) - то, что можно познать и осмыслить. При этом под процессом познания подразумевалось не внешнее действие, а лишь восприятие или сообщение (слышать, видеть, осязать; писать, указывать и т. д.). Считалось, что выраженная через алетию данность всегда присутствует в мире и только «ждет» своего часа, чтобы стать человеческим знанием.

АЛЬТЕРНАТИВА (франц. alternative, лат. alter - один из двух) - необходимость выбора между взаимоисключающими двумя возможностями, обусловленная потребностью nolens volens решиться на одно из двух.

АНАЛИЗ (греч. analysis - разложение, расчленение) - в логике понятийное, т. е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания сознания - на его элементы, понятия - на его признаки (противоположность - синтез). Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа - аналитическим методом. Элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому. Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический анализ разлагает его в зависимости от логических отношений. Феноменологический анализ вычленяет в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего

АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ - суждение (утверждение, предложение), истинность которого устанавливается путем чисто логического анализа; названо Лейбницем «истиной разума», Юмом - «отношением идей». В современной логике аналитичность суждения понимается как возможность обоснования утверждений при помощи семантических правил языка. Др. способом установления истинности суждения - синтетическим - предполагается обращение к неязыковым формам проверки

АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia противоречие в законе) - противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу.

АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio доопытное представление) - временное допущение какого-либо положения в качестве правильного в ожидании, что позднее оно будет обосновано. У стоиков и эпикурейцев антиципации - это врожденные идеи. Кант называет антиципациями восприятия «знания, благодаря которым я могу априори познать и определить то, что относится к эмпирическому познанию», т. е. пространство и время в отношении формы и величины.

АПОДИКТИЧЕСКИЙ (от греч. apodeiktike [episteme] - наука, служащая доказательству) - неопровержимый, безусловно правильный. Аподиктическое суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность.

АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori из последующего) - понятие теории познания, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.

АПРИОРИ (лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т. е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время.

АТОМ (от греч. atomos - неделимое) - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Атомы вечны, они не возникают и не исчезают, пребывая в постоянном движении, различаются по форме и величине, порядку и положению.

АТРАКЦИЯ (от лат. attrahere - притягивать) - притяжение. Понятие обозначает возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Противоположность - репульсия, отталкивание.

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т. е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.

ВЕРОЯТНЫЙ - в большей или меньшей степени претендующий на истинность, не имея на то достаточных оснований.

ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длительность.

ВИД (лат. species) - в логическом смысле понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с др. видовыми понятиями; из понятия вида может быть образовано еще более широкое понятие - понятие рода (лат. genus).

ВОЗМОЖНОЕ - то, что, во-первых (с объективной стороны), при определенных условиях может стать действительным, или то, что, во-вторых (с субъективной стороны), при определенных предпосылках может быть мыслимо как действительное.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ (от лат. generalis общий, главный) - обобщение, метод математики и естествознания (в меньшей степени - наук о духе), где путем индукции, путем образования понятий из единичного выводится общее.

ДВИЖЕНИЕ - в широком смысле - всякое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве. Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Действительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) движении или в (относительном) покое.

ДВУЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП - принцип оценки в логике суждений в соответствии с правилом: каждое суждение либо истинно, либо ложно и третьего не дано.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio - выведение) - выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Общей формой дедукции является при этом силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы - соответствующее частное суждение. Дедукция, или дедуктивный метод, применяется только в естественных науках, особенно в математике. Трансцендентальной дедукцией Кант называет объяснение того, каким образом априорные понятия могут относиться к предметам, т. е. каким образом допонятийное восприятие может оформиться в понятийный опыт (познание).

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - в метафизическом смысле бытие того сущего, к которому приложим предикат «действительный», т. е. действительное бытие сущего.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ (от лат. determinare - ограничивать) - определение, определенность; в логике - добавление признаков к более общему понятию (родовое понятие), благодаря чему возникает более ограниченное видовое понятие

ДЕФИНИЦИЯ (от лат. definitio - ограничение) - определение понятия, раскрытие понятия путем перечисления его признаков, т. е. путем указания на содержание понятия

ДИАКРИСИС, диакриза (греч. разъединение) - разобщение, различение. Противоположность - синкрисис.

ДИВЕРГЕНТНЫЙ (от лат. divergium точка разделения) - расходящийся в разные стороны.

ДИЛЕММА (греч. di - дважды и lemma - посылка) - двойное предположение; мучительное положение, в котором находится тот, кто должен или обязан сделать выбор между двумя одинаково неприятными вещами.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее, они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка).

ЗНАНИЕ - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.

ИЗОМОРФИЗМ (от греч. isos - равный, однозначный и morphe - форма) - понятие, выражающее тождественность, идентичность форм.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in - не и determinare - определять) - учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана.

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio - наведение) - философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему,, закономерному. Противоположность - дедукция. Знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения - индуцированием; науки, пользующиеся этим методом, - это индуктивные науки, а открытые с его помощью законы - индуктивные законы.

ИНТЕНЦИЯ (лат. intentio - намерение, тенденция, стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

ИСТИНА - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

КАЗУИСТИКА (от лат. casus [conscientiae] - известные случаи) - часть науки о морали, которая определяет поведение («казусов совести», «меры греха») в определенных условиях и событиях.

КАУЗАЛЬНОСТЬ (от лат. causa причина) - причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип, или закон), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно есть причина др. явления.

КОГЕРЕНТНОСТЬ (от лат. cohaerere быть связанным) - взаимосвязь. Принцип когерентности заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. conventio - договор, соглашение, сделка) - философское направление, подчеркивающее, что характер понятий, определений, аксиом, гипотез покоится на чисто целесообразном соглашении ученых.

КОНВЕРГЕНТНОСТЬ (от лат. con вместе и vergere - сближаться) - склонность к чему-либо, сближение с чем-либо. В естественных науках - постепенное приближение результатов исследования (напр., вычисления значения константы) к определенному конечному значению, которое можно рассматривать как объективное; сближение различных методов исчисления с одним, ведущим к цели, сведение всех теоретических систем к одной системе, доказавшей свою пригодность.

КОНСЕКВЕНТНОСТЬ (от лат. consequens - последовательный) - результаты, следствия, последовательность.

КОНСЕКУТИВНЫЙ (от лат. consecutio - результат, следствие) - следующий (из чего-либо), приводимый; отличительный признак понятия, который следует, вытекает из другого.

КОНСТИТУТИВНЫЙ (от лат. constituere - устанавливать, определять и франц. constitutif - определяющий, основополагающий) - объективно определяющий сущность вещи. По Канту, конститутивными являются категории, потому что они определяют объективный опыт и этот последний невозможен без них. Противоположным, по Канту, является регулятивный.

КОРРЕЛЯТИВНЫЙ (от лат. correlatinis - соотнесенный) - соотносительный; коррелятивными являются вещи или понятия, имеющие смысл, лишь соотносясь друг с другом.

КОСМОС (греч. kosmos - Вселенная) - мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу).

МОДАЛЬНОСТЬ (от лат. modus вид и способ) - вид и способ бытия или события. Категориями модальности являются: возможность, действительность, необходимость.

НЕКСУС (лат. Nexus) - связь, соединение, сплетение.

ОБЪЕКТ (от лат. objectum - предмет) - вещь, предмет. С кон. 18 в. (особенно у Канта) объектом называют то, что противостоит субъекту, т. е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира. Теперь его более точно называют реальным объектом. Прежде понятием «объект» обозначали только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета и что теперь точнее называют идеальным объектом.

ПАРТИКУЛЯРНЫЙ (от лат. particulars - частичный, частный) - частный, неофициальный.

ПРИЧИНА (лат. causa) - то, без чего не было бы другого - следствия (см. Каузальность). Первоначально причина понимается как предмет, который что-то делает и что-то вызывает.

РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio - отодвигать назад, возвращать) - термин, обозначающий действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам.

РЕЛЯТИВНЫЙ - относительный; находящийся в отношении, значимый только при определенных отношениях, обусловленный этими отношениями. Противоположность - абсолютный.

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.

РИГОРИЗМ (франц. rigorisme, от лат. rigor - непреклонность, острота, строгость) - строгое, неуклонное проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, особенно в моральном отношении.

ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto legein говорить то же самое) - излишнее, ненужное, но иногда и необходимое повторение какого-нибудь выражения.

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. tabs - конец, цель, завершение и logos - учение) - учение о цели или целесообразности.

ТЕХНИКА (от греч. techne - искусство, мастерство) - способ добиваться чего-либо, достигать, осуществлять; в самом широком смысле слова - совокупность средств человеческой деятельности, направленная на изменение данного, преднаходимого соответственно человеческим потребностям и желаниям.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - формальнологический прием, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения - вывода. В простейшем случае умозаключение состоит из двух посылок и вывода - такое умозаключение называется силлогизмом; умозаключение, содержащее более чем две посылки, должно быть разбито на ряд силлогизмов.

ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon - являющееся) - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria опыт) - направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения - принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте.

ЭНЕРГИЯ (от греч. energeia - деятельность) - в философии Аристотеля все, что имеет вид силы, способность на какое-либо достижение, дело (греч. ergon); это слово равнозначно активности, решительности, волеустремленности человеческого поведения.

ЭНТРОПИЯ (от греч. entropia - поворот, превращение) - часть внутренней энергии замкнутой системы или энергетической совокупности Вселенной, которая не может быть использована, в частности не может перейти или быть преобразована в механическую работу.

 

 

Вопросы к зачету по дисциплине «Философия технических наук».

1. Исторические теории возникновения науки и основные стадии её исторической эволюции.

2. Исторические характеристики трёх моделей науки: классической, неклассической, постнеклассической.

3. Специфика науки как познавательной деятельности. Отношение науки к художественному, философскому, религиозно-мифологическому, обыденному познанию.

4. Структура научного знания.

5. Эмпирический и теоретический уровни науки.

6. Формирование логических норм научного мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление.

7. Особенности предмета, средств, методов науки.

8. Наука как объективное и предметное знание.

9. Эмпирические процедуры формирования научного факта.

10. Структуры теоретического знания. Гипотетико-дедуктивные этапы формирования теории.

11. Критерии истинности научного знания.

12. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Индуктивная и дедуктивная логика научного познания.

13. Особенности субъекта научной деятельности в гуманитарных и естественно-научных дисциплинах.

14. Предпосылки возникновения экспериментального метода науки в Новое время.

15. Институциональные ценности и нормы науки.

16. Исторические формы научной рациональности (средневековье, Новое время, эпоха Просвещения, современность).

17. Мировоззрение позитивизма и научные открытия XIX − XX веков.

18. Динамика науки как процесс порождения нового знания в концепции К. Поппера.

19. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Структура научных революций (Т. Кун).

20. Формирование науки как профессиональной деятельности. Современная наука как социальный институт.

21. Технические науки: специфика и становление.

22. Формирование технической науки как социального института.

23. Научное познание и инженерия.

24. Инженерная деятельность и проектирование.

25. Социальные проблемы развития современной технической науки.

26. Нелинейность процесса роста знаний. Проблема возможных путей развития истории науки.

27. Исторические образцы математической, физической и гуманитарной науки.

28. Методология науки и проблемы познания.

29. Методологические особенности естественных и гуманитарных наук. (Аристотель, Бэкон, Дильтей, Виндельбанд, Риккерт).

30. Современные методологические программы И. Локатоса и П. Фейерабенда.

31. Наука и философия: проблемы взаимодействия.

32. Философия и наука. Основания науки. Наука, не-наука, квазинаука. Обыденное и теоретическое знание.

33. Диалектика и проблема научного метода.

34. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности научного знания.

35. Позитивизм и его формы. Позитивистское понимание философии и науки (критический анализ).

36. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как сфера культуры.

37. Философия и научные программы античности.

38. Формирование предпосылок современной науки в эпоху Возрождения. В чем смысл и историческое значение «коперниканской революции»?

39. Социально-историческая обусловленность научного познания. Интернализм и экстернализм в философии науки.

40. Наука и практическая деятельность. Взаимосвязи науки и техники.

41. Понятия и принципы профессиональной этики в науке. Свобода и ответственность.Возникновение техноэтики.

42. Наука в средние века (Проблема веры и знания. Наука и схоластика).

43. Наука и религия: история взаимоотношений.

44. Атомизм в античности и в Новое время.

45. , Вклад в науку и философию Декарта, Ньютона, Лейбница.

46. Специфические черты науки. Критерии научности.

47. Механицизм и его значение в истории науки и философии.

48. Естествознание и техническое знание.

49. Естественно-научный эксперимент и техническое творчество.

50. Наука в современном глобальном мире: социальные и нравственные проблемы.

51. Становление и исторический путь российской науки. Ломоносовская традиция в русской науке.

52. Эпоха Просвещения и ее роль в развитии науки.

53. Естествознание и гуманитарное знание.

54. Субъект и объект научного познания в философии Канта.

55. Декарт как один из основоположников современной науки.

56. Эмпиризм и рационализм в философии науки Нового времени.

57. Наука и техническое образование в России. Модернизация образования и проблемы технического образования.

58. Наука и техника на рубеже XX и XXI в.в. и глобальные проблемы человечества.

59. Технологический детерминизм. Технократизм и сциентизм.

60. Научные и научно-технические революции, их социальные последствия.

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Тема № 1. Предмет изучения философии науки.

Тема №2. Философия техники.

Тема № 3. История формирования науки и техники.

Тема № 4. Типологии исторического развития науки.

Тема № 5. Три модели научной картины мира.

Тема № 6. Структура научного знания.

Тема № 7. Методология научного познания.

Тема № 8. Наука как социальный институт.

Тема № 9. Специфика технических наук.

Тема № 10. Инженерная деятельность и проектирование.

Вопросы к зачету по дисциплине «Философия технических наук».

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Б.1.В.ДВ.14.4 «Философия права»
  2. Б1.В.ДВ.9.4 «Философия и методология науки»
  3. Безопасность технических систем: критерии и уровни. Надежность технических систем.
  4. Бердяев Н.А. «Философия свободного духа» (Конфликт философии с теологией и наукой)
  5. Виды диагностики технических систем, технологических процессов
  6. График изучения материала СРПС по курсу «Введение в педагогическую профессию»
  7. И.2 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЗДАНИЯ И ЗАПОЛНЕНИЕ ФОРМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПАСПОРТА
  8. И.2 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЗДАНИЯ И ЗАПОЛНЕНИЕ ФОРМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПАСПОРТА
  9. Информационные услуги и продукты. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
  10. К выполнению лабораторных работ по курсу «Элементная база электроники»
  11. К проведению лабораторных работ по курсу


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1378; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь