Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архитектура Русского царства (XVI в.)
Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития российского государства и российской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру с деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода. Самым известным памятником архитектуры данного периода Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554-1560 годах. Собор входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России. Другим известным памятником данного периода Церковь Вознесения в Коломенском, что является первой каменной шатровой храмом в России. Сводная в Коломенском в 1528-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязино или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. В храме рядом с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Сооружение была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают сводиться и храмы старого типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559-1585). Российская архитектура XVII века. Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века изменились небольшими, иногда даже «декоративными» зданиями. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского очертания. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних построенных с применением шатра. Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле (1687). В этот период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (+1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцова (1626). Это небольшой храм с единственным внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытий сомкнутым сводом, увенчан снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с прилегающим в виде отдельного объема алтарем. Храм поднят на подклет, имеет придел по бокам и окружен с трех сторон открытой галереей - сенями. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкая церковь в Останкино (1668). Им свойственно изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировки внешних масс. Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других российских городах, в частности, в Ярославле. Одним из самых известных ярославских храмов Церковь Иоанна Предтечи (1687). Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество цветов, прекрасные росписи делают его одним из самых выдающихся памятников своего времени. Другим известным памятником ярославской архитектуры Церковь Иоанна Златоуста в коровниках (1654). Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове. Наиболее известные Ростовский кремль (1660-1683), а также церкви Ростовского Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (+1683). Храм внутри не имеет столбов, стены покрыты великолепными фресками. Данная архитектура предполагает стиль московского барокко. Деревянная архитектура. Деревянная архитектура, безусловно, является самым древним видом архитектуры на территории России. Главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилье, а также хозяйственные и другие сооружения. В культовом строительстве дерево активно вытеснялась камнем, вершин развития деревянная архитектура достигла на Российском Севере. Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Типы российских деревянных храмов). Одним из самых распространенных архитектурных типов стал шатровая храм. Самой распространенной причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при выполнении традиционного купола из дерева. Строительство самой ранней из известных шатровых церквей относят к 1501, тогда была возведена Климентовский церковь на кладбище Уна. Интересны также такие деревянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области и др. Одним из самых примечательных шатровых храмов является Успенская церковь в Кондопоге (1774). Основной объем церкви - две восьмерика с повалом, поставленные на четверике, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висящими крылышками. Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок - небо. Небо Кондопожской церкви Успения - единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Шевроле Архангельской области (1710). Центральный Четверикова объем покрыт шатром на крещатой бочке с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трех сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объем. Внутри сохранился великолепный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуры известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровий храм - Троицкая церковь в селе Ненокса. Кроме шатровых храмов в деревянной архитектуре встречаются и кубоватой храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырехскатной кровлей. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Преображенская церковь на острове Кижи Особый интерес представляют также деревянные многоглавые храмы. Одним из самых ранних храмов этого типа считается Храм Покрова Божией Матери под Архангельском (1688). Наиболее известным деревянным многоглавым храмом является Преображенская церковь на острове Кижи. Она увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Также известны двухглавое Покровская церковь в Кижах, двадцать главой храм Вытегорского должность и др. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Наиболее известным ее примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667-1681). Наиболее крупные коллекции деревянного зодчества России находятся в музеях под открытым небом. Кроме известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала - в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства. Вопросы 1. Дайте общую характеристику русской архитектуры 12-17 вв. ст. 2. Осветите особенности деревянной архитектуры на Русском Севере. 3. Проанализируйте особенности псковской и новгородской архитектурной школы. 4. Охарактеризуйте тип бесстолпного храма.
Лекция № 21 Тема лекции: Архитектура Киевской Руси, России и украинском земель X-XIX вв. План лекции: Архитектура Российской империи 18-начала 20 вв. ст. Содержание лекции Российское барокко. Первый этап развития русского барокко относится еще к эпохе Российского царства, с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко. Особенностью данного стиля является его тесная связь с уже существующими российскими традициями и влияние украинского барокко вместе с прогрессивными технологиями, пришли с Запада. Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Однако только первые памятники архитектуры данного периода, такие как Петропавловский собор в Петербурге, практически избежали российского влияния. Несмотря на большое количество иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объемных построений, четкость членений и сдержанность отделки, плоскостная трактовка фасадов. К числу первых строителей Петербурга принадлежат Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик строящихся зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществления их проектов, традиции европейского барокко усваивали и российские зодчие, как, например, Михаил Земцов. Зимний дворец - один из самых известных памятников елизаветинского барокко В эпоху правления Елизаветы Петровны в России получает развитие новое направление в российской барокко - елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны огромные масштабы зданий, пышность декоративного убранства, двух- трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на все русское искусство середины XVIII века.
Зимний дворец - один из самых известных памятников елизаветинского барокко Классицизм. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. В Петербурге классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Старов и Джакомо Кваренги. Таврический дворец работы Старова является одним из наиболее типичных классицистических зданий Петербурга. Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом с триглифов. Главный корпус объединенный одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор. Среди работ Старова также известные Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778-1786), князь Владимирский собор и др. Творения итальянского архитектора Джакомо Кваренги стали символом петербургского классицизма. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792-1796), Дом Смольного института (1806), здание Академии наук (1786-1789) и др. Казанский собор в Санкт-Петербурге В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин, Захаров Андреян Дмитриевич и Жан Тома де Томон. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801-1811). Мощные колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806-1811). Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.
К существенным произведениям французского архитектора Жана Тома де Томона принято относить здание Большого театра в Петербурге (1805), а также здание Биржи (1805-1816). Перед зданием архитектор установил два ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построен по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806-1823). Идеей нового вида уже существующего тогда здания стала тема морской славы России, могущества российского флота. Захаров создал новое, грандиозное (протяженность главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827-1834), Троице-Измайловский собор (1828-1835). Последней крупной фигурой, которая работала в стиле ампир стал русский архитектор Карл Иванович Росси. По его проекту были построены такие здания как Михайловский дворец (1819-1825), Здание Главного штаба (1819-1829), здание Сената и Синода (1829-1834), Александрийский театр (1832). Московская архитектурная традиция в целом развивалась в тех же рамках, что и петербургская, но имела и ряд особенностей, в первую очередь связанных назначению строились зданий. Крупнейшими московскими архитекторами второй половины XVIII века принято считать Василия Ивановича Баженова и Матвея Федоровича Казакова, сформировавшие архитектурный облик Москвы того времени. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774-1776), вероятно построен по проекту Баженова. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. К крупнейшим московским архитекторам данного периода относят Осипа Ивановича Бове, Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы