Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема истины в философии.



Истина – цель познавательной деятельности. Но как определить достоверность знаний? На этот вопрос в разных концепциях разные ответы.

Классическая (корреспондентская) концепция (от Аристотеля) – истина соответствие знаний действительности, то есть признается наличие объективного мира и возможность его точного познания (неточности устранимы).

Начиная с Канта, все чаще истину описывают не столько как объективное, сколько как субъективное состояние. Этому сильно способствовал кризис в физике XIX-XX вв., разрушивший веру в нейтральный статус реальности «теорией относительности» и «квантовой механикой».

Концепции неклассической философии (все они релятивны и вероятностны, ставят истину в зависимость от субъекта):

- марксизм: истина относительна (с элементами абсолютного), субъективна по форме и исторически конкретна, критерий истинности – практика;

- семантическое определение истины (Тарский): истинно высказывание, адекватное своему предмету и непротиворечащее другим высказываниям, истинность всего проверяют путем создание абсолютно непротиворечивого метаязыка;

- когерентная концепция (Нейрат, Карнап): знания должны быть взаимосогласованы без логических противоречий;

- конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Кун): истина – то, что признано (согласовано) научными авторитетами (критерии, которыми руководствуются авторитеты, авторы не сообщают);

- прагматическая концепция (Пирс, Дьюи): истинно все, дающее уверенность и приносящее успех;

- феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): истина согласованность внутреннего опыта.

Постнеклассические философии проблему истины переносят из гносеологии в социально-политический дискурс: истина часть идеологии, и к любым претензиям на абсолютность надо относиться иронично, предпочитая то, что сглаживает социальное напряжение.

Авторы призывают применять все концепции, учитывая сложность мира и то, что неклассическая философия якобы преодолела оппозицию «истина-заблуждение»!

 

Специфика научного познания и его структура.

Вопрос о специфике научного познания – дискуссионный, однако можно отметить несколько основных, фундаментальных признаков научно­сти знания: предметность (направленность на реально существующие вещи, явления, отношения, находящиеся в поле человеческой деятельности), рациональность (выраженность в понятийном или понятийно-математическом аппарате), обоснованность (которая может пониматься как эмпирическая проверяемость, логическая доказанность), системность (взаимосвязанность элементов научного познания, соответствующая структуре познаваемого предмета), рефлексивность (обращённость познания не только на предметы исследования, но и на методы, с помощью которых это исследование осуществляется).

Нередко в качестве критериев научности знания на­зывают те, которые связаны с какой-то отдельной наукой, группой наук, це­лой отраслью науки, которые сложились в тех или иных локальных научных пределах и в них функционируют. Отсюда: математический идеал научности, физический идеал научности.

Научное познание существует в основных формах, представляющих собой способы его выражения в языке и указывающих на степень общности и достоверного выражаемого знания.

Выделяют следующие формы научного знания. Проблема – совокупность положений, фиксирующих «знание о незнании», т.е. невозможность непосредственного усмотрения к.-л. связей и отношений. Проблемы могут быть зафиксированы как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Научный факт – это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. Методами установления факта являются наблюдение, эксперимент и описание. Гипотеза – это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. Теория – это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение.

Методы научного познания можно подразделить на три группы по степени общности:

1) Специальные методы применимы лишь в рамках конкретных наук. Их объективной основой являются соответствующие специально-научные законы.

2) Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы. Примерами могут служить методы эксперимента, наблюдения, моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.

3) Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики. Их объективной основой выступают общефилософские закономерности понимания окружающего нас мира, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские методы и принципы мышления, в т.ч. принцип диалектической противоречивости, принцип историзма.

Наука и ненаучное знание.

Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; социально обусловлено; и обладает различной степенью достоверности.

Объектом научного знания выступают все явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Успехи познания тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру. Наука — высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную деятельность людей. Также это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в космосе, природе, обществе и человеческом мышлении. Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.

Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью обыденного сознания и добытую опытным путем — посредством наблюдения и эксперимента.

Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего10.

Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, когда через знание фундаментальных законов можно объяснить, привести в определенную систему разрозненные факты, явления и процессы.

Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения.

Выделяют следующие виды ненаучного знания: ненаучное, разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, ошибочное знание. В качестве симптомов лженауки выделяют принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Ненаучное знание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках.

формы ненаучного познания: Исторические: мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные; религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное; философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления; художественно-образное (связано с эстетическим); игровое познание: игра, как необходимая форма познания, основополагающая в развитии культуры, игры предполагают правила («деловые игры»); обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт Иррациональное (внерациональное) познание: магия; мистика; колдовство; эзотерическое знание; переживание, ощущения; народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Authority problem. Проблема авторитета.
  2. III. По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы
  3. Аромапомощь при детских проблемах
  4. Б. Рассел. Проблемы философии. Ценность философии
  5. Б1.В.ДВ.12.2 «Проблематика современной российской прессы»
  6. Б1.В.ДВ.17.3 «Проблематика современных СМИ»
  7. Болезнь — это защита от истины
  8. В связи с этим основными проблемами, связанными с реализацией модели 4С, являются следующие.
  9. Вопрос 2. Гендерная идентичность клиента как проблема
  10. Вот в чём Вопрос вопросов и Ответ ответов и в вот в чём Проблема проблем и Решение решений для Тебя-Человечество-Единый родя-Я-Бога-Дитя-Возлюбленное, Ученик и Семья.
  11. Вот в чём Вопрос вопросов и Ответ ответов и вот в чём Проблема проблем и Решение решений для Тебя – Человек-Человечество-Единый род - Я-Бога-Дитя, Ученик и Семья.
  12. Вот в чём Вопрос вопросов и Ответ ответов и вот в чём Проблема проблем и Решение решений для Тебя-Человек-Человечество-Единый род – Я-Есмь-Бога-Дитя, Ученик и Семья.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь