Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Условия становления античной философии и её этапы
Античная философия возникает на рубеже 7-6 веков до н.э. в Древней Греции. Возникновение и развитие древнегреческой философии было обусловлено, а хотя и опосредовано общей исторической ситуацией в Древней Греции в этот период. В Период с 9 по 7 века происходит подъем хозяйственно-экономической деятельности, в значительной мере связанный с все более применением орудий, с развитием мореплавания, колонизацией земель по средиземноморскому побережью, развитием и более широким применением рабского труда и другими факторами, которые в конечном счете способствовали развитию торговли, ремесел, усилению древнегреческих городов – полисов. Развитие различных видов деятельности, усиление культурных связей Древней Греции с другими странами приводило к социальному расслоению древнегреческого общества, следовательно, к усложнению его социальной структуры, правовых отношении, к развитию политических институтов. Среди многообразных исторических факторов, так или иначе влиявших на возникновение античной философии, существенную роль в этом процессе сыграли 3 фактора: 1) Усложнение хозяйственно-экономической деятельности, развитие различных видов деятельности неизбежно привело к общественному разделению труда – отделению умственного труда от физического. Относительное обособление умственного труда способствовало специализации, а следовательно, повышению эффективности духовно-познавательной деятельности, а также в постепенном формировании определенной социальной группы, представители которой занимались именно духовно-познавательной деятельностью, совершенствовали методы, формы, средства этой деятельности. Именно этим в значительной мере объяснялось и развитие античной культуры. 2) Развитие хозяйственно-экономической деятельности, ремесел, мореплавания и судостроения и прочие виды деятельности требовали выработки, накопления многообразных предметных знаний (физических, астрономических, медицинских, правовых) однако, существовавший в этот период (7 век до н.э.), способ миропонимания и познания – мифологический в принципе исключал возможность получения предметных знаний. Суть мифологического способа миропонимания – персонификация предметов, сил в природе, наделение их теми свойствами, которые характерны для человека или социальных явлений в социуме (антропоморфизм). Такой подход исключал возможность предметных знаний. Иначе говоря, возникло противоречие междус одной стороны – объективной социальной потребностью в разнообразных предметных знаниях и с другой стороны – мифологической мировоззренческой установкой, в принципе исключающей получение таких знаний. Стремление преодолеть это противоречие сделать возможным получение этих знаний привело к формированию и развитию новой мировоззренческой установки, ориентирующей на познание сущности, причин самих природных явлений, вещей. Такая новая мировоззренческая установка и означала возникновение философии. Непосредственной предпосылкой было именно это противоречие. По мере накопления предметных знаний, которые являлись результатом и познавательной деятельности и обыденного опыта древних греков, а также результатом культурных заимствований (астрономических, медицинских знаний) приводило к совершенствованию форм мыслительной познавательной деятельности, развитию логических познавательных методов. Результатом этого процесса явилась рационализация античного мышления. Именно это и явилось важной предпосылкой развития античной философии как системы логического знания. Процесс рационализации с одной стороны представлял собой совершенствование методов, форм логической познавательной деятельности на основе накопления и обобщения знаний, с другой стороны, этот процесс заключался в постоянном преодолении, вытеснении элементов мифологии. 3) Фактор социально-политического характера (развитие рабовладельческой демократии) Греческая рабовладельческая демократия предполагала участие свободных граждан в решении различных общественных вопросов. Это в свою очередь содействовало возрастанию индивидуально-личностного начала в общественной жизни, в культуре Древней Греции. Кроме того, это обстоятельство предъявляло и определенные требования к подготовке свободных граждан: умению участвовать в полемике, споре, обосновывать свою точку зрения и т.д. Возрастание индивидуально-личностного начала предполагало и способствовало развитию системы образования. Развитие образования приводило и к возникновению определенной социальной группы в обществе, представители которой профессионально занимались обобщением знаний, распространением этих знаний, что также содействовало рационализации античного мышления, создавало условия для свободного духовного творчества, что явилось важным условием для возникновения многообразных античных философских учений. Без определенной свободы возникновение и развитие философии было бы невозможно. Итак, основные этапы развития античной философской мысли можно разделить на три периода. Первый период обычно называют досократическим. Он охватывает VI-V в.в. до н.э. К нему относятся милетская и элейская философские школы, учения Гераклита, пифагорейцев, атомистов. Второй период называют классическим, или сократическим. Он развивался на протяжении середины V – IV в.в. до н.э. Этот период подготовлен учением софистов, и именно в этот время появились школы великих учителей мировой философии – Сократа, Платона и Аристотеля. В третий период развивалась эллинистическая и римская философия (конец IV – II в.в. до н.э. и I в. до н.э. – V-VI в.в. н.э.). Это период явился началом формирования христианской философии.
Основные идеи философии античности Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом. 1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен). 2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т. д.). 3. В античной философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей (Гераклит, Зенон и другие). 4. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель). 5. Была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ). 6. Значительное внимание уделялось проблемам нравственности. Источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек. 7. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, а государство охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1440; Нарушение авторского права страницы