Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И. С. Бах не оставил наследника.
Ни один из его выдающихся сыновей не является в этом смысле наследником, ибо не в состоянии продолжать традиции отца. И не только сыновья. Никто не может, и никогда не сможет. Уже через много лет после Баха другой, пожалуй, единственный в истории музыки гений, который приближается к нему по грандиозности (пожалуй, даже и равный ему) Людвиг Ван Бетховен, познакомившись (только для себя) и осознав баховскую музыку, произнесет самое глубокое из всего, что сказано о Бахе: “Не ручьем, а океаном должен он зваться! ” (игра слов: Бах по-немецки – ручей). Из океана ничего не вытекает, в него все впадает, океан –могучая законченная структура. Именно это поняли и сыновья Баха. Они осознали, что в эту сторону продолжения и пути нет. И я прекрасно понимаю, что у Бетховена не было возможности познакомиться со всей музыкой Баха (вся музыка не найдена и сейчас). Иначе Бетховен мог бы сказать, что Бах – и Ручей, и Океан. Знакомство с музыкой Баха вырвало целый год из жизни Моцарта. Он, Моцарт, написал за этот год немало бездарной (!!! ) музыки, пытаясь подражать великому Себастьяну. (Здесь я испугался слова “бездарный”, оно с трудом воспринимается рядом с абсолютным символом гениальности – именем Моцарта. Скажем” лучше: неинтересной музыки.) Ибо Моцарт с его невиданной гениальностью должен был испытать потрясение, когда он играл для себя баховскую музыку. Тогда-то ему и показалось, что он может продолжать сочинять как баховский наследник. Но, увы!!! Роберт Шуман, познакомившись с музыкой Баха, сказал: “Все мы – пигмеи перед ним”. И, как это сейчас странно не прозвучит, выходит, что Дети И. С. Баха были реально озабочены той же проблемой, которую высказал пушкинский Сальери. Получается, что и это высказывание Сальери – не просто злоба завистника, а интереснейшая и серьезная проблема. Вот сыновья Баха и сделали свое благое дело для человечества. Для того чтобы начать новую волну музыкального развития, необходимо было сделать вид, что папы как бы не существовало. Только в этом случае и появилась возможность пойти по другой дорожке, исследовать иные музыкальные пути. И только через несколько поколений, пройдя по прекрасным дорогам венских классиков, познав сказочные сады романтиков, мир узнал о Бахе, музыка которого обрушилась на человечество во всем своем величии. Но она уже не смогла ничему и никому помешать. И вот результат: через много лет после смерти И. С. Баха на концерте, в котором звучала музыка любимого сына Баха Иоганна Христиана, в числе прочих слушателей сидел крохотный мальчишка. Потрясенный музыкой до глубины души он звонким голосом закричал: “Вот именно так надо писать музыку! ” Этим восторженным малышом был Вольфганг Амадеус Моцарт.
Глава 8. Патриотическая
Живя на Западе и читая много западных книг о музыке, киплю благородным возмущением от вопиющей несправедливости. Композиторов Могучей кучки, словно сговорившись, называют русскими националистами. Борюсь, как могу, но... один в поле не воин. Все силы русского музыкознаник должны восстать против подобного определения. (Меняю стиль от возмущения.) Ибо определение сие ими, коварными западниками, дано не из музыки композиторов-кучкистов исходя, а сугубо из их, наших музыкальных гениев, порой слишком запальчивых высказываний. Отрицали, видите ли, западное музыкальное образование в виде консерваторий, обзывали Рубинштейна то Тупинштейном, то Дубинштейном, а то и Нудинштейном. Было, не спорим. Мусоргский Чайковского даже “попкой” и “квашней” обзывал. Иногда помягче: “сахарином” или “патокой”. И все за музыку его прозападную. Да чего там говорить: Мусоргский с Балакиревым порой такое в переписке загибали, что и не все сегодняшние красно-коричневые осмелились бы. И немцы у них плохие, и французы (особливо их Дебюсси), да и братьям-славянам досталось (Сметана, скажем, по-ихнему толкованию “испростоквашил” музыку). А уж об евреях-то и говорить нечего – русскому человеку от евреев – прямые убытки. Вот так почитаешь все это да и впрямь поверишь, что порченные они, композиторы, матерые. Дескать, национализмом дюже загноились. Только ведь умные люди говорят, что артиста сугубо на сцене смотреть надо, по сцене и судить. А что артист этот делает опосля того, как Сто раз Гамлетом на сцене умер, Сто раз мир с головы на ноги переворачивал, да не перевернул; какой он, родименький, дома или там в гостинице, какой самогон хлещет, или кого в постель тащит, то вроде не дурного и не постороннего ума дело судить. Надоело ему, актеру, сто раз в год над Офелией плакать, вот и хочется ему в жизни и подругу повеселей, и друзей поприличней, чем Розенкранц с Гильденстерном. Чтоб не на смерть его в аглицкие земли возили, а на похмелку в соседний магазин. Сие в психологии называется компенсацией. Компенсация нужна актеру нашему, Гамлету разнесчастному. Вот так и композиторов-кучкистов русских определять надобно – не по тому, что они, сердешные, в письмах друг другу изливали (а не читай чужих писем, Запад, сами же рассуждаете о тайне переписки! ), а по тому, что они в музыке насочиняли. А в музыке своей они даже на понюшку табаку не националисты. Как называется лучшее произведение “националиста” Балакирева? Да “Исламей”. Тьфу ты! И название какое-то нерусское, а музыка – даже страшно подумать – фантазия на восточные темы. Вот те и националист!!! А националист Кюи, вообще понаписал столько всего, а ничегошеньки в веках не осталось. Нет, вру, осталось – скрипачи очень любят играть его (чур, антисемиты, в обморок не падать!!! ) “Еврейскую мелодию”. Вот, значит, и еще одного националиста нашли. А уж музыкантам, да и простым музыкальным любителям Запада, про Римского-Корсакова как русского националиста и вообще стыдно заикаться, ибо грешок у них, западных, есть – больно они его “Шахерезаду” любят. Как увидят в афишах стокгольмских или амстердамских про сказки арабско-корсаковские, так и кресла уютные у телевизоров голливудских своих бросают. Уж больно мелодии там, в этой коварной “Шахерезаде”, красивые да и гармонии не хуже: слушать – любота! И, вообще, ежели подумать, то получается: и наши композиторы, да и вроде как не наши вовсе. Какие-то и впрямь исламские или иудейские (прости, Господи! ) музыкальные сочинители. Хотя так говорить тоже грешно – у Римского-то-Корсакова “Испанское каприччио” ну здорово звучит – самое что ни на есть испанское. А в его опере “Садко” (только, не ругайтесь: за правду-то грех ругать! ) самые удачные и любимые широкими народными кругами три номера: Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя да Веденецкого (так на Руси называли когда-то итальянский город Венецию.) И ежели бы только на Западе любимые, то еще ладно – можно им диверсию приписать: выбирают, мол, специально. Так ведь на самой Руси-матушке любимые. Да и слава Богу, на дворе – не 1937 год: за космополитизм не расстреляют и в Соловки не сошлют. А когда народ просвещенный “Князя Игоря” Бородина слушает, то не только арией русского князя, но и чуждыми половецкими плясками заслушивается. И отдельно в концертах играют, как великую симфоническую музыку. А слушает народ-то как! Любо-дорого посмотреть! А балетмейстеры в театрах друг с другом сражаются – кто “восточнее” поставит! А костюмы-то какие шьют словно не в степи восточный народ танцует, а в гареме у нефтяного магната! Да ведь и Бородин-то наш до сих пор не своим именем зовется. Ему бы по отцу зваться (прошли те времена ненастные, когда боялись правду говорить), а не по крепостному Порфирию Бородину, к которому гений наш российский никакого отношения не имел, но на которого был записан при рождении. Ну, тогда по отцу-то нельзя было, потому что незаконный сын. Теперь можно! Давайте и назовем: Александр Лукич Гедиани – сын князя грузинского Луки Степановича Гедиани. А глаза-то какие миндалевидные у сына! И смотреть долго не надо – прям грузинская царская кровь! Так чего-же тогда, спрашивается, русские-то музыки сочинители-националисты так испаниями да италиями с индиями увлекались. А ежели оперы писали, то из давних времен. Или вообще сказки. Да потому, что не националисты они русские, а русские же романтики. А как ты есть романтик, то следуй всеобщему закону романтиков – беги от действительности, как Лист бежал, как Берлиоз, как Шуман, куда угодно беги: в прошлое, в сказку, в далекие экзотические страны. Лишь бы не в гоголевско-салтыковско-щедринско-достоевской России оставаться. И бежали, да еще как. Я нарочно Мусоргского не трогаю: ему, гению нашему сердешному, компании подходящей и на Руси нет. Потому он, как и Бах, – не барокко, а Космос; как и Шостакович – не неоклассик, а всемирный Борец со Злом. Вот и Мусоргский – не русский националист, не романтик, а – вне всяких стилей. Он вообще, горемыка наш гениальный, в спиртном-то и завяз, и умер с перепоев. (Но это цена, которую сверхгении платят за право не вписываться ни в какие рамки.) Он, Мусоргский, вообще, может, и понял, кто он. Но вот вслух признаться бы не смог; потому даже друзья его по “кучке” хоть талант “Мусорянина” и признавали, но чаще идиотом звали. И то: всю почти музыку будущего предвосхитил, ни Шостакович без него, ни Равель, ни Прокофьев, ни, опять же, Шниттке. ни “пятерка” французская. У французов этих из XX века он, Мусорянин наш, главным образцом был. А как не сказать о Равеле французском. Он так в Мусорянина влюбился, что музыкальный подвиг совершил – для оркестра все “Картинки” его переложил. А что он, Модест-горемыка, в своих письмах писал: “Мели Емеля – твоя неделя”. Его дело. Он письма эти не для печати иностранной писал, а для друга закадычного. И давайте, господа, не будем вмешиваться в частную, можно сказать, переписку. Потому как грех это великий.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы