Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности средневековой философии ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Особенности: - теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог; - изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога; - господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении; - сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом; - человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); - провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; - выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; - выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества; - мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Основные проблемы средневековой философии К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий. Проблема соотношения веры и разума решалась авторами по-разному: Аврелий Августин: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональных выводов. Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к поглощению теологии философией. Тертуллиан: верую, ибо нелепо. Этот вариант предполагает расхождение разума и веры, ведет к концепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии. Вторая проблема — доказательство бытия Бога — это рациональные доводы, приводимые философами в поддержку веры, в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, телеологический довод. Суть онтологического довода состоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие — составная часть высшего совершенства. Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца. Телеологический довод сводится к тому, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя. Третья проблема средневековой философии, особенно в период поздней схоластики, — проблема универсалий. Она состоит в определении онтологического статуса общих понятий — универсалий. Основными вариантами решения этой проблемы были номинализм, реализм и концептуализм. С точки зрения реализма (Августин, Ансельм, Фома Аквинский), общие понятия существуют реально, самостоятельно, и вне вещей, и в вещах — как их сущности. Согласно номинализму, универсалии возникают лишь в человеческом уме и вне его не существуют. Так считали французский философ-схоласт И. Росцелин (1050-1123/5) и английский философ У. Оккам (1285-1349). Концептуализм считает, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате действия человеческого ума, в результате абстракции. К нему склонялись французский теолог-схоласт П. Абеляр и шотландский теолог-схоласт И. Дуне Скот. Приведите доказательства бытия Бога, данные Фомой Аквинским 5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского: 1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения. 2. Доказательство через производящую причину-это доказательство схоже с первым. Так ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего-это Бог. 3. Доказательство черезнеобходимость-каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия, Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто-Бог. 4. Доказательство от степеней бытия-люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее-этим является Бог. 5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, - это существо мы именуем Богом. Как решалась проблема соотношения веры и разума в средневековье Проблема соотношения веры и разума решалась авторами по-разному: Аврелий Августин: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональных выводов. Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к поглощению теологии философией. Тертуллиан: верую, ибо нелепо. Этот вариант предполагает расхождение разума и веры, ведет к концепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии. В чем состоит историческая роль философии средневековья Средневековье в вечном споре веры и знания стало временем преобладания религиозных начал. В философии и культуре в целом это было временем притеснения свободной мысли. Характерные черты философии эпохи Возрождения К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: -антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; -оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики); -перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; -принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); -большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; -торжество индивидуализма; -широкое распространение идеи социального равенства. 14. Сформулируйте основные идеи гуманизма на примере философии Дж. Пико дела Мирандолы Пико дела Мирандола выражал одну из основных истин гуманизма Возрождения: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. У Пико дела Мирандола в Речи о достоинстве человека универсальная человеческая природа, дающая ему превосходство над всем созданным, служит основой для свободного выбора, который составляет достоинство человека и является его назначением. Свободный выбор, осуществляемый данной человеку Богом свободной волей, есть выбор собственной природы, места и назначения, он происходит с помощью моральной и естественной философии и теологии и помогает человеку обрести счастье как в земной жизни, так и после смерти. Флорентиец Джованни Пико дела Мирандола (в «Речи о достоинстве человека» (1463-1494), написанной в 1486 году, говорит, что Бог не дал человеку «ничего собственного», т.е. никакого определенного образа, который раз и навсегда был бы специфичен исключительно для него. «И место, и лицо, и обязанность» он может выбрать «по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению». В этом выборе человек опирается на знание, которое в идеале должно иметь всеохватывающий, универсальный характер. Знание возвышает его, делает его могущественным, позволяет ему быть носителем мудрости, побеждающей Судьбу-Фортуну. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1569; Нарушение авторского права страницы