Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Уасгерги и его жена Фатимат, дочь пророка Магомета
Когда Уасгерги — да будет ему табу! — был еще земным человеком, то он получил от бога шашку Сарфакал. Он странствовал с ней и узнавал тех, кого бог не любил, таким образом: когда он замахивался на них шашкой, то она удлинялась, размножалась во столько раз, сколько было делателей зла, и истребляла их. А жена Уасгерги — да будет ему табу! — была дочь пророка Магомета Фатимат. Она не любила своего мужа Уасгерги, поэтому в день он убивал только двести врагов бога, положено же ему было — триста. Сто спасались от него, ибо он был охвачен тревогой о том, почему жена не любит его. Фатимат много раз посылала к своему отцу, просила, чтобы он развел ее с мужем. Он назначал ей срок на пятницу, но под тем или другим предлогом переносил срок с одной пятницы на другую и не разводил их. Однажды враги бога стали преследовать пророка Магомета, а Уасгерги оказался в тылу у них и принялся их истреблять. От чрезмерного труда рука его прилипла к шашке. Когда он вернулся домой, то он похвастался своей жене Фатимат: — Ненаглядная моя, я сегодня спас твоего отца, а ты все-таки держишься со мной отчужденно! Посмотри-ка, посмотри! Он повернул шашку острием вниз, и земля покрылась кровью. Наступила очередная пятница. Пророк Магомет прибыл к своей дочери и заявил ей: — Чистосердечно даю тебе последний совет: в нижнем квартале живет пастух, который пасет крупный рогатый скот; присмотрись к его жизни, после этого я тебя разведу с мужем. Фатимат пошла к пастуху. Пастух днем ходил в лохмотьях, а между тем зайди в дом его — в нем много всякого добра. В углу его комнаты, за дверью, стояли палка и хворостина, головки их были перевязаны платками. День клонился к вечеру, и жена пастуха принялась хлопотать, готовиться к возвращению мужа. «О боже! — удивляется Фатимат. — Она — жена пастуха и хлопочет, чтобы получше встретить того, кто ходит в лохмотьях! » Наступил вечер. Пастух, сгорбившись, распустил сопли свои и в таком виде заявился домой. — Вот кто к ней явился! — удивляется Фатимат. А жена пастуха была необыкновенной красавицей. Днем же, приблизительно после обеда, она вышла во двор в одной сорочке и долго сидела под дождем. Фатимат спрашивает ее: — Почему ты в таком виде сидишь под дождем? — Потому я так сижу, — отвечает она, — что сейчас дождь идет и на моего мужа, и, когда дождевая вода намочит ему спину, я буду лучше понимать, как ему трудно. Как только пастух прибыл домой, жена быстро вынесла ему шубу на меху из курпеев и накинула ее ему на плечи; живо подала ему башмаки; стала кормить его лучшими кушаньями, ласково обходиться с ним; под изголовье его она положила пуховую подушку. Прошло немного времени, и кто-то закричал ему в ворота, что скотина его не вернулась с пастбища, пропала. — Да будет твоему отцу, твоей матери так и так, — заворчал пастух, — я снова теперь должен одеться! Схватил он палку (платок потому и был привязан к ней) и принялся избивать жену, а та сама подставила ему спину свою. Он вышел, быстро вернулся обратно и сказал: — Скотину я нашел! Да постигнет их горе, я и тебя еще побил без вины! И с этими словами он лег спать. Фатимат на ночь осталась в его доме. Наступило утро. Пастух снова оделся в лохмотья и отправился пасти свое стадо. — Раз ты своему мужу-пастуху, — сказала Фатимат его жене, — оказываешь такую честь и внимание, то я — большая преступница: ведь Уасгерги летает между небом и землей, а я его ни во что не ставлю. Научи меня, как мне быть. — Я тебя научу, как искупить свою вину перед ним, — говорит ей жена пастуха. — Надень под верхнюю одежду какие-нибудь лохмотья, пройдись мимо нихаса, и люди скажут: «Вот жена Уасгерги Фатимат опять сбежала к пастуху, прелюбодействовала с ним и забеременела! ». Это тебе во что-нибудь зачтется. Сама же ты сокрушайся и почитай его! Она прошлась мимо нихаса — и один сказал, и другой: — Вон жена Уасгерги опять сбежала к пастуху, погуляла с ним и забеременела! Уасгерги уехал продолжать дело служения богу. Фатимат вернулась домой. Если до сих пор она даже полов не подметала, то теперь принялась за уборку и навела необыкновенную чистоту в доме, превратила его в солнце и луну. Вечером Уасгерги прибыл домой. Фатимат выбежала, улыбаясь, ему навстречу и говорит: — Прибыл, любимец божий! Ты много потрудился! Он же, сказывают, когда приближался к дому своему, то ехал бывало с опущенной головой и поднятыми плечами, охваченный печалью. А теперь он поднял голову высоко и сказал? — Благодарение богу! Хорошо, что я дождался улыбки Фатимат, она показала мне свои зубы! Ночью она ласкала его, и Уасгерги сказал: — Если бы я нашел рычаг вселенной, то ухватился бы за него и перевернул вселенную! И только тогда, только один раз бог остался недоволен им. Однажды после этого едет Уасгерги по дороге и видит: валяется рукоятка кнута. Уасгерги сказал: «Вот какая хорошая рукоятка от кнута! » — и протянул к ней руку, чтобы, не сходя с коня, поднять ее, но напрасно; еще раз — и напрасно, а в третий раз конь его пошатнулся. — Неужели это больше чем рукоятка кнута?! Он сошел с коня и хотел было схватить ее, но по колена увяз в земле. — Боже, ты недоволен мной, — сказал Уасгерги. — Прости меня! Я ошибся перед тобой так, как мне не следовало! Едет он по дороге дальше и видит большое, красивое грузинское яблоко. Он сказал: — Жажда мучает меня! Кто мог потерять яблоко? — и протянул руку, чтобы поднять его. Поднял его, разрезал, и из яблока повыскочили все мерзости мира: змеи, лягушки и прочее. Он швырнул его со словами: — Боже мой, боже мой! О единый бог, как крепко ты дал мне знать свое недовольство! Прости меня! Едет он дальше и видит: на дороге стоит стоймя красивый кумган. — Боже мой, боже мой, мне бы смыть с рук своих следы от яблока! Соскочил он с коня и стал мыть руки, но из кумгана вместе с водой выпали еще большие мерзости, чем раньше, и он заплакал. — О боже! — сказал он. — Каким большим врагом твоим я стал! До сих пор ведь ты меня очень любил! А потом пришло ему слово от бога: — Да будет прощено тебе, потому что ты раскаялся. И он возобновил свою работу. Шашка Уасгерги Когда Уасгерги расставался с миром, то свою шашку он вручил своему сыну и приказал ему: — Иди забрось мою шашку в море! Но тот унес ее и спрятал в лесу, говоря сам себе: «Когда его не станет, то я буду ее носить». Он вернулся, и Уасгерги спрашивает его: — Куда девалась шашка? — Забросил ее в море. — Нет, ты спрятал ее в лесу. Если она останется на земле, то люди истребят ею друг друга. Иди и закинь ее в море! Сын опять вернулся, и Уасгерги снова ему сказал: — Нет, ты ее спрятал в горе! Нельзя не закинуть ее в море! У сына Уасгерги не оставалось другого выхода, — он закинул шашку в море. Она прошлась в море по всем рыбьим породам: потому-то за ушами у них имеется разрез и полезны они людям потому же. Уасгерги и Татартуп Уасгерги и Татартуп ехали верхом по Алагирскому ущелью, и им навстречу попадалось множество людей. — Это множество людей поклоняется мне, — сказал Уасгерги Татартупу. Татартуп в ответ еле заметно улыбнулся. Они выехали в Сирау, где было множество чабанов — кударцев и туальцев. Уасгерги опять говорит Татартупу: — Все эти чабаны поклоняются мне! Опять Татартуп еле заметно улыбнулся в ответ и сказал ему: — В таком случае попроси у них для нас косарттаг. Завернули они к одному чабану и приветствовали его: — Да умножится скотина твоя, добрый чабан! — Да будет дело ваше правое! Здравствуйте, добрые гости! — Мы в пути, далеко от дома; дай нам косарттаг, добрый чабан. Чабан рассмеялся в ответ на такую их просьбу и сказал им: — Какие вы сумасбродные люди! Если я каждому встречному буду давать по косарттагу, то что я пригоню домой! Уасгерги и Татартуп повернули своих коней и поехали в Муртазату. Там старик и маленький мальчик заняли под кутаны большое пространство, но в кутанах у них был лишь хромой козленок да кривой годовалый ягненок. — Заедем и к этому чабану, — предложил Татартуп. — Уже вечер; может быть, он даст нам приют. Уасгерги и Татартуп заехали к старику и приветствовали его: — Да умножится скотина твоя, старик! — Да будет дело ваше правое, и да даст бог и вам, гости, скотину! — ответил им старик. — Не приютишь ли ты пас, старик? — спросили они его. — Мы — гости. — Конечно! Гость — божий гость, если вы не брезгуете мной! Он завел их к себе, принял как гостей и коней их тоже убрал. Затем он послал мальчика, тот приволок единственного годовалого кривого ягненка, и старик заколол его для своих гостей, предварительно посвятив его богу. Уасгерги и Татартуп ночь провели у старика, а когда ночи на смену пришел день, они сказали ему: — Мы уезжаем! — Я не отпущу вас без завтрака, повремените немножко! Иди принеси нашего козленка! — говорит он своему маленькому мальчику. Мальчик-бедняга пошел, но не смог в больших кутанах найти козленка. — Что он ищет? — спросил старика Татартуп, да будет ему табу. — У нас есть еще один козленок, — ответил старик-бедняк, — но он его не может найти и горюет. — Не горюй, — сказал ему Татартуп. — Но что это у тебя, старик, кутаны обширные, а скотины нет? — Пока богу угодно было, скотина была, а теперь уже нет милости божьей, — ответил старик. — В таком случае не печалься, — сказали ему Уасгерги и Гатартуп. Они обратились за него с молитвой к богу и выпросили у него, чтобы через год кутаны его были полны скотины, как это было раньше. Поблагодарили старика за приют и уехали. Бог, Уасгерги и Никола Бог, Уасгерги и Никкола вместе были в балце, и одна девушка перерезала им дорогу. — Да достанешься ты разумному мужу! — пожелал ей бог. Уасгерги и Никкола были удивлены этим. Они доехали до края села, и какая-то женщина уступила им дорогу, тогда бог пожелал ей: — Да достанешься ты дурному мужу! Уасгерги и Никкола еще больше удивились и сказали: — Что за диво?! Хороший муж той, которая перерезала дорогу, а плохой муж той, которая дала нам дорогу! Выехав в степь, они спешились, сели, и бог пригласил их закусить. Но Уасгерги и Никкола сказали ему: — Мы не примемся за еду до тех пор, пока не узнаем, почему ты пожелал хорошего мужа той, которая перерезала нашу дорогу, а плохого мужа той, которая дала нам дорогу. Скажи нам, не скрой от нас, почему ты так поступил. Бог им ответил: — Если у дурной девушки будет разумный муж, то жизнь их будет протекать ладно. Если же у разумной девушки будет дурной муж, то и их жизнь тоже будет протекать ладно. Уасгерги и Никкола переглянулись между собой и сказали: — Богу самому все лучше известно. Дар Фалвара дигорцам В течение всей своей долгой жизни Коголкин Когалук оставался бездетным, а под старость у него родился медвежонок. Коголкин долго горевал, но из-за жалости к медвежонку ухаживал за ним. Медвежонок подрос и сидел в яме, больше он ничего не делал. Через некоторое время он заговорил с одним юношей и стал просить его: — Возьми меня с собой в набег! Он был в набеге с молодыми людьми, и ему одному удалось сделать то, что было под силу целой группе. После этого набега медвежонок попросил своего товарища: — Скажи моему отцу, чтобы он женил меня. Тот пошел к бравому Когалуку Коголкину и передал ему желание сына. Отец взволновался: — Бог меня проклял! Как я могу женить медвежонка? Чью же девушку он желает засватать? Товарищ передал ему, что тот желает, чтобы за него засватали дочь Атажуко Атажукина. — Выхода нет, — сказал отец, — надо сватать ее за него. Сваты сели на коней и поехали сватать дочь Атажуко Атажукина. Жених-медвежонок тоже поехал с ними. Доехали до Атажуко Атажукина, жених спешился с коня около кунацкой, зашел в кунацкую и как зять стал в углу. Товарищ его, сват, заявил Атажукиным: — Вот это — сын бравого Когалука Коголкина; он сватает вашу девушку. Те навзрыд заплакали из жалости к нему, а затем подослали к девушке, спросить ее согласие. — Если ты хочешь, — сказали ей, — то выдадим тебя; если же не хочешь, то ты вольна отказаться. Девушка ответила: — Меня бог предназначил ему, и я согласна выйти за него замуж. Атажукины выдали ее за медвежонка; он взял ее в свои объятия и унес. Жители села Атажукина были ошеломлены: !:. — Вот Атажукины выдали свою девушку за медведя! На ночь девушку поместили в какую-то турлучную комнату, опасаясь, что он может ее съесть. Когда люди легли спать, медвежонок украсил турлучную комнату алмазами невиданной красоты, а сам снял с себя медвежью шкуру и оказался юношей, которому не было равного ни по стройности, ни по красоте. Он был рожден дыханием пророка, хотя был лишен человеческого облика. Когда наступило утро, послали к девушке людей, сказав им: — Идите выбросьте ее кости! А девушка оказалась еще более красивой, чем была; она была в восторге, что нашла такого мужа. Атажукины, а с ними и другие решили, что тут кроется какая-то тайна. На другой вечер поставили там человека, чтобы он подкараулил их и узнал тайну. Как только медвежонок сбросил с себя медвежью шкуру, подосланный караульщик схватил ее и бросил в костер. Как только шкура начала дымиться, так и молодой человек превратился в пеструю птичку. Птичка выпорхнула и улетела. Дым от шкуры осел на дерево у верхнего края села. Ночью это дерево давало одно яблоко, а днем его поедала пестрая птичка; у нее была только эта повинность. Каждый, кто видел птичку на дереве, потом рассказывал другим, что на дереве сидит такая-то птичка. Однажды и жена медвежонка пришла под дерево и посмотрела на нее вверх. Птичка и женщина заплакали, и птичка проговорила ей: — От меня тебе больше нет пользы. Я был дар моему отцу от Фалвара. А теперь заставь это множество людей заготовить сена столько, сколько ты можешь. Она выполнила его совет и заготовила сена столько, сколько можно было заготовить. Затем птичка дала ей и другой совет: — Пока мне не возвратят облик человеческий, до тех пор не продавай ни стога сена никому! Сделать же дурную весну я в силах. И серая птичка сделала так, что в марте месяце выпал снег. Люди оказались на краю гибели, скотину нечем было кормить, и тогда они обратились за сеном к жене медвежонка. Они предлагали ей за сено земли без границ, но она всем отказала. Когда люди попали в такое гибельное положение, то сам Фалвара, покровитель домашних животных, пришел к ней с просьбой. Птичка же заранее наказала женщине: — Как только Фалвара явится к тебе, ты приведи его ко мне! Фалвара обращается к женщине: — Почему ты никому не продаешь сена, ведь люди погибают? Продай хоть мне! Стал он ее умолять, а она ему ответила: — Я продаю сено на таких условиях: во-первых, пусть серая птичка примет прежний облик и с таким же даром испрошения, каким она обладала в прежнем своем облике; во-вторых, прошу тебя, дай мне две кобылицы породы Саулох и к ним двух производителей той же породы, затем двух черных баранов и пару овец, пару коз, двух козлов. В обмен на все это я дам тебе сена. Фалвара имел дар нспрошения от бога, и пестрая птичка превратилась в то, чем она была; тот же Фалвара дал ей сполна все, что она просила у него из домашних животных. Вот с того времени у дигорцев остались овца и конь саулохской породы. В тот же день муж дочери Атажуко Атажукина обратился с молитвой к богу, свет солнца засиял над миром, и сена ужо больше никому не понадобилось. А дочь Атажуко Атажукина и муж ее, сын бравого Когалука Коголкина, и до сих пор живут и поживают. Жена кумияка Жил-был хан, и был у него молодой кумияк. Однажды хан заставил кумияка взнуздать коня и оседлать его. Кумияк просит хана: — Разреши проджигитОвать мимо тебя на коне! Он быстро вскочил на коня, проджигитовал мимо хана в одну, в другую сторону, а затем стрелой пролетел над башней. — Что ты делаешь? — кричит ему вдогонку хан. — Что я делаю? — отвечает ему кумияк. — До сих пор я очень много работал на тебя, и пусть мой труд пойдет тебе па пользу, а я отправляюсь испытать свое мужество. Кумияк уехал и поселился в безлюдной стране. Он уходил в набег и каждый раз возвращался с девушкой и юношей; таким путем он основал село в сто дворов. Жители села избрали его ханом над собой. Однажды жители села предложили ему: — Женись, засватай себе жену! Он послал сватов к одному хану, и хан выдал за него свою дочь. Они прожили в согласии значительное время, и однажды жена ему говорит: — Ты никуда больше не выезжаешь. Отправься куда-нибудь, а я даю тебе слово именем своего бога: если только меня коснется рука постороннего мужчины, то я пронжу себе сердце своими стальными ножницами. Он отправился проведать свою сестру за горами, а жена осталась дома. Тогда бог — да будет ему табу! — подумал: «Неужели против нее нет никакого средства? Не нарушит ли она своего слова? » И он приказывает Уасгерги: — Превратись в стройного молодого человека, отправляйся к той женщине и прояви свое мужество и ловкость. Уасгерги — да будет ему табу! — превратился в молодого человека в белой черкеске, в белой папахе и через дымовую трубу заскочил к женщине, жене кумияка, — разве ему это трудно сделать?! Женщина вскочила со своего места. Около нее было семь девушек, и Уасгерги их усыпил. — Вот тебе два мешочка золота, — говорит он ей, — и сделай так, чтобы я побыл с тобой наедине. Жена кумияка отвечает: — Я дала клятву именем своего бога: как только меня коснется чужой мужчина, я вонжу свои булатные ножницы в сердце. Он ничего от нее не добился. Вернулся к богу и доложил ему: — Она решительно отказала мне. Я не нашел никакого средства, чтобы склонить ее нарушить свое слово. — Попытайся второй раз! — приказал ему бог. Уасгерги принял другой вид и тем же путем неожиданно предстал пред женщиной, но она все-таки не сдалась. А затем предстал перед ней сам бог, но и его домогательства она отвергла. — Я дала клятву именем своего бога, — заявила она ему. — Как только ты прикоснешься ко мне, я своими булатными ножницами пронжу свое сердце. — В таком случае бог — я сам, — сказал он ей. — А как бог может снизойти до подобных мне? — Если не веришь, скажи мне, какого благодеяния ты хочешь? Жена кумияка сказала: — В таком случае пусть это село кругом будет заключено в железную ограду, а посередине пусть появится семиэтажная башня, внутри же башни пусть бьет источник, оживляющий мертвых, в комнатах же пусть будет такое зеркало, смотря в которое я могла бы видеть все, что происходит на свете. — Тогда посмотри в левую сторону! — сказал ей бог. — А теперь посмотри направо! Она сперва посмотрела налево, затем направо, и стало так, как она желала. Сестра ее мужа была вещая. Она во сне увидела жену брата и сказала брату своему за три дня до срока его возвращения: — Ты тут сидишь, а жена твоя на деньги построила замок и железную ограду вокруг него. Брат даже не притронулся к пище, вскочил на коня и поспешно выехал. Жена смотрит в зеркало и удивляется: — Муж выехал в бешенстве по наущению сестры своей. Просо не может быть пшеницей, а овес — просом: он дурного происхождения и может натворить что-нибудь. Он прибыл домой, и жена ему говорит: — Клянусь богом, что тут, кроме божьего дара, ничего другого нет. — А вот это тебе божий дар! — и с этими словами он вонзил ей кинжал в сердце. Жена его умерла, а муж вскочил на коня и отправился странствовать. Село после него впало в бедность. В село прибыл однажды армянин-торговец с материей и поселился в этой башне. Он увидел там покойницу и был поражен ее красотой. У армянина было двое слуг, и одного из них он послал с рыбой: — Иди вымой ее в источнике! Тот пошел с рыбой к источнику, и только он опустил рыбу в воду, как она вырвалась из его рук. Он вернулся обратно и сказал своему хозяину: — Как только я опустил рыбу в источник, она ожила и вырвалась из моих рук. — Вырвалась она у тебя! — сказал армянин и отрубил ему голову. — Иди ты! — приказывает он другому слуге. — Как же, чтобы и меня ты убил! — отвечает слуга. Все-таки он его послал, и с ним случилось то же, что и с первым слугой. Он вернулся и сказал хозяину: — И у меня она вырвалась, прошу прощения! Пойди сам с рыбой и попробуй обмыть ее в источнике! Армянин пошел с рыбой к источнику. Как только он опустил ее в воду, рыба ожила. Тогда он подумал про себя: «Попробую, может быть, и слуга мой оживет». Он подтащил тело своего слуги к источнику и искупал его. Слуга приподнялся и сказал: — Оф, оф, как долго я спал! «О боже, — думает армянин, — как бы оживить еще и женщину! » Он взял тело женщины, окунул его в источник; жена кумияка ожила и сказала: — Оф, оф, как долго я спала! — Ты не спала, ты была мертва, и я тебя вернул к жизни. А теперь ты будешь принадлежать мне. — Бог судил меня тебе, но я умерла от плохой болезни, и, пока я не выкупаюсь, до тех пор не прикасайся ко мне! Армянин ночь провел мучительно, а утром он вместе с женщиной направился к реке, чтобы искупаться в ней. — У нас не принято, чтобы женщина раздевалась при мужчине, — сказала ему жена кумияка. — Если хочешь купаться, то отойди отсюда подальше к камышу. Армянин отошел в сторону, а жена кумияка сорвала с головы волосинку и обратилась к богу с молитвой: — О боже! До сих пор ты оказал мне много благодеяний; преврати вот эту волосинку в мост через реку, а когда я дойду до другого берега, то разрушь его! Она перешла по мосту на другой берег реки и пустилась бежать. Бежит она, и повстречался ей табунщик. — Вот какая женщина досталась мне! — обрадовался он. Она сказала ему: — Я больна плохой болезнью и сначала должна искупаться, а затем я в твоей воле. Так она избавилась и от табунщика. Идет она дальше по дороге, и встречается ей чабан. Она и его обманула таким же образом, а затем подумала про себя: «Так я никуда не доберусь! » Переоделась она в одежду молодого человека, а свою одежду спрятала в хурджины. Идет она, идет по своей дороге дальше и попала в одно село. Она поселилась там. Все считали ее молодым человеком, а вскорости она стала управлять селом, сделалась алдаром. Сельчане решили женить своего алдара, и тогда он им сказал: — Если вы признаете меня, то сделайте из дерева статую, похожую на меня, оденьте ее в ту одежду, которая хранится в моих хурджинах, и в таком виде выставьте ее на развилке семи дорог. И того, кто при виде статуи будет плакать, приведите ко мне. Около статуи выкопайте яму для охраны, и пусть статую сторожат по два человека! Сельчане так и сделали. Первым по дороге, еле дыша, появился армянин. Он дошел до статуи и обращается к ней со словами: — Ну что же, все-таки я догнал тебя! И он обнял статую, но увидев, что это дерево, ударил ее кинжалом со словами: — А портрет свой она для чего еще оставила здесь? — и удалился. После него показался табунщик, бросивший на произвол свой табун; он нанес статуе удары и последовал дальше. За ним показался чабан, бросивший на произвол отару белых овец; с ружьем за плечом он топает по дороге. И он поступил так же, как и другие до него. Наконец показался всадник в лохмотьях. Чем ближе он подъезжает, тем сильнее плачет. Подъехал он к статуе и продолжает плакать. Плакал он долго, а потом перестал. Оба караульщика вышли к нему из ямы и спрашивают его: — О чем ты плачешь? Он им сказал: — У меня была такая жена, и я ее убил. Теперь я увидел ее образ в статуе, и сердце мое охватила печаль. Вот почему я плачу. — В таком случае поедем с нами к нашему алдару, — сказали они и отвели его к своему алдару. Алдар остался с ним наедине и спрашивает его: — Ну, низкородный, много ли трудностей ты перенес? Д он. все-таки не узнает свою жену. Тогда она говорит ему: — Я — твоя супруга; ты меня убил, а бог все-таки снова возвратил меня к жизни. Молодой человек, кумияк, остался там со своей женой. Она открылась и перед своим народом. Через некоторое время она объявила народу: — Теперь я должна вернуться на свою родину! Сельчане были опечалены и всем селом двинулись с ней в дорогу, на ее родину. Кумияк и его жена прибыли на родину и стали там жить да поживать. И ты проживи без болезней до их возвращения! Искатель жизни Жил-был бедный человек, дурень. Он жил долго и скитался по чужим задворкам; он бывал то сыт, то голоден как волк. Так он проводил свою жизнь. Наконец он устал от такой жизни и надумал отправиться к самому богу, чтобы потребовать от него каких-либо средств к существованию. Направился он к богу. Сколько времени он шел — кто это может знать? Повстречался ему по дороге волк, и он приветствует его: — Да будет, волк, путь твой прямой! А волк ему отвечает: — Дорога-то моя очень прямая, но я не знаю, окажется ли дело твое прямым, потому что ненасытный мой желудок опять забурчал и не дает мне ни минуты покоя. Человек испугался и говорит ему: — Сегодня бог и ангелы заседают на судилище, и вчера они прислали мне приглашение явиться туда. Сегодня я должен быть там, другого выхода нет. Волк был ошеломлен тем, что он собрался съесть такого человека, и он сам начал просить его: — Да будет мне милость твоя! Спроси и от моего имени бога и доставь мне определенный ответ. Скажи ему так: «Удивляюсь я одному делу: человек убивает сразу четыре-пять овец и из их шкур шьет себе шубу, а я пожрал множество овец и все-таки остаюсь тощим и голодным. Почему это так? » — Ладно, — сказал человек, — за это я тебе ручаюсь. Держит он свой путь дальше, и встречается ему некий царь. — Подожди-ка, — обращается он к нему, — куда это ты идешь, человек? Мне ведь нужны воины. А ну-ка, быстро, без оглядки отправляйся на поле битвы! А тот отвечает ему: — Сегодня бог и его ангелы заседают на судилище и меня вызывают туда; поэтому я сейчас направляюсь туда. Царь ничего не смог возразить, но только испуганно ему говорит: — В таком случае извини меня, что я тебя оскорбил, но узнай у бога определенно об одном деле. Скажи ему от моего имени: «Удивительно, среди царей нет богаче и сильнее меня, а между тем, когда самый слабый из них затевает со мной войну, то он громит меня». — Ладно, — отвечает человек и держит свой путь дальше. Идет он, идет и доходит до большой реки, через которую ему надо было перейти. Вместо моста через реку, по воле бога, стоял человек. Когда путник дошел до него, тот его спрашивает: — Подожди-ка, добрый человек! Заплати что-нибудь за переход через мост! Путник дал ему понять, куда и зачем он идет, и тогда тот, кто стоял вместо моста, стал просить его: — Да будет на мне милость твоя! Узнай у бога: будет ли мне смерть от этой работы, а если нет, то до каких пор я буду здесь? — Ладно, — отвечает ему он и держит свой путь дальше. Он дошел до другого человека, который на двенадцати парах быков возил навоз, а на двенадцати парах пахал. Путник дошел до него, поздоровался с ним, сам стал рассказывать о своих дорожных встречах, но не сказал ему о том, куда он направляется. Тогда пахарь ему говорит так: — Все это хорошо, но мне нужны погонщики быков. Как бы тебе понравилось, если бы ты погонял моих быков? Путник подумал-подумал и говорит ему: — Это было бы хорошо, но сегодня бог и ангелы заседают на судилище, и я иду туда. — В таком случае иди, — сказал ему пахарь. — Но только, да будет на мне милость твоя, узнай у бога определенно об одном деле: я пашу на двенадцати парах быков и на двенадцати парах привожу навоз на свою пашню, а урожая все-таки не собираю. — А как же иначе? — сказал он и держит свой путь дальше. Бог знает, сколько ему надо было еще идти, но все-таки через какое-то время он дошел туда, где бог и ангелы его заседали на судилище. Он встал поодаль и стоит печально, как будто в доме у него покойник. Некоторое время члены судилища не обращали на него внимания; затем старший из них заметил его и спрашивает: — За каким делом ты-то попал сюда, горец? Тот сказал: — Я мучаюсь между небом и землей; помогите мне, если только вы можете! Вот для чего я пришел сюда. Члены судилища зашушукались между собой и говорят ему так: — Иди домой, не стой здесь больше! До твоего прихода все, что необходимо тебе для жизни, будет в твоем доме. Бедняк удивился про себя: «В своем доме я не оставил ничего, кроме стен; не знаю, что я там застану». Но возразить он ничего не смог и собрался было уходить обратно, но вспомнил о поручениях, которые были ему даны, и обратился к членам судилища с просьбой: — Да будет ко мне милость ваша; мне даны поручения, дайте мне заодно ответы и на них. — Скажи, о чем ты забыл? — Ладно, — сказал он. — Прежде всего волк поручил мне узнать от его имени вот что: «Удивительно: когда человек зарежет четыре-пять овец, он справляет себе все с ног до головы; а я: извел овечий род, и то пользы мне нет». — Послушай, — сказали ему члены судилища, — ты вот как скажи волку: «Пока ты не съешь дурня, до тех пор пользы тебе от овец не будет». — Давали мне еще поручения царь, пахарь и человек, который поставлен через реку вместо моста. — Расскажи, — сказали ему, — о чем они просили, чего они требовали. — Царь просил меня спросить: «Не понимаю вот чего: я сильнее и богаче всех царей; а между тем даже самый слабый царь, когда затевает со мной войну, громит меня. Почему это так? » — Дальше. — Тот, который стоит через реку вместо моста, просил меня узнать: случится ли его смерть там, а если нет, то до каких пор он будет в таком положении? — Дальше. — Дальше просил меня земледелец спросить вас от его имени так: «Удивительно, удивительно, удивительнее человек ничего не увидит: ежегодно на двенадцати парах быков я разбрасываю на своей пашне навоз, но все-таки урожая не получаю. Отчего это? » Члены судилища поговорили между собой и сказали ему так: — Послушай-ка, горец. Прежде всего царю передай так: «Ты — женщина, поэтому каждый мужчина берет верх над тобой; передай свои права мужчине, и он защитит тебя от врага». Человеку, который стоит через реку вместо моста, ты передай так: «Ты — сильнее всех; когда-нибудь возьми какого-нибудь человека и поставь его вместо себя, а сам уходи и живи себе». А пахарю передай так: «На земле твоей потому ничего не родится, что в ней есть золото, и, до тех пор пока ты его не выкопаешь, земля твоя ничего не будет родить». — Ладно, — сказал он и направился обратно к себе домой. Он дошел до моста и, когда перешел через него, передал человеку ответ: — Ты, мол, дурень, иначе бы ты смог поставить вместо себя другого человека, а сам удалиться. — Жаль, что ты вырвался у меня, — проворчал тот и остался расстроенный. Дошел человек до царя и передал ему такой ответ: — До тех пор, пока ты не уступишь власть мужчине, все будут тебя побеждать. — Прошу тебя, оставайся тут и будь царем, а я стану твоей женой, но так, чтобы этого никто не знал. Человек перепугался и бежал по своей дороге. Идет он, идет и дошел до волка. Волк спрашивает его: — Ну, будь милостив, какой ответ ты мне принес? — Ты спрашиваешь об ответе, но меня просили узнать о своих делах, кроме тебя, еще царь и пахарь. Царь оказался женщиной; она просила меня стать ее мужем, но я отказался. У пахаря в его земле было золото, и он задерживал меня, но я и его не послушался, иду домой. — А что же бог сказал тебе обо мне? — спрашивает его волк. — А о тебе бог так сказал: «До тех пор пока он не съест дурня, никогда не будет в теле! ». Волк подумал и спрашивает его: — Вот теперь ты мне скажи, где я еще найду дурнее тебя: ты не захотел быть царем, ты отказался и от золота. Дурнее тебя я не найду никого. Подмял волк человека под себя и сожрал его. До его возвращения проживите в добре и в здравии! Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы