Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поп, жена бедняка и его дочь



После смерти бедняка остались жена и дочь его. Были у них две лошади и четырехколесная повозка, долгу же бедняк оставил около тысячи рублей.

Жена бедняка думала-думала над тем, что же ей делать, и надумала пойти к священнику.

Она пошла к священнику и сказала ему:

— Когда мой муж умирал, то он наказал мне: «Четырехколесную повозку и двух лошадей отдай священнику! »

Услыхав это, священник сказал:

— Он был умен и умным умер.

Жена бедняка говорит дальше:

— Затем он мне еще советовал и так: «Поступи с дочерью своей к священнику и работайте у него! »

— Он был умелый советчик и таковым умер.

— А еще он мне наказывал вот что: «Я должен одному человеку полтысячи. Попроси священника заплатить ему этот долг», — сказала опять жена бедняка священнику.

Когда священник услыхал, что нужно заплатить долг, то вскипел и сказал:

— Ишаком он был и умер ишачьей смертью! Священник отказал жене бедняка в ее просьбе и остался жить сам по себе, а жена бедняка — сама по себе.

Как туальский поп отпевал покойника бедняка

Умер бедняк, и священник был приглашен вместе с дьячком на его отпевание. Гроб вынесли на улицу, установили, и священник приступил к отпеванию. В это же время другой бедняк вез мимо арбу дров на продажу. Это заметил священник.

Он сразу забыл об отпевании покойника и думал лишь о том, как бы заполучить дрова. И вот он вставил в отпевание такие слова:

— Эй ты, продавец дров! Отвези-ка дрова ко мне домой. Я сейчас окончу отпевание ишака-покойника, вытяну за это пять рублей и иду вслед за тобой!

А псаломщик заключил его отпевание возгласом: «Аминь! »

Как туальский поп отпевал грузинского алдара

Умер грузинский алдар. Там оказался туальский священник со своим дьячком. Покойника вынесли во двор. Туальский священник совершил отпевание алдара, и его похоронили. Когда люди возвратились в дом покойника, то обратились к туальскому священнику, чтобы он освятил все то, что приготовлено было на поминки.

Туальский священник начал освящение на осетинском языке и под видом освящения обращается к дьячку с такими словами:

— Пока я речь веду, ты сложи в хурджины лучшие шейные и поясничные части!

А дьячок ему вторит и отвечает:

— О, чтобы у тебя умер лучший член семьи! Освяти сначала, а не то, если поймут нас, то изобьют!

Среди собравшихся и съехавшихся по случаю смерти алдара оказался один грузин, который понимал по-осетински. Он сказал обо всем грузинам, и они избили священника. Так они вернулись домой избитыми.

Поп и бедняк

Жили-были муж и жена, бедняк и беднячка. Всякий раз, когда жена бедняка выходила на реку по воду, там оказывался поп и заигрывал с нею.

Когда он измучил ее своими приставаниями и она оказалась в безвыходном положении, то она рассказала обо всем своему мужу:

— Ежедневно, когда я выхожу на реку по воду, он тоже выводит своего коня на водопой и пристает ко мне. У меня мочи уж нет от его заигрываний.

Муж говорит ей:

— Завтра я сделаю вид, будто отправляюсь в недельную отлучку, и поручу тебя попу, скажу ему: «Присмотри за моей женой до моего возвращения». Ты замани его к себе, а я вернусь вечером.

Утром бедняк встал, запряг четырехколесную повозку и направился к дому попа. Там он остановил коня, вызвал священника и сказал ему:

— Я неделю буду в отлучке; прошу тебя, присмотри за моей женой.

Поп про себя обрадовался этому и охотно обещал бедняку присмотреть за его женой.

Бедняк последовал по своей дороге дальше, а жена, взяв ведра, пошла по воду, но так, чтобы ее видел поп. Тот не преминул вывести вслед за ней своего коня на водопой. У реки жена бедняка и поп встретились. Поп ей говорит:

— Муж твой сегодня утром, уезжая в недельную отлучку, просил меня, чтобы я до его возвращения присматривал за тобой.

— Вот так и надо делать, — ответила та. — А ты ко мне приставал, когда муж мой был дома. Вот теперь приходи вечером. Вот так и надо делать, — сказала она ему еще раз.

Попу день показался долгим: насилу дождался он вечера. Вечером он пришел к жене бедняка и стал приставать к ней, требуя своего, но она ему сказала:

— Сиди тихо! Подожди, приготовлю чего-нибудь: ведь всю ночь мы будем предоставлены самим себе.

Она приготовила хороший ужин, а тем временем муж вернулся и в окно стал подслушивать разговор жены и попа. Когда жена и поп собрались уже ужинать, бедняк постучал к ним в окно.

Поп перепугался; ему негде было спрятаться, и жена бедняка спрятала его за дверью, прикрыв его всякой ветошью. После этого она открыла дверь, и муж ее вошел. Она спросила его, почему он так рано вернулся, и он ей ответил:

— Разве у бедняка может быть удачная дорога? Колесо сломалось, и я вернулся обратно.

Бедняк видит, как накрыт стол, и спрашивает жену:

— Хозяйка наша, что с тобой на этот раз случилось, ведь ты никогда такого стола не накрывала?

— Я знала, что ты вернешься, — отвечает жена, — и приготовила вот так, как видишь.

Тогда муж ей предлагает:

— В таком случае нехорошо будет, если всем этим угощусь я один. Иди и пригласи поужинать со мной нашего соседа, попа.

Жена бедняка пошла. На зов ее вышла к ней из дома жена попа. Она спрашивает:

— Где поп? Муж мой приглашает его поужинать вместе.

— Сегодня он ушел куда-то и пока не вернулся домой, — сказала ей жена попа.

Жена бедняка вернулась к мужу с таким ответом, и он снова ее посылает:

— В таком случае иди и пригласи его жену.

Жена бедняка пошла второй раз, привела жену попа; стали они ужинать. После хорошего ужина жена бедняка вышла, оставила мужа своего и жену попа одних. Бедняк тогда положил жену попа на кровать и насладился с ней.

Жена попа ушла домой, а жена бедняка вернулась обратно в комнату. Бедняк смотрит в угол, в котором за дверью был спрятан поп, и, прикинувшись удивленным, спрашивает жену:

— А что это у тебя в углу?

— Смотри-ка, — говорит она, — как это я забыла! Сегодня приходил нищий за милостыней, ему негде было приютиться, и я его там уложила спать.

Бедняк отбросил в сторону ветошь, которой был накрыт поп, провел по его голове рукой и говорит удивленно:

— Смотри-ка, он действительно жалок! Видишь, как голова его обросла волосами! Принеси-ка ножницы, мы его острижем!

Жена бедняка дала мужу ножницы, и он остриг волосы попа. Окончив стрижку, он приказал жене покормить его кое-чем, а сам удалился.

Когда поп убедился, что бедняк ушел, то он и есть не стал, а выскочил в дверь и, запыхавшись, явился домой.

Жена попа, увидев мужа остриженным, спрашивает:

— Муж наш, кто это так разделал твою голову?

А он отвечает ей:

— Тот же, кто отделал тебя!

С того времени поп боялся даже проходить мимо красивой жены бедняка.

Дурень Сонтхела и его жена

Отправился Сонтхела в лес и нашел иголку. Положил ее вместе с вязанкой дров и про себя думает, что иголка пригодится его жене.

К вечеру он вернулся домой и кричит жене:

— Вот я тебе нашел иголку!

Жена вышла к нему. Сонтхела развязал вязанку дров и стал искать иголку, да не нашел.

— Ах ты, дурной Сонтхела! — говорит ему жена. — Кто же кладет иголку в вязанку дров? Если человек находит что-нибудь, то он кладет это себе на грудь.

Утром Сонтхела опять отправился в лес. По дороге он нашел кинжал; воткнул его себе в грудь и, весь окровавленный, вернулся домой.

— Вот я нашел кинжал! — опять закричал он жене. Жена вышла к нему и, увидев Сонтхела — окровавленного, с кинжалом, воткнутым в грудь, выругала его и говорит:

— Кто же втыкает кинжал себе в грудь? Каждый привязывает то, что он находит, к себе сзади.

Утром Сонтхела опять отправился в лес и нашел по дороге щенка. Он связал вязанку дров, а щенка привязал сзади, как его наставляла жена. Щенок, мучаясь, обгрыз ему пятки. Сонтхела опять вернулся окровавленный и кричит жене:

— Вот посмотри, какого щенка я тебе нашел!

Она вышла к нему и, увидев привязанного сзади щенка, который обгрыз ему ноги до крови, опять ему сказала:

— Разве кто-нибудь привязывает щенка сзади? То, что находят, обычно приводят за собой.

Сонтхела и на следующее утро направился в лес и нашел по дороге топор. Он заготовил опять вязанку дров, а найденный топор положил на дорогу и стал приглашать его следовать за ним, ио топор не сдвигался с места. Сонтхела рассердился, подбежал к топору, схватил его и швырнул. Топор попал в дупло дерева, и оттуда вытек мед. Сонтхела подошел к дереву, увидел мед и испачкал им свои руки; руки он сунул в рот, почувствовал во рту сладкое и, вернувшись домой, рассказал об этом жене:

— Сегодня я нашел топор. Я положил его на дорогу, стал звать его, звал долго, и, так как он не слушался, я вскипел и швырнул его. Топор попал в дупло дерева, и оттуда вытекло что-то сладкое.

Жена поняла, что он нашел мед. Она привела Сонтхела к этому дуплу дерева. Найденный мед они вместе доставили домой. До сих пор они живут и поживают.

Глупая семья

Жили-были муж и жена, и было у них три дочери. Жили они очень бедно. Муж батрачил. У них имелся один бык, и муж решил:

— Пойду заработаю на покупку пары своему быку. Он ушел из дому и стал работать батраком.

Девушки, дочери его, проводили время во дворе под дикой грушей и вели глупые разговоры. Вот однажды средняя дочь говорит своим сестрам:

— Вдруг наша старшая сестра выйдет замуж и родится у нее сын. Придет она к нам, чтобы проведать нас, и заставит своего мальчика залезть на дерево, а он упадет с дерева и умрет!

Они принялись плакать и оплакивали его долго. Рассказали об этом своей матери и решили заранее зарезать быка ему на поминки:

— Давайте на помипки его зарежем быка!

Пригласили соседей. Те усмехаясь съели быка.

Живут они дни, годы. Тем временем вернулся домой их отец с одним быком. Зашел в дом и видит, что семья его сидит, охваченная печалью. Он спросил жену и дочерей о том, что случилось, и они рассказали ему, по какой причине зарезали быка.

— Увы, вы разрушили мой дом! — сказал бедняк. — Мне не нужна больше семья, не нужен ннкто из вас! Как мне жить с вами, если я изнемог от ваших дурацких поступков! Ведь я ушел для того, чтобы куппть пару своему единственному быку, а вы его зарезали, чтобы накормить его мясом наших соседей!

На второй день он покинул свою глупую семью. Шел он, шел и встретил по дороге двенадцать всадников, очень встревоженных.

— Что случилось? — спрашивает он их. Они ему говорят:

— Когда мы выехали из села своего, нас было двенадцать. А теперь считаем и так, и этак: выходит, что нас осталось одиннадцать всадников.

Бедняк пересчитал их про себя: вышло, что их двенадцать.

— Ну, а если я сделаю так, что вас опять окажется двенадцать, то чем вы меня вознаградите? — спрашивает он.

— Ты только найди нам нашего товарища, и бери, что захочешь! — говорят они ему. — Мы дадим тебе по десять туманов, а еще лучше мы сядем по двое на коней, а тебе дадим двух коней.

— Ну, пусть кто-нибудь посчитает вас!

Выходит один, другой, считает стоящих в ряду, а себя не считает. Тогда бедняк выстроил их в ряд, посчитал, и вышло их двенадцать. На радостях они дали бедняку то, что обещали, и уехали.

А бедняк, уже верхом, поехал по дороге и доехал до пшеничного поля. Видит: посреди поля стоит дом. Он подъехал к дому ближе и услышал крик, шум.

— Что это такое? — спрашивает он.

— Нас семь братьев, — объясняют ему. — Вот эти земли под пшеницей принадлежат нам, и что-то их губит, вырывает с корнем пшеницу. Долгой зимой мы погибнем от голода. Ты видишь, чем мы заняты, но вся беда в ветре, он волнует пшеницу. Вот какая у нас беда.

Бедняк подумал про себя, а затем спросил их:

— Чем вы меня вознаградите, если я вам спасу ваши пшеничные поля от ветра?

Они с радостью сказали ему:

— Дадим тебе все, что ты сам захочешь. Осенью мы завезем тебе в дом половину нашего урожая зерна.

— В таком случае уходите домой и запритесь, — предложил он им. — Спрячьтесь у себя так, чтобы к вам не проникал луч света.

Они попрятались, а бедняк сел на камень и принялся искать в своей одежде вшей. Когда ветер перестал дуть, он закричал им:

— Выходите!

Они вышли из своего дома, видят: кругом тишина, а хлеба стоят неповрежденные.

Они завезли ему на дом зерна столько, сколько обещали. А бедняк после этого задумался и сказал:

— Смотрите-ка, двенадцать всадников и семь взрослых людей оказались дурнее моей семьи! Вернусь-ка я обратно к своей семье!

Немой и глухонемой

Давным-давно жили немой и глухонемой. У глухонемого была одна хромая овца и три козы. Каждый день он выгонял их пастись. Однажды он заснул, и скотина его разбрелась. Глухонемой проснулся, видит: скотины его нет на пастбище. Пошел он искать свою скотину, и встретился ему немой, который полол свою пашню; глухонемой с помощью рук и другими знаками спросил немого о своей скотине, но немой понял его так: «Где проходят границы твоей пашни», — и указал четыре ее стороны.

А глухонемой понял его так: моя скотина разбрелась, как он показывает. Пошел он туда, куда указал немой, и нашел там свою скотину.

Вернувшись обратно, он решил в благодарность подарить немому хромую овцу. Подошел к нему и отдает ему хромую овцу. А немой понял его так: «Почему ты овцу мою сделал хромой? ». Он перепугался и стал убеждать глухонемого, что это не он сделал.

Глухонемой все-таки оставил ему овцу и удалился.

А немой подумал про себя, что тот пошел жаловаться на него; отломил он ручку тяпки, погнался за глухонемым и избил его на дороге до смерти.

Про мужа и жену

Жили муж и жена. Жена выполняла домашние работы, а муж возился с топором во дворе. Однажды смотрит муж со двора и видит: беременная женщина несет на мельницу зерно и боится ступить на мост. Ему стало жалко женщину; подбежал он к ней и нечаянно толкнул ее. Женщина ушиблась, а он побежал прочь. Увидел это муж женщины, который находился на мельнице, и погнался за ним.

Добежал беглец до двух крестьян, осел которых увяз в грязи так, что они не могли его вытащить, и говорит им:

— Держите его за уши, а я буду держать за хвост, и вытащим его!

Те потянули осла за уши, а беглец — за хвост. Осел остался без хвоста. И те двое погнались за ним. Гонятся за ним уже трое. И стали они настигать его у берега большой реки.

Видя это, беглец прыгнул с высокого берега и угодил на ханского сына, который спал под деревом; тот был убит на месте, и за беглецом погнались слуги хана.

Они гнались за ним долго, но он все-таки сумел скрыться от них. Попал он в другое дело. В одном доме там был кувд, на котором происходил дележ долей по группам участников кувда. Беглец тоже протиснулся туда.

— Сколько вас в группе и кто такие? — спросили его.

— Нас четверо, — ответил он: — этот человек, да этот молодой человек, да я сам, да мой осел.

Он получил четыре доли и ушел. Послали за ним вдогонку:

— Догоните его и, если их не четверо, отберите у него все и побейте его!

Избили его, а как же иначе могло быть?!

Пошел беглец дальше и наткнулся на большую отару овец. Озирается кругом: чабана нигде не видно. Он поймал ягненка, сунул его в свои хурджины и пошел дальше своей дорогой.

Чабан наблюдал за ним долго. Как только он заметил чабана, то прикинулся, будто что-то ищет. Дошел до чабана и стал вертеться, искать, как будто у него что-то пропало.

— Что ты ищешь, добрый человек? — спрашивает его чабан.

— Адирики, модирики, фсерики, — отвечает он. — А ты что ищешь?

— Что я ищу? — сказал чабан. — То, что у тебя на спине! И, поколотив его дубовой палкой, отнял у него ягненка. Беглец, избитый, идет дальше по дороге, держа еще в руках свой топор. Смотрит и видит: в озере множество гусей.

— Чем ничего, лучше хоть гусь, — сказал он и бросил в них свой топор. Гуси улетели, а топор его пропал в озере.

Он быстро разделся и полез искать свой топор. Топора он не нашел, а когда вылез из воды, то не нашел на месте и своей одежды: кто-то украл его вещи.

Пошел он дальше по дороге голый. У села погнались за ним собаки; ои нагнулся, чтобы схватить камень, а в это время одна собака нагнала его сзади и оторвала у него его яблоки.

В таком виде он еле-еле добрался домой. Был уже неурочный час. Жена его проснулась и говорит:

— Не впущу тебя в дом, пока не скажешь, где ты пропадал. Он рассказал ей все, вплоть до топора.

— Я потерял свой топор..., — рассказывает он дальше.

— Найдется еще где-нибудь старый топор, — утешает его жена.

— Этим дело не ограничилось, а... а... я потерял всю одежду... кто-то украл у меня все мои вещи...

— Найдем где-нибудь для тебя какую-нибудь подержанную одежду.

— Этим дело не ограничилось, а... а... вот так и так!

— В таком случае и не показывайся больше! И она не впустила в дом своего мужа.

Одураке

У одного человека было двое сыновей. Один из них был невиданный дурак, но обладал большой физической силой. А другой был поумнее, но силы у него было поменьше.

Два брата на ослах привозили из лесу дрова. Пока умни:; набирал одну охапку дров, дурак набирал три.

Сколько времени они прожили так, ведомо одному богу. Но вот умерли их отец и мать. Братья поступили к хану в батраки, а дом свой продали.

У хана жена была бесплодная, и жили они только вдвоем. Умник пас у хана крупный рогатый скот, а дурак — овец.

Однажды дурак пас своих овец на крутом берегу реки под яблоней; залез он на яблоню и стал трясти ее, сбрасывать яблоки своим овцам, а сам сверху говорит им:

— Кто оставит мне долю, будет жить, а кто этого не сделает, будет убит.

Овцы и сами еще не наелись, но у одного молодого козла в рогах застряло одно яблоко. Чабан спустился с яблони, привязал козла к дереву, а остальных гуртом сбросил с крутого берега. Козла он запер в стойле, и тот в одиночестве громко блеял.

Хан рассердился на козла.

— Почему этот козел без умолку громко ревет? — сказал он. — Приведите его и зарежьте!

Дурак пошел, зарезал козла у порога стойла и принялся хвастаться:

— Каково было овцам в тот день в горах! Проклятые, они не оставили мне моей доли!

Брат его был ошеломлен и спросил его: ! — Что ты опять наделал, настоящий ты болван!

— Что я наделал? Я сбивал им с дерева яблоки, и, кроме молодого козла, которого я зарезал, никто не оставил мне моей доли. Я слез с дерева и покидал их с крутого берега, а того козла одного запер в стойле, и он от одиночества ревел без умолку.

— Да не простит тебе бог: хан теперь прикажет нас обоих убить! Надо бежать отсюда!

В страхе он быстро оделся и пустился бежать, сказав глупцу:

— Закрой двери и быстро следуй за мной!

Он убежал, а дурак подумал, что брат велел ему сиять дверь, и он принялся за это дело. Снял ее, взвалил себе на спину и в таком виде догнал своего брата.

— Я тебе не поручал снять дверь, да не возблагодарит тебя бог! А теперь и бросить ее нельзя, потому что по ней нападут на наш след. Понесем ее с собой, иначе хан поймает нас!

И побежали они с дверью дальше. К восходу солнца добежали они до одной низины и быстро взобрались вместе с дверью на дерево. Дурак уселся на дверь и озирается кругом.

А это дерево оказалось священным деревом другого села, и скоро к нему стали собираться люди на кувд. Тот день оказался днем кувда, к которому все уже было готово. Но их пока никто не заметил на дереве.

Они проголодались, и, когда произносили обычный тост-моление, глупец сказал:

— Если мы их не заставим сейчас разбежаться, то, когда они усядутся за столы пировать, разогнать их будет уже нелегко.

Не успел еще старейший произнести и половины тоста-моления, как глупец сбросил с дерева дверь, и она угодила в самую середину пиршественного стола.

— Увы, наш кувд не угоден богу! — закричали люди и обратились в бегство; ни одного из них там не осталось. А дурак слез с дерева, наполнил ушат пирогами и мясом и сказал, что хочет приготовить дзигка.

Брат-умник пока не спускался с дерева, боясь погони, и сверху наблюдал за ним. Но опасности ниоткуда не видно было, а, между тем, он сильно проголодался. Не успел он приступить к еде, как явился хан. Он вступил в схватку с умником, и, когда они в схватке приближались к дураку, тот кричал на них:

— Вы можете убить друг друга, а мою дзигка не проливайте, не то я одного из вас убью ударом о дерево!

Умник-брат испугался, что хан его убьет, и стал подвигать его в сторону ушата. Когда тот оказался около ушата, он толкнул его, и дзигка глупца пролилась.

— А, ты так, хан, пролил мою дзигка! — закричал дурак и стукнул хана о дерево. Хан был убит.

Тем временем показалась и жена хана; дурак и ее стукнул о дерево и убил.

С опозданием стали появляться и слуги хана; дурак убивал их, ударяя о то же дерево. Как только кто-нибудь из них прибывал по тревоге, поднятой ханом, глупец хватал его, ударял о дерево и — пусть недруга твоего постигнет такая участь, какая постигла ханских слуг!

После этого два брата завладели имуществом хана, поселились в его доме и живут, не зная никаких болезней, по сегодняшний день.

О воре

Давно, сказывают, в одном селе жил вор, и люди не знали, как унять его. Он воровал ночью и проводил всю жизнь свою в воровстве. Люди давно знали, что он вор и живет воровством, но не могли унять его, и село дошло до разорения.

Когда людям не стало от него житья, они решили спросить совета у вдовы-ведуньи: как им унять этого человека? И она им посоветовала:

— Его трудно унять. Поступите вот как: в следующий четверг он пойдет воровать в самый крайний дом села; вы ему дайте войти в дом, а сами дождитесь его выхода и убейте его на месте!

Так и сделали они. В следующий четверг они поджидали его в засаде возле указанного дома, но вору откуда-то стало известно намерение жителей села, и он в этот дом не явился, а пошел по другой дороге. Бросил он на этой дороге один свой чувяк и пошел дальше. Пройдя некоторое расстояние, он бросил и второй свой чувяк, а сам притаился на обочине так, чтобы его ие было видно.

До того места, где вор бросил первый чувяк, доехал какой-то всадник. При лунном свете он заметил чувяк, но поленился сойти с коня, сказав про себя:

— На что мне один чувяк?

Когда же всадник доехал до второго чувяка, он сказал:

— Пойду-ка захвачу и пару его: они пригодятся бедному человеку!

Он сошел с коня, привязал его к ветке дерева, а сам побежал за первым чувяком. Вор наблюдал за ним. Когда тот побежал за чувяком, он вышел из засады, вскочил на его коня и исчез. Он спрятался в лесу у дороги так, чтобы его не видно было, и дождался утра.

Утром какой-то человек ехал на арбе; к арбе сзади веревкой он привязал козу, а за ней бежал козленок.

Когда арба проезжала мимо вора, тот помахал ветками козленку, поймал его, связал его ноги и спрятал его за кустом.

Хозяин оглянулся и увидел, что козленок больше не бежит за козой. Он привязал козу к дереву, а сам бросился искать козленка. Вор развязал козу и приволок ее к козленку. А хозяин все ищет и ищет их в кустарнике.

Как бы там пи было, а совет вдовы-ведуньи оказался неудачным, и жители села озлобились против нее.

Через несколько дней вор вернулся домой. Никто из жителей села не узнал о его возвращении, а он залез в один дом и хотел унести оттуда копченое мясо, которое было на ундуге; но балки, на которых держался ундуг, не выдержали, и ундуг упал на голову одного из членов семьи.

Вор бежал оттуда, а те за ним. Он не представлял себе, по каким местам бежит, свалился с плоской крыши высокого горского дома и разбился насмерть. Утром жители села нашли его труп около этого дома.

Жулик и бедняк

Жили-были муж и жена; из имущества была у них единственная корова, и они вздумали ее продать. Жена сказала своему мужу:

— Гони корову и продай ее!

И он погнал ее впереди себя. Гонит ее, гонит по дороге. А жулики задумали обмануть его и присвоить себе единственную его корову. Один из жуликов отделился от своих товарищей и пошел навстречу бедняку. Повстречался с ним и приветствует его:

— Да будет путь твой прямой!

— Да будет дело твое правое!

— Не продашь ли свою козу?

— Какая еще коза? Что у тебя глаз нет? Не видишь, что это корова?

— Коза, клянусь богом моим, коза, а не корова!

— Сколько же ты мне за нее дашь?

— Если тебе нужно шесть рублей, то оставь ее мне.

— Ты шутишь что ли? — сказал бедняк в сердцах и направился по своей дороге дальше, гонит впереди себя корову.

Через некоторое время встречается ему второй жулик.

— Да будет путь твой прямой!

— Да будет дело твое правое!

— Не продашь ли свою годовалую козу?

— Это не годовалая коза.

— А что же? — Корова!

— Разве когда-нибудь кто-либо видел такую корову? Годовалая коза, клянусь моим богом, годовалая коза!

— В таком случае, сколько ты мне за нее дашь?

— Четыре с половиной рубля. Даю тебе за нее хорошую цену, бери, ошибешься! _...

— Ничего я тебе не продам!

Идет бедняк дальше, встречается ему третий жулик. Поздоровались друг с другом, поговорили кое о чем, и жулик спрашивает его:

— Не продашь ли своего козленка?

— Это не козленок, а корова! Корова, чтоб тебе пропасть!

— Какие ты речи ведешь? Что я, не отличаю уже козленка от коровы? За сколько ты его отдаешь? Если тебе нужны три рубля, то оставь его мне.

Бедняк в самом деле испугался и погнал свою корову назад, чтобы отдать ее тому, кто предлагал ему шесть рублей. Так и продал ее за шесть рублей.

Вернулся бедняк домой с шестью рублями и говорит своей жене:

— Хозяйка! Корова наша была не корова, а коза, и я продал ее за шесть рублей.

Жена бедняка горько заплакала:

— Ты погубил нас! Кто-то обманул тебя и получил от тебя корову задаром!

Бедняк понял, что жулики обвели его вокруг пальца. Каким-то способом он раздобыл тридцать туманов и отправился в город. В трех столовых он оставил залог по десять туманов, а сам разыскал жуликов, обманувших его. Он пригласил их с собой в столовую. Они поели, попили вдоволь, а затем покинули столовую. И очень удивились, что с них не потребовали денег.

На второй день бедняк пригласил их в другую столовую. Поели, выпили и в этой столовой, а затем бедняк снял с головы своей папаху и поблагодарил хозяина, как и в первой столовой. Жулики опять были крайне изумлены, что с бедняка ничего не взяли за угощение.

И в третьей столовой он угостил их таким же образом.

Жулики уже не могли сдержаться и спрашивают бедняки:

— Как это они угощают тебя бесплатно?

— Это потому, что вот эта папаха — царский подарок, и везде знают, что я нигде ничего не должен платить. Так я и живу.

Тогда жулики пристали к нему:

— Продай нам свою папаху!

— Нет, я не хочу губить себя, она у меня не продается!

— Ты должен во что бы то ни стало продать ее нам! Они от него не отставали, умоляли его. Тогда он продал им свою старую папаху за три тысячи и вернулся к себе домой. Жулики же на радостях ввалились в столовую. Поели вдоволь, затем схватили свою папаху и хотели уйти.

— Эй, а деньги?!

Хозяева столовой задержали их. Те стали ругаться, но все-таки заплатили все, что следовало с них. Тогда они обвинили своего старшего в том, что он не сумел снять папаху так, как следовало. Каждый из них по очереди надевал папаху, но и с ними получалось то же, что и со старшим жуликом.

Озлобленные, они явились к бедняку, но не застали его дома. Бедняк предвидел, что жулики явятся к нему, и скрылся из дому, а жене своей поручил:

— Я забираю с собой одного из двух наших зайцев, а другого оставляю здесь. Когда они явятся сюда, ты отпусти зайца со словами: «Ступай к мужу нашему и доставь его сюда, скажи ему, что его ожидают дома гости». Я явлюсь с тем зайцем, которого забираю с собой.

Только бедняк исчез из дому, как заявились к нему жулики и спрашивают его жену:

— Где ваш муж? Пусть он быстро выйдет к нам!

— Его нет дома, но я сейчас же пошлю за ним нашего вещего зайца.

И она громко сказала зайцу на ухо:

— Иди скорее, найди мужа нашего, где бы он ни находился, и доставь его сюда!

Заяц убежал в лес, а бедняк вернулся домой с другим зайцем. Жулики были поражены и стали упрашивать бедняка, чтобы он им продал своего зайца. Он продал им его за большие деньги. В радостном настроении жулики ушли со своим зайцем. Они послали его куда-то, и заяц, пользуясь свободой, скрылся в лесу.

— Чтоб тебе пропасть, бедняк! Ты одержал над нами верх! Они вернулись к бедняку, но никого в доме не застали, кроме маленького мальчика.

— Где хозяева дома? — спрашивают они его.

Мальчик с плачем указал на кладбище, дал понять: муж, мол, умер, а жена его стоит у могилы и оплакивает его. Жулики тайком подобрались к кладбищу и слушают, как жена причитает:

— Да постигнет меня гибель! Ты погубил замечательную нашу папаху, удивительного нашего зайца и меня оставил на произвол судьбы ни с чем! На что я теперь буду существовать, на что буду растить своего ребенка?

Жулики пожалели женщину и тайком ушли обратно в город.

А жена бедняка вернулась с кладбища в веселом настроении; она застала дома мужа своего в облике маленького мальчика и говорит ему:

— Удивительно ты, муж, изменил свою внешность! Они ушли. Нам уже не угрожает опасность.

Бедняк сбросил свой облик маленького мальчика. Они были очень довольны собой. И сегодня еще они живут с надеждой на лучшее будущее.

Ногайский и грузинский воры

Вор-ногаец и вор-грузин стали друзьями. И однажды вор-ногаец вздумал посетить своего друга. Он отправился в горы, прибыл туда и приветствует своего друга:

— Да будет день твой добрый, друг мой единственный!

— Да будет тебе благоволение того, кому посвящен этот день! — отвечает ему вор-грузин.

Они были очень рады друг другу.;..

— Ну, говори, какова твоя жизнь, как тебе живется, здоров ли ты? — стал расспрашивать вора-грузина вор-ногаец.

Вор-грузин рассказал ему о своей жизни, а затем с большой печалью поведал своему другу:

— У нашего хана есть две башни; одна из них полна денег, но я не знаю, в какой именно башне находятся деньги. Если бы узнать это, то была бы для нас необыкновенная пожива.

Вор-ногаец необычайно обрадовался и сразу же сказал ему:

— Это легкое дело: мы выйдем на нихас и там затеем ссору друг с другом. Один из нас будет утверждать, что деньги находятся в белой башне, а другой будет настаивать, что деньги находятся в черной башне. Из-за этого мы отколотим друг друга. А потом будет то, что угодно богу.

Два вора вышли на нихас, где находился и хан, и стали драться, как договорились. Когда хан понял причину их драки, он сказал им:

— Не стоит ссориться: деньги мои хранятся в черной башне. Только он это сказал, как тот, кто утверждал, что деньги находятся в черной башне, ударил другого в зубы и сказал:

— Я же знал, что деньги находятся в черной башне; зря ты только болтал!

Люди, находившиеся на нихасе, разняли их и в присутствии хана примирили их. После этого все разошлись.

Два вора с вечера устроили подкоп под черную башню, пробрались в нее и утащили оттуда по полному мешку денег. Сколько денег они потаскали оттуда, ведомо одному богу. Но затем хану стало известно, что черная башня его подверглась ограблению. Он хотел схватить воров, но не мог их найти. Тогда он приказал у подножия башни разлить кругом безводный клей. Оба вора не знали этого.

Когда они входили в башню для очередной кражи, то вор-ногаец обычно шел сзади вора-грузина. В этот раз тоже вор-грузин залез первым и застрял в клее. Оторвать его уже было нельзя. Тогда вор-ногаец выхватил шашку и отрубил ею голову своего товарища. Он боялся, что хан, найдя в башне вора-грузина, схватит его, и поступил так из страха. Голову он притащил к себе домой.

Утром хан посмотрел со своей башни и у подножия черной башни заметил человека. Хан приказал выставить труп без головы на перекрестке семи дорог и приставил к нему охрану из двенадцати всадников. Молва об этом распространилась среди людей.

Когда вор-ногаец узнал об этом, он приготовил араки, погрузил ее на ослицу, у которой был осленок, и, оставив осленка дома, выехал туда, где на перекрестке семи дорог было выставлено напоказ тело его друга. Он добрался туда к вечеру и обращается к всадникам-охранникам:

— Добрый вечер, добрые люди!

— Да будет дело твое правое, здравствуй, — ответили, обрадовавшись ему, всадники-охранники.

Они поговорили между собой; всадники-охранники стали просить его остаться тут.

— Оставайся здесь! Куда ты идешь на ночь глядя?

— Нет. У меня пет времени, — стал он притворно отказываться.

Они его все-таки задержали у себя. Через некоторое время он им говорит:

— Ваш покойник что-то походит на вора: как бы он ни украл у меня мою ослицу.

— Не беспокойся, — отвечают они. — А если ослица твоя пропадет, мы отдадим тебе двенадцать верховых лошадей с седлами. — Такое они ему дали слово.

Вор-ногаец не стал долго раздумывать. Он напоил их ара-кой, привел в веселое настроение, а потом говорит:

— Я устал и посплю немножко, а вы больше не пейте моей араки.

С этими словами он притворился, будто уже заснул и спит.

А караульщики взяли и выпили всю его араку. От чрезмерного опьянения все они позасыпали. (Сон пьяного обычно бывает крепкий.) Когда они заснули, вор-ногаец вскочил и быстро взвалил тело вора-грузина на ослицу; затем он ударами направил ее домой, а сам быстро лег опять спать. Через час он вскочил и, обращаясь к караульщикам, спрашивает их:

— Куда девалась моя ослица? Кажется, вы ее спрятали? Караульщики быстро проснулись, повскакали со своих мест, озираются кругом и видят: тело мертвеца и ослица исчезли.

— Ну, вот видите: разве ваш покойник не украл мою ослицу? Теперь быстро давайте мне своих лошадей!

Так он заорал на караульщиков и, согласно уговору, привел домой двенадцать лошадей.

Весть об этом дошла до хана, и решил он посоветоваться со знахаркой.

— Кто же это мог увести лошадей моих караульщиков? — спрашивает он ее.

Знахарка ему посоветовала:

— Выпусти сегодня ночью своих буйволиц из дому, и, в чей двор они войдут, тот и увел лошадей твоих караульщиков.

Хан выпустил со двора своих буйволиц по свежему снегу, и они зашли во двор вора-ногайца. А вор был вещим; он погнал буйволиц впереди себя, загонял их в каждый двор, и затем пригнал их к себе и зарезал.

Как бы то ни было, а хан утром вышел из дому и видит, что следы от его буйволиц есть в каждом дворе. Бросил он поиски своих лошадей и принялся искать своих буйволиц.

Знахарка опять наставила его:

— Пошли свою жену, будто ты болен и требуешь буйволиного мяса. И вором будет тот, от кого она принесет буйволиное мясо.

А почему нет? Хан послал свою жену на поиски буйволиного мяса, и она попала в дом вора-ногайца. Самого вора дома не было, но жена его дала ей немного буйволиного мяса. В тот же миг явился домой и вор и в необычайном удивлении говорит:

— Почему ты дала ей так мало? Ведь у нас есть мясо двенадцати зарезанных буйволиц!

С этими словами он вернул ханскую жену обратно в дом, завел ее в комнату, и она осталась там с плачем.

Хан стал разыскивать теперь уже свою жену, и, так как найти ее не мог, он распустил такой слух:

— Тому, кто укажет мне, где находится жена моя, лошади мои и буйволицы, я подарю пленницу-рабыню.

Люди не верили хану, боялись, что он обманет. Тогда хан, вывел свою дочь к людям, и от ее красоты мир озарился светом. |Вор-ногаец был пленен дочерью хана. Недолго думая, он заходит к хану и спрашивает у него:

— Если я тебе возвращу все, что у тебя пропало, то что ты мне за это дашь?

— Я выдам за тебя вот эту свою дочь, а кроме того, одарю тебя имуществом, потому что, если я их не найду и умру, на том свете мне предстоит умереть второй раз.

Хан дал ему твердое слово. Вор-ногаец поверил ему и сперва вернул ему его жену, потом лошадей, а относительно его буйволиц он сказал:

— А их я зарезал.

Хан выдал за него свою дочь и одарил большим богатством. И до сих пор они живут и поживают.

Как из всего того ты ничего не видел, так да не посетят тебя никакие болезни, никакие напасти.

Баев Кази


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.158 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь