Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архитектура древнейшей (ХП - середина УШ в до н.э.)
и архаичной эпохи (780 - 480 гг. до н.э.)
Зарождение греческого зодчества относится к концу II тысячелетия и началу I тысячелетия до н.э. Это была заключительная стадия греческого «варварства». Процесс разрушения древнего родового строя явился следствием прогресса производительных сил, а также торговли. Непрестанные войны и пиратство, ограничивавшее развитие торговли, способствовали накоплению богатств в руках общественной верхушки. Понемногу разрушалась и общинная собственность на землю, лучшие наделы которой стали переходить в частное владение родовой знати. Уже в начале I тысячелетия до н.э. примитивное экономическое и социальное равенство первобытнообщинного строя было безвозвратно утеряно. Родовой строй не отвечал более изменившимся социально-экономическим отношениям, а с конца VIII и на протяжении VII в. до н.э. в наиболее развитых греческих общинах сложилось классовое рабовладельческое государство. Это характерный для античной Греции полис, или город-государство с республиканской формой правления. Господствующее положение в раннем полисе принадлежало старой родовой аристократии. Каждый, даже самый небольшой полис представлял собой суверенное государство, изредка вступавшее для ведения войн или осуществления хозяйственных и культурных задач в договорные союзы со своими соседями. Между крупными полисами нередко велась борьба за влияние в этих объединениях. Небольшие размеры государства делали очень тесной связь государственных и личных интересов граждан и способствовали их деятельному участию в государственных делах. Общественный быт явно доминировал над семейным. Благополучие родовой общины было для эллина его личным благополучием, ее крушение - гибелью. Размеры древнегреческих государств были так невелики, что на одном Балканском полуострове они насчитывались десятками. К примеру, на маленьком (12 ´ 9 км) острове Кеа в течение нескольких веков сумели существовать, враждуя, целых 4 полиса. Одним из важнейших источников для изучения древнейшей эпохи и, в частности, зодчества является гомеровский эпос. Скудные сведения известные нам о периоде древнейшей архитектуры почерпнуты из эпоса, в частности Гомеровского, из немногих остатков древнейших построек и из нескольких терракотовых моделей храмов, найденных при раскопках святилищ. Гомеровские «Илиада» и особенно «Одиссея» рисуют постройки и быт родового строя, отчасти отражают пережитки эгейской культуры, в то же время они во многом дополняют археологические данные непосредственно этого периода (его еще называют гомеровский период). Они описывают, например, наиболее древние святилища - примитивные алтари среди природы (в пещерах, священных рощах), а также жилища с их помещениями, очагом и усадьбой. В рассматриваемый период складываются простейшие типы храмов. На всем протяжении своего развития греческие храмы строились не для вмещения молящихся, а в качестве жилища богов и в соответствии с антропоморфным (уподобленным человеку) характером последних, естественно, воспроизводили - на этом раннем этапе - многие черты жилых домов. Иногда для храма использовалось и подлинное жилище, например прежнее жилище вождя, домашний очаг которого служил для жертвоприношений. Поэтому в ранних храмах алтарь (над ним устраивалось отверстие в крыше) находился внутри помещения. В помещении храма, которое называлось целлой, помещалось и изваяние божества. Позднее алтарь стали ставить перед входом в храм, как правило, обращенным на восток. Собиравшиеся для молитв и жертвоприношений с тех пор уже не входили внутрь храма, а находились с наружи, вокруг алтаря. Сам храм стал рассматриваться как жилище божества, статуя которого в нем находилась. Святилище стали обносить оградой. Так возник теменос - священный участок, вход на который в архаическую эпоху стали выделять пропилеями. Храм становится важнейшим типом монументальной эллинской культуры, тогда как в крито-микенскую эпоху самым монументальным зданием являлся дворец. Греческий храм не был в такой мере обособлен и не находился в полном распоряжении жрецов, как это было в Египте. Да и сами жрецы не образовались, как в Египте, замкнутой кастой, обладавшей особой политической властью. Жрецы обычно выбирались из числа граждан. Однако жрецами некоторых храмов могли быть члены определенного исторического рода. Необходимо отметить, что сложение греческого культурного мира начинается в эпоху глубокого отставания сравнительно с соседями, и лишь в Ионии, на малоазийском побережье, варварство греков было смягчено близостью к более развитой культуры Фригии и Лидии. До конца VIП в. до н.э. греческие храмы – лишь подобие микенских залов - мегаронов, а скульптура божества сводилась к примитивным идолам, вытесанным из бревна. Однако именно в это варварское время начинается интенсивное впитывание достижений Востока и Юга, сопровождаемое их радикальной переработкой. Уже к 700 г. до н.э. имеются свидетельства плодотворного контакта только еще кристаллизирующейся греческой и неустанно обновляющейся египетской культуры. Наряду с коммерческими контактами, с конца этого столетия начинается паломничество ученых греков к египетским центрам знания. Одновременно нарастало и малоазийское влияние. Так, например, сохранилась запись спартанского полководца Лисандра, который изумлялся красоте деревьев в саду персидского сатрапа Тиссаферна и тому, что все они одинакового роста и посажены прямыми рядами под прямым углом. Определим основные типы храмов и их элементы (рисунок 011). Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны. Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обычно обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две и иногда одна колона. Отсюда и произошло латинское название этого типа: «храм в антах». Более усложненными типами были простиль, у которого на фасадной стороне стоял впереди антов ряд колонн, и амфипростиль, имеющий колоннады по обоим торцевым фасадам. В периптере закрытое помещение храма (наос) со всех четырех колонн обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился к началу VII в. до н.э. и оставался господствующим в течение всего архаического и классического периодов. Более сложным типом является диптер. Это - храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. Круглые храмы называются моноптер. рисунок 011
Пространство за колоннами перед входом в храм, с его западной стороны или вокруг всей целлы называют портиком. Слово портик часто применяют, разумея не только пространство за колоннами, но и сами колоннады. Портики применялся и в жилых постройках, где они возводились иногда перед помещениями, открывавшимися во двор. Если двор окружен портиками со всех четырех сторон, то тогда их называют также перистилем. Колоннада, окружающая храм, именуется птерон (греч. - крыло) или перистасис («пери» - вокруг, «стасис» - состояние, стоящий). Греческие храмы, как правило, располагались своей продольной осью примерно с востока на запад. Вход в целлу устраивался с востока так, чтобы открыть находившуюся внутри культовую статую первым лучам солнца. Герооны, т.е. святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям, получали обратную ориентацию, так как вход должен был быть обращен на запад, в сторону «царства теней». Древнейшая эпоха - время сложения первых эллинистических городов и появления сооружения, в которых, не смотря на явную связь их с постройками крито-микенской эпохи по композиции и строительной технике, уже начали появляться новые, типично греческие строительные приемы и архитектурные формы. В конце VII и в первой половине VI вв. до н.э., т.е. в начале архаического периода, в архитектуре Греции происходит крутой перелом. Складываются новые типы многих общественных зданий, в связи с которыми происходит переход от дерево-сырцового к каменному строительству. Недолговечность применявшихся строительных материалов и позднейшие перестройки объясняют ограниченность сведений о городах зданиях архаичной эпохи. Наиболее богатыми монументальными зданиями городов этой эпохи были храмы. Обычно территория не только города, но и всего маленького греческого государства считалась освященной покровительством одного из божеств. Храмы являлись вместилищем статуи бога, его главной государственной святыней. Храмы строились, как правило, на акрополях, где они сменили дворцы базилевсов. В постройках эпохи архаики впервые встречаются храмы классической ордерной системы – одним из величайших достижением эллинского зодчества. Ордер – это художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких вариантах, отличающихся как общим характером, так и строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов, а также своими профилями (или обломами) и орнаментом (живописным в дворике и резным в ионике), скупо располагавшимся главным образом на «неработающих» частях конструкции. Лаконичный, мужественный и сильный дорический ордер и более стройный, изящный ионический (включающий два варианта - малоазийский и аттический) встречаются в первых каменных сооружениях (1-я половина VI в до н.э.). Третий, коринфский, ордер, отличающийся от ионического лишь резной «растительной» капителью, появился значительно позднее (2-я половина V в. до н.э.). Главными частями греческого ордера являются: 1. основание, обычно ступенчатое - стереобат; оно покоится на верхнем, частично поднятом над землею, выровненном ряде кладке фундамента, который называется евтинтерией; 2. вертикальные опоры – колонны, возвышающиеся на верхней ступени стереобата - стилобате; 3. верхняя часть (перекрытие) - антаблемент, который в свою очередь делится на две или три части: а) архитрав, или эпистиль - главная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от перекрытия; б) фриз - имевшийся в дорическом и некоторых вариантах ионического ордеров и изображавший само перекрытие, покоящееся на архитраве; в) венчающая часть - карниз. Дорический ордер в наиболее ясной и лаконичной форме выявил тектоническую основу греческого зодчества. Колонна развитого дорического ордера не имеет базы (рисунок 012). рисунок 012
Ствол колонны, стоящий непосредственно на верхней ступени основания (стилобате), суживается к верху. Утонение начиналось непосредственно от стилобата, но не было вполне равномерным: ствол колонны обычно имел припухлость (энтазис), максимум которой приходился на нижнюю половину ствола колонны (приблизительно на 1/3 общей высоты). Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками - каннелюрами, число которых чаще всего равнялось двадцати. В дорическом ордере они врезались не очень глубоко, образуя острые грани. Дорическая капитель отделялась от ствола колонны горизонтальными врезами (от 1 до 4), называемыми врезами гипотрахелиона (шейки). Капитель состояла из округлой подушки - эхина и из лежавшей на ней квадратной плиты - абака (эхин). Нижняя часть эхина обычно украшалась врезанными профилированными поясками - ремешками, количество которых колебалось от одного до пяти. Антаблемент дорического ордера всегда состоял из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией). Над архитравом шел дорический фриз (по-древнегречески - триглифон), состоявший из триглифов и метоп. Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых совпадала в вертикальной плоскости с наружной плоскостью архитрава и оживлялась вертикальными врезами. Между триглифами размещались почти квадратные, чуть вытянутые в длину плиты - метопы; они были слегка заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались скульптурой (горельефами). С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще небольшая полочка, так называемая регулка, равная по длине ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (лат. - гутты). На каждый интерколумний (латинское название пролета между колоннами) приходилось по две метопы и два триглифа. Находящийся над фризом карниз (гейсон) своей венчающей частью сильно выступает вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза - выносная плита. Нижняя поверхность плиты имела уклон наружу, предохраняя расположенные ниже части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты часто тянулась сима - водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли. Дорический храм имел удлиненную прямоугольную форму: крыша была двускатной с довольно отлогой черепичной кровлей. Верхняя часть торцового фасада («щипцовая стена») отделялась от основной его плоскости горизонтальным карнизом и была обычно несколько заглублена. Эта треугольная стена вместе с обрамлявшим ее по низу горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нависавшими над ней и также обработанными в форме карниза, назывались фронтоном. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов зазывается тимпаном17. Наклонные карнизы фронтона вплоть до IV в до н.э. обычно отличались от горизонтальных карнизов наличием симы (водосточного желоба), которая завершалась у нижних углов фронтона водометами в виде львиных голов. Из открытой пасти этих голов во время дождя струею била вода. Фронтоны храмов нередко украшались скульптурой (барельефной, горельефной или статуарными группами). На крыше по углам фронтонов ставили акротерии (статуи, скульптурные группы или орнаментальные украшения). Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, утонченностью своих более расчлененных форм, широким применением декора и в частности порезки, создававшими впечатление праздничности и грации. Основной, малоазийский, вариант ионического ордера сложился (не без влияния дорического ордера, а также искусства Востока) в середине VI в до н.э. (рисунок 013). Его колонна делилась на три части: базу, ствол и капитель. рисунок 013
База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие, которое она передавала от ствола колонны основанию храма. Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите или плинте. Выпуклые элементы базы - полувалы (валы), или торусы, часто украшались орнаментальной прорезкой - «плетенкой» или горизонтальными желобками (каннелюрами). Вогнутые элементы - скоции - чаще всего оставались гладкими. Малоазийский тип базы, почти не расширявшийся к низу, отличался большой сложностью. Ионическая колонна стройнее дорической (ее высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам, а позднее превышала девять диаметров). Утонение ствола к верху меньше, чем в дорическом ордере, энтазис или отсутствует, или очень незначителен, так же как и наклон колонн внутрь сооружения. Каннелюры, оживляющие ствол ионической колонны (обычно их было 24), отделялись узкими полосками («дорожками»), поверхность которых обозначала цилиндрическую поверхность основной формы ствола. В плане каннелюры представляли полуокружность или часть эллипса. Вверху и внизу они обычно имели полуциркульное завершение. Благодаря большой глубине желобков тени на ионической колонне более сильные. С ними резко контрастируют ярко освещенные белые дорожки, и вертикальные линии выступают резче, делая колонну еще более стройной. В своем стремлении создать характерное для этого ордера впечатление легкости зодчие расставляли колонны необыкновенно широко, приближаясь к пределу допустимых в материале напряжений. Ионическая капитель, в отличие от более однотипной дорической, встречается в большом количестве вариантов. Она состоит из прямоугольной в плане абаки, расположенной непосредственно под архитравом, подушки с волютами и эхина. Волюты, или завитки подушки, образующие по бокам капители два вала, называемые балюстрами, являются характерной особенностью ионической капители. Абака и эхин ионической капители обычно покрыты богатой порезкой. Ионическая капитель первоначально была сильно вытянута в плане, благодаря чему ее конструктивная роль приближалась к роли подбалки. Вследствие того, что ионическая капитель имела резко отличавшиеся один от другого главный и боковой фасады, капители угловых колонн требовали специального решения, которое впервые встречается только в памятниках 2-й половины V в. до н.э. в Афинах, после чего получает повсеместное распространение. В установившейся форме угловой капители угловая волюта располагалась под углом 45° к обоим фасадам. Антаблемент основного (малоазийского) варианта ионического ордера состоял из двух частей: архитрава и карниза. Архитрав зрительно легче дорического. Небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие, чуть нависающие одна над другой полосы (лат. — фасции). Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков, или «сухариков» (латинское название - дентикул). Венчающая часть - сима украшалась очень богатой орнаментальной прорезкой. Ионические храмы часто возводились на довольно высоких, многоступенчатых стереобатах, иногда с лестницей только со стороны главного фасада и с отвесными стенами с трех прочих сторон. Такое основание, получившее позже широкое распространение в римском зодчестве, называется обычно латинским термином «подий». Второй вариант ионического ордера появился около 525 г. до н.э. на территории греческой метрополии, в Дельфах, и получил дальнейшее развитие в Аттике, во 2-й половине V в. до н.э. Он отличается от малоазийского не только менее сложной и поэтому выразительной базой (ее обычно называют аттической), но, что гораздо важнее, трехчастным антаблементом и двухскатной кровлей, а вместе с ней и фронтоном. Так называемая аттическая база, первый незрелый образец которой появился в Дельфах, в стое афинян, датируемой началом V в. до н.э., обладала исключительной четкостью формы. Она состояла из двух торусов, разделенных одной скоцией, которая расширялась к низу и подчеркивала расширение к низу всей базы, связанное с ее образным выражением передачи давления основанию. В аттической базе плинт также не являлся обязательным элементом, он отсутствовал в лучших ионических сооружениях V в. до н.э. в Афинах. Колонны второго варианта ионического ордера не отличались от малоазийского, однако в некоторых небольших ионических постройках (типа храма в антах) колонны заменялись скульптурами девушек в длинных, богато украшенных одеждах. Подобные опоры в виде женских фигур, называемые кариатидами, чрезвычайно характерны для свойственного ионике стремления к скульптурным украшениям и нарядности. Антаблемент второго варианта ионического ордера делится не на две, а на три части: над архитравом (иногда остававшимся гладким, без членений на фасции) проходил непрерывный фриз, обычно украшенный лентой барельефа (греч. - зоофор). Пояс зубчиков и фриз до IV в до н.э. не применялись одновременно в одном антаблементе. Кровля построек ионического ордера не отличалась от дорических. Фронтоны, появлявшиеся лишь в постройках второго варианта ионического ордера, повторяли элементы карниза на продольных сторонах. Строительная техника. В VII в. до н.э. в Греции развивается техника, связанная с освоением нового строительного материала - камня. Монументальные сооружения в метрополии строятся в архаичную эпоху главным образом из мягких пород камня, преимущественно известняка, белого, желтоватого и сероватого цветов. В Малой Азии также применялся и камень более твердых пород: мрамор и реже трахит. Строительный камень добывался в карьерах. Там же подвергался первоначальной обработке в квадры, монолитные стволы и отдельные барабаны колонн. Стволы колонн вырубались в карьере сразу круглыми с учетом их утонения (рисунок 014). Добываемые таким образом массивы колонн весили иногда до 18 т. Для транспортирования эти блоки заделывались в колеса-катки. рисунок 014
Для подъема каменных блоков в них вырезались пазы, в которые вкладывали канат, иногда делались гнезда для специальных якорей и крючьев. Блоки барабанов колонн снабжались по боковым сторонам специальными выступами, облегчавшими обвязывание их канатами. Окончательная отделка производилась только после укладки блоков на место. Инструментами каменотеса служили молотки, кирки, тесла, пилы (беззубые), сверла. При разбивке применялись: отвес, ватерпас, шнур, наугольник. Когда требовалось оттесать широкую твердую поверхность камня, прибегали к работе «по красному». В этом случае поверхность плоской плиты натиралась краской и прикладывалась к постели или вертикальной грани обрабатываемого камня, который затем обтесывался по полученным отметкам. Часто каменщики (или артели) отмечали обработанные ими блоки особым знаком. Фундаменты обычно выводились не сплошными, а только под стенами и отдельными опорами. Квадровая кладка выполнялась из прямоугольных квадров, сложенных насухо горизонтальными рядами с чередованием ложков и тычков. Наружная часть цоколя состояла из орфостатов - больших каменных плит, поставленных вертикально на ребро. Стволы колонн более древних храмов вырубались из монолитов (особенно часто делались монолитными стволы ионических колонн); в последующее время их составляли из отдельных барабанов, а середина для экономии труда заглублялась, сохраняя грубо обработанную поверхность. В центре в особом гнезде ставился деревянный штырь, облегчавший пришлифовку посредством вращения барабанов. Каннелюры намечались на нижнем барабане и на шейке капители; на остальных барабанах каннелюры вытесывались только после их установки на место. Архитравы в древнейшую эпоху, а в небольших зданиях и в последующее время делались из монолитных блоков. В больших зданиях, начиная с VI в. до н.э. их складывали из двух или трех плит, поставленных на ребро, благодаря чему значительно упрощалась техника их транспортирования. Чтобы увеличить сопротивление балки изгибающим усилиям, блоки обычно вырубались так, чтобы при укладке слои в камне располагались в вертикальной плоскости. Такая конструкция позволяла перекрывать значительные пролеты (более 4 м). Крыши были двухскатные. Деревянные стропила опирались на верхние части антаблемента, причем частичная разгрузка производилась промежуточными брусьями, передававшими часть тяжести крыши на стены храма. Кровля выстилалась черепицей из обожженной глины или в редких случаях - из мрамора. Постройки дорического ордера. Материковая Греция с Пелопоннесом и прилегающими островами является той территорией, на которой сложились первые подлинно монументальные каменные сооружения и были разработаны основные формы и элементы дорической архитектуры и ордера. Храм Аполлона в Дельфах и стоя афинян (рисунок 015). До нас дошли остатки пятого по счету храма, возможно, сразу после пожара своего предшественника в 548 г., но практически осуществленного в 513 - 506 гг. до н.э. изгнанным из Афин родом Алкмеонидов (храм, поэтому нередко называют алкмеонидовым). Это был периптер, имевший 6 ´ 15 колонн, с размером по стилобату 21.65 ´ 58 м. Восточный фасад, кровля, пол, орфостаты и часть фриза храма были в основном выполнены из мрамора. Остальные части (в том числе и фронтонные скульптуры) были из пороса, покрытого белой штукатуркой. Сложенные из отдельных барабанов колонны имели по 20 каннелюр. Высота колонн составляла, по предположениям, около 8 м при нижнем диаметре 1.8 м, а верхнем - 1.35 м, давая соотношение Н = 4.6 ∙ D. Расстояние в осях колонн 4.12 - 4 м, сторона абаки 2.25 м. Высота архитрава 1.415 м. Фронтоны храма очень низки; отношение высоты к длине 1: 8.636. В восточном фронтоне стояла мраморная фигурная группа, западный был украшен горельефом из пороса. Скульптуры эти, фрагменты которых свидетельствуют уже о весьма совершенной технике в передачи движения, складок тканей, плохо сохранились и существующие композиции целого весьма предположительны. рисунок 015
Сокровищница афинян в Дельфах - одно из наиболее тонких сооружений эпохи архаики, художественный облик, которого может быть вполне оценен благодаря реставрации. Афиняне соорудили ее за счет марафонской добычи (490 г. до н.э.). Так гласит надпись на ступеньках террасы сокровищницы. Небольшое здание (9.75 ´ 6.68 м) повторяет тип дорического храма в антах (рисунок 016). Материалом его послужил мрамор, сходный с тем из которого позднее были сооружены главные постройки Афинского Акрополя. Стены сложены из тщательно пригнанных квадров. Стройные, широко поставленные колонны портика по пропорциям близки к классическим (5.4 ∙ D). Интерколумний составляет 1.9 диаметра колонны. Кривая эхины подчеркнута четырьмя ремешками, упруга и гармонична. Триглифный фриз обходит все здание, украшая не только фасад, но и гладкие боковые стены. рисунок 016
Здание было восстановлено впервые 1893 - 1894 гг. французским архитектором Репля, причем были разысканы и собраны почти все составляющие его квадры. Скульптурные украшения фронтона почти полностью исчезли, но на метопах они в большинстве своем уцелели. Постройке было отведено одно из наиболее эффективных мест у священной дороги, зигзагообразное расположение которой не только отвечало крутизне склона, но также помогало наилучшим образом использовать небольшое пространство святилища, продлив время, необходимое посетителю для подъема на главную террасу, и показав ему по дороге все сооружение в самых различных аспектах. Главный фасад открывался уже на близком расстоянии (около 5 м). Храм Афины Афайи на острове Эгина стоит на грани архаического периода и эпохи рассвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая постройка материковой Греции (рисунок 017). Храм был заложен после 500 г. до н.э. Скульптурные группы принадлежат двум периодам: западный фронтон примерно к 500 г. до н.э., восточный - 480 г. до н.э. Святилище богини, издавна почитавшейся на острове, впервые обрело определенную архитектурную композицию в самом начале VI в. до н.э. Храм представляет собой периптер с числом колонн 6 ´ 12 и стоял на трехступенчатом основании размером 13.79 ´ 28.5 м по стилобату. Он построен из местного известняка и был покрыт прекрасной мраморной штукатуркой, некогда расписанной. Из паросского мрамора были сделаны лишь фронтонные скульптуры и сима фронтона. рисунок 017
Построенный в период обострения отношений эллинистического мира с могущественной персидской державой и законченный уже в разгар греко-персидских войн, храм в своем идейном содержании связан с этой героической эпохой греческой истории. Знаменитые скульптурные группы его фронтонов, изображающие подвиги эгинцев в Троянской войне, должны были служить в это опасное для Греции время ярким напоминанием об их былых победах над Востоком, одержанных, согласно легенде, под покровительством могучей и воинственной богини. В центре фронтона находится изображение богини Афины, по обеим сторонам ее - фигуры сражающихся героев, расположенные на столько симметрично, что правая сторона повторяет левую почти в зеркальном отражении. Выдержан единый масштаб для фигур, из которых выделяется богиня Афина с преувеличенным ростом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1549; Нарушение авторского права страницы