Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Герменевтическое направление



Появление в 60-е гг. XX в. герменевтики как новой методологии анализа политики, разрывающей с позитивизмом, было обусловлено потребностями информационного общества, пришедшего на смену индустриальному. Западное индустриальное общество представляло собой атомизированную цепочку рыночного обмена, где индивиды конкурировали друг с другом в погоне за прибылью. Как замечал американский философ Эрих Фромм (1900—1980), индивидуализм «помог уничтожить все связи между отдельными индивидами, изолировав человека от своих собратьев». Восстановить разрушенные социальные связи — предназначение политики.

Генезис «герменевтической парадигмы» связан с именем политолога Дж. Мосса, эмигрировавшего в 30-е гг. в США из Германии.

Современный мир представляет собой лингвистически структурированную реальность. Взаимодействие индивидов осуществляется в терминах и значениях определенных языков и понятий. Политическая деятельность также подчинена существующей в обществе лингвистической культуре.

Герменевтическая парадигма в анализе политики исходит из того, что политическая власть есть способность и возможность формулировать актуальные и востребованные у населения политические идеи и концепции, поскольку они представляют собой социальные действия или лингвистические события, которые должны рассматриваться в контексте языка и понятий. Любая воспринимаемая субъектом информация, в том числе и политическая, представляется ему определенным набором визуальных и звуковых символов, а следовательно, он расшифровывает ее в формулах, имеющих для него смысл, воспринимая и усваивая лишь те символы, которые укладываются в систему координат его мировоззрения и картины мира.

В границах герменевтического подхода политика рассматривалась как средство коммуникации между членами общества, поколениями, представителями различных культур. Однако политика — это особая форма коммуникации, отличная от других.

Специфика политики как формы коммуникации состоит в способности соединять два вида коммуникаций:

а) рациональный или прерывный, когда интересующий объект описывается, познается, но между ним и познающим субъектом сохраняется дистанция, как это бывает у научного работника;

б) эмоциональный или непрерывный, связанный с тем, что познающий субъект «пропускает» объект через собственное сознание, «растворяется» в нем, «входит» в него, что свойственно искусству.

Наибольшее внимание в политической герменевтике уделяется проблеме политической символики.

Политическая символика — центральное звено всей «герменевтической парадигмы». Символ используется как основная единица анализа политической культуры, которая, в свою очередь, выступает главным фактором политических отношений в обществе. Поскольку именно с помощью символов люди выражают и передают друг другу свои мысли и чувства, которые интерпретируются и воспринимаются в терминах и смыслах определенной политической культуры, то символы воспринимаются как регуляторы политического поведения. Поэтому на политическое поведение людей гораздо большее влияние могут оказать те значения, которые придаются ими действиям правительства, политических партий, отдельных политических деятелей, нежели реальное содержание этих действий.

Определяющую роль в интерпретации последних всегда играет господствующая в данном обществе система политической символики. Однако политические символы могут создаваться искусственно и целенаправленно внедряться в массовое сознание.

Это означает, что политическая герменевтика так же, как и бихевиоризм, непосредственно связана с проблемами политического манипулирования и выступает достаточно эффективным инструментом в избирательных кампаниях.

Современная европейская политология акцентировала свое внимание на социологическом и юридическом анализе власти, политических институтов, избирательной системы и выборов, управления, публичной политики.

Институциональное направление

Как уже отмечалось, создателем теории института во французской политической мысли по праву считается Морис Ориу, который первым выдвинул эту концепцию еще в 1906 г., а всесторонне обосновал ее в своей диссертации, озаглавленной «Теория института и ее основания. Очерки социального витализма» (1925).

Наиболее видным теоретиком этого направления был Морис Дюверже (род. 1917), внесший огромный вклад в европейскую и

Политико-социологическое направление

Политика может рассматриваться в контексте ее связи с социальными явлениями и процессами. Немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) в работе «Протестантская этика и дух капитализма» акцентировал внимание на социокультурных факторах политического развития. Свой подход он сформулировал в рамках «понимающей» социологии.

М. Вебер не верил в возможность познания закономерностей социального и политического развития, не искал универсальных законов социального бытия. По его мнению, природные процессы находятся вне человека, и потому они объект его познания. Социальное же проходит через человека и потому открывается как внутренний мир человека. Если для естественных наук достаточно наблюдения, то для социальных наук требуется большее — постижение.

Понятия в науке — это условные, лишенные объективного содержания, идеальные типы, которые создаются сознанием для удобства систематизации иррациональной действительности.

Познав господствующие идеи каждой эпохи, можно объяснить сущность и назначение существующих политических институтов. Так, либеральная демократия неразрывно связана с протестантской этикой, культурой консенсуса, духом индивидуализма.

Макс Вебер обратил внимание на усиливающуюся бюрократизацию общественной жизни в правовых государствах XX в. По его мнению, это должно привести к возможному конфликту между бюрократией и демократией. Одним из первых он отметил парадокс демократизации: результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования.

Бюрократия, по Максу Веберу, — особенность не только западных обществ. Египет периода Нового царства, Китайская империя. Римская католическая церковь, европейские государства — все они имели свою бюрократию наподобие той, которая сохраняется на крупнейших современных предприятиях.

Современная бюрократия является рациональной и наиболее эффективной системой государственной организации, поскольку основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине.

Для идеального типа бюрократии характерны:

1) разделение труда, обусловленное правилами и законами;

2) подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;

3) назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;

которой ее сторонники приписывают выдающиеся качества, наделяют харизмой (что в переводе с греч. означает «божественный дар, благодать»). Разновидностью харизматического типа легитимности, по М. Веберу, является вождистски-плебисцитарная легитимность, характерная для тоталитарных и авторитарных режимов. В их основе лежит опора на власть лидера, партии, армии.

Легально-рациональный или либерально-демократический тип легитимности основан на свободном волеизлиянии граждан, выборности всех центральных органов власти народом, вере в справедливость выборов и признании их результатов.

Элитологическое направление

Элитология отрасль политической науки, которая изучает происхождение элит, законы их функционирования, рассматривает государство и власть в контексте политической стратификации, т.е. неизбежности деления общества на правящих и управляемых.

Наибольшего развития это направление достигло в рамках итальянской школы политической социологии.

Одним из основателей элитологии является итальянский социолог Вильфредо Парето (1848—1923). Он изложил свою концепцию в трехтомном «Трактате по общей социологии» (1916).

Главное в социологической концепции Парето — взгляд на общество как на систему, находящуюся в состоянии подвижного равновесия в результате взаимодействия множества различных элементов, важнейшие из которых — так называемые остатки (residui) и деривации, производные (derivazioni).

«Остатки» у Парето — это чувства, страсти, инстинкты, детерминирующие социальное поведение человека; «деривации» — идеологии, верования, различные формы псевдологического объяснения нелогических, обусловленных психофизическими особенностями действий индивидов.

«Остатки» I и II классов (всего Парето выделяет шесть классов) играют главную роль в определении социального поведения человека. «Остатки» I класса он назвал инстинктом комбинаций, «остатки» II класса — постоянством агрегатов. Именно их противоборством (как инстинктов изменений и консерватизма) Парето объяснял ход мировой истории.

«Остатки» в концепции Парето лежат в основе деления общества на элиту и неэлиту.

Принятое в мировой политологии определение элиты принадлежит именно Парето.

С точки зрения Парето, в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся «к полученным от нее стимулам».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь