Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ I. Политология как наука о политике: предмет, метод, функции, история становления 10



Политология

Третье издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

Рекомендовано Учебно-методическим центром

«Профессиональный учебник» в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

 


 

УДК 321.01(075.8) ББК 66.0я73-1 М92

Рецензенты:

д-р филос. наук, проф. Г.А. Белов;

д-р филос. наук, проф. А.И. Коваленко;

Д-р полит. наук, проф. А.И. Соловьев

Главный редактор издательства доктор экономических наук Н.Д. Эриашвшш

М92

Мухаев, Рашид Тазитдинович.

Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.

ISBN 978-5-238-01177-6 Агентство CIP РГБ

Учебник написан в точном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает весь перечень требуемых дидактических единиц. Отличается наиболее полным и систематическим изложением теоретических и практических проблем политики.

Теоретические вопросы политики дополнены в книге практическим дискурсом, имеющим значение для каждого человека. Анализируется опыт политического развития не только развитых западных стран, но и России, рассматриваются проблемы политического транзита, формирования политической структуры мира XXI века.

Таблицы, схемы, логические и проблемные задачи, тесты помогают лучшему усвоению курса.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений.

ББК 66.0я73-1

ISBN 978-5-238-01177-6

© Р.Т. Мухаев, 1997, 2002, 2005

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2005 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.


Электронное оглавление

 

Электронное оглавление. 3

От автора. 9

РАЗДЕЛ I. Политология как наука о политике: предмет, метод, функции, история становления 10

Тема 1. Мир политики как объект политической науки. 10

1.1. Политика как общественное явление. 10

Многозначность термина «политика». 10

Потребность в политике и ее реализация в различных цивилизациях. 11

Рис. 1.1. Содержание мира политики. 12

1.2. Сущность политики и ее интерпретация в политической науке. 14

Политика как отношения по поводу власти (директивный подход) 14

Политика как деятельность по управлению обществом (функциональный подход) 14

Политика как особый тип социального отношения «друг—враг» (К. Шмитт) 16

1.3. Социальный смысл и функции политики. 17

Структура политики и содержание ее различных форм. 17

Рис. 1.2. Структура политики. 17

Функции политики. 18

Рис. 1.3. Функции политики. 18

1.4. Границы мира политики. 19

Взаимосвязь политики и других сфер общества. 20

Может ли политика быть нравственной: соотношение политики и морали. 22

Контрольные вопросы к теме. 24

Логические задания и проблемные вопросы.. 24

Тема 2. История политических учений как предыстория политической науки. 25

2.1. Становление представлений о политике в государствах Древнего Востока. 26

2.2. Политическая мысль Древней Греции и Рима. 26

2.3. Интерпретации политики в период Средневековья и эпоху Возрождения. 30

Христианская политическая доктрина. 30

Политика как прикладная наука. 30

2.4. Политические доктрины Нового времени. 31

Юридическая традиция в понимании политики. Государство как воплощение разума. 31

Теория демократии: новый идеал и многообразие моделей. 32

Политика в контексте позитивизма. 33

2.5. Политические идеи XX в. Социоцентристская стадия эволюции политических представлений. 34

Теория рациональной бюрократии. 34

Проблема политической стабильности. 34

Контрольные вопросы к теме. 34

Логические задания и проблемные вопросы.. 35

Тема 3. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика 36

3.1. Особенности развития политических представлений в России. 36

Факторы развития политических идей в России. 36

Специфика российской политической мысли. 37

3.2. Основные направления развития российской политической мысли. 38

Либеральная политическая мысль. 38

Русский консерватизм. 39

Политический радикализм. 39

Контрольные вопросы к теме. 40

Логические задания и проблемные вопросы.. 40

Тема 4. Предмет, основные парадигмы и методы исследования современной политической науки. 41

4.1. Возникновение и основные этапы развития современной политической науки. 41

4.2. Предмет современной политической науки. 43

Две традиции в понимании политической науки. 43

Рис. 4.1. Подходы к определению предмета политологии. 43

Структура политической науки. 45

Рис. 4.2. Структура политической науки. 45

4.3. Современные политологические школы (основные парадигмы) 46

Бихевиористское направление. 46

Структурно-функциональное направление. 49

Герменевтическое направление. 51

Институциональное направление. 52

Политико-социологическое направление. 53

Элитологическое направление. 55

4.4. Методы и функции политической науки. 55

Методы политологии. 55

Таблица 4.1. Основные методы политической науки. 56

Функции политологии. 57

Рис. 4.3. Функции политологии. 57

4.5. Современная политическая наука в России. 58

Интерпретации политики в досоветский период. 58

Развитие политической науки в советское и постсоветское время. 59

Контрольные вопросы к теме. 60

Логические задания и проблемные вопросы.. 60

Заключение. 262

Словарь терминов. 263

Оглавление. 265

 


 

От автора

Политика представляет собой универсальное измерение человеческой жизни, которое не зависит от конкретного общества и набора политических институтов. Она проявляет себя в нескольких смыслах:

· • как способ организации и функционирования общества с помощью власти;

· • как процесс достижения и поддержания целостности и одновременно столкновения, борьбы и согласования разнородных интересов групп;

· • как управление обществом со стороны элиты с помощью политических институтов.

Концептуальное осмысление этого сложного и многомерного мира политики востребовало становления самостоятельной области знания, именуемой политической наукой. Термин «политическая наука» (political science) употребляется для обозначения особой академической дисциплины, которая оформилась после Второй мировой войны. Ее повсеместное признание в большинстве стран мира связано с образованием в 1949 г. Международной ассоциации политических наук. С тех пор политология стала важным фактором воспитания полноценных граждан. На Западе она вошла во все университетские программы.

В России политология в качестве самостоятельной академической дисциплины получила права гражданства в 90-х годах XX в. Она стала преподаваться в вузах и средней школе как обязательный предмет. Ее востребованность обусловлена началом перехода российского общества к свободе, рыночной экономике, что заметно повысило интерес к политике у людей, ставших активными участниками социальных изменений. Политическая наука была призвана объяснить стремительные экономические, политические, психологические и культурные трансформации российского общества.

Кроме того, глубокое изучение политики важно для более широкого понимания гражданами своей роли и места в обществе, формирования у них ощущения собственной значимости и сопричастности к делам общества, выработки активной жизненной позиции. Развитая способность анализировать и интерпретировать политические процессы вырабатывает у индивида умение самостоятельно ориентироваться в мире политики, в каком бы качестве он ни выступал: в качестве сознательного гражданина, кандидата на государственную должность, рационального избирателя и т.д.

Настоящий учебник имеет ряд принципиальных отличий от уже существующих.

Во-первых, он написан в контексте сравнительного анализа политической теории и практики западного и отечественного опыта. Это способствует более глубокому пониманию логики и содержания современного политического процесса в России, выявлению его особенностей по сравнению со странами Востока и Запада.

Во-вторых, политика анализируется в контексте культуры рассматриваемых обществ. Культурная составляющая политики позволяет лучше понять природу мира политики, помыслы участвующих в ней субъектов, особенности функций политических институтов.

В-третьих, учебник дает целостное представление о политике, ее месте и роли в обществе. Это достигается путем рассмотрения политической науки в органическом единстве двух ее сторон: теоретико-методологической и практической. При этом дается не только описание методологического арсенала современной политической науки, ее базовых категорий и гипотез, но и раскрывается их значение для отдельно взятого человека. Речь идет о человеческом измерении политики, роли в ней субъективных факторов (поведения политических элит, лидеров, граждан), значении психологических (сознательных и бессознательных) элементов политики (идеалов, стереотипов, представлений, воли).

В-четвертых, книга снабжена схемами, таблицами, словарем терминов, что позволяет стимулировать у читателя различные виды мыслительной деятельности. Кроме того, для определения степени освоенности материала каждая тема учебника снабжена логическими упражнениями и заданиями. Современное методическое обеспечение учебника позволяет эффективно перевести основные категории политической науки в структуру политического знания студента, выработать осмысленное отношение к политическим объектам: государству и его институтам, политическим партиям, политическому порядку.

В новое издание внесен дополнительный раздел «Практическая политология», в который вошел материал по политическому маркетингу и политическому менеджменту. Он поможет уяснить такие понятия, как политический маркетинг и его стратегии, маркетинг избирательной кампании, его технологии. Дается анализ прошедших за последние годы в России избирательных кампаний с точки зрения применявшихся избирательных технологий и их особенности. Изложены основы политического менеджмента, стадии принятия политических решений, их реализации.


 

Функции политики

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

Зрелое гражданское общество представляет собой сбалансированную и внутренне согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере реализуются конкретные потребности с помощью органически присущих данной сфере методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются экономической системой с помощью материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием

политики, которая выполняет при этом несвойственные ей функции, вмешиваясь в различные сферы деятельности общества, а по сути подменяя его. Тем самым сокращаются возможности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов (принуждения, мифов, единомыслия) имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. В этих обществах формируется внешняя мотивация деятельности (страх, насилие или, наоборот, массовый энтузиазм) и почти не развивается внутренняя мотивация личности (интересы и потребности).

В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.

Рис. 1.3. Функции политики

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.

2. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного разви-

тия, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.

3. Управленческая и регулятивная функция политики. Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение

и насилие.

4. Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

5. Функция политической социализации. Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6. Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

Успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

Границы мира политики

Границы мира политики есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они то расширялись, причем до такой степени, что политика поглощала все общество, то сужались.

Некоторые современные авторы предельно широко трактуют содержание политической сферы. Так, американский политолог Д. Хелд определяет мир политики как борьбу «за организацию человеческих возможностей». Предметом политических взаимодействий являются, по его мнению, господство, власть, способность социальных агентов и институтов сохранять или изменять свое социальное и физическое окружение. Вследствие этого политика пронизывает всю общественную и частную жизнь, проявляется во всех связях и структурах, участвующих в процессах производства и воспроизводства общественной жизни.

При таком подходе границы политики размыты, она теряет свою предметность, реальные очертания. Очевидно, что влияние политики на общество многогранно. Любая социальная проблема, если она затрагивает интересы всего общества и ее решение требует вмешательства институтов государственной власти, становится политической, но в таком случае собственно политическая сфера растворяется.

Другой подход в определении границ мира политики ограничивает ее деятельностью институтов государства. Однако деятельность управленческих структур государственных предприятий или судебное производство не имеют исключительно политического характера. Практика развитых демократических стран показала, что общезначимые потребности (права, свободы личности, безопасность, гражданский мир) обеспечивает государство и его институты. Для того чтобы донести свои интересы и потребности до власти, граждане создают партии, движения, группы давления. Вместе с государством эти политические силы составляют сферу политики. Повседневные же интересы человек реализует в неполитической сфере — гражданском обществе. В одних странах (в Великобритании при консерваторах, США и др.) вмешательство государства в дела гражданского общества не допускается, в других, скажем, в странах социал-демократической ориентации (в Швеции, Финляндии и др.), наоборот, возможности государственного регулирования используются для решения вопросов социального обеспечения, занятости, осуществления принципа социальной справедливости.

Русский консерватизм

Ориентация на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление консерватизма. Это была реакция значительной массы аграрного и городского населения страны на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушением привычного уклада жизни.

Консерватизм отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно-политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название «славянофилы». Они чрезмерно идеализировали историческое прошлое страны, русский национальный характер. Неповторимость исторического пути российского общества славянофилы объясняли наличием общей — русской — идеи, которая отражала своеобразие народа. Но содержание русской идеи различными ее приверженцами трактовалось по-разному.

Можно выделить два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное и 2) реформаторски-ориентированное. Представителями первого направления были министр просвещения, граф С.С. Уваров (1786—1855), историк Н.М. Карамзин (1766—1826),

обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827—1905). Заслуга определения концепции славянофильства принадлежит графу С.С. Уварову. Он выразил смысл славянофильства в формуле: «православие, самодержавие, народность». Невозможность перенесения в Россию западных политических институтов, осуществления либеральных реформ он обосновывал глубокой религиозностью народа, преданностью его самодержавию, моральным единством. Порядок в стране держится на вере во власть: если исчезнет вера, то исчезнет государство. Именно поэтому, считал С.С. Уваров, необходимо сохранение самодержавия.

Главным идеологом второго направления в славянофильстве был A.C. Хомяков (1804—1860). Представители этого направления (братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев) не отрицали необходимости реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставление некоторых свобод. Однако европейский путь преобразования общества они считали губительным для России, поскольку, как они утверждали, он разрушит ее духовное единство. A.C. Хомяков связывал самобытность русского народа с соборностью, обеспечивающей ту духовную цельность, те внутренние согласие и единомыслие, любовь друг к другу, которые свойственны русскому народу. В дальнейшем писатель Ф.М. Достоевский (1821—1881) среди отличительных черт русского народа отметил всепрощение, аскетизм, всеобщую любовь, покорность.

Политический радикализм

Вера в самостоятельность России и ее особый путь развития вошла также в концепцию революционного переустройства общества. Условия для культивирования радикальных идей социального преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одних и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т.д. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А.Н. Радищев (1749—1802). Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода. Народное правление, по его мнению, соответствует «человеческому естеству», поскольку основано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности. Во главе федерации должны стоять достойные люди, выдвинутые народом. Отметим, что идея непосредственного правления народа была утопической, ее реализация возвращала общество в прошлое — к вечевым порядкам.

После А.Н. Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия, по проекту

П.И. Пестеля (1793—1826), должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал принцип разделения властей, но высшие органы власти (Народное Вече, Державную Думу, Верховный Собор) предлагал формировать путем реализации всеобщего избирательного права.

Во второй половине XIX века политическая мысль России испытывала значительное влияние европейского социализма и анархизма. Это активизировало те силы в России, которые отрицали сложившиеся в ней формы государственности. Однако представители радикальной политической мысли больше внимания уделяли средствам реализации своих идеалов.

Революционеры-демократы В.Г. Белинский (1811—1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Д.И. Писарев (1840—1868) считали вооруженное восстание единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит «социальную республику» с верховной властью народа. Основой будущего экономического и политического строя революционеры-демократы считали крестьянскую общину. В этом проявлялся их утопизм, поскольку уже тогда община не представляла собой единого образования, она расслаивалась. По Н.Г. Чернышевскому, в «социальной республике» законодательная власть принадлежит народу, а правительство должно быть ответственно перед ним. Право народа, представленного Народным Собранием, — контролировать исполнительную власть.

Неприязнь к западному либерализму и конституционализму, сложившимся на Западе государственным институтам отчетливо прослеживается и в русском анархизме. Его сторонники негативно относились не только конкретно к русскому, призывая к его свержению, но к любому государству и праву, ограничивающим свободу индивидов. Представители анархизма М.А. Бакунин (1814—1876) и П.А. Кропоткин (1842—1912) исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Анархия, по М.А. Бакунину, — «это вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов, и, наконец, в более отдаленном будущем — общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах всех будущих государств». М.А. Бакунин критиковал идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой.

П.А. Кропоткин назвал идеал будущего устройства «анархическим коммунизмом». Под ним он понимал вольный союз самоуправляющихся общин, основой которого станут свободные взаимосоглашения людей. Над ними не будет никакой верховной цен-

тральной власти. Конечно, идеалы анархистов несбыточны, однако их критика государственного социализма, развращающего влияния власти на личность, требования справедливости и уважения прав и свобод индивида определяют их значимость в истории политической мысли России.

Контрольные вопросы к теме

1. Назовите факторы, обусловившие особенности развития политической мысли в России.

2. Каковы отличительные черты развития политических идей в России?

3. Сравните, как изменялось содержание российских политических идей в XI и в XIV вв.

4. Как объясняется природа власти в российской политической мысли?

5. Почему развитие политических идей тесно связано с развитием государства?

6. Как повлияли идеи французского Просвещения на развитие политической мысли в России?

7. Сравните политические идеи В.Н. Татищева и Ф. Прокоповича.

8. В чем особенность либеральных политических идей в России?

9. Каковы основные идеи русского консерватизма?

10. В чем смысл политических идей А.Н. Радищева?

11. Какова суть политической концепции анархизма?

Логические задания и проблемные вопросы

1. Сравните две точки зрения по вопросу о соотношении цели и средств в политике:

а) «Цель оправдывает средства» (Н. Макиавелли);

б) «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью... Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не доходят, все заменяют средствами и о целях забывают, или они превращаются в чистую риторику... Цель имеет смысл лишь в том случае, если ее начать осуществлять сейчас же, тут» (H.A. Бердяев).

2. В своей работе «Курс государственной науки» среди прочих вопросов Б.Н. Чичерин рассмотрел и проблему многопартийности. Для объективной оценки принципа многопартийности в создании правового государства он выявил его достоинства и недостатки:

«ЗА»

• Все важнейшие политические вопросы получают всестороннее публичное освещение.

• Наличие оппозиции заставляет правительство выполнять данные им обещания, действовать эффективно.

• У членов партии воспитывается дисциплина, необходимая для политической борьбы.

• В процессе политического противоборства на лидирующие позиции отбираются наиболее талантливые люди.

«ПРОТИВ»

• Принадлежность индивида к партии формирует у него одностороннее понимание действительности, поскольку он должен смотреть на нее глазами этой партии.

• «Дух» своей партии заслоняет бескорыстное служение общему благу, поскольку поведение человека подчинено интересам партии.

• Для победы над оппонентом партии взывают к низменным инстинктам масс.

• В политической борьбе партии используют самые грязные средства: клевету, ложь и т.д.

• Непрекращающаяся борьба с оппозицией ослабляет силы правительства, необходимые ему для созидания.

Согласны ли вы с оценками Б.Н. Чичерина? Свой ответ аргументируйте.

Бихевиористское направление

Основоположниками бихевиоризма (от англ. behavior — поведение), а следовательно, и поведенческого (бихевиорального) направления в англо-американской политологии принято считать группу ученых

Чикагского университета во главе с Ч. Мерриамом (1874—1953), предпринявших в 30-х гг. XX в. попытку вывести формальную структуру политических отношений из «естественной» сущности человека.

Дальнейшей разработкой поведенческой доктрины занимались Г. Лассуэлл (1902—1978), ученик и коллега Ч. Мерриама, и английский политолог Дж. Кэтлин (1896—1975).

В 60-х гг. XX в. их сменило «второе поколение» исследователей-бихевиористов, среди которых такие видные теоретики, как Д. Трумэн, Д. Истон, Р. Даль и др.

Исходная методологическая установка бихевиористов состоит в том, что природа власти и политики выводится из природы человека, доступной исследованию научными методами.

Подобно представителям европейской политической философии XVII—XVIII вв., бихевиористы исходят из посылки о «естественном человеке» — автономном субъекте политического процесса, своего рода «политическом атоме», изначально наделенном определенным набором черт и характеристик, вытекающих из его универсальной, внеисторической природы. Эта неизменная и всемогущая человеческая природа в конечном итоге определяет всю систему социально-политических отношений любого общества в любой исторический период его развития.

Однако в отличие от просветителей бихевиористы отказались от моральной оценки политических проблем, рассматривая их исключительно как естественные. Политическая реальность является частью естественного, природного порядка, и потому политические процессы протекают в неизменных формах, которые обусловлены неизменной природой индивида. В этой связи задача политической теории состояла в том, чтобы объяснить явления политической жизни исходя из естественных свойств человека, вывести политические феномены из закономерностей естественного жизненного поведения людей.

По мнению бихевиористов, определяющей чертой человеческой психики и поведения является неосознанное стремление к личной власти, понимаемой как возможность оказывать влияние на кого-либо. Человек — «властолюбивое животное»: неосознанное стремление к власти лежит в основе всех его поступков и действий, от профессиональной карьеры до обыденных приобретений. Оно проявляется во всех без исключения формах жизнедеятельности человека: в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами, начальниками и подчиненными и даже в отношении к домашним животным. Эта изначальная и непреодолимая страсть к господству, стремление во что бы то ни стало подчинить

• природные ресурсы;

• промышленный потенциал;

• военную подготовленность (в том числе уровень развития военной техники, военного руководства, количество и качество вооруженных сил);

• численность населения;

• «национальный характер» (отношение населения к войне);

• «национальную мораль» (отношение населения к правительственной политике);

• качество дипломатии, которая выступает как «самый главный фактор, определяющий мощь страны».

Как писал Моргентау, дипломатия — «это искусство совмещения различных элементов национальной мощи вокруг достижения внешнеполитических целей», это — качество правительства, т.е. его способность обеспечить поддержку своей внешней политики со стороны общественного мнения.

Называя качество дипломатии важнейшим фактором национальной мощи, Моргентау не умалял тем самым роли и значения военной силы, поскольку эффективность политико-дипломатических возможностей, по его мнению, находится в прямой зависимости от военной мощи каждого конкретного государства. В международной политике, пояснял он, именно «военная сила, которая может быть применена на практике или использована как угроза, является наиболее важным материальным фактором, обеспечивающим политическое могущество государства».

Элитологическое направление

Элитология отрасль политической науки, которая изучает происхождение элит, законы их функционирования, рассматривает государство и власть в контексте политической стратификации, т.е. неизбежности деления общества на правящих и управляемых.

Наибольшего развития это направление достигло в рамках итальянской школы политической социологии.

Одним из основателей элитологии является итальянский социолог Вильфредо Парето (1848—1923). Он изложил свою концепцию в трехтомном «Трактате по общей социологии» (1916).

Главное в социологической концепции Парето — взгляд на общество как на систему, находящуюся в состоянии подвижного равновесия в результате взаимодействия множества различных элементов, важнейшие из которых — так называемые остатки (residui) и деривации, производные (derivazioni).

«Остатки» у Парето — это чувства, страсти, инстинкты, детерминирующие социальное поведение человека; «деривации» — идеологии, верования, различные формы псевдологического объяснения нелогических, обусловленных психофизическими особенностями действий индивидов.

«Остатки» I и II классов (всего Парето выделяет шесть классов) играют главную роль в определении социального поведения человека. «Остатки» I класса он назвал инстинктом комбинаций, «остатки» II класса — постоянством агрегатов. Именно их противоборством (как инстинктов изменений и консерватизма) Парето объяснял ход мировой истории.

«Остатки» в концепции Парето лежат в основе деления общества на элиту и неэлиту.

Принятое в мировой политологии определение элиты принадлежит именно Парето.

С точки зрения Парето, в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся «к полученным от нее стимулам».

Методы политологии

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов (греч. methodos — путь исследования). Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание

предмета исследования. В табл. 4.1 указаны наиболее распространенные методы политической науки. В ней не показаны используемые методы, однако они описаны далее.

Таблица 4.1. Основные методы политической науки

Метод политологии На чем акцентирует внимание Как изучает политику
1. Институциональный На взаимодействиях политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений
2. Исторический На политических явлениях и процессах во времени и пространстве Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего
3. Социологический На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, идеологии, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы. Характер интересов обусловлен социальными факторами
4. Бихевиористский На личностном измерении политики, поведении отдельного человека Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации
5. Психологический На субъективных механизмах политического поведения: побуждениях, желаниях, страстях и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение
6. Системный На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой Анализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами и способов распределения ресурсов институтами власти

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические влияния рассматриваются с точки зрения

вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому уже в 1950—1960-е гг. возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь