Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архитектура Раннего Возрождения.



Уже в начале 15 в. выявляются признаки нового стиля в архитектуре: открытый, доступный и демократичный характер сооружений, симметрия и горизонтальное решение в композиции фасада, очень просто решен, растянутый объем, поверхностное членения, равномерное распределение всех архитектурных элементов - колонн, арок, окон, ордерные мотивы. Зачинателем архитектуры Раннего Возрождения, создателем нового стиля по традиции считается Брунеллески (1377 - 1446), работавший во Флоренции в первой половине 15 в. Он был создателем светской по духу архитектуры. Задачей по-новому переосмыслил элементы античного ордера, превратил их в привлекательную декорацию. Сооружения Брунеллески с характерными для них портиками, арками, колоннами обнаруживают гармоничность, четкость пропорций, соразмерность масштабов архитектуры с человеком. Наиболее характерные его здания - капелла Пацци с легким портиком и Воспитательный дом во Флоренции.

Брунеллески - итальянский архитектор, скульптор, ученый, один из создателей теории перспективы. Построенный по его проекту купол Флорентийского собора (1420 - 1436) имел исключительное общественное и идейно-художественное значение. Купол доминировал над городом и впервые исполнял приоритетную функцию во внешнем виде здания, воспринимался как величественный светский памятник, символ торжества человеческого разума. Господствует уже не стремление к небу, а светский дух соревнования, желание создать что-то необычное и грандиозное.

Брунеллески стал основоположником архитектурного стиля Раннего Ренессанса. Задачей впервые вывел ордер на фасад здания. С античным ордером он повел себя вполне свободно, нашел в нем новые возможности для выражения нового содержания. Брунеллески чрезвычайно глубоко проник в сущность античной ордерной архитектуры и ее художественные возможности.

В 15 в. во Флоренции начинается активное строительство. Кроме сооружения капелл, церквей и общественных зданий, возводили дворцы для знати (было построено более 70 палаццо). Городские дворцы сначала выглядели крепостей, поскольку выполняли и оборонительные функции. Их признак - простота композиции, этажи были последовательно расчленены карнизами.

Итак, архитектура в эпоху Возрождения характеризовалась точным, академически правильным сочетанием и построением деталей и пропорций, как это было в античную эпоху. В раннего Возрождения декоративные украшения и орнаментальное убранство играли очень значительную роль, однако в сутки Высокого Возрождения роль этих элементов уменьшилось.

Архитектура Высокого Возрождения

Высокий Ренессанс - это вершина развития культуры Возрождения, ее расцвет и одновременно завершения основных ренессансных тенденций. По сравнению с искусством Кватроченто образы Высокого Возрождения характеризует масштабность. В архитектуре, скульптуре, живописи начали появляться выдающиеся произведения крупных форм. Искусству Высокого Ренессанса присущи тенденции синтеза и обобщения. Архитекторы основательно и глубоко изучают античное зодчество. Они стремятся подражать древнюю архитектуру, активно применяют ордера и предоставляют им более правильных, чем раньше, пропорций. Архитекторы создали новую конструктивную систему купольной конструкции: сочетание двух кирпичных оболочек, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Купола эпохи Возрождения относились высокий, цилиндрической формы барабан и завершались вверху осветительным фонариком - Лантерна.

В конце 15 в. размах строительства сокращается. 1453 турки захватили Константинополь, отрезали Италию от Востока, экономика страны в упадок. Гуманизм теряет свой боевой характер, искусство рассматривается как средство ухода от реальной жизни в идиллии, в архитектуре ценятся изящество и изысканность.

Высокий Ренессанс изменил соотношение локальных художественных школ Италии. Особая роль в развитии искусства принадлежала Флоренции (тогда Итальянская республика). Но на рубеже 15 - 16 вв. ведущим центром Италии стал Рим. Он получил статус духовной столицы всего католического мира. Здесь работали лучшие художники из других городов Италии. Папский дворец в Ватикане и собор святого Петра (главный храм католицизма) должны быть грандиозными, чем монументальные здания Флоренции и Венеции. Ведь именно в Риме сохранились античные традиции, здешние раскопки проявляли руины древних сооружений, памятники античной скульптуры. Среди мастеров, собирались со всех концов Италии в папский Рим, ведущее положение занял Донато де Анжело Браманте (1444 - 1514). Его творчество оказало такое же важное значение для Высокого Возрождения, как творчество Брунеллески для предыдущего этапа.

Браманте начал свою деятельность в Милане сначала как живописец. Милан в сфере архитектуры был очень консервативным. В Ломбардии почти до конца 15 в. господствовали средневековые архитектурные формы, связанные с крепкими народными традициями кирпичного строительства и терракотового декора. Браманте сумел совместить новые тенденции итальянского зодчества с архитектурными традициями Ломбардии. Первой архитектурной работой Браманте была перестройка начатой ​ ​ еще в 9 в. церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане в 1479 В Милане одновременно с Браманте работал выдающийся художник Леонардо да Винчи, передовые градостроительные и архитектурные идеи которого зафиксированы в его записях. Понимание задач архитектуры изложены в его эскизах идеальных городов с улицами, различными по назначению, с движением на различных уровнях. Его захватывали идеи создания сложных жилых комплексов, ирригационных сооружений, судоходных каналов, церквей, общественных зданий, монументов и тому подобное.

Творческие устремления Браманте развернулись с его переездом в папскую столицу. 1503 Папой Римским был избран Юлия II в. Правление Юлия ИИ было эпохой значительных достижений в искусстве, что соответствовало поставленной им цели: вернуть Рима, центра христианского мира, былую славу и величие. Главным достижением его деятельности был новый внешний вид города. Для поддержания авторитета церкви папа Юлий ИИ развернул строительство монументальных зданий. Папа понимал, что монументальная архитектура оказывает значительное влияние на общество и, по его мнению, это хорошо знали архитекторы Древнего Рима. Главным архитектором папа назначил Браманте, который мастерски использовал ордер и его различные сочетания со стеной и арками. В 1505 г.. Браманте начал строительные работы в дворцовом комплексе Бельведер - летней резиденции папы в Ватикане. Проект содержал множество архитектурно-пространственных композиционных приемов, использованных позже зодчими при сооружении вилл и городских ансамблей. Стремясь достичь чисто римского величия, Браманте соединил здесь черты античной виллы, театра и форума. Бельведер стал примером изобретательного сочетания стены, ордера и аркад. Юлий ИИ решил перестроить собор святого Петра и доверил разработку проекта Браманте. Планы по сооружению нового собора святого Петра были грандиозными. Основой плана является греческий крест, в центре возвышается огромный полусферический купол, четыре башни расположены по углам. В 1505 г.. Юлий ИИ заказал Микеланджело проект своей гробницы, которая должна была быть грандиозной, но ее завершения после смерти папы.

 

Выдающимся архитектором был Рафаэль Санти, который после смерти Браманте некоторое время работал над проектированием и строительством собора святого Петра в Риме. Первое здание Рафаэля - маленькая церковь Сант Элиджо дельи Орифичи. Она центристская по композиции и увенчанная единственной большим куполом с фонариком. Рафаэль проектировал и строил дворцы для вельмож папского двора неподалеку Ватикана. Значительным достижением Рафаэля-архитектора стали проект и строительство виллы для Джулио Медичи (в дальнейшем получила название Вилла Мадама), которая не была завершена из-за смерти художника в 1520

В 1534 гг. До Рима переехал Микеланджело, привнес в зодчество элементы напряженной пластической выразительности, скрытой динамики и драматического столкновения внутренних сил. Архитектурная деятельность Микеланджело в Риме началась с реконструкции падшей площади Капитолия. Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи Возрождения. Его идейный замысел связан с высоким общественным значением Капитолийского холма, был центром и символом древнего и средневекового Рима.

Важной задачей ренессансной архитектуры было строительство дворцов для старой и новой аристократии.

Новые архитектурные тенденции нашли свое отражение и в городах северной Италии - Венеции, Вероне, Виченце, Генуе. Здесь в начале 16 в. работали выдающиеся архитекторы Палладио, Сансовино, Санмикеле, Млесси. Андреа Палладио считают основателем архитектуры классицизма. Для него образцом была античность, художник использовал классические ордера, руст, правильные пропорции и приспосабливал их к требованиям заказчиков. Богатые венецианские патриции желали видеть свои виллы в классическом стиле. Композиции Палладио уравновешены и гармоничны. Подавляющее большинство его сооружений - дворцы и виллы. Задачей искусно выдвинул на первый план проблему фасада здания. Архитектура Палладио - это торжество одного дома, городского дворца или загородной виллы богатого аристократа. В отдельном здании фасадная стена играет роль выразителя архитектурного замысла. Вилла Капра (вилла Ротонда) в Виченце считается образцом виллы в стиле классицизм или его разновидности - палладианства. Это сооружение сочетает фасад с фронтоном, характерным для античных храмов, и купол; такое сочетание стало правилом в архитектуре загородного дворца на долгое время. В 1570 г.. Палладио напечатал трактат «Четыре книги об архитектуре» с приложением собственных рисунков античных сооружений и их реконструкций. Издание было обобщением теоретических и практических навыков архитектора. После выхода в свет этой книги Палладио стал вторым наиболее признанным теоретиком архитектуры после известного теоретика 15 в. Альберти. Издание было переведено на иностранные языки, в том числе на английский, его использовали как учебник для обучения. Творчество Палладио имела огромное влияние на развитие европейской архитектуры, особенно в Англии, Франции, России, она во многом определило композиционные приемы и эстетические идеалы классицизма. Именем Палладио назван целое направление в архитектуре Западной Европы - палладианство.

Одновременно с Палладио в Венеции работал архитектор Сансовино. Он также использовал средства классической ордерной архитектуры, к тому же не только в отдельных сооружениях, но и в градостроительстве. Сансовино построил немало сооружений, завершив композицию ансамбля городского центра Венеции - площадь Сан Марко. Архитектор предоставил монументального характера старом торговому центру Венеции в районе моста Риальто, построив большой торгово-административное здание Фаббрикке Нуово. Особое значение для формирования архитектурного облика Венеции имели градостроительные работы Сансовино по застройке общественного центра города.

Переломное значение для архитектуры Позднего Возрождения имела сведена в Риме церковь Иль Джезу - соборная церковь ордена иезуитов, в которой похоронен его основатель Игнатий Лойола. Храм построен в духе маньеризма, близко к эстетике барокко течение 1568 - 1584 гг. Архитекторы - Джакомо да Виньойола и Джакомо делла Порта. Роскошный интерьер сооружения включает один неф с боковыми часовнями. Одной из художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне сооружения. Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они летают под потолком. Иль Джезу стала образцом церковной архитектуры во всей Европе.

 

 

Маньеризм (итал. Manierismo - от maniera - «манера», «стиль», буквально - капризность, вычурность) - течение в западноевропейском искусстве 16 в., Отразившая кризис гуманистической культуры Возрождения и характеризуется субъективизмом, усложненностью, деформацией пропорций. Для архитектуры маньеризма характерно усиление роли внешнего декора, пластическое насыщения фасадов и появление причудливых спиралей-волют - типичной признаки барокко. К тому же вид здания оставался типично ренессансным. Термин «маньеризм» используют для характеристики искусства после 1520 и до начала развития барокко в 1590-е гг. Маньеризм появился в Италии, важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя, Рим, затем распространился во Франции и других европейских странах. Стиль был порождением кризисных явлений в общественно-политической сфере, характерных для Позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью. Правители Франции, Испании, Священной Римской империи почти всю первую половину 16 в. пытались завладеть землями Италии. В 1527 Рим разграбили войска императора Карла V. Политическая нестабильность и разрушения отразились в искусстве. Особенностью маньеризма как стиля был аристократизм, ориентированность на вкусы богатых властителей. Главными заказчиками и потребителями искусства маньеризма была церковная и светская аристократия. Художники Высокого Возрождения стремились к гармоничным, уравновешенных композиций, для маньеризма же характерные асимметричные композиции. В архитектуре маньеризм проявился применением классических деталей в неклассическом контексте. Некоторые искусствоведы не считают маньеризм самостоятельным стилем, а видят в нем раннюю фазу барокко.

Итак, художественные и теоретические достижения, переосмысления и обновления античных традиций в архитектуре художниками эпохи Ренессанса закладывают прочный фундамент дальнейшего развития мировой архитектуры.

Ведущая роль в развитии архитектуры барокко принадлежала католической церкви, Ватикан, который стремился поддержать свой престиж путем сведения многочисленных храмов, не таких больших по размерам, но всегда оформленных чрезвычайно эффектно и эмоционально впечатляюще. В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. Барокко зародилось в Италии уже в период Позднего Ренессанса. Его принципы в полной мере получили свое развитие в 16 в. в произведениях архитекторов Рима. Начиная со второй половины 16 в. возникают художественно более сложные жилые постройки. Своеобразный характер имеют барские имения, отвечающих требованиям безопасности и одновременно удобны усадьбами. Обычно это четырехсторонние в плане сооружения с угловыми башнями или эркерами.

Выдающимися архитекторами барокко в Италии является Лоренцо Бернини, Гварини, Борромини, Карло Фонтана, Райнальди, Бальдассаре Лонга, Джузеппе Сарди, Филиппо Ювара. В середине 18 в. в архитектуре Италии и в других странах Европы отмечается уже переход к классицизму.

Основателем барокко в Италии считают Микеланджело (1475 - 1564), который усилил архитектуру огромным ордером, широко использовал карнизы, удвоение пилястр и колонн, скопление архитектурных элементов.

Первой постройкой в ​ ​ стиле барокко считается церковь Иль Джезу в Риме - главная церковь ордена иезуитов. Церковь построена архитектором Джакомо делла Порта на основе проекта Джакомо да Виньолы течение 1568 - 1584 гг. В духе маньеризма близко к эстетике барокко. Глубинный развитие внутреннего пространства подчеркнуто на фасаде акцентированием входа. Его выразительность достигается путем нарастания до центра ордерных форм, создание сильных контрастов света и тени, динамичным движением членений от краев к оси. Плоскость фасада воспринимается как массивный «экран», по которому главное - внутреннее пространство. Боковые фасады имеют второстепенное значение, их упрощенная композиция мало связана с основным фасадом. Иль Джезу стала завершающим этапом эволюции композиции храмовых сооружений эпохи Возрождения. Церковь была определена как канон для иезуитских храмов по всей Европе.

Одним из самых выдающихся художников римского барокко был Джованни Лоренцо Бернини (1598 - 1680). Построенная им в Риме церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658) особенно четко выявляет характерную для барокко тенденцию к выделению на фасаде торжественного портала. Обращенный к улице фасад в виде огромного портала, по сути, независимый от расположенной в глубине участка эллипсообразных объема. Наибольшая работа Бернини в Риме - грандиозная колоннада перед собором св. Петра, завершила в середине 17 в. формирование ансамбля. Идея создания центрической композиции собора, заложенная в проектах Браманте и Микеланджело, в период развития барокко была нарушена их преемниками: путем удлинения композиция собора с центрической превратилась в глубинную, фронтально-осевую. Значительно возросло значение фасада, который в начале 17 в. был построен выдающимся мастером барокко К.Мадерно. Обработанная колоссальным ордером плоскость фасада шириной 115 м и высотой 45 м подавляет своим масштабом человека, который воспринимается крошечной рядом с гипертрофированными формами. Бернини создал большую площадь перед фасадом собора. Овальная колоннада высотой около 20 м кажется небольшой по сравнению с фасадом и тем огромным пространством, которое она ограничивает. Вот собора царит в композиции, последовательно организуя интерьер, фасад и пространство площади.

Итак, для зодчества барокко характерны ансамблевость, синтетичность архитектуры, усиление рис изобразительности, насыщенность деталями фасадов, богатство внутренней отделки, динамизм решений. В каждой из стран барочная архитектура имела свои национальные черты.

Вопросы

1. Какие факторы повлияли на развитие культуры Возрождения?

2. Дайте общую характеристику архитектуры Возрождения.

3. Назовите основные черты ренессансной архитектуры.

4. Высветлите особенности развития архитектуры Раннего Возрождения.

5. Проанализируйте развитие архитектуры Высокого Возрождения.

6. Назовите выдающихся архитекторов ренессансной эпохи и их достижения.

 

Семинар № 2

Тема: Архитектура эпохи позднего феодализма

План семинара:

1.Багатство архитектурных форм.

Собор святого Петра

Задание

1. Дайте общую характеристику архитектуры Возрождения.

2. Проанализируйте барокко как стиль архитектуры.

3. Высветлите достижения архитектуры барокко Италии.

4. Назовите выдающихся архитекторов барокко.

5. Стилистическое многообразие архитектуры Франции 17 в.

Лекция № 16

Тема лекции: Архитектура эпохи позднего феодализма.

План лекции:

Архитектура стран Западной, Северной и Центральной Европы (16-19 вв.)

 

Содержание лекции

В конце 17 в. во Франции в период правления Людовика XIV зародился новый стиль - классицизм, в переводе с латинского означает «образцовый». Вскоре под влиянием идей Просвещения он распространился на территории почти всей Западной Европы и господствовал в первой трети 19 в. Наибольшее распространение классицизм получил во Франции, Англии, Германии, России, где охватил буквально все сферы искусства, но яркий след оставил в архитектуре. Основой этого стиля были идеи возвращения к античному наследию как к идеальному образцу. В европейских странах начиная с 17 в. происходило становление капиталистических отношений. В сфере искусства возникла необходимость отражения новых веяний века. Архитектура должна была передавать парадную торжественность и пышность, а величие и значимость, вызывая у людей ассоциации с величием правителей.

Классицизм (от лат. Classicus - образцовый, образцовый) - художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 - нач. 19 в., Ориентированный на формы античной классики и присущие им величие, спокойствие, торжественность. Для него характерно стремление к ясности и чистоты пропорций, уравновешенности и гармонии форм. Классицизм связан с Просвещением и его идеями рационализма, гармонии, порядка, разумной закономерности. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Неотъемлемой чертой всех архитектурных композиций эпохи классицизма стала симметрия: считалось, что именно она лучше всего символизирует власть строгой дисциплины. Стены помещений, выдержанные в строгом цветовой гамме, расчленяли на симметричные плоскости с помощью пилястр. Таким образом симметрия и упорядоченность постепенно изменили движение и изменчивость форм предварительного стиля. Вместо плавных линий, причудливых завитков и раковин на стенах появилась сдержанная классическая орнаментация в виде гирлянд, медальонов, розеток, расположенных в определенном чередовании.

Архитектуре классицизма присущи прямые четкие линии, уравновешенные формы, отделка элементами античного зодчества - колоннами, портиками, фронтонами на фасадах. Его основой стали формы античной архитектуры как идеальный (классический) эстетический идеал. Основные компоненты архитектуры классицизма - симметрично-осевая композиция зданий, геометрически четкое и удобная планировка помещений, широкое применение ордера и т. Ведущее направление архитектуры классицизма - градостроительство.

Основой архитектурного языка классицизма стал античный ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Архитектурная язык классицизма была сформулирована в сутки Позднего Возрождения венецианским мастером Андреа Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианские художники абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве частных коттеджей.

Классицизм - это величественная простота, отсутствие лишних деталей, строгость, лаконизм, который проявляется во всем, и во внешней, и во внутренней отделке здания. Для классицистического архитектурного стиля также характерна естественность и мягкость цветов; здание обычно выполнена в кремовых, бежевых, молочных и бледно-желтых цветах. Ключевыми чертами стиля являются надежность, гармоничность, стабильность и комфорт. Архитектурным сооружениям присущи высокие потолки, расписанные изящными узорами и украшены лепниной; колонны и арки, изысканные витражи, ажурные перила. В зданиях, оформленных в этом стиле обычно светильники, размещенные на лестнице, в нишах стен. Классицизма свойственны каминные решетки, легчайшие шторы простого покроя, на которых отсутствуют лишние декоративные детали. Мебель также выполняются по принципу разумной простоты, то есть это простые геометрические формы, функциональность. Украшением мебели есть только стеклянные элементы, рисунок древесины, необычная структура камня.

Классицизм в архитектуре - это изысканная и ненавязчивая роскошь, где все играет важную роль, особенно аксессуары. Величественную атмосферу создают мраморные скульптуры, зеркала в золотых рамах, фарфор, классические картины, гобелены, необычные композиции из цветов, диванные подушки. Однако деталей не должно быть слишком много, ведь классицизм - это прежде всего отсутствие вычурности. Каждый декоративный элемент должен быть гармонично вписанным в общую картину. Различные детали дополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Типичный классицистический фасад имеет вход, акцентированный колонным портиком; цоколь, украшенный рустовкой; окна с сандриками.

Классицизм стал официальным стилем в архитектуре в абсолютистской монархии Людовика XIV, в империи Екатерины II. Практически все коронованные и титулованные особы Европы стали строить свои дворцы в новом стиле. Большой успех классицизм имел в Британской империи.

С античного наследия архитекторы 17 в. переняли не только характерные для него формы, отдельные детали, но и строгую согласованность во всем, подчинение отдельных частей единому целому и друг другу.

Классицизм был выражением философского рационализма. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, что, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и точный ордер противопоставлялись случайности, капризности стилей барокко и рококо. Классицизм стимулировал археологические исследования, которые привели к удивительным открытиям и новым знаниям о развитых античные цивилизации. Результаты работы археологических экспедиций, обобщенные в фундаментальных научных исследованиях, заложили теоретические основы движения, участники которого считали античную культуру вершиной совершенства в строительном искусстве, образцом абсолютной и вечной красоты. Популяризации античных форм способствовали многочисленные альбомы, содержащие изображения архитектурных памятников.

Характер архитектуры классицизма в основном зависел от тектоники несущего стены и своды, стало более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники.

Классицизм был ведущим художественным стилем прежде всего во Франции, где царил во всей художественном творчестве как выразитель образовательных тенденций французского общества того периода. Этот стиль внес изменения в планировочную и пространственную системы городов, «прорезал» нерегулярную средневековую структуру улиц величественным комплексом прямых проспектов и площадей, а на пересечении их осей разместил архитектурные памятники. Мировоззрение классицизма оказывается уже в архитектуре Восточного фасада Лувра (1667 - 1678), что проектировался К. Перро, одержавший победу над проектом в стиле барокко, выполненным итальянцем Лоренцо Бернини.

 

Для лучших памятников архитектуры французского классицизма характерны следующие черты: простота формы, строгая логичность и уравновешенность общего построения; тектонически четкую трактовку ордеров; господство прямых линий; геометрическая четкость планов и строгость пропорций; декоративная перегруженность и пышность в отделке интерьеров (черты, унаследованные от барокко).

В этот период впервые во французской архитектуре создается тип загородной резиденции с большим парком, где центральной частью всей композиции является дворец, предназначенный для светских развлечений (Шато де Мезон близ Парижа, архитектор Мансар; загородная резиденция Во ле Виконт, архитекторы Лево, Лебрен, Ленотр). Собственно тогда был создан парк французского типа - т. Н. регулярный парк.

Достопримечательность французского классицизма - ансамбль королевской резиденции Версаль (ведущие архитекторы Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, паркобудивничий Андре Ленотр). В истории мировой архитектуры дворец и парк в Версале занимают особое место. И не только потому, что это был самый большой и самый богатый из всех садово-парковых ансамблей того времени. В Версале окончательно сформировались черты классицистической архитектуры паркостроительства. Ни один другой дворец или парк не производили такого большого впечатления.

 

Начало второго этапа французского классицизма связан со строительством храма св. Женевьевы в Париже (позже он получил название Пантеона), упрощенная форма которого свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Храм был заложен на плане, что имеет форму равностороннего креста с куполом в центре, которая поднимается на высоту почти 120 м. Наружные поверхности стен - почти без украшений, решены с использованием классического контраста расчлененных и нерасчлененных масс. Автором Пантеона был архитектор Суффло, известный также как автор работы об античных храмы в Греции.

Идеи классицизма творчески развивали, сохраняя при этом стилевую чистоту, Шарль Персье и Франсуа Фонтен, что, работая архитекторами императорского двора, стали крупнейшими представителями нового стиля. Они участвовали в перестройке Лувра, спроектировали арку Победы на площади Карусель (1806) и многочисленные парадные интерьеры. Им удалось достичь единства решений целых улиц. Типичным примером таких решений стала улица Риволи в Париже.

В начале 19 в. во время империи Наполеона появился новый стиль ампир, что завершает собой развитие классицизма. Он отличался пышностью и помпезностью, его цель - прославление могущества империи. Ампир был наиболее развит в архитектуре и прикладном искусстве. Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир - это переработка или повторения примеров античного искусства и древнеегипетской культуры. Для архитектуры стиля ампир характерны мемориальные сооружения античного образца (триумфальные арки и колонны, мавзолеи), парадные дворцы с росписями, мебелью, бронзой античного типа. Ампиром также называют высокий классицизм в России, с которым связано большое количество архитектурных ансамблей в Петербурге, Москве.

В середине 19 в. впервые за всю историю европейской культуры модными стали все стили одновременно. Так сформировалась эклектика (греч. Eklektikos - тот, что выбирает) - произвольное сочетание художественных элементов различных стилей.

Отличительной особенностью эклектики является синтез разнородных стилевых элементов в одном здании. Иногда происходит механическое, произвольное сочетание разностилевых элементов, однако в эклектике также прослеживаются свои эстетика и неповторимость, свой «умный выбор». Этот стиль «впитывает» лучшие черты и детали различных стилей, что в совокупности создает целостную гармонию.

Различные направления эклектики сложно систематизировать. Обычно в их названиях используют приставку «нео» (вол. Лат. - Новый) или «псевдо» (от лат. - Фальшивый): неовизантийский стиль, псевдоготика, неоклассицизм, необарокко, неорококо, неомавританском стиль. В европейском искусствоведении обычно выделяют романтизм и боз-ар, а для Российской империи - русско-византийский стиль. Важную роль играло функциональное назначение здания. Театры обычно строили в формах необарокко, университеты - в стиле неоклассики, католические соборы строили в неороманском или неоготическом стилях. Однако очень часто одно сооружение сочетала черты нескольких стилей, поэтому не удается определить ее стиль. В жилой застройке также доминирует эклектика, как правило, общий вид застройки определяли вкусы заказчиков - владельцев земли.

Романтизм - направление в европейском и американском искусстве, возникший в конце 18 - начале 19 в., Отрицал каноны классицизма, ему свойственна отказ от строгой нормативности в художественном творчестве и внимание к внутреннему миру человека, главной чертой является идеализация классического прошлого.

Романтизм возник после Французской революции в условиях утверждаемые на рубеже 18 - 19 вв. абсолютизма, стиль был реакцией против рационализма эпохи Просвещения и застывших форм, схем, канонов классицизма.

Романтизм в архитектуре является выражением внутреннего состояния человека, его субъективного видения искусства. Архитектура романтизма отличается несимметричностью, произвольностью очертаний, внесенными в зодчество элементов, давно стали достоянием истории. Опять стали популярными готика и восточные мотивы, давало большие возможности для декора зданий. Как архитектурный стиль романтизм проявляется в захвате «романтическим» прошлым. В Англии архитекторы увлеклись горизонтальной готикой, в Германии - стилем Каролингов, в Нидерландах - мотивами Северного Возрождения, в Испании - мавританской эпохи. В колониях европейцы строили свои виллы с элементами местного колорита - арабского, индийского, персидского. В основном романтизм стал стилем загородных вилл, храмов, правительственных зданий.

Бозар (от фр. Beaux-arts - изящные искусства) - художественный стиль 19 - нач. 20 в., Продолжает развитие классических традиций, в противовес национальному романтизма. Стиль возник как альтернатива «романтическим стилям», прежде всего неоготици и бидермайер, мастера пытались возродить и переосмыслить наследие ренессанса и барокко. Каноны боз-ара были сформированы в парижской Школе изящных искусств, отсюда происходит название стиля. Основой боз-ара является синтез элементов итальянского ренессанса и французского барокко. Для зданий этого стиля характерны массивность форм, богатый декор с использованием лепки, барельефов, скульптуры. Бозар - это стиль театров, академий, банков, библиотек.

Самые известные здания в стиле боз-ар: Гранд-Опера и вокзал д'Орсэ в Париже, дворец Линдерхоф у Мюнхена, Центральный вокзал в Нью-Йорке, Центральный вокзал в Антверпене, Оперный театр в Одессе, Оперный театр в Будапеште.

Бурный технический прогресс в строительстве привел к революции архитектурной формы. В 1851 г.. Пакстон строит «Хрустальный дворец» из стальных конструкций и стекла, а в 1888 по проекту Густава Эйфеля построено башню высотой 312 м. Эти сооружения были предвестниками конструктивного обновления архитектуры. В конце 19 в. в Европе сложился стиль модерн, возникший из необходимости создать новое направление, в соответствии с современными потребностями.

 

Вопросы

1. Определите основные черты архитектуры классицизма.

2. Назовите выдающихся архитекторов классицизма.

3. Назовите выдающиеся сооружения в класицистичному стиле.

4. Определите особенности архитектуры 19 в.

5. Проанализируйте стилевые проявления эклектики.

 

Лекция № 17

Тема лекции: Архитектура эпохи позднего феодализма.

План лекции:

Архитектура Испании, Португалии и стран Латинской Америки 16-19 вв.

Содержание лекции

Со второй половины XV в. Испания уже была единым государством. В начале XVI в. это абсолютистское государство достигло наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Дальнейшее завоевание Нового Света, открытие новых торговых путей превратили Испанию на сильную морскую державу, обладающую гигантскими колониями. Колоссальные богатства были сконцентрированы в руках земельной аристократии, двора и церкви, мощной в Испании, как ни в одной другой европейской стране. Однако реакционная внутренняя и внешняя политика испанских королей, разрушительные войны, постоянные религиозные преследования, слабость буржуазии привели Испанию к потере своего могущества уже к концу XVI в.

Большое влияние на развитие средневекового испанского искусства и архитектуры сделали арабы. Особенностью мавританского стиля является богатое украшение интерьера геометрическими, растительными и каллиграфическими орнаментами в технике асулехо (или асулехос), что является плиткой, похожей на кафеле. Подковообразные арки мавританских сооружений были заимствованы арабами у вестготов. Лучшие образцы мавританской архитектуры сохранены в Южной Испании, прежде всего, в Андалусии. Мировую известность получили дворец-крепость Альгамбра в Гранаде, мечеть в Кордове, минарет Ла-Хиральда в Севилье.

Испанская готика нередко заимствует мавританские черты, о чем свидетельствуют величественные соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо (один из крупнейших в Европе). Особое художественное явление представляет собой так называемый стиль " мудехар", сформировавшийся в результате слияния в архитектуре элементов готики, а позднее, в эпоху Ренессанса, с мавританским наследием.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1372; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь