Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раннехристианская архитектура (27 г. до н.э. – 475 г. н.э.)



 

 

Период гражданских войн I в. до н.э. порожденных грандиозными социальными столкновениями, закончился при Августе (30 г. до н.э. – 14 г. н.э.) созданием в 27 г. до н.э. новой общественной и государственной системы, просуществовавшей около пяти столетий. Это было время рассвета рабовладельческой формации и начала перехода к феодализму.

Римская империя охватывала огромные территории, населенные различными народами, находившимися на разном уровне социально-экономического и культурного развития.

Ранний период империи (от Августа до конца III в. н.э.), или период принципата, характеризовался укреплением абсолютной императорской власти, которая вначале маскировалась подчеркнутым сохранением некоторых внешних республиканских форм и обычаев. Период принципата завершается превращением империи в военную монархию, опирающуюся только на грубую силу. Поздний период римской империи был периодом домината, когда полностью сформировалась позднерабовладельческая государственность с безграничной абсолютной властью обожествляемого монарха и жесткой бюрократической системой. В правление Константина (306 - 337 г. н.э.) эта социальная система дополняется новой идеологией - христианством; оно сначала признается равноправной, а затем единственно допустимой в пределах империи, религией. В это время начинается процесс постепенного распада империи.

Архитектуру эпохи империи характеризуют монументальность и большой пространственный размах сооружений и их комплексов, соответствующий возросшему значению государства. Развитие сводчатых конструкций и применение бетона в качестве основного строительного материала обусловили грандиозный масштаб зданий сравнительно с постройками республики.

Период империи явился временем полного развития сформировавшихся при республике типов сооружений (лагеря, форума, базилики, терм, театра, амфитеатра, цирка, моста и акведука) и широчайшего распространения их по огромному римскому миру. Стандартизация элементов и декора и в совершенстве отработанные приемы строительной техники позволяли возводить постройки в кратчайшее время. Отсюда проистекала необычайная быстро та распространения римской культуры. Едва укрепившись в завоеванной стране, римляне тотчас проводили туда отличные дороги и строили в опорных пунктах все свойственные римскому образу жизни сооружения.

Главным городом обширной империи был Рим. Начало империи ознаменовалось его грандиозной перестройкой. Древние авторы писали, что Август получил Рим кирпичным, а оставил его мраморным. Еще раз перестраивали Рим после ужасного пожара в 64 г. н.э., когда сгорело две трети строения города. Основные магистрали являлись продолжением тех дорог, которые шли к Риму и, сходясь у центра, в районе форумов, естественным образом создали радиальную планировочную структуру города. При стихийном росте, а также благодаря крайне неровному рельефу города, занимавшего семь холмов (Палатин, Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий, Авентин, Целий) и долины между ними, система городских улиц имела беспорядочный характер. Рим делился на две части: город холмов и город низин. Первый был в основном заселен знатью, которую привлекал сюда здоровый климат, второй располагался в сырых и нездоровых низинах между холмами. Он принадлежал бедноте, и здесь господствовали доходные многоэтажные дома (инсулы).

Императоры тратили грандиозные средства на сооружение уникальных зданий в Риме. Они понимали, что форумы, храмы и другие значительные сооружения могут служить памятниками, прославлявшими их личности, и превратили центр Рима в гигантский комплексный монумент. В императорское время территория города очень расширилась. Могущество империи, ведшей войны на далеких границах, вселяло чувство безопасности. Старые городские стены, уже обветшавшие, были разрушены, и до 70-х годов III в. н.э. Рим обходился без городских стен, ограничивающих рост города.

Форумы.За первые столетия империи в столице государства и во многих италийских и провинциальных городах были обновлены или заново отстроены городские центры - форумы. Особенно великолепны были новые форумы Рима.

Комплекс форумов состоял из Римского форума, форумов Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна (рисунок 016).

рисунок 016

Уже через несколько десятилетий после сооружения форума Цезаря Рим ощутил потребность в новом форуме, так как существовавшие площади перестали вмещать возросшее население города. Перпендикулярно форуму Цезаря во 2 г. до н.э. был построен форум Августа, на месте густонаселенного и часто горевшего квартала Субура. Он сохранял основные черты плана форума Цезаря, но храм был, придвинут вплотную к задней стене форума, а боковые стены, отступая, образовывали два полукружия. Фланкируя храм, они придали площади типично италийский характер протяженного осевого ансамбля с центром, выделенным крыльями. Отделенные колоннадой портиков, полукружия стали своеобразными местами исторической славы Рима: на золотистом фоне их мраморных стен, в нишах между полуколоннами, двойным рядом выступали бронзовые и мраморные статуи великих полководцев и законодателей от Энея до Цезаря.

Форумы, сооруженные к концу столетия при Флавиях, своеобразны по планировке. Первый их них - форум Мира или Веспасиана, построенный Рабирием для Веспасиана после Иудейской войны, предназначался для трофеев из Иерусалима и вывезенных из Греции произведений искусства и напоминал музей. Он имел почти квадратную форму (115 ´ 125 м). Обращенная к форуму Августа стена с входами членилась изнутри приставными колоннами, а вдоль других стен проходил портик. В центре площади был разбит сад, зелень которого служила прекрасным фоном для расставленной там скульптуры. Напротив входа, за портиками, в сад раскрывались три помещения: высокое среднее - храм Мира и меньшие, боковые - библиотеки. Новое в композиции форума было то, что храм, хотя и выделенный высотой и слегка выступающим портиком, не играл уже определяющей роли в ансамбле площади.

Проходной форум (форум Нервы) возник как архитектурное оформление дороги с Эс-квилина на Римский форум. Трудную задачу преобразования участка неправильных очертаний в регулярное пространство уже при Нерве (в 97 г.) блестяще решил архитектор Рабирий. Одной из арок по бокам храма он закрыл изнутри сильно выдающееся полукружие форума Августа, а снаружи замаскировал его выходной экседрой, которая замыкала перспективу улицы Аргилет. Другой конец участка, упиравшийся в базилику Эмилия, он оградил закругленной стеной с входной аркой в углу.

Последний из императорских форумов - форум Марка Ульпия Траяна - грандиозностью и блеском превзошел все построенные прежде и знаменовал собой новую стадию в архитектуре больших общественных сооружений. Единоличная императорская власть стала общепризнанным фактом, и ансамбль прославлял не только могущество государства, но и открыто возвеличивал личность императора - завоевателя Дакии. Форум Траяна, законченный в 113 г., занял огромный участок длиной 200 м в направлении Марсового поля. При устройстве строительной площадки пришлось срыть один из отрогов Квиринала высотой 39.8 м. Строитель форума архитектор Аполлодор Дамасский использовал многие из выработанных до него приемов - полукружия форума Августа, пристенные колоннады и закругленную торцовую стену Проходного форума - и, развив дальше намеченную Рабирием в форуме Мира планировку, создал совершенно необычную композицию.

Пропорции площади близки к квадрату, ярко выраженная продольная ось, образуемая триумфальной аркой Траяна при входе и средним портиком базилики Ульпия напротив нее. Весь дальний конец площади занимала базилика на высоком подии. Между тем, достигнув середины форума, путник невольно останавливался, так как перед ним неожиданно открывались обширные полукружия, раздвигавшие пространство площади и незаметные в начале из-за портиков. Именно здесь, на пересечении взаимно уравновешивающихся продольной и поперечной осей, в геометрическом центре площади Аполлодор поставил позолоченную конную статую императора, оказавшуюся главной точкой притяжения форума. Величавый монумент императора царил на выложенной мраморной мозаикой площади в окружении военных трофеев под портиками, бронзовых щитов и фигур, побежденных даков и их вождя Децебала. Все здесь говорило о военном триумфе императора, начиная от триумфальной арки при входе и кончая триумфальной колонной, замыкавшей ансамбль, расположенной за базиликой. Колонна, имевшая внутри винтовую лестницу с окнами в поле рельефов, увенчивалась орлом. Впоследствии орел был заменен статуей Траяна, прах которого был замурован в основании колонны.

Храмы.В эпоху римской империи расширился пантеон богов, признаваемых официальной религией. В него были включены культы египетских, малоазийских, иранских и сирийских богов. Особое место занимал культ императора. Основные храмы древнего Рима были сосредоточены в центре города на Римском форуме.

Особое место в римской и мировой архитектуре занял Пантеон - храм «всех богов», встолице империи. Большая часть римских храмов-ротонд эпохи империи посвящалось императорскому культу. Желание сохранить преемственность традиций (первый пантеон был построен в конце I в. до н.э.) архитектор Аполлодор Дамасский придал ему круглую форму. Пантеон был построен в 118 — 128 гг., позднейшие реставрации мало изменили его облик. Он был возведен на Марсовом поле, примерно на таком же расстоянии от центра города, как и Колизей, и служил ему своеобразным противовесом.

Здание состоит из частей: купольной ротонды, примыкающей к ней с севера прямоугольного портика и переходного элемента между ними, имеющего высоту ротонды и ширину портика (рисунок 017). К портику вела равная ему по ширине лестница из пяти ступеней. Как показали раскопки, перед Пантеоном располагался прямоугольный вытянутый мощеный двор, окруженный портиками с пропилеями. Гигантская ротонда имеет внутренний диаметр 43.5 м и сферический купол диаметром 43.2 м. Диаметр ротонды равновелик ее высоте, составляющей половину высоты здания, - соотношение, рекомендованное Витрувием. Купол превосходит по размеру не только все подобного рода конструкции древности, но также и средних веков, Возрождения и нового времени до XIX в.

рисунок 017

Ротонда опирается на кольцевой фундамент шириной 7.3 м и глубиной 4.5 м. Распор купола определил значительную толщину бетонной с кирпичной облицовкой стены в 6.3 м, которая расчленена большими нишами на восемь гигантских пилонов. Восемь основных ниш имеют ширину 8.9 м и глубину 4.5 м при толщине их задних стенок 1.6 м. Ниши облегчают стену на 1/3 ее объема. Помимо этого восемь пилонов разбиты малыми пустотами, что значительно облегчило объем стены и превратило ее в жесткий каркас из 16 опор. Большие ниши перекрыты мощными кирпичными арками, которые соединяют пилоны между собой и создают непрерывную кольцевую опору для купола.

Купол отлит из горизонтальных слоев бетона, в нижней зоне армированного кирпичными арками. Состав бетона изменяется в зависимости от высоты купола. В нижних частях купола наполнителем бетона служила твердая травертиновая крошка, в верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Большую роль играют кессоны купола, отлитые одновременно с ним. Пятью рядами покрывая его поверхность на высоту 60 ° от основания, они оставляют гладким пространство вокруг главного окна - опайона, диаметр которого 8.92 м. Кессоны расчленяют поверхность купола и облегчают его приблизительно на 1/6 его веса, а его перспективное сокращение зрительно увеличивает высоту купола. В целом конструкция Пантеона может быть охарактеризована как купол на аркаде.

Наружные членения ротонды очень просты: нижний горизонтальный выступ отражает границу между первым и вторым ярусом стены, а второй отмечает начало купола. Стена в нижней части, вероятно, была облицована мрамором, а в верхней оштукатурена. Третий выступ соответствует переходу от кольцевой стенки вокруг основания купола к семи ступенчатым уступам, загружающим нижнюю часть свода. Поверхность купола покрывала позолоченная черепица.

В интерьере Пантеона доминирует полусфера его грандиозного купола. Впечатление единства пространственного целого усиливается равновесием между его вертикальными и горизонтальными измерениями. Единое нерасчлененное пространство охватывается мощной сферой, воспринимающейся как символическое изображение небесной сферы.

Нижний ярус стен имеет высоту 13 м и украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера. Второй ярус представляет собой аттик высотой 8.7 м расчлененный пилястрами из цветного мрамора. Преобладание купола не означает, что он своей массой давил на находящегося внутри храма человека. Зодчий стремился создать впечатление легкости конструкции покрытия. Этой цели помимо кессонов служили ордерные членения стены. Явно не рассчитанные на несение подлинной массы купола, они, тем не менее, порождали у зрителя впечатление легкости вознесшейся над ним сферы. Особенно это касалось мелких пилястр верхнего яруса, которые выглядели как опора купола.

Особая роль отводилась единственному световому отверстию, расположенному в высшей точке купола Пантеона. Центричность помещения, его огромные размеры, блеск столба света в центре и полумрак на «периферии» ротонды не только создавали впечатление покоя и сосредоточенности, но и заставляли молящегося в храме с особым чувством воспринимать небо и солнечный свет. Чтобы понять, как должен был воспринять римлянин такое решение внутреннего пространства храма, нужно помнить, что для него верховное божество - Юпитер - был не столько антропоморфным существом, сколько самим небесным сводом.

Вход в Пантеон был фланкирован двумя большими полукруглыми нишами, в одной из которых стояла статуя Августа, в другой Агриппы. Введение портика имело целью придать осевую направленность центрическому зданию.

Базилики.Существенные изменения в конструкции и плане этого вида сооружений были впервые введены в Базилике, начатой Максенцием и законченной Константином на Римском форуме, 307 - 312 гг. (рисунок 018).

рисунок 018

Развившаяся в больших залах терм система перекрытия прямоугольного пространства крестовыми сводами, опирающимися на столбы, была перенесена на большее по размерам базиликальное здание. Его центральный неф (80 ´ 25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Распор сводов весом 7000 т. воспринимался массивными столбами, а также поперечными стенами и опирающимися на них контрфорсами и цилиндрическими сводами более низких боковых частей здания.

Подобно крестовым сводам терм пяты сводов, сильно вынесенные в центральный неф, лишь частично опирались на столбы, что и послужило причиной их последующего разрушения. Под нависающие пяты сводов были подведены колонны с импостами, заслонявшие столбы и торжественно оформляющие огромный средний неф. Боковые ячейки базилики (по три с каждой стороны) были соединены арочными проходами, образуя боковые нефы. Восьмиугольные профилированные кессоны украшали поверхности сводов. Вход, сначала находившейся на короткой восточной стороне базилики, был при Константине перенесен в середину длиной южной стены, что вызвало пристройку напротив него апсиды.

Созданный в начале IV в. в Риме, этот тип сводчатой базилики получил в последствие большое развитие, но уже за пределами античной архитектуры, в новых исторических условиях.

Термы.Среди общественных сооружений Рима огромное значение имели термы. Они были неотделимы от римского образа жизни и являлись не только банями, но и клубами, где люди разных культурных уровней находили занятие по их склонностям, отдыхали и развлекались. К началу империи в Риме было около 170 терм - государственных и частных. К IV веку их насчитывалось уже около тысячи.

Наибольшим размахом и пышностью отличались термы Каракаллы, построенные императорами династии Северов. В плане участок, отведенный под застройку, имел размер 450 ´ 450 м (рисунок 019). В его юго-западной части соорудили огромный, присоединенный к Марциеву акведуку резервуар-отстойник, вода из которого по уклону легко подавалась в банный корпус. По сторонам от стадия располагались библиотеки. Ниже простиралось парковое пространство. Оно предназначалось для спорта, развлечений и отдыха среди зелени, статуй и у фонтанов нимфеев. В главной части терм были сосредоточены разнообразные помещения, начиная от маленьких номерных бань на одного человека (или на семью) и до огромных великолепных залов главного корпуса. Все обслуживание (котельные, водопровод и пр.) было помещено внизу между субструкциями (частично участок стоял на склоне). Главный корпус размерами 214 ´ 110м состоял из зеркально повторяющихся групп вестибюлей, раздевален, массажных, палестр, залов отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подводивших к круглому (диаметром 35 м) кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен и двойным рядом окон под куполом.

В противоположность непритязательности оштукатуренных фасадов терм интерьер поражал роскошью отделки. Стены, своды и полы были облицованы цветным мрамором, порфиром и украшены великолепными мозаиками. Колонны с фигурными капителями, статуи и красивые каменные ниши, игра воды в фонтанах и бассейнах дополняли пышное внутреннее убранство терм Каракаллы.

рисунок 019

Зрелищные сооружения.Особого размаха строительство зрелищных сооружений достигло в период империи. Лозунг «хлеба и зрелищ» успешно проводился во всей внешней и внутренней политике Рима. В зависимости от характера представлений существовали разные зрелищные сооружения - театры, одеоны, амфитеатры и цирки. В основных чертах их типы сложились при республике, но полного рассвета достигли в императорскую эпоху.

Самым значительным из амфитеатров был амфитеатр Флавиев в Риме - Колизей (рисунок 020). Он был заложен в 75 г. н.э. Веспасианом, а торжественное открытие его произошло в 80 г. н.э. при Тите, хотя работы по окончательному завершению здания продолжались и позже. Видимо при Васпасиане существовал проект четырехэтажного здания, но поскольку работы затянулись, престарелый император дал указание о сокращении числа этажей; первоначально здание было выполнено как трехэтажное, в таком виде торжественно открыто, и только после этого началась достройка намеченного ранее четвертого этажа.

рисунок 020

Самый совершенный по конструкции и форме в ряду римских амфитеатров, Колизей в наиболее законченном виде воплотил основные черты этого типа сооружений. Амфитеатр Флавиев также был самый большой по размерам - его продольная ось 187.77 м, поперечная - 155.64 м (средние размеры римских амфитеатров 130 ´ 120 м) вместимость - от 45 - 50 тыс. зрителей. Арена имела очертание эллипса, величину 85 ´ 53 м и была ограничена очень высоким подием (4 м). Первые несколько лет, до постройки под ареной густой сети ипогеев (подземные помещения под ареной), она на время представлений затоплялась водой, и там устраивались морские сражения - навмахии. Среди мраморных кресел для знати, находившихся на подии, особо выделялись две ложи, расположенные друг против друга по концам короткой оси арены: императорская ложа, сообщавшаяся подземным переходом с дворцом на Палатине, и ложа городских властей.

Согласно наиболее признанной реконструкции, за подием поднимались три открытых яруса мест для зрителей и четвертый ярус под крытой колоннадой. Чашу амфитеатра окаймлял карниз со стойками для крепления огромного велария.

Опорой для мест зрителей и переходов является жесткий конструктивный каркас. Его основу составляли 560 мощных пилонов из травертина, несущих цилиндрические и крестовые бетонные своды и в радиальном направлении связанные бетонными стенами, облицованными туфом. Бетонное ядро Колизея содержит много кирпичных арок, которые работают как разгрузочные в стенах и образуют каркас сводов. Радиальные стены образовали 80 пространственных ячеек, объединенных внутренними кольцевыми коридорами и наружными галереями и имевших каждая свой вход и систему лестниц и переходов.

Конструкция Колизея предельно рациональна и экономична: она потребовала минимального расхода строительных материалов.

Фасад амфитеатра членится тремя ярусами аркад и вышележащим ярусом, прорезанным небольшими прямоугольными окнами, которые чередовались с бронзовыми декоративными щитами. Общая высота амфитеатра составляла 48.5 м. В первом ярусе был применен тосканский ордер колонн, во втором ионический и в третьем коринфский. В арочных пролетах двух средних ярусов стояли статуи, придавая аркам вид оконных проемов в отличие от простых входов внизу и создавая праздничное ощущение. Тем самым возникало различное смысловое и эмоциональное восприятие ярусов амфитеатров, которое сразу лишало однообразия его огромную массу. В последнем ярусе, опираясь на кронштейны над уровнем окон, проходил ряд стройных матч велария, концы которых рисовались на фоне неба. Этот легкий узор поверх почти глухой стены смягчал впечатление давящей тяжести, которое должен был производить самый высокий ярус, и создавал естественный переход от венчающих горизонталей Колизея к воздушной среде.

Триумфальные арки и колонны.Наиболее распространенными были триумфальные арки, возводившиеся уже в республиканский период, ноставшие особенно популярными в императорскую эпоху. К IV в. н.э. в Италии насчитывалось более 350 арок. Аркам придавалось самое различное значение - политическое, мемориальное, религиозное, триумфальное. Они возводились в честь императоров, политических деятелей или даже частных лиц. Арка состояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. Римская арка сформировалась к середине I в. н.э. На ее сложение оказали влияние городские ворота и арки эллинизма. Самые ранние арки были деревянными.

К концу I в. до н.э. триумфальные арки приобрели стройность пропорций. Арка окончательно приняла вид самостоятельного сооружения, уже ничем не напоминая ворота крепостной стены. Объем ее более развит - глубина пролета равна его ширине.

Одна из наиболее выразительных арок, почти полностью преодолевшая все недостатки ей предшествующих, была арка Константина, построенная в 315 г., в честь победы Константина над Максенциеми расположенная между Колизеем и Палатином. Ее высота составляет 20.35 м. Она была скомпонована из готовых фрагментов, снятых с сооружений конца I - начала II вв., что очень характерно для строительства поздней империи (рисунок 021). Несмотря на «сборность» и некоторую непропорциональность отдельных деталей, арка Константина обладает большими архитектурными достоинствами. Она ясно организована: коринфские колонны, продолженные раскреповками венчающих частей арки и статуями, делят весь фасад на три неравные звена. Принцип симметрии последовательно проведен в композиции арки в целом и в отдельных ее частях. Скульптурный декор расположен не в центре, а по краям фасада, поэтому широкое ровное поле среднего деления аттика с посвятительной надписью выделяется по контрасту с боковыми его частями, которые измельчены рельефными вставками. Высокое качество большинства рельефов со сценами битв и триумфа созвучно мастерству композиции, что делает арку Константина лучшей из арок поздней империи.

Погребальные сооружения.Мавзолеи и гробницы составляли одону из интереснейших групп сооружений императорского периода. Поскольку в большинстве своем они являлись постройками частного характера, им в большей мере присуща свобода архитектурных решений. Первоначально гробницы выносились за городскую черту, но с ростом территории города они входили в его пределы и оказывали свое влияние на облик района.

Очень распространенным оставался тип погребального сооружения, исходящего из традиционной в Этрурии и Лации формы тумулуса. К концу I в. до н.э. гробницы этого вида в целом далеко отошли от своего родоначальника - кургана, окруженного каменной крепидой, и превратились в архитектурное сооружение.

Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге (около 30 г. до н.э.) - один из самых значительных памятников римского погребального зодчества (рисунок 022). Новая композиция объемов - была впервые выражена здесь с предельной ясностью. В первоначальном виде мавзолей более явно обнаруживал свое родство с тумулусом. Его цилиндрическая часть диаметром 29.5 м, поставленная на квадратное основание со стороной 32.3 м, увенчивалась высоким конусом, подножие которого окружали циппы. Вход в мавзолей помещался с боку и не был виден с дороги. Сводчатый коридор приводил в высокую сводчатую камеру, облицованную кирпичом.

Простота и строгость геометрической формы мавзолея прекрасно соответствовали сдержанной торжественности архитектурного образа погребального сооружения. Впечатление монолитности круглого здания усилено единообразием блоков травертиновой облицовки, приведенных к одному размеру декоративными бороздками рустики. Узор руста и легкий фриз из гирлянд и букраниев несколько смягчает суровость монумента, украшенного рельефным изображением воинского трофея рядом с посвятительной надписью на мраморной доске. Мавзолей Цецилии Метеллы является классическим произведением римской архитектуры. В средние века он вошел в состав замка Каэтани. При этом его коническое завершение было разобрано, а верх снабжен крепостными зубцами.

 

рисунок 021

рисунок 022

Одно из уникальных погребальных сооружений эпохи - императорский мавзолей Адриана (рисунок 023). Его начали строить в 130 г. н.э. на крутом правом берегу Тибра, напротив марсового поля, и закончили после смерти императора. Первоначально мавзолей представлял собой облицованный мрамором цилиндрический объем (диаметром 64 м и высотой 21 м), обработанный рустикой внизу и лезенами на верху и завершенный аттиком со статуями на нем. Он поддерживал высокий узкий постамент, который возносил колесницу Гелиоса, венчавшую сооружение. Впоследствии Антоний Пий, желая увеличить площадь захоронений, пристроил к круглому мавзолею квадратное основание со стороной 89 м и высотой 15 м. Это изменило облик сооружения, приблизив его к распространенному типу цилиндрических гробниц на квадратном основании.

Необычны подход к мавзолею и его внутреннее убранство. Поставленный у кромки берега мавзолей имел доступ только со стороны Марсова поля, откуда через Тибр был переброшен широкий мост с золочеными статуями на парапетах. Мост служил парадным преддверием перед входом в мавзолей, оформленный арками. Вход соединялся коридором с вестибюлем, в глубине которого стояла огромная статуя императора. Справа постепенно поднималась вверх спиральная галерея, приводившая в погребальную камеру, расположенную над вестибюлем на высоте 10 м. Камера высотой 12 м имела три ниши для урн и, подобно галерее, освещалась световыми люками. Все внутренние помещения имели светлые мраморные стены и мозаичные полихромные мраморные полы.

 

рисунок 023

По своему местоположению мавзолей Адриана являлся форпостом на северо-западной границе города. Его важное стратегическое положение было использовано в конце III в. н.э., когда после многих столетий спокойствия для столице империи возникла угроза вражеского нападения. Колоссальный массив мавзолея был включен в состав стены Аврелиана, окружавшей город в его новых границах. Оборонительное значение мавзолей продолжать сохранять не только в средние века, когда его преобразовали в крепость, названную замком Святого ангела, но и много позже (известна его роль во время захвата Рима в 1527 г.).

Вступление Римской империи в последнюю фазу своего развития сопровождалось глубокими структурными изменениями рабовладельческой формации, в частности серьезными изменениями в идеологии. Широкое распространение получило христианство. Возникшее как одна из сект иудаизма христианство скоро порывает с ней связи и начинает распространяться среди многочисленного мира империи. Кризис рабовладельческого общества постепенно выдвинул христианство на первый план идеологической жизни, так как оно оказалось наиболее приспособленным к новым социально-экономическим условиям.

История раннехристианской архитектуры распадается на два периода: от возникновения до Константина и от Константина до падения Западной Римской империи.

В первый период христианские секты были вынуждены скрывать места своих собраний. Это обстоятельство, демократический характер общин, объединивших в первую очередь низы общества, а также простота организации и культа объясняют особенности раннехристианской архитектуры. Первоначально христианские проповедники выступали в синагогах, а собрания общин проходили в домах их членов. Позднее создаются самостоятельные христианские церкви, для которых приспосабливаются обычные дома. Так, один из «отцов церкви» в IV в. Иоанн Златоуст рассказывает, как владелец дома в городе Амасии в Понтийской области (Южное побережье Черного моря), некто Хрисафий, желая обратить нижний этаж своего дома в церковь Богородицы, а верхний - в церковь Архангела, призвал художника-мозаиста и приказал ему снять бывшие там мозаики, изображавшие историю Афродиты, и заменить их новыми, на христианские темы.

Другим местом культовых церемоний были катакомбы, в которых христиане Рима, Эфеса, Александрии, Сиракуз и других городов хоронили умерших членов общины. Для этого часто использовались существующие каменоломни и рудники. Узкие подземные коридоры катакомб с двумя-тремя ярусами ниш для захоронений выдалбливались в мягкой каменной породе. От коридоров отходили крестообразные в плане камеры, по трем сторонам которых устраивались аркосолии для саркофагов. В Риме древнейшими являются катакомбы Святого Каллиста, начало III в. (рисунок 024).

рисунок 024

Резкие изменения произошли в IV в. н.э., когда христианство стало господствующей религией и повело ожесточенную борьбу против старых религий. Языческие храмы разрушались, а из их обломков воздвигались христианские церкви. Лишь в редких случаях приверженцам старой культуры удавалось добиться сохранения самых выдающихся античных храмов путем приспособления их к потребностям культа (Парфенон и Гефестейон в Афинах, Пантеон в Риме).

Во времена Константина началось широкое строительство церквей по всей Римской империи, но особенно в Риме, Константинополе - новой столице империи, Иерусалиме и других городах Палестины, священных для христиан. В этот период наиболее общим для империи типом церкви был базиликальный.

Вопрос о происхождении базиликального храма остается дискуссионным из-за скудности материала по истории христианской архитектуры до Константина. Как бы то ни было, базилика не случайно стала основным типом христианского храма: ее планировка соответствовала христианскому церковному обряду, ее обширный интерьер вмещал всех членов общины и, что очень важно, этот тип зданий в прошлом не был связан с враждебной христианству официальной римской религией.

Подобно эллинистической и римской светским базиликам, христианская церковь имела вытянутый прямоугольный план с апсидой против входа и рядами колонн, деливший интерьер на нефы, из которых средний был шире и выше боковых и освещался окнами в верхней части его стен. Но перекрывался средний неф уже не бетонными сводами, а легкой двускатной деревянной крышей с открытыми стропилами или с подвесным деревянным кессо-нированным потолком. Боковые нефы имели обычно наклонные деревянные крыши (рисунок 025).

рисунок 025

Усложнение христианского обряда вскоре потребовало добавления к старой базили-кальной схеме новых элементов: большого перистильного двора - атрия, предшествующего входу, с фонтаном для омовений или купелью для крещения в центре; широкого узкого притвора, или нартекса, при входе, куда допускались «оглашенные» (лица еще не прошедшие крещения), и трансепта - поперечного нефа между базиликой и апсидой для расширения алтарной части. Переход от интерьера базилики к трансепту оформлялся триумфальной аркой, за которой стоял алтарь (осененный балдахином на четырех колонках с киворием), а далее, в апсиде, где в римской базилике было место судьи, находилось кресло епископа и место клира.

В отличие от античного храма церковь понималась не как дом божества, а как место религиозных церемоний и собраний верующих. Поэтому в христианских церквях в противоположность античным храмам, где верующие находились вне здания, основное внимание уделялось интерьеру.

В IV в. строительство базиликальных церквей особенно интенсивно шло на востоке империи. Этому способствовало то, что восточные районы менее чем западные, подвергались влиянию кризиса, меньше страдали от вражеских нашествий и были ближе к Палестине- месту паломничества христиан.

В начале IV в. в Вифлееме (Палестина) была возведена пятинефная базилика Рождества с атрием и необычной восьмигранной апсидой, выделявшей место, по преданию связанное с рождением Христа (рисунок 026).

рисунок 026

Древнейшей церковью Рима была пятинефная базилика Сан Джованни ин Латерано с одной апсидой и трансептом, возведенная в 319 г. среди комплекса императорского дворца, предоставленного епископу в качестве его резиденции. Несколько позже аналогичные пяти-нефные базилики с атрием были построены над могилами мучеников - св. Петра и св. Павла вне стен города (Сан Паоло фуори ле мура). Первая из них имела площадь 84 ´ 58 м, делившуюся четырьмя рядами колонн (по 22 колонны в ряду), несущих не арки, а архитрав (рисунок 027). Вторая, основанная в 386 г., была больших размеров и имела по 80 колонн в каждом ряду, выломанных из базилики Эмилия и других античных зданий.

рисунок 027

Важное место в раннехристианской архитектуре занимали центрические сооружения – мавзолее и баптистерии. Мавзолеи являлись прямым продолжением и развитием в
новых условиях позднеантичных мавзолеев IV в. Одним из значительных является мавзолей
Констанции (середина IV в.) в Риме. Диаметр ротонды равен 22.3 м (рисунок 028). В конце IV - начале V в. мавзолей был превращен в христианскую церковь и загорожен
пристроенной к его вестибюлю колоссальной базиликой. Мавзолей Констанции был, с одной
стороны, заключительным звеном в эволюции античных погребальных сооружений тумулусного типа, с другой – знаменовал новую эпоху в культовом зодчестве. Идея храма над могилой героизированной и обожествленной личности, доминирующая в императорских мавзолеях III – IV вв., была чрезвычайно близка христианской идее торжества духа над смертью, и христианскому обычаю воздвигать памятные храмы (матриумы) над могилами мучеников. Это сделало естественным превращение римских мавзолеев в христианские церкви.

Раннехристианская архитектура, зародившаяся в эпоху поздней античности, во многих отношениях являлась завершением развития античного зодчества, его последним этапом. С другой стороны она создала ряд типовых культовых сооружений христианского мира, которые послужили в эпоху феодализма основой создания многообразных вариантов церковной базилики и многочисленных центрических сооружений, получивших широчайшее развитие в странах Европы и христианского востока. Своеобразие и значение раннехристианской архитектуры определяется тем, что она стоит на грани двух веков – античности и феода


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1328; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь