Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Программа «Союза освобождения»Стр 1 из 3Следующая ⇒
Документ № 1. «Политика либеральной партии» (Доклад Д.И.Шаховского) Освобождение. 1904. № 20(44). С. 345-346. Март 1904 г. Наступает время, когда нам приходится думать уже не об одних общих принципах нашей программы, но и об их детальной практической разработке. Теперь или никогда нам надо приступить к более обдуманному и планомерному участию в освободительном движении страны. Теперь или никогда нам необходимо занять самостоятельную и твердую позицию, которая дала бы нам возможность в развертывающемся ходе событий сказать свое обдуманное и определенное слово и сомкнутой колонной стать на защиту тех начал, которые мы исповедуем, как священные основы либерализма. Для того чтобы занять такую позицию, мы должны освободить ее от всяких принципиальных колебаний и сомнений; мы должны ясно и твердо осознать наши собственные начала и отмежеваться от других направлений, которые этих начал не принимают. И прежде всего нам необходимо определить себя и резко отмежеваться от того мечтательного славянофильского либерализма, который считает возможным осуществить реформу русской жизни в союзе с самодержавием. Мы признаем, что в современном русском самодержавии монархический принцип имеет если не злейшего врага, то опаснейшего союзника, что русское самодержавие, делая монархический режим игрушкой в руках бюрократической олигархии, превращая его в тормоз свободного развития России, дискредитирует и подкапывает самую идею монархии. С самодержавием следовало бы бороться даже во имя монархии, не говоря о других принципиальных и практических основаниях. Вот почему мы должны решительно отвергнуть всякие следы славянофильских иллюзий о возможности дальнейшего развития России на почве союза самодержавного царя с народом. С точки зрения исторических и политических соображений, мы считаем практически полезным удержать монархическое начало в том строе, который в ближайшем будущем призван сменить русское самодержавие. Но при этом мы признаем, что только в России конституционной, только в органическом союзе с представительством страны монархический принцип может оправдать свое действительное значение. Наше отношение к самодержавию ясно определяет и наши средства. Мы оставляем всякие иллюзии о возможном влиянии на самодержавное правительство и — еще более того — о возможном сотрудничестве с ним. Там, где речь идет ни о чем ином, как об упразднении самодержавия, наивно ожидать, что можно подействовать на добрую волю монарха. Самодержавно-бюрократический режим для правящих лиц представляет собою такие очевидные и осязательные преимущества, что выпустить его из рук они не решатся без настоятельной необходимости. Никакие адреса и петиции, никакие увещания и всеподданнейшие записки не повлияют на монарха, если за ними не будет стоять реальной и принудительной силы организованного общественного мнения. Стремясь к перевороту, мы полагаем всю силу в этом: в широком и обдуманном воздействии на общественное мнение в целях подготовления его к мысли о необходимой ликвидации существующего строя. Мы признаем своим гражданским долгом широко распространять эту мысль, пользуясь для этого существующими общественными организациями, образуя новые кружки и союзы, укрепляя в себе и других одно и то же общее убеждение. Все свои конкретные действия, все отдельные шаги в этих организациях мы должны сообразовать с одной общей целью — грядущей отменой самодержавия. Определенная с отрицательной стороны как партия переворота, стремящаяся к упразднению самодержавия, свое положительное основание наша партия находит в утверждении свободы, как коренного требования жизни. В этом начале мы видим не только разрешительное слово для всех назревших общественных нужд, не только самое мудрое практическое средство для современной нашей политики, но вместе с тем то основное благо общественной жизни, которое мы ценим само по себе, независимо от его практических результатов. В свободе личности мы признаем альфу и омегу нашего политического символа веры; в нашей программе это вместе с тем и исходное начало, на котором все строится, и конечная цель, к которой все направляется. Мы считаем особенно важным настаивать на этом в русском обществе, среди которого не только реакционные, но и прогрессивные партии часто относились с пренебрежением к этому основному требованию общественности. Не менее чем другие оппозиционные партии, мы имеем в виду реформы экономические и социальные. В наше время либеральная программа немыслима и невозможна без широкого плана социальных улучшений, в которых и через которые свобода находит свое конкретное осуществление. Аграрная реформа, фабричное и рабочее законодательство, вся совокупность задач экономической и социальной политики должна найти место в нашей программе, но все это на почве и в связи с основным нашим началом — свободой личности. Отказывать обществу в самодеятельности под предлогом неподготовленности масс к свободе — значит оставаться в заколдованном кругу, из которого нет исхода. Оставаться в этом кругу — значит не видеть, что близорукая политика правитель (по прямому пути к страшным и опасным катастрофам и готовит такой стихийный и бурный разлив масс, против которого никакие задерживающие и организующие силы уже не помогут. На терроризм сверху может последовать такой страшный ответ снизу, при котором на многие и многие годы спутается и смешается нормальное течение жизни. Ответственность за это падет не на те революционные партии, которые — худо ли, хорошо ли — пытаются внести в это стихийное движение масс элементы организации и порядка, а на то правительство, которое медлит с неотложными реформами, которое обостряет и питает народную смуту, которое бросает сотни миллионов народных денег на рискованные и безнадежные авантюры. Вступать в союз с таким правительством для предотвращения возможных катастроф — значит поддерживать источник той самой опасности, которую мы ищем предотвратить. (Либеральное движение в России. 1902-1905 гг. М., 2001. С. 68-72)
Вопросы к документу:
Документ № 2 Документ №3 Документ №4 Из воспоминаний Чернова В.М. о роли террора: Терроризм, как программа единоборства с правительством кучки конспираторов, нам был чужд. В прошлом мы его чтили, как героический период, неизбежный для первых пионеров движения. Но мы его считали " террором отчаяния", безнадежным арьергардным боем после отступления первых, хлынувших в народ революционных легионов. Боевой клич террористов " Народной Воли" напоминал нам Ватерлоо и гордые слова: " старая гвардия умирает, но не сдается". Для своего времени мы ждали нового движения к низам, к народу, и на этот раз террор должен был облечься в новый вид. Террор отчаяния должен был смениться террором веры, террор арьергардного боя - террором наступления и артиллерийской подготовки, расчищающей дорогу штурмовым колоннам массового движения. Решающая роль отдавалась ему. Террор рассматривался, как служебное оружие этого массового движения. (Чернов В.М. Записки социалиста-революционера. Кн. 1. Берлин-Петербург-Москва, 1922. С. 144)
Вопросы к документу:
Используя учебник и дополнительную литературу, определите задачи и значение революционного террора в начале 20 века.
Документ № 5 Документ № 6 Документ № 7 Документ №8 Документ №9 Документ № 1. «Политика либеральной партии» (Доклад Д.И.Шаховского) Освобождение. 1904. № 20(44). С. 345-346. Март 1904 г. Наступает время, когда нам приходится думать уже не об одних общих принципах нашей программы, но и об их детальной практической разработке. Теперь или никогда нам надо приступить к более обдуманному и планомерному участию в освободительном движении страны. Теперь или никогда нам необходимо занять самостоятельную и твердую позицию, которая дала бы нам возможность в развертывающемся ходе событий сказать свое обдуманное и определенное слово и сомкнутой колонной стать на защиту тех начал, которые мы исповедуем, как священные основы либерализма. Для того чтобы занять такую позицию, мы должны освободить ее от всяких принципиальных колебаний и сомнений; мы должны ясно и твердо осознать наши собственные начала и отмежеваться от других направлений, которые этих начал не принимают. И прежде всего нам необходимо определить себя и резко отмежеваться от того мечтательного славянофильского либерализма, который считает возможным осуществить реформу русской жизни в союзе с самодержавием. Мы признаем, что в современном русском самодержавии монархический принцип имеет если не злейшего врага, то опаснейшего союзника, что русское самодержавие, делая монархический режим игрушкой в руках бюрократической олигархии, превращая его в тормоз свободного развития России, дискредитирует и подкапывает самую идею монархии. С самодержавием следовало бы бороться даже во имя монархии, не говоря о других принципиальных и практических основаниях. Вот почему мы должны решительно отвергнуть всякие следы славянофильских иллюзий о возможности дальнейшего развития России на почве союза самодержавного царя с народом. С точки зрения исторических и политических соображений, мы считаем практически полезным удержать монархическое начало в том строе, который в ближайшем будущем призван сменить русское самодержавие. Но при этом мы признаем, что только в России конституционной, только в органическом союзе с представительством страны монархический принцип может оправдать свое действительное значение. Наше отношение к самодержавию ясно определяет и наши средства. Мы оставляем всякие иллюзии о возможном влиянии на самодержавное правительство и — еще более того — о возможном сотрудничестве с ним. Там, где речь идет ни о чем ином, как об упразднении самодержавия, наивно ожидать, что можно подействовать на добрую волю монарха. Самодержавно-бюрократический режим для правящих лиц представляет собою такие очевидные и осязательные преимущества, что выпустить его из рук они не решатся без настоятельной необходимости. Никакие адреса и петиции, никакие увещания и всеподданнейшие записки не повлияют на монарха, если за ними не будет стоять реальной и принудительной силы организованного общественного мнения. Стремясь к перевороту, мы полагаем всю силу в этом: в широком и обдуманном воздействии на общественное мнение в целях подготовления его к мысли о необходимой ликвидации существующего строя. Мы признаем своим гражданским долгом широко распространять эту мысль, пользуясь для этого существующими общественными организациями, образуя новые кружки и союзы, укрепляя в себе и других одно и то же общее убеждение. Все свои конкретные действия, все отдельные шаги в этих организациях мы должны сообразовать с одной общей целью — грядущей отменой самодержавия. Определенная с отрицательной стороны как партия переворота, стремящаяся к упразднению самодержавия, свое положительное основание наша партия находит в утверждении свободы, как коренного требования жизни. В этом начале мы видим не только разрешительное слово для всех назревших общественных нужд, не только самое мудрое практическое средство для современной нашей политики, но вместе с тем то основное благо общественной жизни, которое мы ценим само по себе, независимо от его практических результатов. В свободе личности мы признаем альфу и омегу нашего политического символа веры; в нашей программе это вместе с тем и исходное начало, на котором все строится, и конечная цель, к которой все направляется. Мы считаем особенно важным настаивать на этом в русском обществе, среди которого не только реакционные, но и прогрессивные партии часто относились с пренебрежением к этому основному требованию общественности. Не менее чем другие оппозиционные партии, мы имеем в виду реформы экономические и социальные. В наше время либеральная программа немыслима и невозможна без широкого плана социальных улучшений, в которых и через которые свобода находит свое конкретное осуществление. Аграрная реформа, фабричное и рабочее законодательство, вся совокупность задач экономической и социальной политики должна найти место в нашей программе, но все это на почве и в связи с основным нашим началом — свободой личности. Отказывать обществу в самодеятельности под предлогом неподготовленности масс к свободе — значит оставаться в заколдованном кругу, из которого нет исхода. Оставаться в этом кругу — значит не видеть, что близорукая политика правитель (по прямому пути к страшным и опасным катастрофам и готовит такой стихийный и бурный разлив масс, против которого никакие задерживающие и организующие силы уже не помогут. На терроризм сверху может последовать такой страшный ответ снизу, при котором на многие и многие годы спутается и смешается нормальное течение жизни. Ответственность за это падет не на те революционные партии, которые — худо ли, хорошо ли — пытаются внести в это стихийное движение масс элементы организации и порядка, а на то правительство, которое медлит с неотложными реформами, которое обостряет и питает народную смуту, которое бросает сотни миллионов народных денег на рискованные и безнадежные авантюры. Вступать в союз с таким правительством для предотвращения возможных катастроф — значит поддерживать источник той самой опасности, которую мы ищем предотвратить. (Либеральное движение в России. 1902-1905 гг. М., 2001. С. 68-72)
Вопросы к документу:
Документ № 2 Программа «Союза освобождения» Освобождение. 1905. № 69-70. С. 305-306 «Союз освобождения» требует поэтому немедленного созыва учредительного собрания на началах всеобщей, прямой, равной и тайной подачи голосов для выработки русской конституции. «Союз освобождения» считает далее необходимым выступить уже в настоящее, подготовительное к созыву учредительного собрания, время с определенной программой. Общей и непосредственною целью своей деятельности «Союз освобождения» считает коренное преобразование государственного строя России на началах политической свободы и демократизма. Для осуществления провозглашенных Союзом начал политической свободы и демократизма, мы требуем признания в основном государственном законе прав человека и гражданина. В состав их прежде всего входит равенство всех перед законом без различия пола, вероисповедания и национальности. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и других отдельных групп населения должны быть отменены. Далее, сюда относится неприкосновенность личности и жилища. Никто не может быть ни обыскан, ни арестован, ни наказан иначе, как в порядке общего судопроизводства, предоставляющего подозреваемому и обвиняемому все средства защиты на всех стадиях судебного разбирательства. Каждому гражданину должна быть предоставлена полная свобода передвижения; паспортная система должна быть упразднена. Затем, необходимо обеспечение свободы совести. Всякие религиозные преследования должны быть прекращены; никто не может быть вынуждаем исповедовать какое-либо вероучение или принадлежать к какой-либо вероисповедной организации; наоборот, всякий имеет право свободно либо выбрать себе то или другое вероучение и присоединиться к тому или другому вероисповедному обществу, либо отказаться от всякого вероучения и перестать надлежать к той церкви, членом которой он считался. Из признания начала свободы совести вытекает, с одной стороны, освобождение церковных обществ от государственной опеки и, с другой - освобождение государства от подчинения церковным интересам. Равным образом, необходима свобода печатного слова. Свобода печати подразумевает полную отмену цензуры и право издавать и распространять всевозможные произведения печати, как периодической, так и непериодической, на всех языках, без всяких разрешений, залогов или других каких-либо ограничительных мер. Наконец, мы требуем свободы устного слова, публичных браний и союзов. Все граждане должны иметь право произносить речи, читать лекции, устраивать собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом. Они должны иметь право образовывать постоянные и временные союзы для всяких целей, прямо не запрещенных уголовным законом, и притом без всякого предварительного разрешения полицейской власти. Для этого необходимо, чтобы законодательная власть принадлежала народному представительству, организованному на началах всеобщей, прямой, равной и тайной подачи голосов, без различия пола. Представители народа должны иметь право законодательной инициативы. Утверждение государственного бюджета должно быть неотъемлемым правом народного представительства. Никто не обязан платить налогов и пошлин, не предусмотренных сметой или когда смета уже потеряла законную силу. Высшие органы исполнительной власти — министры — должны быть ответственны перед народным собранием, которое, таким образом, не только облечено правом обсуждать действия министров и их подчиненных и требовать от них объяснений, но имеет также право, при соблюдении известных условий, привлекать министров к судебной ответственности. Освобожденная Россия должна сознательно и решительно порвать с угнетением окраин и бюрократической централизацией. Из этого следует, прежде всего, что конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена и торжественно признана в основных законах Российской Империи. Самое широкое областное самоуправление должно быть, во всяком случае, предоставлено областям Империи, резко обособленным по своим бытовым и историческим условиям, например, Польше, Литве, Малороссии или Закавказью. В отношении народностей, входящих в состав России, мы безусловно признаем их право на культурное самоопределение. Употребление в начальных школах и во всех местных учреждениях народного языка должно быть принципиально признано необходимым для всех народностей Российского государства. Политическая реформа необходима также и ради осуществления глубоких культурных, правовых и экономических преобразований. Первое место среди них должно принадлежать школьной реформе. Немедленно должно быть приступлено к организации в стране всеобщего начального обучения с чисто светским характером, которое впоследствии должно быть сделано обязательным. Суд присяжных должен получить возможно широкое распространение с исключительной подсудностью ему всех преступлений. Относительно системы обложения мы требуем: 1. Отмены выкупных платежей, взимаемых с крестьянских земель; 2. Развития прямого обложения и постепенного понижения и уничтожения косвенных налогов; 3. Реформы прямого обложения на основе прогрессивной пропорциональности налогов доходам облагаемых лиц. Наряду с изменением финансовой политики необходимы отказ от покровительства отдельным предприятиям и предпринимателям и усиленное покровительство развитию производительных сил народа. Рядом с отказом от неразумного протекционизма должны быть проведены широкие аграрные реформы. Политическое освобождение России должно быть вместе с тем и довершением дела освобождения крестьян. В этих целях необходимо: 1. Новое наделение безземельных и малоземельных крестьян государственными, удельными и кабинетскими землями, а где их нет — частновладельческими, с вознаграждением нынешних владельцев этих земель; 2. Образование государственного земельного фонда для широкой организации, с помощью государства, переселения крестьян на эти земли; 3. Создание арендного права, гарантирующего земледельцу плоды его улучшений и учреждение примирительных палат для регулирования арендной платы трудящихся и для разбора споров и несогласий между арендаторами и землевладельцами. 4. Распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих применительно к особым условиям земледелия. В области рабочего вопроса необходимо, прежде всего, создание благоприятных условий для развития коллективной самодеятельности рабочих: право стачек и явочный порядок для профессиональных обществ и союзов. Затем, мы признаем необходимым: 1. Реформу рабочего законодательства и инспекции труда с распространением присущего им ныне бюрократического характера и с распространением их на все виды наемного труда; 2. Законодательное регулирование продолжительности рабочего времени путем введения 8-часового рабочего дня в тех производствах, где это возможно немедленно, и приближения к нему в других производствах; 3. Отмену сверхурочных работ, кроме технически необходимых; 4. Развитие охраны труда женщин и детей; 5. Законодательное регулирование всех отношений найма, которые поддаются такой нормировке. (Либеральное движение в России. 1902-1905 гг. М., 2001. С. 158-162)
Вопросы и задания к документу: 1. Установление какого политического строя предполагала программа «Союза Освобождения»? 2. Какие политические преобразования предусматривала программа? 3. Какое решение национального вопроса предлагалось в программе? 4. В чем видели решение аграрного вопроса, какую программу аграрных преобразований предлагали либералы? 5. Как предполагали решить рабочий вопрос?
Документ №3 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2279; Нарушение авторского права страницы