Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Динамизм бытия: движение и развитие. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика.



Понятие Д, (от греч. искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории Ф. в разных значениях.

1. Родилось оно в древнегреческой культуре, где — с развитием античной демократии — стало высоко цениться умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту и т.о. приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. В конце V — начале IV века до н. э. ведение диалога требовало уже большого мастерства и специальной подготовки. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу?, стремясь понять альтернативные т.зр. и доказать преимущества своих собственных позиций. Под Д. понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему.

Практика общественной полемики получила ф.ское выражение в учении Сократа, выработавшего ряд общих приемов развития мысли в процессе полемики. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений.

2. Вершиной средневековой Д. стали труды Пьера Абеляра. Свою книгу «Да и нет» он построил по античному образцу, как систему?, задаваемых учителем, и ответов учеников. Учитель подводил учеников к заведомо неверному выводу, а потом бесспорным доводом опровергал их рассуждения, заставлял принять свою точку зрения.

В средние века искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. Но, несмотря на эту ограниченную цель, оно внесло определенный вклад в европейскую культуру и содействовало подготовке той современной формы диалога, которая используется в наши дни в продуктивных научных, ф-ских, экономических, юр. и других дискуссиях.

Формирование Д. прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют:

1. Д. древних философов. Древние диалектические учения, как правило, базировались на пытливом уяснении различных явлений, доступных обычному наблюдению (Гераклит). Размышления о соотношении единого и многого, единичного и общего опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставления разноречивых мнений, взглядов, позиций.

2. идеалистическую Д. класс. немецкой Ф. Д. в ее зрелом теоретическом виде — позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы Д. впервые предстала в идеалистической Ф. Гегеля. Постоянное движение, изменение ф. находил и в природе, но подлинное развитие выявил в истории общества, прежде всего в дух. К.. Гегель проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях «абсолютной идеи», «мирового разума». Духовные процессы общественной жизни представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальные. Реальная история стран, народов осмысливалась как воплощение развития духа, идей.

3. материалистическую Д. Для того чтобы учение о диалектике стало применимо к природе и обществу, к политике и естествознанию, к техническому прогрессу и обыденной жизни, его необходимо было поставить на материалистическую основу. Именно так и сформулировал задачу Маркс: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Материалистическая диалектика составляет ядро Маркс. ф-ского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и революционного преобразования действительности. Через Д форм, методов, приемов познания раскрывается сложный, противоречивый, изменяющийся мир. Д. — несомненное достижение культуры. Гибкое, творческое мышление все больше осознается сегодня как общечеловеческая ценность.

Особенности соц. Д. (по учебнику Харина)

Чел. общество- сложная динамическая система матер. и дух. отношений индивидов и соц. групп.

Потребности, цели, ценности, воля, разум, чувства, характер практических действий присущи обществу в отличие от природы.

Соц. общности (нации, государства), объединенные на основе матер. производства – фактор объективной Д. общ. развития. Чел. качества значительно изменяют действие всеобщих законов развития.

Одним из достижений более чем 2500-летнего развития философии является положение о неразрывной связи материи и движения. В то же время в большинстве материалистических учений материя рассматривалась как пассивная, лишенная внутренней активности субстанция, а движение – как нечто внешнее по отношению к ней, как сила, прилагающаяся к телу извне. Кроме того, по сути дела, признавалось только механическое движение. Даже закон инерции толковался как закон, отрицающий активность материи. Наряду с этим со второй половины XIX в. развивалась другая концепция, сводящая материю к движению. Она нашла свое выражение в таком течении, как энергетизм, который игнорировал атомно-молекулярное учение при анализе физико-химических явлений.

Диалектический материализм (в противоположность механицизму и энергетизму) рассматривает движение в его бесконечном качественном многообразии как атрибут материи, ее необходимый внутренний способ существования.

Слово " движение" знакомо каждому человеку. Чаще всего в повседневном общении под ним понимают перемещение одних тел относительно других. Такое изменение положения тел в физике называют механическим движением. Но в мире существует множество других изменений. Они могут быть внутренними и внешними, структурными и функциональными, существенными и несущественными, качественными или количественными, относиться к телам различных уровней и т.д. Движение проявляется в процессе взаимодействия различных материальных образований. Перемещение тел, их охлаждение и нагревание, электромагнитное излучение, обмен веществ в организме и между организмом и средой, различные социальные процессы - все это движение.
Бытие без движения так же бессмысленно, как и бытие без материи. Все формы бытия представляют собой конкретные формы движущейся материи. Движение в применении к материи – это изменение вообще.

Мало сказать, что материя и движение связаны, - движение неотделимо от материи. Ни материя без движения, ни движение без материи не существуют.

Наряду с формами движения материи имеет смысл выделять и три важных типа движения: физический, биотический и социальный – соответственно общепринятому делению всех явлений на три сферы (неживую, живую и социально организованную).

Синергетика изучает процесс самоорганизации в природных, социальных системах. Хаос представлялся сугубо деструктивным началом мира. Казалось, что он ведет в никуда. Случайность изгонялась из научных теорий. Она считалась второстепенным фактором. Существовало убеждение, что случайности не оставляют следа в течении развития природы, науки, культуры. А мир рассматривался как не зависящий ни от микрофлуктуаций на нижележащих уровнях бытия, ни от малых влияний космоса. Укоренен миф - единичное человеческое усилие не может иметь видимого влияния на ход истории, что деятельность отдельного человека несущественна для макросоциальных процессов. Неустойчивость воспринималась с позиции классового разума как неприятности, которые должны быть преодолены. Развитие понималось как поступательное, без альтернатив. Считалось, что пройденное представляет лишь исторический интерес. Если и есть возвраты к старому, то они являют собой диалектическое снятие предыдущего уровня и имеют новую основу. Если и есть альтернативы, то - случайные отклонения от главного течения, подчиненные этому течению, определяемому законами универсума. Все альтернативы поглощаются главным течением событий. Картина мира, рисуемая классическим разумом, - это мир, связанный причинно-следственными связями. Причинные цепи имеют линейный характер, а следствие если не тождественно причине, то пропорционально ей. По причинным цепям ход развития может быть просчитан неограниченно в прошлое и будущее. Развитие ретросказуемо и предсказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее - настоящим и прошлым. Классический традиционный подход к управлению сложными системами основывался на представлении: результат внешнего управляющего воздействия - однозначное и линейное, предсказуемое следствие приложен усилий, что соответствует схеме: управляющее воздействие => желаемый результат. Чем больше вкладываешь энергии, тем больше будто бы и отдача. На практике многие усилия оказываются тщетными, " уходят в песок" или даже приносят вред, если они противостоят собственным тенденциям саморазвития сложноорганизованных систем. Один из господствующих по сей день мифов линейного мышления - рост знания (" экономическое чудо" ) происходит по экспоненте. На самом деле, большинство процессов лавинообразного роста происходят не по экспоненте, а в так называемом режиме с обострением, когда рассматриваемые величины хотя бы часть времени изменяются по закону неограниченного возрастания за конечное время. Синергетика учит нас видеть мир по-другому.

1. Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Надо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути, важно понять законы совместной жизни природы и человечества, их эволюции. Проблема управляемого развития принимает форму проблемы самоуправляемого развития.

2. Синергетика демонстрирует, как и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как из хаоса может развиться новая организация. Через хаос осуществляется связь разных уровней организации. Из этого общего представления следует, что действия отдельного человека не бесплодны, они не всегда полностью растворены в общем движении социума. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком груза ответственности за судьбу социальной системы.

3. Синергетика свидетельствует, что для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Неединственность эволюционного пути, отсутствие жесткой предопределенности сужает основу для позиции пессимизма. Укрепляется надежда на возможность выбора путей дальнейшего развития, таких, которые устраивали бы человека и не являлись бы разрушительными для природы. Хотя путей эволюции (целей развития) много, но с выбором пути в точках ветвления (точках бифуркации), т.е. на определенных стадиях эволюции, проявляет себя некая предопределенность развертывания процессов. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком. Что касается человека, то именно явные осознанные и скрытые подсознательные установки определяют его поведение сегодня.

4. Синергетика открывает новые принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей, построения сложных развивающихся структур из простых. Объединение структур не сводится к их простому сложению: имеет место перекрытие областей локализации структур с дефектом энергии. Целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. Появляется новый принцип согласования частей в целое, установление общего темпа развития входящих в целое частей. Понимание общих принципов организации эволюционного целого имеет большое значение для выработки правильных подходов к построению сложных социальных, геополитических ценностей, к объединению стран, находящихся на разных уровнях развития, в мировое сообщество.

5. Синергетика дает знание, как оперировать сложными системами и управлять ими. Главное - правильная архитектура воздействия на сложную систему (среду). Малые, но правильно организованные - резонансные - воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны. Это свойство сложной организации было угадано родоначальником даосизма Дао-цзы и выражено в вечно озадачивающей нас форме: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое и т.д.

6. Синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейного, самостимулирующего роста. Важно понять, как можно инициировать такого рода процессы в открытых нелинейных средах, например, в среде экономической, и какие существуют требования, чтобы избегать распада сложных структур вблизи моментов максим развития.

Диалектика - учение единства и борьбы противоположностей. Мыслить в единстве противоположных понятий. Необходимо различать следующие виды диалектики:

1. Объективная - диалектика природы (закономерность движения материи), бессубъектная диалектика. Субъектно-объектная (социальная) – вид объективной диалектики, в которой сам человек предстает внутренним носителем диалектики; социальная синергия (социальная направленность действия людей).

2. Субъективная - отражение в мышлении человека объективных процессов существования, изменения, развития. Она существует в нескольких видах: 1)стихийное мышление человека 2)диалектика познания (постановка под сомнение абсолютной истины) 3)теория (учения) диалектики. Субъективная диалектика - система, которая состоит из 4 элементов: принципов, законов, категорий и концепций. Законов множество, но их можно подразделить на основные законы (законы развития) и законы структурной детерминации (законы связи и процессов).

Материалистическая диалектика, ее законы и категории постоянно развиваются, совершенствуются. Основа развития – обобщение новейших данных естественных и общественных наук. Развивающееся естествознание показывает сложность и противоречивость движения явлений материального мира и его отражения в сознании людей. Материалистическая диалектика революционна и критична, показывает исторически преходящий характер всех форм обществ, жизни, требуя трезвого и глубокого анализа явлений действительности. Для диалектической философии нет ничего навсегда установленного. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она является простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу.

Объективными характеристиками социального взаимодействия являются социальное пространство и социальное время. Жизнь человека постоянно вносит изменения в пространственно-временные отношения человеческой деятельности. Социальное пространство это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и заканчивая обществом. Оно выражает порядок сосуществования структурность и протяженность общественных систем, социальных действий и процессов. В зависимости от места расположения, доступности использования, размеров и других особенностей различное социальное значение будут, иметь, например, полезные ископаемые, водные бассейне лес, земля и т. д. Социальное время - это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии.
Социальное пространство и время складываются объективно в процессе жизнедеятельности общества. К социальному пространству относится не просто географическая территория, освоенная человеком. Более существенным признаком являются локализация, сосуществование, степень совместимости различных видов деятельности человека. Социальное пространство нельзя рассматривать в отрыве от социального времени, по которому можно судить о координации и насыщенности социальных процессов и человеческих действий. Социальное пространство и время выступают активными регуляторами общественных отношений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь