Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление и основные черты неклассической философии.Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.



Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля. В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. Главное, что волнует неклассическую философию - это понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Особенности неклассической философии

1. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.)

2. В рамках неклассической философии центральной становится антропологическая проблема, человек здесь рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум.

3. От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике.

4. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного.

5. В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте - переходе от философии сознания к философии языка.

Шопенгауэр и Ф. Ницше -- основатели нравственной философии

А. Шопенгауэр (1788-1860). Его основная работа « Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.

В философии Шопенгауэра «воля» является центральным понятием, первоосновой и сущностью мира. Она понимается предельно широко: мировая Воля, понимаемая в качестве онтологической основы универсума, абсолютного мирового единства, как слепое, неразумное желание, хотение, стремящееся в никуда; «воля к жизни», воля отдельного человека, являющаяся частью мировой Воли и движущей силой в жизни индивида. Мировая Воля неизменна, способна к саморазвертыванию в конкретные явления действительности, т.е. способна к объективации. Процесс объективации осуществляется постепенно от неживого к живому, где каждая ступень «лестницы объективации» представляет собой определенный этап развития мира Воли.

Конечным пунктом объективации воли является человек, где мировая Воля превращается в «волю к жизни». На этом этапе, помимо мира воли, возникает еще мир представлений, который есть производная от познающего субъекта. Мир представлений вторичен, преходящ, находится во времени и пространстве и подчинен причинности. Человек – некий центр, в котором наиболее полно соединяются мир представлений и мир воли. Будучи высшей ступенью объективации воли, человек возникает в результате неоднократных и не сразу оказавшихся удачными попыток саморазвития воли. Человека от животного отличает разум, но последний подчинен воле и находится у нее на службе, именно воля – движущая сила человека в его жизни. Человек, по Шопенгауэру, разумное биологическое существо, эгоистическое, стремящееся к господству над всем миром. Человеческая жизнь есть борьба за существование. В этой борьбе «индивидуумы, движимые волей, не только утверждают свое бытие, но и отрицают бытие других, стремятся его подавить там, где оно стоит на пути». Несправедливость и борьба как необходимые следствия утверждения «воли к жизни» даны уже в естественном состоянии, а не возникают в человеческом обществе. В обществе природное существо человека, согласно Шопенгауэру, не меняется в течение всей его жизни, оно так же вечно, как вечна и неизменна «воля к жизни». Следовательно, родовая сущность человека не социальна, а биологична, человек есть вечно неизменное, злое, эгоистическое существо [2]. Поскольку, с точки зрения Шопенгауэра, жизнь есть вечная борьба либо с природой, либо с самим собой, либо с себе подобными, то быть личностью – значит быть эгоистом. Любой человек предпочитает гибель мира собственному уничтожению, поэтому «мир лежит во зле, дикие пожирают друг друга, культурные друг друга обманывают» [3]. Антагонизм человеческих отношений и социальную несправедливость, все, что просветителям казалось преодолимым при сочетании общественного и частного интересов, при воздействии воспитания и образования, способствующих совершенствованию сущностных характеристик человека, А. Шопенгауэр цинично отнес к сущности человека самого по себе.

Основные идеи философии Ф.Ницше:

· идея “смерти Бога” и основанная на ней переоценка ценностей;

· идея “воли к власти” как основополагающей движущей силы жизни;

· идея “сверхчеловека”.

Идея “смерти Бога”. “Величайшее из новых событий – что Бог умер, и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия – начинает бросать на Европу свои первые тени…”- так полагал Ницше в конце 19 в. С точки зрения Ницше, набирает силу европейский нигилизм (позиция абсолютного отрицания). Европейский нигилизм – следствие банкротства прежних ценностей, а это указывает на их фиктивную природу. Пока в мире царил Бог, – в мире царил и порядок, заложенный им. А в этом порядке было место и человеку. Теперь, когда” Бог умер”, утверждает Ницше, становится ясно, что философская и религиозная картины мира – это только выражение человеческой потребности в смысле и порядке. Поэтому люди непрерывно фальсифицируют мир. На самом же деле мир не имеет никакого плана, он есть хаос. Сами люди придают этому миру смысл, стремясь защититься от хаоса. Таким образом, Бог имел для человека ценность и объяснительную силу. Теперь же, в конце 19 века, Бог все это утратил и начались поиски его замены. Например, кантовский “категорический императив”, в котором Бог наделяется статусом нравственного закона. Это также гегелевский Абсолютный Дух, отождествленный с Богом. По мысли Ницше эти философские поиски нового смысла Бога являются выражением развития европейского нигилизма и он отражает то, что на самом деле не существует никакого ни внутреннего, ни внешнего морального авторитета. Так как в христианской традиции мораль и истина – в Боге, то теперь, когда “Бог мертв”, то исчезает объективное основание и для этики и для истины, мир не имеет теперь ни начала, ни конца. Возникает экзистенциальная пустота.

Таким образом, “смерть Бога” для Ницше означает необходимость переоценки ценностей, понимание всех ценностей как творения самого человека.

^ Идея “воли к власти”. Идею “воли” Ницше заимствует у Шопенгауэра. Только у Шопенгауэра это “воля к жизни”, слепая сила, которой необходимо противостоять. У Ницше же это “воля к власти”. Слово “власть” (нем. die Macht) переводится не только как власть, но так же и как сила, мощь, влияние. Эти значения необходимо учитывать (например, некоторые переводы понятия “воля к власти” звучат, как “воля к мощи”, или “воля к воле”. В основе мира и жизни – именно эта сила. Мир – это единый процесс становления, а все вокруг пронизано динамической энергией этой воли. Смысл жизни реализуется путем влечения (воления) человека к “могуществу, способному исправить его неразумность”.

^ Идея “сверхчеловека”. Человек –это то, что должно быть преодолено. Поэтому ценность человека не в том, что он есть, а в том, чем он должен стать. Но только он должен избавиться от всего “слишком человеческого”: слабости, потребности в сострадании и потребности сострадать – все это не позволяет реализовываться “воли к мощи”. Только так, полагает Ницше можно преодолеть экзистенциальную пустоту нигилизма. Но такой человек –“сверхчеловек” возможен не благодаря воспитанию или самовоспитанию, а благодаря раскрытой, реализованной, присущей ему от природы, жизненной силе. Отсюда призыв Ницше: “Будь самим собой! В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону! ”

Основные работы Ф. Ницше: Веселая наука, По ту сторону добра и зла, Так говорил Заратустра

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь