Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Украины в 19-21 веках: философские воззрения представителей Кирило-Мефодиевского братства, М. П. Драгоманова, В. И. Вернадского и др.



В первой половине ХІХ века в Киеве сложилась религиозно-философская школа, которая сыграла существенную роль не только в украинской, но и в российской философии. Центром школы становится Киевская духовная академия, а в дальнейшем и Киевский университет. Представителями этой школы были: В.Карпов, И.Скворцов, О.Новицкий, И. Михневич, П. Авсенев, С. Гогоцкий.

Самым видным представителем Киевской религиозно-философской школы был Памфил Даниилович Юркевич (1826-1874). Именно он был приглашен в Москву в 1861 г. наладить философское образование в России. Главные труды П. Юркевича: «Идея», «Сердце и его значение в жизни человека», «Из наук о человеческом духе». П.Юркевич защищает право философии на свободное развитие. По его мнению, оно невозможно ни с позиций средневекового отождествления философии с религией, ни с точки зрения просветительских концепций, отождествляющих ее с наукой. Дело философии связано с жизнью духа, чтобы понять, что есть философия, П.Юркевич различает дух и сознание. Выступая против присущего философии Канта отождествления духа и сознание, он утверждает, что дух нечто большее, чем сознание, больше чем деятельность познания. Дух является реальной субстанцией, абсолютной основой действительности. Поэтому философия, обращаясь к познанию окружающего мира, стремится обнаружить эту основу. Ею, по мнению Юркевича, есть идея, в которой мышление и бытие совпадают, и которая выступает как основа, закон и норма явления. Она обнаруживает себя как самовластный, самодостаточный источник становления всяких материальных форм. Человеческая природа является одним из образований этого вечного начала.

Опираясь на авторитет Библии, П.Д. Юркевич считает средоточением духовной жизни сердце, которое определяет сущность человеческой личности. Сердце является охранником и носителем всех телесных сил человека, органом разнообразных душевных волнений, чувств, страстей. Оно выступает центром моральной жизни человека, а также является исходным пунктом всего хорошего и злого в словах, мыслях и поступках людей. Глубина сердца и есть душа человека, которая, по Юркевичу, бессмертная и вечная, а потому является вечным и бессмертным человек. Каждый человек самоцененная и неповторимая личность, является целостным отдельным миром и потому является ценностью. П. Юркевич глубоко убежден, что между человеческими личностями должна быть не борьба, а согласие и гармония -«мир». Мир между людьми и мир людей с Богом является у него основной моральной ценностью. П.Юркевич, опираясь на обоснованную им философию сердца, отстаивает гармоничное соотношение между знанием и верой, которая учитывает самостоятельное значение обоих компонентов и стремится к их творческому взаимодействию.

Середина XIXв. знаменательна в Украине началом разработки философии украинской идеи, как теоретической основы самосознания украинского народа. Эту философию сформировали члены Кирилло-Мефодиевского братства – тайной политической организации, созданой в Киеве в декабре 1845 г. и просуществовщей до марта 1847, когда она была разгромлена царским правительством. В политической программе братства провозглашалась борьба за социальное и национальное освобождение славянских народов, и украинского в частности. Его участники призывали людей к объединению в свободную федерацию, в которой каждый народ имел бы свою республику и смог бы развивать свой язык, культуру, традиции.. Главной задачей также провозглашалась борьба против крепостничества. Яркими представителями кирилло-мефодиевцев были Н.И. Костомаров и П.А.Кулиш, Т.Г. Шевченко.

Костомаров Н.И.(1817-1885) является автором основного идеологического документа братства «Книга бытия украинского народа». В этом сочинении содержится историософская концепция, в центре которой проблема «Украина и мир». Эта проблема обосновывается автором в духе христианской философии. Костомаров убежден, что главное содержание и направленность исторического процесса определяет народ. Изучать историю, значит познавать «народный дух», являющийся первоосновой исторического развития.

Кулиш П.А.(1819-1897) видел миссию своей жизни в развитии национального самосознания украинского народа. В основе философского мировоззрения Кулиша характерный для традиции украинской духовной культуры взгляд на человека и мир как на двойственную сущность. В условиях преследований и запретов, установленных царским правительством на употребление украинского языка, Кулиш отстаивал взгляд на народный язык как голос сердца, непосредственное проявление душевной глубины народа, способного выразить самые тайные движения его души.

Значительное место в истории украинской духовной жизни второй половины XIX века занимал Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895). Позитивистская ориентация предопределяет откровенно негативное отношение Драгоманова к религии. Религия и наука вера и знание для него непримиримые противоположности. Центральной в исторической концепции Драгоманова была идея прогресса. Прогресс истории, по его мнению, осуществляется всеми народами, а критерием его является высший уровень духовной культуры и социальной справедливости, утверждение неотъемлемых прав человека. Он считал эволюционный путь просвещения единственно возможным для достижения социального идеала. Украинская нация путем самопознания должна достичь высокого уровня развития национального самосознания и умения утвердить свое право на существование среди других народов.

Высшей ценностью М.Драгоманова признает человеческую личность потому история свободы видится ему историей ограничения государственной власти. Наивысшим идеалом в общественно – политической сфере он считал анархический строй, что предусматривает образование добровольных ассоциаций гармонично развитых личностей с ограничеными элементами принуждения в общественной жизни. Такой свободной ассоциацией является прежде всего громада. Он отстаивал идею федерализма и считал, что нельзя игнорировать национальное в стремлении к объединению человечества. Он признает единственно возможным эволюционный путь просветительства для достижения идеала. С точки зрения Драгоманова, украинская нация путем самопознания должна достичь высокого уровня развития национального самосознания и умения утверждать свое право на существование среди других народов.

Существенное место в истории украинской философской мысли принадлежит выдающемуся писателю, общественному деятелю Ивану Яковичу Франко (1856 – 1916), который получил степень доктора философии в Венском университете. В значительной мере он раскрыл свою оригинальность и самобытность как философ в своих художественных произведениях. Именно в поэзии И.Франко разрабатывал идею героя, личности свободной в обществе, но не свободной от общества; идею героя, который есть носителем духа, «вечным революционером». Эта идея предопределяет в дальнейшем разработку темы „личность и народ”, где И.Франко пропагандирует идеал безграничной преданности народу, готовность отдать жизнь за счастье народа. В работе «Вне пределов возможного» он говорит о том, что идеалы должны объединять нацию и не только осознаваться, но и превращаться в символ веры.

Концепция исторического прогресса у И.Франко базируется на позитивизме и идеях социализма. Социалистический строй представлялся И.Франко как свободная федерация общин, где реализуется принцип самоуправления. Государству здесь нет места, поскольку оно с необходимостью возрождает неравенство и приводит к «всевластию керманычей». Он считал, что в основе развития человеческой истории лежат «общие законы эволюции в органической природе». Критерием общественного прогресса должен быть не прогресс науки и искусства самих по себе, а «эмансипация человеческого индивида». Франко акцентирует внимание на роли субъективного фактора в истории, критикует фатализм.

Одной из центральных идей в творчестве И.Франка есть идея страдания как фатальная судьба интеллигента – „бунтаря”. Однако путь к решению проблемы для него в оптимистическом утверждении оправданности жертвенного подвига.

В последующем развитии философской мысли в Украине, а именно в конце XIX-XX вв., формируются философские школы и направления в тесной связи с европейской философией, что охватывают поле от позитивизма к религиозному экзистенциализму. Такое направление украинской философии стало проявлением кризиса просветительской традиции философии рационализма, которая достигла своих вершин в немецкой классической философии. Выдающимся представителем позитивистской философии был Л.Л.Лесевич (1837 - 1905), хотя он и дополнял, смягчал ее философскими идеями И. Канта. Яркими философами киевской религиозно- экзистенциальной школы были М.Бердяев (1874 - 1948), Л. Шестов (1866 - 1938), В.Зенькивский (1881 - 1962). Близкими им в своих взглядах были религиозно-теистические преподаватели Киевской Духовной Академии: П.Линицкий, П.Кудрявцев, Д.Богдашевский.

Важный вклад в развитие отечественной философской мысли внесли выдающиеся украинские ученые, культурные, общественные и политические деятели, такие как Б.М.Кистяковский (1868-1920), В.И.Вернадский (1863-1945), М.С.Грушевский (1866-1934), В.К. Винниченко (1880-1951). Их творчество отмечено философским осмыслением действительности, что и определяет место этих деятелей культуры и науки в истории философской мысли Украины. Так, В.И.Вернадский принадлежит ко всемирно известным ученым-мыслителям, которые настолько опередили время, что лишь сегодня человечество начинает постигать колоссальность их прозрений и предсказаний. В то же время он – творец целостной философии мироздания, философии общественной жизни, один из основателей антропокосмизма как системы, которая соединяет в гармоничное целое естественно-историческую и социально-гуманитарную тенденции развития науки. В основе философского миропонимания В.И. Вернадского лежит вера во всемогущество человеческой жизнедеятельности. Согласно этому взгляду, человек оказывается более органически вписанным в природу, чем это считалось раньше, а разум является не просто зеркальноподобным придатком природы, а одним из факторов космической эволюции мира. Формулируется задача грандиозного синтеза процессов эволюции планеты, жизни, общества и разума.- концепция ноосферы.

Среди творческого наследия В.К. Винниченко большой трактат „Конкордизм”, который содержит изложение его социальной и этической концепции. Конкордизм (лат. сoncordia – согласование согласие) - один из образцов, основанной еще со времен Платона, традиции философской утопии, но утопии производительной, который может служить идеальным указателем на пути к построению равноправного, демократического общества. Обоснованая В.Винниченком теория „честности с собой” – вариант давних поисков модели идеального гражданина, чье самоотверженное служение обществу не только не ограничивает его внутренней свободы, а есть ее органическим проявлением.

В 20-е годы XX в. активизируются усилия по разработке философии украинской идеи. В центре дискуссии стала концепция, которую предложил Н.Хвылевый (1893-1933). Он считал необходимым отказаться от ориентации на пассивно-страдательную русскую культуру и повернуться лицом к Европе. Хвылевый подчеркивал непреходящее значение созданного европейской культурой идеала «гражданского человека», смысл жизни которого в «широкой и глубокой активности». Благодаря этому качеству человек становится действительным творцом истории.

Характерной особенностью подхода к проблеме национальной идеи, особенно в кругах эмигрантской молодежи, начиная с 20-х годов, были попытки решить ее с позиций крайне радикального национализма. Эта позиция представлена в творчестве Д.И. Донцова (1883-1973). Философское содержание его мировоззрения отличается иррационализмом, противоречивым соединением романтического понимания национального как аристократизма духа с биологизатораским утверждением принципа «борьбы за существование».

Близкой к взглядам Д.Донцова является историософская концепция В.К. Липинского (1882-1931). Центральное место в ней занимают категории «традиция», «аристократия», «нация», трактовавшиеся в активно-динамической форме.

Значительный вклад в изучение глубинных факторов духовной истории Украины и национальной философии сделал Д.И.Чижевский (1894-1977). Он считал, что одним из таких факторов являются национальные черты украинского характера: «эмоциализм», «индивидуализм» и «плюралистическая этика», признающая право каждого индивида на собственный этический путь.

Открытие философского факультета в Киевском университете в 1944 году и создание в 1946 году Института философии АН Украины привело к оживлению философской жизни в Украине.

Большой вклад в развитие философии в Украине сделал талантливый философ, организатор науки Павел Васильевич Копнин (1922-1971). Научные интересы Копнина были сосредоточены вокруг исследования проблем логики, теории познания и методологии научного познания. Он акцентировал внимание на гуманистической направленности философии. Это в дальнейшем определило плодотворную разработку мировоззренческо-гуманистической проблематики, вопросов философии культуры, которые активно разрабатывались украинскими философами на протяжении 70-х и последующих годов ХХ – начале ХХI столетий.

Вторым направлением, плодотворно развивающимся в Украине в этот период, являются историко-философские исследования. Прежде всего, осваивается наследие немецкой классической философии. Школа, возглавляемая В.И.Шинкаруком (1928-2001), осуществляет глубокую разработку проблем диалектики, логики и теории познания на основе анализа философии Канта, Гегеля, Фейербаха и других представителей немецкой философской классики. Осмысливаются достижения зарубежной философии XX ст., в частности, феноменология Э.Гуссерля, философия жизни, экзистенциализм, неофрейдизм и др. Осуществились заметные сдвиги и в разработке вопросов истории философии Украины.

Завершая рассмотрение темы, можно отметить, что возникновение и развитие философской мысли в Украине представляет собой сложный, противоречивый процесс. Он составляет неотъемлемую часть украинской культуры и украинской истории. Индивидуальное неповторимое лицо украинской философии образуется взаимодействием всего, что было создано в философии в Украине, что реально функционировало в культуре украинского народа как обобщенного субъекта философского осмысления действительности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь