Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Петербургские повести Гоголя.
Некоторая проблема состоит в том, что сам Гоголь не выпускал сборника «Петербургские повести» - просто так в народе обозначаются 5 повестей (Невский проспект, Нос, Портрет, Шинель, Записки сумасшедшего), частично выпущенных сперва Гоголем в сборнике «Арабески», а позже опубликованных доработанными в журналах. Объединяет все эти произведения единое место действия - Санкт-Петербург, а также некоторая схожесть приёмов, используемых автором в повестях, а также героев. Так, общим вопросом для «Невского Проспекта» и «Портрета» является художник и искусство, а в «Шинели» и «Записках Сумасшедшего» поднимается на рассмотрение образ маленького человека, созданный ещё Пушкиным в «Станционном смотрителе».
. Гоголь проявляет себя как борец за попранное человеческое достоинство, как писатель-гуманист, поднявший свой голос в защиту тех угнетаемых и эксплуатируемых тружеников, которых безжалостно калечил сложившийся бесчеловечный, лицемерный и честолюбивый порядок. Гуманист Гоголь говорит о вопиющей несправедливости общества, в котором человек превращен в духовного раба, лишенного всяких радостей жизни. Эта тема выражает стремление писателя показать подлинно человеческое, возвышенное начало в самом, казалось бы, ничтожном и забитом, духовно изуродованном человеке.
Тема художника поднимается Гоголем в «Невском проспекте» и «Портрете», входящих в неофициальный цикл петербургских повестей Гоголя.
Гоголь в «Портрете». Здесь главный герой Чартков, молодой художник, обладающий талантом, который необходимо было развивать, чтобы добиться результатов феноменальных, однако в характере его есть и желание использовать «быстроту кисти», стать художником-портретистом, работающим ради денег – ведь Чартков молод, и ему хочется наслаждений юности, положения в свете. Колеблется Чартков между этими двумя путями, и первое время в бедности прозябал его талант, однако, получив в свои руки большую сумму, Чартков сперва решает, что денег, полученных из тайника портрета, ему хватит на то, чтобы совершенствовать своё умение без отвлечения на поиски пропитания; но единый импульс толкает художника, и он решает стать светским художником. Он бросает совершенствование, в штампах теряет он искру свою таланта, холсты его больше не носят на себе отпечатка реальности, которым отличалась прежде кисть Чарткова; в конце концов он и вовсе перестаёт почти рисовать, отдавая работу подмастерьям. Холодный эгоизм, тщеславие, безразличие ко всему, кроме золота, вытеснили все человеческие чувства в Чарткове. Гоголь показывает, как нерасторжимо слиты нравственная чистота художника и идейная и художественная высота его творчества. Власть золота не только превращает художника в ремесленника, но и губит его как человека. Моральное падение лишает его творческой силы, так как бесчестный и ничтожный человек не способен создать ничего подлинно великого. Золото окончательно порабощает Чарткова. И потом поражает в самое сердце его – как и других знатоков – картина его бывшего однокурсника, отправившегося по первому пути – пути самозабвенного совершенствования. Чартков же утратил те черты подлинного таланта, который был у него вначале. Это и привело его к трагическому концу, когда уже не золото, прежний властелин, владеет им, а дьявольская одержимость уничтожением прекрасного. Вторая часть «Портрета» в первом издании (в «Арабесках») была переполнена фантастики, за что Гоголь получил некоторые нарекания, в том числе и от Белинского. После переработки вся вторая часть стала посвящена проблеме собственно изображения в искусстве. Здесь Гоголь показывает высшую правду искусства «художника-создателя» перед подражанием природе «копииста»: «Видно было, как всё, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью» И отец рассказчика, художник-самородок, чересчур увлекается точностью перенесения реальности на холст, в результате чего даже портрет становится носителем того же дьявольского начала, что и оригинал – ростовщик-азиат. Однако схимничество и посвящение себя богу позволяет художнику искупить свой грех и нарисовать картину, поддавшись истинному вдохновению, пропускаю материал через себя, от которой прямо веет святостью. Впрочем, такая концовка неудивительна для Гоголя, позднее ставшего прямо-таки религиозным фанатиком.
Так Гоголь в двух повестях петербургского цикла рассматривает: проблему художника и противостоящего ему мещанского мира, мира денег и чинов, проблему художника и его долга, а также путь творчества.
Повесть Гоголя «Невский проспект». В " Невском проспекте" писатель дал как бы заставку ко всему циклу " петербургских повестей". Это и " физиологический очерк" (подробное исследование главной " артерии" города и городской " выставки" ), и романтическая новелла о судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. Их свел Невский проспект, " лицо", " физиономия" Петербурга, меняющаяся в зависимости от времени суток
В «Невском проспекте», как замечает Белинский, создаётся потрясающий контраст между двумя историями, начинающимися в одно время на одном месте – Невском проспекте – и завершающихся так по-разному. Глубоко трагична история молодого художника Пискарина, желающего любить, находящего предмет любви, прекрасную девушку, похожую на Бьянку работы Перуджино, которая оказывается проституткой; Пискарин пытается уговорить девушку скрыться от разврата, выйти за него замуж и начать добродетельную трудовую жизнь, но так не желает трудиться; не выдержав ужаса – а для его чувствительной души разрыв между порочностью девушки и её красотой (красота обычно связывается с невинностью, безгрешностью) – Пискарин сначала перестаёт воспринимать жестокую реальность, погружаясь в наркотические сны, а после кончает с собой. Поручик Пирогов же ввязывается в комедийное волокитство за женой немецкого мастера, после чего оказывается им побит и, воспылав гневом и возжелав возмездия, отправляется перекусить в кафе, после чего забывает о происшедшем и проводит вечер в приятном обществе, как всегда балагуря и кутя. Итак, благородный мечтатель художник Пискарев, веривший в красоту, честность, любовь, трагически погибает, когда действительность разоблачает его иллюзии. А наглый и пошлый поручик Пирогов выступает как представитель того самого общества, которое явилось причиной гибели Пискарева. Именно на параллелизме и контрасте судьбы этих двух героев и основан сюжет повести. То, что становится трагедией для Пискарева, приобретает фарсовый, комический характер в самодовольном и наглом поведении поручика Пирогова. В «Невском проспекте» вопрос о роли искусства, о судьбе художника в современном обществе являлся одним из частных вопросов. Художник Пискарев показан как жертва общественных порядков, как пример равнодушного отношения господствующего класса к искусству и его деятелям, но вопрос о самом искусстве не является центральным в повести. Однако этот вопрос представлял для Гоголя огромную важность. Искусство, возвышающее и облагораживающее человека, для писателя было именно тем явлением человеческого духа, которое несет с собой возможность преодоления пошлости и несправедливости, на которые обречен человек в условиях господства бюрократической иерархии и власти чистогана. Петербург убивает художника и благосклонен к чиновнику, в нем возможны и трагедия, и заурядный фарс. Невский проспект " лжив во всякое время", как и сам город Повесть Гоголя «Шинель Формула гоголевского гуманизма — «человек — брат твой» — определяет содержание «Шинели», ее призыв увидеть и под покровом бедности и духовной неразвитости человека, проявить к нему братские чувства, встать на его защиту. «Шинель», в которой Гоголь добивается высшей разработки темы маленького человека, представляет историю Акакия Акакиевича Башмачкина (притом Акакий – греч. «беззлобный», т.е. герой как бы беззлобен в квадрате; акцент на имени сосредотачивается тем, что автор сам подчёркивает бессмысленность фамилии героя (все родные Акакия ходили в одних сапогах – откуда же такая фамилия? - удивляется автор)), титулярного советника, всю свою жизнь занимавшегося переписыванием документов, находящего даже в этом свою поэзию. Акакий Акакиевич берёт даже работу на дом, чтобы и дома наслаждаться выведением букв – но за безупречную службу Акакия Акакиевича не повышают. Он просто не способен на другую деятельность – попробовавшись в другой должности, он отказывается от неё и возвращается на место переписчика. «Униженный и оскорблённый» всю свою жизнь, с самого детства задавленный мировым порядком, где чин и звание заслоняют личность, обстоятельствами – не весьма далёким умом, отсутствием богатого наследства, амбиций, он не рвётся развиваться, да и не способен на это – и только сносит издёвки и шутки молодых своих коллег, имея своим оружием только жалобный вопрос-упрёк: «Зачем вы меня обижаете? » Его протест пассивен, но Гоголь сам вступается за своего героя, вскрывая всю несправедливость и жестокость социальных отношений, обрекающих Акакия Акакиевича на безрадостное и жалкое существование. Лишь на недолгий момент вторгается в горестную жизнь Акакия Акакиевича что-то похожее на человеческое счастье. Решение сшить новую шинель — это новый этап всей его жизни. Забота о шитье шинели, торжественное водворение ее на плечи Акакия Акакиевича как бы придают новый смысл всему его существованию, пробуждают в нем те человеческие чувства, которые были заглушены, забиты нищетой. Мечта о новой шинели при всей своей мелочности придает цель его жизни и преображает Акакия Акакиевича. Но случается катастрофа – новая шинель, открыв двери Акакию Акакиевичу в новый мир (он оказывается с коллегами на вечере у своего начальнику, но уходит оттуда, пытаясь вернуться домой и лечь спать в обычное своё время), оказывается украдена на пустынной площади. Столкнувшись с охранником-будочником, отказавшем в помощи, Акакий Акакиевич по совету идёт на встречу с «значительным лицом», высокопоставленным чиновником, который гонит Башмачкина прочь, только чтобы показать другу свой командный голос. По дороге домой бедняга простуживается и вскоре умирает, и грустно звучат заключительные слова автора, подытоживающего жизнь «маленького человека»: «Исчезло и скрылось существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное» Однако завершается повесть фантастической частью, в которой призрак Башмачкина восстанавливает справедливость, похищая без разбору чинов и званий шинели у жителей города, пока, наконец, не забирает в качестве мести дорогую шинель «значительного лица», ставшего причиною смерти Акакия Акакиевича. В «Шинели», как и во всем цикле «петербургских повестей», Гоголь остается на позициях отвлеченного гуманизма, гуманизма жалости и сострадания. Его герои бессильны бороться против несправедливости общественных отношений, они не понимают истинных причин своих страданий, они не видят сколько-нибудь ясной и отчетливой цели своих стремлений. Их протест имеет пассивный характер, не освещен сознанием необходимости социального переустройства. . Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает соц.трагедию " маленького человека". Из кабинета " значительного лица" Акакия Акакиевича " вынесли почти без движения". Г.подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Баш-мачкин только в предсмертном бреду начинает " сквернохульничать, произнося самые страшные слова". И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели " со всех плеч, не разбирая чина и звания".-он начинает жить только после смерти, но именно действительность дел.возможным жизнь
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 3350; Нарушение авторского права страницы