Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие социальной структуры и ее основные типы (стратификационная, классовая, этносоциальная и т. д.)
Социальная структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Социальная структура придает групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре человек в своем сознании связывает определенные факты опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (район проживания). Почти также человек воспринимает физические аспекты своего опыта — части, сведенные в целое, как структуры, а не как изолированные элементы. Например, когда мы смотрим на какое-то здание, мы видим не просто кровлю, кирпичи, стекло и прочие строительные материалы — мы видим дом; когда мы смотрим на бесхвостое земноводное, мы видим не просто выпученные глаза, гладкую пятнистую кожу и длинные задние лапы, а лягушку. Социальная структура дает человеку ощущение того, что жизнь организованна и стабильна. Стратификационная система — вид социального расслоения в конкретном обществе. В ее основе лежит принцип разграничения (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, престижность профессии, уровень образования и др. Существует несколько подходов к рассмотрению стратификационных систем. В основу одной из таких классификаций положено девять основных типов стратификационных систем. Физико-генетическая. Классификация проводится по таким признакам, как пол, возраст и другие физические качества человека. Такая система была характерна для первобытно-общинного времени. Сейчас это явление тоже присутствует, но в иной форме. Рабовладельческая. Ее основой служит разделение общества на тех, у кого есть права и свободы, и тех, кто ими не обладает. Она построена на прямом насилии. В разных странах она принимала различные формы, но суть оставалась прежней. Кастовая. Это разделение было закреплено религиозно в течение долгого времени. Переход из одной касты в другую не был возможен, а статус человека определялся при его рождении. В обществе с кастовой системой существовало разделение профессий между различными кастами. Сословная. Права и обязанности той или иной группы людей закреплены с помощью традиций и юридически. Эта система свободнее, чем кастовая, но четко обозначены границы между сословиями. Этакратическая. Социальный статус человека определяется его положением во властных структурах. Он прямо пропорционален привилегиям и доступу к ресурсам. Этот процесс контролируется государственной демократией. Социально-профессиональная. Основанием классификации служит профессия, оплата данной деятельности и условия труда. Но к тому или иному человеку предъявляются жесткие профессиональные требования. Этот статус не приобретается по наследству, и потому человек должен постоянно заботиться о его сохранении. Культурно-символическая. Классификация производится на основе наличия свободного доступа к информации или знаниям. Эта относительно новая классификация еще не изучена до конца. Культурно-нормативная. Решающее значение в рамках этой системы имеет престиж: им определяется место человека в социальной иерархии. Классовая. Социально-классовая структура общества — это совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отношений между ними. Классификация производится по экономическим факторам: отношению к средствам производства и уровню дохода. Человек может изменить свое положение при благоприятных условиях, применении определенных усилий. Развитие учения о классах получило в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они считали, что классы возникают в результате общественного разделения труда, формирования частнособственнических отношений и эксплуатации человека человеком. По Марксу, в каждой классовой общественно-экономической формации существуют два основных враждебных по отношению друг к другу класса. Например, в рабовладельческой формации — рабы и рабовладельцы, в феодальной — крестьяне и помещики; в капиталистической — наемные рабочие (пролетариат) и буржуазия. Формирование и развитие социальной структуры общества можно рассматривать на примере функционирования этнических сообществ, которые и создают этносоциальную структуру общества. В переводе из греческого слово «этнос » означает народ, племя, стая, толпа.
52. Экономические процессы в жизни общества. Социокультурная детерминация системы хозяйствования.(! не уверена) В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы. Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРОИЗ-ВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБМЕН И ПОТРЕБЛЕНИЕ РАЗНОГО РОДА ПРЕДМЕ-ТОВ И УСЛУГ. Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе Экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д. одной из самых обсуждаемых проблем в современной социальнофилософской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества, открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению. К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие производительные силы. Человек, трудящийся, является непосредственным субъектом труда. Прежде всего человек выступает как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем сформированности культуры. Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества: производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда; производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен. Социокультурная детерминация - влияние общества на что-либо (социальных и практических потребностей, культурных и этнических традиции, морально-нравственных предписаний, идеолого-политических установок и т.д.). Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой – следствием и предпосылкой универсального характера развития Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминирующее воздействие природных условий на общественную систему было особенно сильным на ранних этапах человеческой истории. Определенный комплекс природных факторов во многом обусловил переход большинства народов от присваивающего к производящему типу хозяйства, тогда как отдельные народы земного шара до недавнего времени так и оставались на примитивном уровне социальных связей и хозяйства.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы